Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1152) → Иеромонах Даниил (Михалев): Священное Писание для всех

Иеромонах Даниил (Михалев): Священное Писание для всех

№15 (1152) / 11 апреля ‘22

Беседы с батюшкой

Тема Священного Писания всегда очень интересная и сложная: здесь есть много аспектов, и она всегда востребована. Тем более у Вас есть проект, который мне очень понравился – он очень интересный: это «Толкование Священного Писания». Вопросов много – в том числе и как чтение Священного Писания меняет человека, его отношение к жизни: способно ли оно изменить миропонимание человека?

– Начну издалека. Когда ставится вопрос о Священном Писании, мне вспоминается история из моей собственной жизни...

Я тогда служил в армии, и мне в руки попался Новый Завет. Было интересно – я его открывал, читал. Получилось так, что еще мне в руки попало издание православного календаря. Я начал его изучать и увидел в нем какие-то значки (зачала: все Священное Писание разделено на зачала, чтобы каждый день читать эти отрывочки во время богослужения). Мне стало интересно переписать зачала в Евангелие, разметить, как все должно быть. Казалось бы, что тут такого? Но я до сих пор вспоминаю это чувство – в душе возникла такая радость, какую я в жизни никогда не испытывал. Именно от самого соприкосновения с этим. Казалось бы, простые вещи, но Господь дал почувствовать всю силу, радость, благодать слова Божия.

Я до сих пор вспоминаю это чувство. Его можно сравнить с тем, как Давид скакал вокруг ковчега (как сказано в Священном Писании). Действительно, было такое ощущение: трудно это воспроизвести, но в памяти у меня осталось. Именно тогда у меня зародилась мысль, что если при таком небольшом соприкосновении со словом Божиим возникает в душе такое изменение, такое необычное чувство, то что же будет, если его постоянно изучать, пребывать в нем? В то время я представил, как будто мне в наследство достался сундук с сокровищами, но ключа к нему нет: было много загадок, темных мест – некоторые совершенно неприступные. Я даже не знал, как понимать то или иное место в Евангелии и Апостоле, и при этом было ощущение, что ты уже обладаешь этим даром – тебе осталось только открыть его, но нужно искать ключик от него в течение жизни.

Будучи в монастыре, я всегда вспоминал это чувство. Оно было для меня как путеводная звезда, ориентир: слово Божие стало в дальнейшем для меня путем. В связи с этим я могу сказать, что только тот может достичь каких-то высот в духовной жизни, приобщиться к благодати, кто изучает слово Божие. Другого пути нет.

Я для себя это четко увидел, особенно когда стал исповедовать, когда меня рукоположили, стали допускать к Исповеди. Для меня было очень показательно, когда я общался с людьми: только с теми, кто изучал слово Божие, кто пребывал в нем, можно было осознанно говорить – они были близки Христу, они были во Христе. Все остальное непрочно...

Видишь, что человек ходит в храм, причащается, исповедуется, читает святых отцов, литературу, но не у всех есть желание изучать слово Божие. Для меня на определенном этапе это было очень серьезным вопросом. Если мы, христиане, призваны быть во Христе, то что еще может рассказывать о Нем, как не Евангелие, то есть именно Его слово?

В связи с этим можно вспомнить многие места из Священного Писания. Например, 77-й псалом (начало 11-й кафизмы), когда Господь говорит: Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих – здесь прикровенно говорится, что Господь называет Своими людей, которые внемлют Закону Божию, изучают Его – то же самое: «Овцы Мои гласа Моего слушают». Казалось бы, простые слова, но в них очень много говорится именно о важности слова Божия.

Когда я келейничал у почившего теперь отца Венедикта – архимандрита, наместника Оптиной пустыни, я записывал его беседы, видел, как он искренне переживал за тех, кто не знает заповеди Божии. Его настолько это огорчало, что после беседы с такими людьми он не мог прийти в себя: он общается с христианами, а некоторые из них не могут даже назвать заповеди блаженств – хоть мы и слышим каждый раз эти заповеди на Литургии, но при этом не каждый их помнит.

Священное Писание для нас, возможно, не открывается по нашей духовной лености… Может быть, непонимание Священного Писания связано с общей культурой? Многие годы у нас не было возможности участвовать в молитве, читать Писание – я помню время, когда Священное Писание нельзя было нигде купить… Нежелание узнавать Священное Писание, читать Евангелие – это бескультурье или отсутствие веры?

– Вы верно заметили, что сейчас у каждого в телефоне при желании может быть приложение, где будет даже несколько переводов Священного Писания.

Раньше его физически невозможно было прочитать. Архимандрит Венедикт рассказывал, как он за ночь переписал Евангелие от Иоанна: просто не было больше времени, ему дали книгу на ночь. Когда тот человек узнал, что он за ночь успел это переписать, просто потом ему подарил ее.

Как на Страшном Суде будет выглядеть тот, кто имел возможность и не использовал ее, по сравнению с тем, кто не имел этого, но пытался каким-то образом двигаться в данном направлении?

То, о чем вы сказали, очень глубокий вопрос. Почему слово Божие часто не прививается к человеку? Казалось бы, все есть – открой книгу и читай. Тем не менее здесь есть некий духовный закон, действующий с непреодолимой силой. Если вспомнить 49-й псалом, Господь говорит грешнику: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими. И дальше перечисляются его беззакония: Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять, – а также: видел еси татя, текл еси с ним… и с прелюбодеем участие твое полагал еси. Здесь Господь укоряет грешника за то, что тот пытается цитировать слова Священного Писания. У Иоанна Златоуста есть толкование, где он говорит, что изучение слова Божия – это величайший дар.

Не может просто так человек взять и открыть Евангелие – если вы сели за стол или встали за аналоем и открыли его, то, поверьте, это уже говорит, что Господь вам дал такую возможность: надо воспринимать ее как дар. Если человек живет жизнью, не соответствующей идеалам христианства (впадает в какие-то грехи сознательно), для него чтение слова Божия будет очень трудным. Невозможно, чтобы кто-то сам открыл Евангелие, имея на душе сознательные и неисповеданные грехи. Это очень сложно.

Следующий вопрос касается Священного Писания на церковнославянском языке и русском... Сейчас много таких вопросов: «Неужели есть принципиальная разница, на каком языке не только читать, но и служить в храме?»

– Скажу то, что я лично пережил на своем небольшом, коротком пути. Я изначально стал читать Евангелие исключительно на церковнославянском языке. Мне это очень нравилось: церковнославянский язык имеет свойство какой-то теплоты (даже не знаю, как это описать) – он действует больше на сердце, чем на ум. Когда я читал на церковнославянском языке, то уже практически знал все наизусть. Я считал, что это полнота и что мне больше ничего не нужно.

Когда меня рукоположили, мне пришлось общаться с людьми, и я вдруг понял, что когда говорю на Исповеди какую-то цитату (например, днесь зима, чермнуетбося дряселуя небо или возлегоша на лехи на лехи, по сту и по пятидесят) – казалось бы, понятно, о чем речь идет, когда постоянно читаешь, а человек это впервые слышит и для него это как дельфиний язык: непонятно, о чем речь идет...

Я понял, что надо что-то менять. Начал стараться читать на русском языке и до сих пор читаю только на нем.

Я понял на опыте: когда читаешь слово Божие (особенно Апостол) на церковнославянском языке, создается некая параллель твоей жизни – ты живешь в двух мирах, не осознавая этого. Один мир – прекрасный церковнославянский, где все красиво звучит, а другой мир – твоя реальная жизнь, когда мы общаемся друг с другом на обычном разговорном языке. Когда читаешь какую-то заповедь, она немножко не от мира сего получается… Когда дело касается реальной жизни, реальных поступков, тут очень важен русский язык. Получаешь некое руководство к действию: заповедь, звучащая на русском языке, тебе понятнее. Если ты разговариваешь на русском, то понимаешь: тут вопрос жизни и смерти – и тебе надо обязательно сделать то, о чем говорит русскими словами заповедь.

Когда общаешься с людьми, далекими от Церкви, они называют заповеди: не убий, не укради. Я сначала не обращал на это внимания, а потом вдруг мне пришла мысль: тот, кто произносит эти слова, просто хочет уйти от реальности. Не убивай, не кради – такие слова звучат жестко, как повеление, а человек иногда пугается открытого и конкретного повеления от Бога.

Например, в Евангелии говорится о блудницах и мытарях, вместо того чтобы назвать женщину асоциального поведения прямым словом, а мытаря – грабителем: это другие слова, но они ближе нам.

Сейчас я жалею о времени, потраченном на изучение церковнославянских слов. Они, конечно, помогают на богослужении, но в реальной жизни надо пользоваться языком, который тебе понятнее.

Вопрос телезрителя: «Вопрос по тексту 62-го псалма: царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградят уста говорящих неправду. Насколько я знаю, клясться нельзя ничем и никем. Как понять эту фразу?»

– В Священном Писании много моментов, когда говорится о клятве именем Бога. Но толкования говорят, что клятва именем Бога в те времена означала не ту клятву, как мы понимаем ее сейчас, когда хотим что-то доказать и клянемся...

Тогда это было не так. Клясться Богом тогда означало то, что ты свое дело или жизнь соотносишь с волей Божией, с Божественным началом: одно дело – делать какие-то дела по совести, другое – соотнеся их с именем Божиим. Заповедь апостола Павла гласит: все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа – вся наша жизнь должна иметь некое соотношение с волей Божией.

Например, мы хотим с кем-то начать общаться. Что мешает сказать про себя: «Господи, благослови!» и потом начать общение? Это кажется мелочью, но здесь происходит некое таинство: с того момента, когда ты попросил благословения у Бога, произнес Его имя, начинает присутствовать третий – Сам Господь, Его Дух. Господь принимает любую молитву, и весь разговор с этим человеком будет освящен призыванием имени Божия. Об этом говорит Священное Писание: мы произносим не формальную клятву, а включаем себя в некий Божественный план.

Вопрос телезрителя: «Иисус Христос призывал исследовать Писание, чтобы обрести жизнь вечную. Он обращался к каждому, чтобы все напрягали свой ум. Если человек не будет этого делать сам, никакие толкователи не помогут, он все равно ничего не поймет. Например, притча о нечестном домоправителе – многие толкователи разъясняют ее так: ты сначала наворуй, а потом за эти деньги приобрети друзей. Во-первых, тот, кто ворует, – не даст ни копейки; во-вторых, Христос говорил это с иронией, высмеивая фарисеев. На самом же деле притча учит: если ты не верен в малом, то как будешь верен в большом? Поэтому ко всему надо подходить с разумением».

– Я всем советую, кто хочет понять притчу о неправедном управителе, прочитать толкование епископа Лоллия (Юрьевского): он объясняет с исторической точки зрения, как ее воспринимали слушатели во времена Иисуса Христа. На самом деле все не так просто. Даже у святых отцов не найти правильного толкования, ведь не все знали тонкости иудейского быта, поэтому некоторые толкования бывают неточными, после чтения остается недопонимание.

Если мы читаем какой-то отрывок из Священного Писания и нам что-то непонятно, не надо переживать из-за этого. Но если все понятно, то надо бить тревогу: это значит, что есть в нас какая-то ограниченность, мы не видим всей полноты. Когда человек начинает углубляться в чтение Священного Писания, вопросов должно становиться все больше и больше.

Преподобный Варсонофий Оптинский приводил такой пример. Он говорил: если взять Священное Писание и другую книгу какого-нибудь замечательного писателя, поэта, философа, то обе книги говорят о чем-то возвышенном. Но когда начинаешь углубляться, то видишь большую разницу – это как два цветка: один живой, а другой искусственный. Издалека они очень похожи, оба красивые, – но когда приблизишься, видишь разницу между живым и неживым цветком: видишь тайну, красоту, гармонию живого цветка и безжизненность, ужас неживого.

Надо понимать, что мы все ограниченные, только Господь один не имеет границ. Слово Божие, сказанное Им, тоже имеет безграничность, и понимать его нужно только чистым сердцем: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят, то есть узрят Его тайны.

От протестантов мы слышим, что надо читать только Писание и не надо никаких мудрых толкований. Может ли человек в одиночку изучать Священное Писание?

– С мирской точки зрения, может. Но когда человек начинает изучать свой внутренний мир, христианство, глубину грехопадения, то он понимает, насколько его человеческое существо раздроблено грехом: грех после грехопадения не только юридически отделил нас от Бога, он разделил человека на несколько частей – сердце хочет одного, ум думает другое, а тело чувствует третье. Поэтому человек раздроблен.

А если мучает еще какая-то страсть, он уже будет рабом страсти; ум будет находиться в рабстве у желания. Умом человек читает Священное Писание, а грехолюбивое сердце будет склонять его к более выгодному пониманию этого.

Здесь нужен ориентир, и его являют святые отцы. Кто такие святые отцы? Это те, кто очистили свое сердце и могут рассуждать о духовных предметах беспристрастно, не руководствуясь страстью, а исходя из своего чистого сердца, в котором отражается Христос – Автор всех Священных текстов.

Это надо понимать. Кто говорит, что своими силами все разузнает, изучит, тот не изучил еще до конца самого себя: насколько ему свойственно заблуждаться, впадать в ложь, в извращенные видения и так далее. Не просто так Господь назвал фарисеев, которые знали наизусть Священное Писание, слепыми: их душа не была просвещена – в их душе царил мрак и в нем жили страшные чудовища в виде страстей, грехов и пороков.

Записали:
Анна Купцова
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Через Крест явилось нам спасение, Искупление, освобождение

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня особый день, когда мы преклоняем свои колена пред изображением креста Господня. Преклонение пред крестом стало очень важной частью нашей традиции, но если от нее абстрагироваться, если посмотреть глазами совершенно не знающего ни о чем человека, – перед чем же мы преклоняем колена? Люди преклоняются перед несчастным, который висит на кресте, то есть люди преклоняются перед человеческим страданием. Если человек, далекий от Бога и Церкви, соотнесет увиденное со своей собственной жизнью, то он сразу поймет, что едва ли не главное дело его жизни – уйти от страданий как можно дальше. И это правильно! Заболел – немедленно лечиться. Если что-то случилось в жизни – как можно быстрее исправить неудачу или ошибку, чтобы избежать скорбей и страданий. Ведь чаще всего не сама ошибка нас убивает, а то, что в нас происходит в результате этой ошибки, вызванный ею глубокий стресс, разочарование. Человек иногда буквально заболевает от скорбей. И вполне естественно: как от края пропасти человек отступает назад, движимый даже не разумом, а инстинктом, так же человек бежит прочь от страданий.

 
Беседы с батюшкой

Священник Олег Герасимов: Сила слабого человека

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс