Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1152) → Священник Михаил Проходцев: Как сохранить духовное равновесие?

Священник Михаил Проходцев: Как сохранить духовное равновесие?

№15 (1152) / 11 апреля ‘22

Беседы с батюшкой

Как сохранить духовное равновесие… Сейчас для нас настали времена, когда мы задаем себе этот вопрос довольно часто.

– Эту тему обсуждали, наверное, и 100, и 200, и 300 лет назад – размышление об этом всегда волновало человечество, особенно в тяжелые времена. Мы знаем, какие испытания посылались христианам в разное время начиная от гонений Траяна и заканчивая Хрущевым.

Задавая Вам вопрос, как сохранить духовное равновесие, я должен его уточнить: «Как сохранить духовное равновесие в эпоху, когда, как мы думаем, мир вокруг нас рушится?»

– Для меня как священника и христианина размышление о духовном равновесии и желание равновесия абсолютно так же велико и очевидно, как и для каждого христианина и тех, с кем мы вместе молимся, с кем общаемся. Я тоже стремлюсь к познанию, что это такое, стремлюсь к этому состоянию.

Чтобы нам к чему-то прийти и сделать выводы, мы просто обязаны каждый день задавать себе вопросы (я не про психологию сейчас говорю). Но если мы честны с самими собой, если стараемся быть честными (это на самом деле очень сложно, поскольку проще и себя, и других обманывать), нужно ответить себе на вопрос: «Насколько я сейчас спокоен и адекватен?»

Я понимаю, что часто оценка собственной адекватности бывает неадекватной, а снаружи все гораздо очевиднее. Тем не менее: «Нахожусь ли я в состоянии спокойствия духа? Нахожусь ли я в духе и истине? Или же блуждаю где-то и вообще куда-то далеко ушел?» – задавая эти вопросы, мы приходим к размышлению над тем, каковы мои отношения с Богом, ведь духовная жизнь – это, безусловно, жизнь в Боге, жизнь с Ним: ради Него и для Него. И тогда возникает вопрос: «В каких отношениях я сейчас нахожусь с Богом?»

И если каждый из нас сейчас задаст себе этот вопрос, то увидит, какая бездна в этих отношениях возникает (особенно сегодня)...

Казалось бы, во времена испытаний человек должен стремиться к общению с Богом: в первую очередь, ему страшно – и страх усиливается от новостей, просмотра телевизора, нагнетается в средствах массовой информации... Так мы можем очень далеко уйти от Бога.

Есть один сериал, где прозвучала замечательная фраза: «Что мы забыли? Мы забыли Бога!» Вот сегодня Господь стоит рядом со всей этой суетой, которая происходит в наших сердцах, в нашей жизни, в наших семьях, в нашем народе, на земле, в мире людей, и смотрит на все это. А призыв от Господа, Который всегда и вовеки Тот же, всегда обращен к человеку, один: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное.

А мы суетимся, суетимся, суетимся… Очень важно услышать этот призыв, остановиться, сделать паузу – и начать общение с Тем, Кто желает для нас одного – спасения, спокойствия в Нем и жизни вечной.

Вопрос телезрителя Андрея из Фрязино: «Подскажите, пожалуйста, как в такие тяжкие времена сохранить верность Господу Богу?»

– Чтобы сохранить верность Богу, нам всем и лично каждому нужно налаживать с Ним отношения каждый день.

Мы с вами знаем, что самый важный момент в отношениях (между людьми, например) – это диалог. Страшно, когда диалога нет… Бывает, в семье, в которой некогда счастье и мир были, отношения почему-то доходят до того, что люди перестают общаться друг с другом (например, муж с женой перестают общаться или дети с родителями). А когда общение прекращается, люди достигают пика отторжения друг от друга. И вместо того, чтобы договариваться, находить общий язык,отдаляются друг от друга, и в результате их жизнь рассыпается. Это трагедия.

Такая же трагедия может произойти в отношениях с Богом.

Господь всегда готов с нами говорить, и мы все нуждаемся в собеседнике. Часто бывает, что нам тоскливо без понимающего, внимательного собеседника, с которым мы можем поговорить обо всем, а он готов выслушать нас. Часто мы не находим такого собеседника среди своих ближних – особенно сегодня, когда зачастую в одной семье люди придерживаются противоположных точек зрения. В результате происходит жуткий раздрай...

Я читал, что даже до разводов дело доходит: люди спорят, что сегодня происходит в мире, кто в этом виноват, а кто прав.

А если бы эти супруги сели дома за «стол переговоров» и вспомнили момент, когда они друг друга впервые встретили и удивились друг другу, как дали обещание быть вместе в горе и печали, о они обновили бы свой семейный завет и все-таки нашли общий язык. И это было бы замечательно...

А как замечательно, когда человек находит общий язык с Богом – Господь всегда готов разговаривать с ним: Он говорит с нами через Священное Писание, отвечает в молитве и через обстоятельства жизни. У Него для человека имеется множество средств коммуникации, но важно человеку понять, осознать, что и сам он может разговаривать с Богом: в любой момент и о чем угодно. И этот разговор называется молитвой.

Удивительно, но молитвой называется просто разговор с Богом на любую тему. Плохо мне – я буду кричать: «Послушай, Господи, мне сейчас плохо!» – и Он выслушает меня. Хорошо мне, мое сердце переполнено радостью – и я буду кричать, как мне хорошо: «Услышь меня, Господи!» Мы видим все это в псалмах.

Когда мы читаем псалмы (но не просто на автомате), можем удивиться: насколько много вложено переживаний царем и пророком Давидом в каждый псалом, как много там общения с Богом, обращений к Нему! И вот такой разговор и есть наша возможность наладить отношения с Богом и быть с Ним даже в самые непростые времена.

Замечательно… Ведь в самые сложные времена, когда мы тяжело болеем или болеют наши близкие, мы обращаемся к Господу без теплохладности: мы молим Его (не «молимся») о помощи… Но мы иногда говорим Ему: «Не очень Ты понимаешь, Господи, что вообще сейчас мне нужно. Если бы Ты был Благ, то, наверное, исправил бы эту ситуацию» – здесь возникает, на мой взгляд, вопрос о доверии Богу во всякое время, а не только тогда, когда нам тяжело.

– Есть два термина, и они на самом деле разные. Давайте вдумаемся в слова «доверие» и «вера».

Сколько раз мы встречали в новостных лентах выражения «обманутые доверчивые дольщики», «доверчивые вкладчики»... Доверчивость – синоним такой простоты, при которой человека легко можно облапошить, а вера – это всецелое полагание всех своих чаяний на Бога, упование на Него. Вера подразумевает: я верю в то, что сказал Господь, – в то, что Он говорит: просите, и дано будет вам; стучите, и отворят вам.

Очень нравится этот пример – всегда его люблю перечитывать – из Евангелия от Луки. Эти слова нам, христианам, нужно принять на веру: поверить, что это так.

И тогда, если мы поверим, что это так, мы сможем двигать горы – вот что удивительно… Каждый раз, когда мы говорим Богу, что Он что-то не сделал для нас, – это ропот; он заключается в нашем маловерии. Господь много раз говорит, что если мы будем иметь веру хоть с горчичное зерно, то сможем передвигать горы.

Разные ситуации возникают в нашей в жизни: болезнь близкого человека, какие-то внешние обстоятельства, горести или еще что-то, – это «горы». Мы на них смотрим и не понимаем, как можно их передвинуть (каждый из нас видел горы: «Человек среди гор ничтожно мал», – поется в одной песне).

Но Господь обещает – Он ни одного слова не бросил на ветер, все Его слова это истина, ибо Он Сам – Истина: истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас.

Человек, поверив Господу и все свое упование направив на эту веру, сдвинет гору, ибо Господь это обещал: это очень важно нам понимать сегодня и всегда.

Еще вопрос, связанный с ежедневной практикой – бывает, мы оставляем свою молитву: устали или еще по каким-то причинам (например, когда у меня друг сильно болел, он говорил, что не мог молиться: сил не было – настолько сильно поразил его ковид, что не было сил даже внутренне напрячься. Он мог только сказать: «Прости, Господи». Больше ничего)… Я говорю о практике ежедневной молитвы – порой нам кажется, что нужно заняться важными делами, и, оправдывая себя этим, мы оставляем молитву. Насколько необходимо постоянство в исполнении правила посещения церкви без оправдания? Это неисполнение может привести к сомнению, а тогда нам легче подвергнуться вражеским нападкам.

– Когда мы учились в академии, нам часто повторяли слова (не помню, кто из преподавателей их сказал): «Братья, берегитесь – все стрелы ада нацелены на нашу академию». Очень важные слова.

В академии молитва совершается постоянно: утренние и вечерние правила, перед трапезой и после, каждый день служатся утренние и вечерние богослужения, много общих служб – акафисты по средам, воскресные службы, всенощное бдение, постовые службы, все двунадесятые и другие праздники и так далее: очень много богослужений. Люди пребывают в молитве, и у них нет искушений.

Но коллективная фраза наших преподавателей говорит: чем больше ты вооружен против дьявола, тем сильнее он против тебя ведет борьбу. Апостол Павел призывает вооружиться – фактически взять щит, меч и шлем, чтобы быть на посту. И мы начинаем понимать смысл поста – это время максимального усилия, чтобы понимать: враг нападает со всех сторон, но с нами Бог – мы не покинуты на этом поле битвы, и дьявол не имеет никакой силы, ведь с нами Господь.

Когда наступает духовное расслабление, есть опасности. Опасности постоянные – с разных сторон. Будешь каждый день весь Часослов вычитывать, на все службы ходить – будет терзать тяжелая духовная брань. Но с нами Бог… Расслабился – и забыл, что такое молитва. Такое тоже бывает в жизни человека.

Но вспомнить молитву всегда можно. Пока сердце бьется, пока день дан как дар (се ныне день спасения), пока время благословенно – начинай опять созидать свои отношения с Богом. Жил, молился как-нибудь – и здесь свои трудности...

Можно добавить какое-то правило, почаще начать ходить на богослужения. Важно помнить, что из состояния, когда ты каждый день молишься, можно впасть в прелесть, в гордость, а из другого – в малодушие, неверие. Но надо помнить: молитва – это наша возможность общения с Тем, Кто стал Источником нашего бытия, Кто дает нам каждый день как дар и возможность жить вечно и наследовать Царство Небесное. Если мы веруем в это, если это предмет нашей веры, то давайте будем стараться корректировать нашу жизнь так, чтобы она была с Богом и в Боге: чтобы мы шли по пути, где есть Истина – наш Господь, Иисус Христос.

Вопрос телезрителя: «Диалог с Богом мы ведем только через молитву, но все молитвы, которые мы вычитываем, – не наши. А Бог отлично знает, кто первый произнес эту молитву, а мы ее просто повторяем. Что в этой молитве нашего? Диалога с Богом не получается. А получается так: говорят два человека, один говорит свои слова искренне, а другой цитатами из книжки. Долго такой диалог продлится? Думаю, что нет».

– Вопрос очень глубокий и интересный. Действительно, в молитвослове каждая молитва подписана именем того или иного святого – это молитвенный опыт святых и опыт нашей Православной Церкви. Для чего нам нужен этот молитвенный опыт? Протестанты говорят, что им не нужны молитвословы: они умеют молиться своими словами.

Но все мы ходили в школу, учились читать и писать, был букварь и прописи: были дидактические материалы и педагоги, чтобы мы возрастали в своем личностном образовании.

Это слово происходит от слова «образ».

– Чтобы мы реализовывали образ, который дал нам Господь, в своем образовании, нам дан молитвослов – в том числе, чтобы мы научились молиться: это школа молитвы – мы открываем молитвослов и видим молитвенный опыт того или иного святого. Погружаясь в молитвенный опыт других (хотя часто происходит простое вычитывание, к сожалению), бывает, вдруг мы удивляемся уже давно знакомым молитвам, удивляемся глубоким словам.

Наше удивление молитвенным опытом святых может дать нам возможность научиться молиться самостоятельно. Никто не запрещает нам молиться своими словами, но без молитвенного опыта святых это невозможно. Господь вообще дал нам одну молитву «Отче наш» – и мы бы ее повторяли бесконечно? Нет. У нас есть молитвословы, акафистники, канонники, минеи, триоди.

У нас много богослужебных текстов, молитвословов, в которых много молитвенного опыта. Они нам даны, чтобы мы возрастали в собственной молитве и учились общаться с Богом самостоятельно. Это наши учебники, наши учителя – они нас учат.

Протестанты упрекают православных священнослужителей, что те молятся по Служебнику, а себе в заслугу ставят, что они говорят то, что легло на сердце. А бывает, что нечего сказать…. Тот или иной святой дает возможность его словами обратиться к Богу, когда нечего сказать, когда нет сил что-то сказать. А бывает наоборот: от избытка сердца мы готовы говорить и говорить с Богом, плакаться Ему, просить Его о чем-то, благодарить, хвалить, славословить.

А бывает на сердце пусто – вот в эти минуты мы можем открыть молитвослов и нас могут поддержать святые и их молитвенный опыт. У нас есть богатые возможности: мы можем молиться по молитвослову, добавлять свои слова, а можем вообще молиться только своими словами – или только по молитвослову. Самое главное – понимать, что в этот момент мы разговариваем с Богом.

Когда я был еще новоначальным, столкнулся с той же проблемой – и мне помогло, что я стал узнавать о людях, которые написали эти молитвы. Когда я узнал о Макарии Великом, мне его молитвы стали гораздо ближе и понятнее.

Во времена испытаний обращение к Господу – не просто успокоение, но и средство поиска благодати. Вообще, поиск и стяжание благодати очень сложный процесс. Достигается ли он только молитвой?

– Когда человек принимает Святое Крещение, он рождается от воды и духа для вечности – и в этом рождении Господь сообщает человеку великую благодать. Потом начинается жизнь во Христе: не важно, в каком возрасте человек был крещен, важно то, что начинается жизнь во Христе и в ней важно, чтобы благодать не оскудевала.

А чтобы она не оскудевала, нужно оставаться в духе и истине. Для этого нужно возрастать из силы в силу в молитве, в чтении Священного Писания, в участии Евхаристии: Евхаристия – это реальная встреча со Христом и реальное Причастие Христу, когда мы с сокрушенным сердцем предстоим перед Чашей и слышим слова, что Господь дает нам причаститься Своих Святых Тела и Крови во оставление грехов и в жизнь вечную.

Осознавая это (насколько наш разум может это принять, а сердце вместить), мы, причащаясь Святых Христовых Таин, становимся вновь участниками и причастниками Царства Небесного, и нам вновь сообщается благодать, которая не должна оскудевать в нашей жизни, если мы хотим быть с Богом. Когда она оскудевает, человек понимает, что с ним что-то не так.

Те люди, которые возвращаются, как в притче о блудном сыне, из страны далече в отчий дом, приходят все истерзанные, израненные. Каждый из нас часто проходит путь навстречу к Богу: начинает где-то плутать в неожиданных местах.

Возвращение к Источнику благодати, Господу нашему Иисусу Христу, – это единственная возможность пребывать в неоскудевающей благодати, чтобы наследовать Царство Небесное и жизнь вечную.

Недавно прочитал у митрополита Антония Сурожского, что мы призваны не только к весне духовной, то есть скорбеть о своих грехах, но должны научиться радоваться весне вечной жизни. Наверное, эта радость способна преодолеть любые наши нестроения и вылечить нас от того мира, который, как нам кажется, рушится (на самом деле, может быть, он рушится только в нашем мозгу).

– Дорогие братья и сестры, давайте все вместе будем твердо стоять на ногах в духе и истине, вдохновляясь примерами святых Православной Церкви.

Для нашего научения и созидания будем укреплять свои сердца, как хлебом, чтением Священного Писания, приобщением Святых Христовых Таин, искренне принося покаяние в своих грехах, общением с Богом, возлагая на Него всякое свое упование и искренне желая быть с Ним. Таким образом будем стараться достичь того духовного равновесия, когда мы будем непоколебимы в самые трудные времена.

Господь говорит: «Не бойся!» Чтобы не бояться, нужно реализовывать бесстрашие во Христе, к которому нас призывает Сам Иисус Христос.

Записали:
Анна Купцова
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс