Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1149) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Перед Богом лукавить нельзя – Он все знает, прячься не прячься

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Перед Богом лукавить нельзя – Он все знает, прячься не прячься

№12 (1149) / 22 марта ‘22

Беседы с батюшкой

В жизни, во взаимоотношениях с коллегами, с подчиненными возникают конфликтные ситуации чаще, чем хотелось бы. В церковной сфере принято, что бы ни случилось, говорить «простите». Учась в семинарии, я замечал, что порой мог сказать «простите» раз десять за день, а в целом никакого раскаяния не было. Как правильно просить прощения? В каких случаях не надо просить прощения?

– Прощения нужно просить тогда, когда мы это истинно осознаем, когда мы хотим, чтобы нас простили. Тогда и ответная реакция будет совершенно другая. Если мы делаем это формально, боясь за свою должность, за свое пребывание в учебном заведении, надо это осознать.

Если прощение идет из сердца, в следующий раз мы уже не будем этого совершать. Соответственно, и реакция того, у кого мы просим прощения, будет такой: если он простит, то искренне.

К сожалению, мы и сами перед собой не всегда бываем правдивы – порой говорим «простите» сквозь зубы, сжимая в кулак свою гордость, гордыню, не пытаясь преодолевать их... Не всегда прощение исходит из глубины сердца.

Вопрос от телезрителя: «В Евангелии есть такие слова: не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем. И есть еще такие слова: „Коварный лукавый смущает меня“. Как правильно понять их? Может, просить о помощи, чтобы не смущал?»

– Не заботьтесь о завтрашнем дне – значит: живите сегодняшним днем. Это не значит, что не надо строить каких-то планов, в этой жизни к чему-то стремиться – это значит благодарить Бога, что есть сей день, ведь завтрашнего может и не быть… В Евангелии есть хороший отрывок в притче о неразумном богаче – он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

В Евангельском чтении говорится, что нужно жить сим днем, а когда придет завтрашний день, Господь поможет – укажет, как идти. Конечно, нужно что-то планировать, стараться делать, – но в моей жизни часто случается так: как только запланируешь что-нибудь, все идет наперекосяк, всегда вмешиваются какие-то обстоятельства, планы начинают рушиться, приходится срочно выполнять другую работу, о которой ты совершенно не думал и не гадал… Господь управляет, Господь помогает.

Почему так сложно бывает просить прощения?

– Потому, что в сердце нет любви.

Что делать, когда чувствуешь, что прав, но тебя вынуждают просить прощения? Может, ты обещал это сделать потому, что так принято, или ищешь в этом свою выгоду.

– Надо постараться обдумать все без эмоций: подумать, насколько все-таки я прав и насколько то, о чем я думаю, нужно и перспективно… Не всегда это бывает правильно – опять тут может быть наше самомнение, наша гордыня: мол, мы всегда знаем лучше, как нужно. Не всегда получается лучше, когда человек, поступая на место начальника, воплощает в жизнь свои идеи и мысли, которые не принимались.

Прежде всего надо взвесить все на трезвую голову и принять решение. Если вы все взвесили и считаете, что вы правы, умейте отстаивать свою точку зрения, – иначе это лицемерие перед самим собой и окружающими. У святых мучеников и новомучеников тоже был выбор: они могли склонить голову, но стояли за веру до конца, не предавали ее.

Если считаешь, что тебе за что-то не стоит просить прощения, то не нужно этого делать? Нужно объяснить человеку, что не будешь просить прощения, не считая себя виноватым?

– Ситуации разные. Одно дело, когда это касается работы, другое – когда это касается личных взаимоотношений.

Иногда в личных взаимоотношениях ты можешь быть тысячу раз прав, но проще попросить прощения. Господь показывает, у кого больше мудрости… Но это должно идти из глубины сердца. Если есть любовь внутри тебя, если она лежит в основе твоей жизни, то тогда все будет искренне и хорошо. А когда все мудреное, запутанное, закрученное, ничего хорошего не получается.

Если человек вменяемый, с ним можно сесть, поговорить. А если он невменяемый, что ему объяснять? У меня есть друг священник, у него такое кредо: «Если у меня спрашивают, верблюд ли я, отвечаю: да, двугорбый. Если человек спрашивает именно это, он уже уверен, что я верблюд. Зачем я буду ему доказывать, что это не так?»

Доказывать можно тому, кто готов тебя услышать. В современном мире люди очень часто не хотят слышать, не умеют слышать: они настаивают на своей точке зрения и не хотят слышать точку зрения других – они пытаются навязать свою волю, не слушая окружающих. Это очень важно: научиться слушать, слышать и вести конструктивный диалог.

А если просишь прощения не совсем искренне, но понимаешь, что это акт любви по отношению к человеку? Переступаешь через себя, получаешь прощение, но даже не понимаешь, что произошло. По любви ли это?

– Нет. Это не акт милосердия – это гордыня. Если не можешь простить (даже если и прав был в ситуации), значит, твоя любовь к этому человеку не настолько важна. Не настолько мы умеем жертвовать. Что такое любовь? Это не та страсть, которую нам сегодня пропагандирует окружающий мир. Любовь – это жертва.

Когда мы умеем жертвовать своими амбициями, своим видением чего-то, не предавая себя, но уступая где-то близкому человеку. Это очень сложно.

Вопрос от телезрителя: «В Евангелии Христос говорит: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. То есть прощение должно быть за конкретное действие, чтобы человек, который согрешил, мог принести покаяние? А то получается, мы прощаем пустоту – неизвестно кому неизвестно что: сплошная кампанейщина с прощением. Что делать, если ты попросил прощения, а человек говорит: „Я тебя не прощаю, ты не совсем искренний“?»

– Я полностью с вами согласен. Мы как раз не о кампанейщине говорим. Что делать? Ну, пусть это будет на совести человека, если вы искренне попросили прощения, а он не верит. От меня не убыло, я искренне этого хотел. Господь Сам управит.

Так же и с Исповедью. Человек приходит на Исповедь и должен покаяться в конкретных грехах: в этом я согрешил, в этом каюсь, от этого буду стараться избавляться.

Очень часто он приходит на Исповедь, а конкретного греха не называет, не осознает. Так и в прощении. Главное, чтобы это искренне исходило из нашего сердца. Когда есть искренность, Господь все покрывает.

Вопрос от телезрителя: «Как причащаться, если кого-то не простил и не можешь простить?»

– Мы об этом и говорим: надо искренне простить.

Это, получается, Причастие в осуждение?

– Мы приходим на Исповедь и часто каемся в одних и тех же грехах. Мы покаялись, пришли к Причастию, но потом опять этот грех совершили. В осуждение это или нет?

В тот момент, когда каялись, мы искренне хотели избавиться от этого греха, но внутренних духовных сил в какой-то момент не хватило. Конечно, с прощением немножко по-другому. Мы осознанно к этому подходим – мы осознанно не прощаем, ищем причину, почему мы не можем простить. Но никогда Богу не задаем вопрос: «Господи, Ты прощаешь нас?» Мы уверены, что Господь прощает нас, когда мы приносим покаяние. Он не ставит нам никаких условий… Кайся искренне. А если покаяние неискреннее, то и прощение тоже. Тогда и к Причастию ты подходишь в таком же в состоянии.

Можно ли в таинстве Исповеди сказать священнику, что ты каешься, но никак не можешь простить человека?

– Это грех, в котором ты каешься.

Можно сказать священнику, что даже если каешься, продолжаешь ненавидеть и не прощать?

– Об этом нужно говорить. Священник в этот момент как доктор: он будет пытаться найти возможность уврачевать ваше сердце, ваше сомнение, помочь решить ваши проблемы, которые есть в этом вопросе. Если не сможет их полностью излечить, то, по крайней мере, даст какую-то «таблеточку», чтобы начать путь выздоровления.

Какие это «таблетки»?

– В каждом конкретном случае разные: общей терапии нет, протокола лечения не предусмотрено.

Надо стараться идти к священнику, которого вы знаете, который знает вас, чтобы получить более квалифицированную помощь. Когда мы идем к врачу, которого не знаем, который не знает нас, не знает ни нашей жизни, ни нашего образа жизни, он смотрит по кардиограмме, еще по каким-то исследованиям. Высококлассный специалист сначала узнает, как человек живет, чем занимается, и после этого при совокупности медицинских исследований и данных беседы назначает лечение.

Можно назначить лечение, но человек в силу своего образа жизни не сможет его выполнять. Значит, надо как-то это скорректировать, чтобы была польза. Так и в духовном плане. Незнакомый священник совсем не знает нас, не знает ситуации, в которой происходили те или иные события. Рассказать это подробно на Исповеди не всегда удается. Другое дело, когда вы приходите к знакомому – к тому, кого знаете, кто знает вас. Вы говорите о проблемах в вашей душе, в вашем сердце, и он сможет реально вам что-то посоветовать, дать рецепт излечения.

Господь может простить без Исповеди, когда мы искренне сами просим прощения? Например, сделал что-то плохое и тут же себя одергиваешь, говоришь: «Господи, прости меня, грешного».

– Многие спрашивают: «А зачем вообще в храм ходить? Зачем на Исповедь ходить? Я дома перед иконой плачу и искренне каюсь в своих грехах. Господь знает. Он прощает меня».

Но для чего-то Господь создал такой институт, как Церковь? Для чего-то Он в Церкви поставил священника, чтобы тот вел духовное руководство? Для чего-то Он наделил его правом прощать и разрешать от грехов?

На Исповеди перед священником искреннего покаяния добиться сложно. Но перед Богом лукавить нельзя – Он все знает, прячься не прячься. Священнику можно что-то недоговорить, скрасить, можно одно слово пропустить, и будет совсем другой смысл. Но когда мы знаем друг друга, начинается совершенно другая духовная беседа и совсем другое духовное делание.

Вопрос от телезрительницы Елены из Подмосковья: «Я давно читаю Псалтирь. Когда душа болит, читаю акафист „Слава Богу за все“. Прочитаю, и мне спокойно. Но мне сказали, что так нельзя делать, надо каждый раз подходить к батюшке за благословением на чтение Псалтири».

– Дорогая Елена, никого не слушайте: у нас все знают, как надо спастись, только сами часто этим путем не идут, не спасаются.

Безусловно, в духовном делании надо иметь руководителя. Когда пытаетесь что-то сделать, возьмите благословение у священника, но не на каждый шаг. Скажите: «Батюшка, хочу читать Псалтирь». И батюшка посмотрит: готовы ли Вы сейчас читать Псалтирь? Иногда мы беремся за высшую математику, не зная азов бытия.

С другой стороны, человек начинает читать Псалтирь и начинает настолько в нее вникать, что после этого и молится более усердно, потому что в Псалтири сокрыт очень глубокий смысл.

Есть такой фильм – «Притчи» (белорусский многосерийный художественный фильм, 5 серий сняты с 2010 по 2018 год студией во имя святого исповедника Иоанна Воина Свято-Елисаветинского монастыря по мотивам известных христианских притч). В одной из серий рассказывается притча, как семинаристы во главе с архимандритом приехали на один остров, где жили три старика-рыбака. Архимандрит стал расспрашивать этих рыбаков, как они молятся. Рыбаки отвечали, что молитв они не знают, а есть у них иконочка Пресвятой Троицы, вот перед ней они молятся: «Трое нас и трое Вас – Господи, помилуй нас!» Архимандрит вместе с семинаристами весь день учили их, как правильно молиться, как читать «Отче наш». Возвращается архимандрит в шлюпке обратно на корабль и рассуждает, какие дремучие люди есть: элементарных молитв не знают… Перешли они на корабль, стоит архимандрит на палубе и вдруг видит, как эти три мужика бегут по воде и кричат: «Отче, отче, забыли: как молиться? Повтори!» – «Как молились, так и молитесь», – ответил архимандрит. Фильм можно посмотреть в интернете – он для нас очень поучительный.

Поэтому как читали акафист, так и читайте, когда сердце ваше просит.

Другое дело, когда мы приходим к священнику и говорим: «Батюшка, мы хотели бы читать акафист за этого человека. Благословите». Если батюшка благословляет, тогда вы непреложно должны это совершать: вы благословение получили. Слава Богу, что вы читаете акафист «Слава Богу за все». Рекомендую вам съездить на Введенское (Немецкое) кладбище в Лефортово, на могилку Владыки Трифона – составителя этого акафиста, помолиться на его могилке, чтобы он тоже вам помог, если вы так почитаете его акафист...

Так что молитесь так, как молились. А если есть сомнения – придите в храм к священнику (а не к тетушкам, которые, как им кажется, порой знают больше, чем наши батюшки, что и как надо правильно в этой жизни делать).

Могли бы Вы посоветовать к обычному молитвенному правилу, к утренней и вечерней молитве, что-то еще почитать? Например, Псалтирь или еще что-то. Есть ли у Вас какие-то советы, что Вы говорите своим прихожанам?

– Во­первых, дорогие мои, я бы посоветовал вам начать поститься. Может, не очень строгим постом – это вы со своим духовником или священником обговорите и согласуйте. Во-вторых, с первой недели поста первые 4 дня будет происходить совершенно великолепное богослужение – Великий покаянный канон Андрея Критского, на который я рекомендую походить всем: послушать его, вникнуть в слова, которые там произносятся. Это богослужение особенное, совершается раз в году.

Не опускайте утренних молитв своих, совершите утреннее делание. Не у всех будет возможность совершать утреннее правило, молиться с утра в храме – кому-то на работу надо идти, но вечером, после работы, старайтесь провести время с Богом в храме, куда вы привыкли ходить, или в ближайшем к вам храме. Это настраивает нас на дальнейший пост. Постарайтесь в воскресные и праздничные дни особо обратить внимание на свою духовную жизнь: в обычные дни мы позволяем себе лениться, а сейчас постарайтесь преодолеть себя и не пропускать этих богослужений.

Взять ли какой-то особый подвиг на себя? Старайтесь не сокращать того, что есть. Уж очень часто мы в своей жизни что-то сокращаем. Мы берем на себя какие-то большие подвиги, а малого не делаем. Будьте верны Господу в малом, и Он во многом вам поможет и укрепит. Все приходит по зову вашего сердца. Не пытайтесь взвалить на себя непосильную ношу.

Вопрос от телезрителя: «Батюшка, мне за 60 лет, я очень мучаюсь и страдаю. В молодости все мы совершали ошибки, особенно перед родными людьми. Как попросить прощения у тех, кто уже умер? У родителей, у родных. Я испытываю сильнейшие душевные муки, они просто раздирают и терзают душу. Не сплю ночами, думаю: «Господи, как мне попросить прощения?» Исповедуюсь, но Исповедь не помогает. Ничего не помогает».

– Ваши муки – это тоже искушение от врага рода человеческого, ведь все надо делать своевременно, тогда, когда человек живой.

Постарайтесь не допускать того, в чем вы себя считаете виноватым перед людьми, которых уже нет, по отношению к тем, с кем вы сегодня общаетесь, с кем сегодня живете. Своим внутренним духовным страданием вы не поможете ни им, ни себе. Сокрушаться об этом неправильно: если бы вы действительно стремились получить прощение, то задумались бы, что можете сегодня сделать для этих людей...

К сожалению, то, что прошло, изменить уже невозможно. Можно изменить сей день, можно попытаться изменить завтрашний день, невозможно изменить вчерашний день – он уже прошел. Что мы можем сделать для этих людей сегодня? Мы можем молиться за них искренней и тихой молитвой. От того, что мы плачем и не спим ночами, ни им, ни нам пользы никакой нет. А если мы будем предстоять перед Богом, перед иконочкой дома, в дни особых поминовений в храме (или когда сами бываем в храме, молиться в общей молитве за этих усопших), это будет для них польза – это будет искуплением за то, чего мы не успели дать им при жизни. И, конечно, это должно быть для нас примером того, чего мы не должны делать сегодня по отношению к окружающим нас.

Батюшка, прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Дорогие мои, сердечно желаю вам в дни Святой Четыредесятницы не страшиться ее и не бояться: пролетит она так же быстро, как пролетают наши с вами дни земной жизни.

То, что сегодня нас пугает, завтра будет казаться быстротечным и совсем не таким страшным. Уповайте на Господа – Господь всегда будет рядом с вами, если вы будете рядом с Ним: Он никогда не оставляет нас, Он всегда помогает и укрепляет. С Богом для нас, верующих людей, не бывает безвыходных ситуаций – бывают временные трудности, но это тоже надо понять, прочувствовать, осознать, и тогда Господь будет вас укреплять.

Желаю провести вам эти дни в духовном мире, в духовном возрастании – в стяжании дара молитвы, дара покаяния, чтобы, пройдя тернистым путем Святой Четыредесятницы, пусть немножко, но усовершенствованными духовно и обновленными прийти к празднику Пасхи Христовой и возрадоваться о Воскресшем Господе и Спасителе нашем.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Ксения Комарова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс