Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1152) → ПротИерей Артемий Владимиров: Крест – несущая конструкция мира, Крестом примирены Небо и земля, время и вечность

ПротИерей Артемий Владимиров: Крест – несущая конструкция мира, Крестом примирены Небо и земля, время и вечность

№15 (1152) / 11 апреля ‘22

Беседы с батюшкой

Батюшка, совсем недавно мы отмечали большой праздник – воскресенье Крестопоклонной недели. У нас есть праздник Воздвижения Креста Господня, и в середине августа – Изнесение Честных Древ. Чем отличаются эти праздники и почему мы отмечаем праздник Креста постом, хотя скоро будем вспоминать Страстную седмицу, крестную смерть Спасителя?

– Прежде всего эти события объединены знамением Сына Человеческого – так Священное Писание именует Крест, который во время Второго Пришествия Христова будет явлен на Небесах. На обратной стороне многих распятий, особенно тех,что изготавливались в XIX веке и ранее, мы видим слова, что Крест «хранитель всея вселенныя, крест, красота Церкве: крест, царей держава: крест, верных утверждение: крест, ангелов слава, и демонов язва». Крест – несущая конструкция мира, Крестом примирены небо и земля, время и вечность.

Всякий раз, когда на середину храма из алтаря выносится Крест, мы понимаем, что Церковь хочет своих чад поддержать, оградить, защитить, вдохновить, утешить и укрепить. Ведь не случайно Крест именуется в церковных песнопениях не просто Честным Древом, а «треблаженным Древом»: Древом жизни, от которого исходит благодать, которое плодоносит плодами духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера.

Середина поста (среда этой недели) тоже имеет очень интересное название – средокрестная: это ровно половина весенней Четыредесятницы – водораздел, пристань, к ней мы можем причалить баркасом своей души и перевести дыхание, набраться сил (перезагрузиться, говоря современным языком). В течение всей седмицы вплоть до пятницы мы поклоняемся Кресту со знаменательными словами: «Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое Воскресение Твое воспеваем и славим, ибо Ты – Бог наш».

Впереди нас ожидает Страстная седмица, крестная Пасха. Нынешняя Крестопоклонная седмица ее предваряет, приготовляет. В нашей внутренней жизни во Христе крестоношение – основа основ: «твори благо, бегай злаго» – ограждай внутренний мир своей души от восстания страстей, борись с грехом. Здесь нам нужно оружие, которого трепещут падшие силы, демоны. Это оружие – обращение ко Христу распятому и Воскресшему.

Если вернуться во времена, когда праздник Воздвижения Креста Господня появлялся, Крест был особенным, противоречивым символом для той армии: то, что было орудием казни, делают орудием победы. Как к этому относиться? Бывший министр культуры Мединский предложил прочитать в школах молитву о России – вроде бы Министерство просвещения откликнулось. Это очень необычное предложение для нашей действительности.

– Сейчас Запад активно отмежевывается от Востока, и мы создаем русский мир, свободный от флюидов Запада. Остатки, реликты христианского самосознания некогда заквашивали Европу и патриархальную Америку (там существовали и существуют свои христианские круги). Инсигнии, регалии царской власти до падения самодержавия всегда присутствовали в школах. Начало учебного процесса у нас было связано с гимном «Боже, царя храни»...

Безусловно, крест в Римской империи, поначалу пугавший язычников, чуждых благодати, со времен великого в IV столетии Константина был вознесен на стяги, штандарты, знамена. «Сим победиши» – вот слова, которые он увидел в видении креста... Но важно не навязываться в вере, а просвещать.

Как это сделать? Это очень сложно.

– Педагогика – тончайшее искусство. Я, имея 45-летний стаж преподавания русского языка и литературы, понимаю, что это дело тонкое. Однако оставьте детскую душу блуждать в пустыне мрачной современной постиндустриальной цивилизации – и вы получите ИГИЛовское, бандеровское, фашистское состояние опущенности и порока, который сотрет в человеке сначала образ Божий, потом человеческий.

Это очень сложный вопрос. В сфере образования, Синодального отдела религиозного образования и катехизации мы говорим, как сделать так, чтобы маленькие дети, посещающие воскресную школу, стали полноценными прихожанами, остались при храме, выросли, женились и крестили детей. Это очень сложная задача. Как можно ее решить в современных условиях?

– Не внешними административными мерами, безусловно.

Когда речь идет о начальной военной подготовке, «Зарнице» и других принципах внешнего патриотического объединения молодежи, то задача решается легче: «Рота, подъем, на зарядку становись!» Но когда речь идет о нравственных идеалах, святыне сердца, благоговении (для начала к земному Отечеству), требуется не просто ряд внешних мероприятий (хотя они нужны), но любовь самого человека – воспитателя, учителя, священника, родителя. Я должен дышать этим идеалом, искриться верой и любовью.

Если я действительно благоговею перед огненными 1941–1945 годами, ношу в сердце любовь к нашим дедам, славным победой, то мне будет совсем несложно, используя педагогический инструментарий, передать детям России, как можно по-хорошему гордиться боевой славой наших предков.

Сегодня я подписался на сайт Сергея Шойгу, и передо мной стали выплывать в канале Telegram наши новые герои: российские военные, мальчики-богатыри, которые сегодня демонстрируют, как недавно говорил наш президент, высочайший градус самопожертвования, взаимовыручки, бережного отношения к мирным жителям. Они подчас закрывают собой несчастных беженцев Мариуполя, гибнут под пулями провокаторов, тех, кто сам себе отказал в образе человеческом. Это действительно новая историческая страница нашего Отечества, которое всегда будет сильно любовью ко Кресту и Христу, с молитвой Богу и любовью к людям.

Хотелось бы вернуться к детям, когда они в поисках творческого пути. Какие книги Вы читали в детстве и какую роль они сыграли в Вашем становлении?

– Не скрою, мы действительно были «книжными червячками»: родители, бабушка, занимавшаяся нашим воспитанием, приохотили нас к чтению. Мы ничего не знали о мобильных телефонах (даже стационарный телефон тогда был роскошью), зато на книжных полках нас встречали наши друзья.

Сначала у меня были любимыми книги про животных: писатель Даррелл, который говорил о четвероногих питомцах, и Бианки. Затем меня привлекли сказки, и скажу без преувеличения, что я прочитал сказки всех народов мира. Таков был период с 8 до 12 лет – я всюду выискивал сказки: турецкие, вьетнамские, еврейские, русские... Сказки тем хороши, что учат победе добра над злом. Потом пришла приключенческая литература: Майн Рид, про Шерлока Холмса... Продолжилось дело Диккенсом благодаря бабушке, которая приносила плотные, увесистые тома этого английского писателя.

Было ли в детстве такое, что предопределило Ваш творческий, жизненный путь? Насколько я помню, к вере Вы пришли уже юношей.

– Что касается призвания, то нас в школе действительно учили думать о будущности. Мы писали сочинения «Кем ты хочешь быть?», и мечты сменялись одна другой. Помню, мне хотелось быть милиционером после прочтения «Дяди Степы» Сергея Владимировича Михалкова. Интересовала меня и область строительства благодаря конструкторам (не Lego – более скромным, однако занимавшим мальчишеское воображение). Затем, в классе 7-м или 8-м, учась с детства в специализированной английской школе, вдруг загорелся мыслью: «Что ж такое? Я долблю этот „инглиш“, но до сих пор не могу прочесть ни одной подлинной, неадаптированной книги? Нужно как-то изменить положение».

Терпение и труд все перетрут: погрузившись в словари, выписывая незнакомые слова (они все были незнакомые, когда я открывал английскую книгу), к 9-му классу я поднабрался знаний так, что это определило мой путь к литературе, языку. Окончив университет на русской кафедре, став учителем русского языка и литературы, я незаметно для себя был приглашен встать на рельсы священнического служения, преподавая семинаристам русский язык в Московских духовных школах.

Сейчас, оборачиваясь назад, утверждаю, что всякое дело, которое становится твоим любимым делом, всякое образование – техническое, гуманитарное, естественнонаучное – обязательно тебе пригодится, когда ты встанешь по воле Божией на путь служения Матери Церкви: весь объем накопленных тобой знаний обязательно будет востребован в общении с людьми, от юридической части до финансовой и космической.

Батюшка, такой вопрос: «Как можно послужить Церкви, не находясь в священном сане?»

– Будем помнить, что христианин, если посмотреть на него с высоты птичьего полета под знаком вечности, это некий живой камень, который существует не сам по себе: как нужная и неотъемлемая часть, он входит в здание вне времени и пространства, созидаемое в Матери Церкви.

Все мы нужны друг другу, ведь все связаны с Главой Церкви – Христом. Соответственно, устремляясь к Господу с молитвой, к людям с любовью, мы вступаем во взаимные отношения. Апостолы называют учеников Христовых царственным священством.

В Ветхом Завете священник приносил жертву в молитве за народ. Так вот, каждый из нас призван ежедневно приносить маленькую жертву Христу, причем жертву не внешнего характера, но жертву в смысле прославления Творца, служения своим ближним. Таким образом, каждый из нас в нашем духовном призвании, устремляясь ко Господу и незаметно для себя черпая энергию любви, должен распространять ее вокруг себя.

Именно поэтому я очень люблю бывать здесь, в студии телеканала «Союз», в воскресный или в какой-то другой день. Воскресенье для батюшки начинается службой у престола Божия, причащением народа. Днем можно немножко перевести дыхание, а накопленное за день тепло Божественной благодати хочется раздать.

И всякий раз, когда пообщаешься с Вами, Сергей (а мы уже съели вместе пуд соли), пообщаешься с теледрузьями-прихожанами, что-то скажешь от сердца, чем-то поделишься, ответишь на какой-то вопрос, выходишь отсюда с крыльями – хочется не ползать, а летать, и чем больше отдашь, тем больше получаешь от Бога.

Вопрос телезрительницы: «В Библии говорится об одном храме – Иерусалимском: не говорится, что храмов должно быть много. Храм есть Тело Христово, почему же у нас много храмов, а не один храм?»

– Мы только что говорили, что христиане суть царственное священство: что они призваны господствовать над страстями, повелевать собою и приносить Господу Богу чистую жертву благодарения и любви. Но апостол Павел, обращаясь к пастве, говорит: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

Каждый христианин в силу воспринятого им Крещения и таинства Миропомазания есть освященный храм. Нас много: мы, ученики Христовы, рассеяны по всему лицу земли. Но в идеале каждый из нас должен в сердце иметь походную церковь и в глубинах своего духа тайно возносить славу Святой Троице.

А что касается внешних храмов, то Евхаристические собрания учреждены везде и всюду. И хотя Тайная Вечеря одна и Христос единожды на Тайной Вечере преподал апостолам под образом хлеба и вина Свое Тело и Кровь, мы приобщаемся к Тайной Вечере живя и в России, и в Африке, и в Австралии, и в Америке, и в Азии, в лоне православного храма, где по установленному чину православным епископом, священником и народом совершается служба благодарения – святая Литургия. Это удивительное таинство проявляется во множестве собраний.

Вопрос: «Зачем нужно каяться Богу в грехах, если я сижу дома, никуда не выхожу и не грешу? Получается, когда я каюсь, обманываю Бога? Грехов-то нет».

– Если мы встретим человека, который, как солнечный зайчик, исполнен Божественной любви ко всем разумным созданиям и, проживая свой день, ни на минуту не отвлекается от предстояния Создателю, а главное, если в его душе живет смирение, он чувствует полную зависимость от Творца и каждым своим дыханием устремлен к Иисусу Христу, то пусть он славит Господа. Пусть он возглашает утром, днем и вечером: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!»

Внутреннее побуждение возносить вместе с ангелами хвалу Богу есть выражение нашего покаяния, осуществление нашего исконного предназначения. Но таких солнечных зайчиков, у которых покаяние перешло в славословие Творца, реально не так уж много. Если копнуть, то мы можем увидеть: вот равнодушие к родственникам, вот легкая тень печали, вот в сердце забралось осуждение тех, кто мыслит иначе, чем мы. Вот черствость, вот пристрастие к пустым развлекательным передачам, а вот и нечистая мысль забралась, тревога и малодушие.

Оказывается, грехов-то море – просто пучина морская, ведь все, что отвлекает нас от предстояния Христу, что заслоняет от нас невидимый лик Спасителя, и есть греховные пыль и песок. От этих грешков можно избавиться только всегдашней устремленностью ума к Богу, всегдашним охранением своей души от худых помыслов, мечтательности, всегдашним желанием ближним того, чего мы желаем себе, – спасения, а это очень большой труд.

«Что означает выражение “стяжи дух мирен”?»

– «Стяжи» – то есть «приобрети, усвой себе» мирное расположение сердца. Но где взять мирное расположение сердца, когда мы волнуемся, переживаем, тревожимся, часто впадаем в состояние непримиренности, мнительности, обиды?

Мир – сокровище Небесное, а не земное: мир преподносит нам, низводит в наши души Воскресший Христос. Чтобы действительно обрести баланс ума и сердца, не позволять лукавому омрачать наше сознание, нам необходимо обеими руками держаться за ризу Господа Иисуса Христа, быть с Ним в непрестанном союзе с сокрушенной молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»

Но заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Молитва требует внимательности, благожелательности к людям, крайнего смирения, то есть суждения о собственной греховности, ощущения своей слабости и немощи. Стяжать дух мирен – значит употребить все свои душевные и телесные усилия, чтобы прилепиться ко Христу и быть с Ним единым духом, а Он и есть наш мир. Когда Христос родился, мы впервые услышали ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, и на земли мир.

«Читаю Библию, Книгу Иисуса Навина. Меня все же немного волнует поражение Богом племен, живших на земле, на которую Господь привел израильтян после их хождения по пустыне. Почему такая жестокость?»

– Почитайте в качестве комментария к Книге Иисуса Навина, скажем, объяснение из Толковой Библии дореволюционного ученого Лопухина: вы увидите комментарии для каждого стиха ветхозаветной богодухновенной Книги и узнаете, каковы были нравы этих языческих племен, когда люди закалывали младенцев, принося их в жертву идолам, когда был распространен свальный блудный грех, всевозможные извращения против нравственности.

Кстати, Господь Бог не спешил предавать эти племена огню и мечу – прочитайте Книгу Премудрости Соломона: в ней описывается, что когда народ Израиля вошел в Палестину, выслали дозорных, причем этими дозорными были какие-то шмели, насекомые. Они летели впереди и как будто предупреждали язычников о том, что им необходимо прекратить этот геноцид самоуничтожения, издевательства над собственной природой, ведь в сердце каждого человека Богом вмонтирована совесть. Однако лишь единицы из этих людей прислушивались к своему сердцу и исполняли нравственный закон. Мир погрязал и погибал в беззакониях.

Сравните это с нашей жизнью, вспомните, скажем, что такое ИГИЛ или бандеровщина – неофашизм нашего времени.

Запрещенные в России организации.

– Запрещенные в России и у всех приличных людей организации. Эти люди забывают, что они рождены матерью, и их злодеяния вопиют к небу. Таким образом, чтобы правильно понимать Библию, лучше всего переносить исторический контекст на духовный. Скажем, 8 языческих племен (амореи, филистимляне и прочие) суть 8 страстей, мешающие нам овладеть нашим собственным сердцем. Эти страсти подлежат истреблению: гордость, тщеславие, сребролюбие, гнев, уныние, печаль, чревоугодие, любодеяние.

Вот почему так полезно читать толкования святых отцов, которые учат нас не останавливаться на историческом контексте в буквальном понимании Священного Писания и переходить к глубокому нравственному осмыслению читаемого, перенося его в глубину нашего сердца.

Батюшка, спасибо за эфир. Спасибо нашим телезрителям за вопросы – мы с большим удовольствием их зачитали.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс