Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема нашей передачи затрагивает, наверное, всех, от малого до старого… Нам памятно время, когда сильный всегда добивался многого – физически сильному человеку, кажется, жить действительно легче. Но потом наступали времена, когда слабый человек выходил из тех жизненных ситуаций, в которых не мог справиться сильный человек. И в Священном Писании мы очень много видим примеров силы в слабости. На Ваш взгляд, что такое сила и слабость?
− Вопрос, на первый взгляд, очевидный: сила – когда ты можешь поднять огромную гирю, а слабость – когда тебя сдувает ветром.
Но, к сожалению, все не так очевидно: вопрос о силе и слабости, как мне представляется, лежит не совсем в физической области.
Это вопрос, может быть, очевидного для всех лидерства, когда человек идет, сокрушая все на своем пути, добивается цели любой ценой: такого и называют сильным. Соответственно, тот, кто сдается, сгибается, смиряется, в глазах людей, ищущих брутальной силы, представляется слабым. Но это не всегда так: мы видим множество примеров, когда слабый физически, тщедушный и мало что из себя внешне представляющий человек вдруг оказывается способным на очень большие деяния, перед которыми пасует физически сильный.
Классический пример силы слабого человека – это, конечно же, Послание апостола Павла к Коринфянам. В нем он рассказывает, что был восхищен до третьего неба, а потом, чтобы не превозносился, говорит апостол Павел, Господь дал ему некое жало в плоть. Он просил, чтобы Господь его отнял, но Господь сказал: сила Моя в немощи совершается.
Об этом толкователи говорят по-разному: по словам некоторых, в частности, Иоанна Златоуста, апостол Павел был человеком, по нашим меркам невысоким (около метра пятидесяти). А язва, которую ему дали в плоть, по некоторым толкованиям, связана с глазами: это гнойные отеки или еще что-то – в другом Послании он пишет: Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. И вот представьте себе маленького человека – его бьют, всячески гонят, у него гноятся глаза, но он совершает такие дела, что вряд ли кому под силу.
Источник силы лежит, очевидно, не в физических данных, не в том, что ты накачан, здоров, силен, несокрушим духом. Несокрушимость и сила духа − это тоже фетиш, на который некоторые люди опираются. Мне очень часто приходится слышать от людей нецерковных: «Я только на себя полагаюсь, на свои силы – ни перед кем не сокрушаюсь». Как правило, Господь таких людей смиряет: они сталкиваются с проблемами, которые сильнее их. Вот они какие-то препятствия преодолевают на своем пути, идут к своей цели, они лидеры – и вдруг они сталкиваются с препятствием, что выше их сил. Если оказывается, что они уповали только на свои силы, это может быть сокрушительным ударом по их самолюбию, самооценке: человека это может погубить.
Нужно четко понимать, в чем источник нашей силы: сила Божия в немощи совершается − это как раз и есть ответ на вопрос. Люди, которые читают Библию (особенно в первый раз и с таким настроем, что сила − это когда ты на лихом коне с шашкой наголо показываешь, какой ты крутой), видят, что, оказывается, сила – совсем не то, что мы себе представляем: она имеет источник в совершенно другом измерении… И этому примеров очень много в том же Священном Писании – прежде всего, конечно же, Сам Господь наш Иисус Христос, Которого ждали как царя: все ждали, что Он придет и покажет, что израильский народ – самый крутой, всех победит и станет властелином мира.
Христос сразу всех разочаровал: «Я Царь, – но Царство Мое не от мира сего». Люди сказали: «Хоть что-нибудь сделай, чтобы мы увидели, что Ты действительно так велик, как мы ждем», – но Господь и в этом их разочаровал… Эта мнимая слабость Христа на самом деле оборачивается величайшей силой, ибо Он победил саму смерть. При этом он всегда сдавался, всегда преклонял голову и перед властью, и перед хулителями, никогда не показывая силу: Он никогда не совершал чудеса напоказ.
Можно вспомнить Гефсиманский сад – когда Петр вынул меч свой и отсек воину ухо, Христос сказал ему: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» – и Он говорит: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
− И Он этого не сделал. Или есть еще замечательный пример, когда их не пустили пройти через Самарию, ибо видно было, что они идут в Иерусалим, и один из апостолов говорит: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа. Он пришел не убивать, не демонстрировать Свою силу – Он пришел с совсем другой целью. И это самый важный, самый яркий пример, на который надо ориентироваться.
Вопрос Евгения из Белгорода: «Слышали крылатое выражение из фильма: сила в правде? А я бы переиначил – может, сила в истине: за кем истина, тот всегда будет силен. А Христос сказал: Я есмь путь и истина и жизнь. Может, как раз в Нем и есть сила?»
− Я думаю, вы правы в переиначивании этой крылатой фразы. Я слышал другую фразу: правд много – истина одна. Так что сила не в правде как таковой (правда у каждого своя), а именно в истине.
Мы к этому аккуратно подходим, ибо пытаемся понять, в чем же действительно сила и как она должна проявляться.
Человек физически сильный, сокрушающий все на своем пути, − вовсе не образец силы. Это заблуждение. Для всех очевидно, что он силен, но когда он сталкивается с препятствием, которое не может преодолеть, происходит одно из двух: либо препятствие его сломает и он перестанет быть сильным (потеряет веру в то, на что опирался: веру в самого себя, в свои силы), либо поймет, что его сила вовсе не в том, что у него накачанные мышцы или он обладает лидерскими качествами. Человек, таким образом мыслящий, ошибочно полагает, что наличие лидерских качеств, силы − его личная заслуга. Ничего подобного! Это дал ему Господь. И хорошо, если он это поймет, ибо вовремя понять, в чем источник твоей силы, − уже половина дела.
Что же значит, что сила совершается в немощи? Я рассуждал, для себя пытался это осознать и пришел к таким выводам: немощи наши − то, что делает нас видимо слабыми. Это могут быть немощи и телесные, и душевные (например, лень, жадность или другая страсть). Как же в них совершается сила Божия? Она проявляется в том, что мы, заведомо слабые люди, не имеющие никакого собственного источника силы, вдруг оказываемся способными эти немощи преодолевать.
Когда нам, например, жалко что-то ценное для нас самих отдать другому, мы можем через жадность переступить и после этого почувствовать колоссальное вдохновение, ибо мы преодолели себя. И в этом нам помогает Господь: Он дает нам сделать то, что с первого взгляда нам кажется невозможным. И вот здесь получается парадокс: я слабый человек, полон немощей (как апостол Павел говорит, собою же не похвалюсь, разве только немощами моими), и вдруг оказывается, что я что-то могу – причем не я, а Господь, Который меня укрепляет, дает мне силы это делать.
Понимание того, что ты, будучи немощным человеком, все-таки силен в Господе, открывается постепенно.
Беда заключается в том, что мы с нашими немощами сживаемся как с друзьями, мы не видим в них врагов. Мы говорим, что это наша особенность (я не ленивый – просто медленно двигаюсь, люблю размеренность, я не жадный – бережливый), и ты уже не хочешь бороться с этой немощью… Господь же не может тебя заставить, когда ты этого не хочешь.
Вопрос телезрителя: «Существует примитивное мнение, что просит прощения слабый человек. Но ведь на самом деле прощение обладает колоссальной силой. Расскажите об этом».
– Как мне видится, попросить прощения – это акт очень большой духовной силы. Во-первых, надо переступить через свою гордыню, подойти к человеку и сказать: «Прости меня. Я понимаю, что не прав». Многие начинают возражать: «Как же я буду просить у него прощения, если он не прав?» (собственно, это часто и останавливает людей от того, чтобы попросить прощения). На это я предлагаю им посмотреть на эту ситуацию отстраненно: в споре абсолютно правой стороны не бывает. Кто-то прав в одном, кто-то прав в другом, и, собственно, спор происходит не потому, что один абсолютно прав, а второй абсолютно не прав, а потому, что люди не могут донести друг до друга свою точку зрения.
Если я прошу прощения, я вовсе не становлюсь на позицию другого: я просто понимаю ту неправоту, которую допустил. Предположим, я повысил голос, или обозвал человека, или позволил себе резкое заявление в его адрес – я за это прошу прощения, при этом оставаясь на своей позиции: я прошу прощения за то, что поступил с ним не по-христиански, будучи несогласным в каком-то мнении.
Когда нам кажется, что человек нас обидел, есть замечательный прием, который я всегда советую своим прихожанам: научитесь заглядывать человеку за спину – научитесь понимать, что он всегда действует не сам по себе, а как инструмент в руках Божиих. Чтобы вас вразумить, Господь выбрал именно этого человека, с таким набором качеств и именно его поставил на вашем пути, чтобы он сказал вам обидное слово. Надо научиться делать вывод из такой ситуации и понимать, что же Господь хотел этим до нас донести.
И к этому человеку мы не имеем претензий, ведь он подвернулся (условно говоря) Господу под руку. Не было бы его – был бы другой, и было бы то же самое: внутри меня есть что-то, что Господь мне хочет этим показать.
Поэтому, когда я человека прощаю, это говорит о том, что я к нему лично претензий не имею и буду разбираться с Тем, Кто его ко мне послал. Тогда это будет по-настоящему прощение. А иначе мы вроде бы и простили человека, но все время будет оставаться обида, что он меня обидел, так поступив. Надо понимать, что Господь послал этого человека. Поэтому попросить прощения – это все-таки акт духовной силы, а не слабости.
Вопрос телезрительницы: «Я прихожанка храма Петра и Павла в Петергофе, воцерковляюсь. Хочу рассказать о своей ситуации и спросить, как мне к ней относиться. В сентябре меня насильно привили на работе, поставив условие: или прививаешься, или увольняешься. Я медик с 30-летним стажем, у меня есть медицинские противопоказания, но главная медсестра меня привила. В итоге 12 сентября я пошла на службу, но оказалась в реанимации: у меня случился судорожный синдром после прививки. Три недели я пролежала в реанимации, поправилась. Вышла на работу – меня 2-й раз привили, и я снова в реанимации. Как мне простить этого человека?»
– Только что на эту тему я и говорил. Надо понимать: все, что с нами происходит, не может происходить без воли Божией либо без попущения Божия. Поэтому бессмысленно, вредно и неправильно видеть в этом злую волю конкретного человека: если бы не было на это воли Божией или попущения Его, никакой человек не смог бы вас принудить.
Здесь надо смотреть не на то, что сделал человек: надо попытаться изменить угол зрения на этот вопрос, как бы ни было тяжело. Да, легче всего сказать «он виновник всех моих бед, он негодяй – он это сделал», – но это не так. Господь его выбрал Своим орудием, чтобы донести до вас какую-то очень важную мысль. Какую, вам надо понять самой.
Я сейчас могу высказывать много всяких предположений, но очевидно, что это было сделано, чтобы вы поняли что-то важное в своей жизни. Этот человек – не злодей, не негодяй: он просто инструмент в руках Божиих.
Как медик с 30-летним стажем, представьте, что в руке у хирурга вдруг оказался ржавый скальпель – и вы начинаете сердиться на этот ржавый скальпель: не на хирурга, который его над вами занес, сделав надрез, а на сам скальпель. Какой в этом смысл? Почему нужно было использовать именно этот скальпель – нужно спрашивать у врача, и это будет правильно.
Попробуйте в молитве сформулировать вопрос к Богу: «Для чего Ты, Господи, послал мне эту череду бед, несчастий, связанных со здоровьем? Что я должна понять, перенеся эти испытания?»
Человека, послужившего посредником между нами и Богом, нужно только поблагодарить, ведь Господь посылает нам людей (и хороших, и плохих, с нашей точки зрения) отнюдь не случайно.
Еще хочется привести в пример Иова – мне кажется, это пример невероятной силы.
– Это самый хрестоматийный пример. Человек был силен и внешне, ведь вначале мы видим его процветающим: у него много детей, и богатство, и большое имение, и много скота. Потом Господь лишает его внешнего атрибута успешности и силы...
И здоровья лишает.
– Кстати, на здоровье у нас тоже люди полагаются. Человек здоров как бык, но вдруг что-то произошло – и куда девалась вся сила?..
Сосудик в голове лопнул – и все...
– Как у Булгакова: сегодня человек думает, что он чем-то управляет, а завтра – саркома легкого...
Иов – пример не только внешнего проявления силы: он показал несокрушимую внутреннюю силу. Будучи лишенным всего, что делает его в глазах других людей сильным и успешным, он не сокрушился духом и остался верен Господу. И даже лучшие друзья уговаривали его похулить Бога...
Жена ему говорила: похули Бога и умри...
– Она говорила из хороших побуждений: мол, как так можно существовать? Но он отвечал ей, что она говорит, как безумная.
Пример Иова – это пример силы как она есть. Силы, которая не во внешних только проявлениях, но в глубинном понимании ее источника. И потом Господь Иова вознаграждает – Он не может оставить без награды такую верность. Этот пример на века.
Понятно, что пока мы сильны, пока у нас есть деньги, положение, нам горы по плечу и море по колено. Но стоит чему-то из этого пошатнуться – и где наша сила? И мы начинаем роптать: «За что Ты, Господи, меня оставил?» Господь не оставил – Он рядом: Он смотрит, каковы мы в разных ситуациях… Даже не так. Он знает нас и знает, на что мы способны: это мы себя не знаем, и Господь нам мягко и деликатно показывает: посмотри, ты думаешь, что ты такой успешный и молодец, но тебе еще над многим нужно поработать.
Для этого нужно знать своих врагов в лицо. Враги – это наши страсти, наши грехи. Это не особенности характера, не изюминка, которой можно хвалиться, это враги – те самые тараканы, которые полчищами гуляют в нашей душе и время от времени показывают, что мы далеко не такие хорошие, какими хотим себя видеть.
Если говорить не только о ветхозаветных примерах, то пример силы в новейшее время – Ксения Петербургская: городская сумасшедшая – так ее именовали, когда она в мужской одежде появлялась на улицах Петербурга. Уже не говорю о наших новомучениках: люди не отличались здоровьем, а подвиг их был настолько прост и велик, что мы теперь молим их, чтобы они молились о нас...
Совсем недавно погиб священник нашей епархии отец Олег Артемов – военный священник. Он был маленький, тщедушный, но моряки называли его «штормовым» батюшкой.
– Упокой Господь его душу. Можно говорить, что Господь счел его уже достойным войти в Царство Небесное. Конечно, страшно терять таких людей – он многое еще мог бы сделать...
Лично отца Олега я не знал, но очень много хорошего о нем слышал. Это огромная потеря. Но мы знаем, что живем не только для этой земной жизни, но и для вечности. И я абсолютно уверен, что отец Олег сделал все для того, чтобы войти в Царство Небесное...
Человек был тщедушный, но такой невероятной силы...
– Слабый по людским меркам, но какой несокрушимой силы духа… Это для нас такой пример, что и комментировать не надо: вот сила.
Слабость – это когда ты без Бога. Тогда каким бы ты ни был здоровым и огромным, какие бы мускулы ни имел, будешь слабым. Сила – когда ты с Богом, для Бога и в Боге: это самое главное, для чего мы, собственно, и живем, ибо сила Божия в немощи совершается.
Записали:
Наталья Богданова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.