Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1149) → Священник Алексий Дудин: Как приобрести Божию любовь и научиться любить грешников?

Священник Алексий Дудин: Как приобрести Божию любовь и научиться любить грешников?

№12 (1149) / 22 марта ‘22

Беседы с батюшкой

Отец Алексий, когда мы говорим о Божией любви и Божием прощении, возникают несколько подводных камней. По мнению многих, мы получаем от Бога любовь, которая должна быть всегда такой, чтобы все в нашей жизни было хорошо. Если же испытания приходят, значит, Бог нас не любит. То же и прощение: мы просим прощения у Бога так, как будто сотворили что-то не очень тяжелое: как в детстве, когда съел варенье («Кто съел варенье?» − «Не знаю»). Подобного рода грехи мы позволяем себе озвучивать, ибо не стараемся увидеть в себе те, которые нас так обличают, что, если бы мы серьезно к ним относились, спать бы не могли.

Вторая тема − когда мы общаемся с грешниками, мы очень любим себя: «Какой же он грешник! И я грешник, но все-таки не такой». В результате возникает просто ералаш… Такой серьезный вопрос: как заслужить Божие прощение? Что сделать, чтобы хотя бы немного почувствовать, что ты хоть в чем-то прощен и что Господь тебя любит в любом случае?

− Действительно, для нас с вами, братья и сестры, бывает зачастую непонятно, как Бог, имя Которому есть любовь, Который Своей любовью обнимает и Небо, и землю, может допустить, что мы с вами страдаем или испытываем дискомфорт, что молитвы, которые, как нам кажется, направлены ко благу, по какой-то причине не сбываются или исполняются не сразу.

Но так бывает у того, кто не углублен в свою духовную жизнь. К сожалению, сейчас это всеобщая болезнь, ведь при всем прогрессе, когда все знания все время под рукой и можно обратиться к любым проверенным источникам, нам не хватает глубины души, глубины самопознания – того, к чему призван христианин и на что у современного человека не хватает ни сил, ни времени, ни ресурсов.

Если заглянуть в глубь себя, в глубь своего сердца и своих взаимоотношений с Богом, открывается новый мир, где есть свои правила. В этом мире, оказывается, Господь не только любящий Отец, но и Отец справедливый. Бог наказывает грешников не потому, что Он их не любит, а потому, что Он жаждет, чтобы грешник исправился. Ведь сказано в Писании: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Без наказания, без исправлений не может быть Божией любви.

Размышляя об этом, действительно вникая в это, человек потихоньку начинает видеть во всех тех вещах, которые он при поверхностном взгляде воспринимал как Божий недосмотр и недостаток Божией любви, глубину Божия Промысла, Божия участия в его жизни, а она подтверждается Евангельскими словами, что даже один волос человека не падает без воли Божией.

Многие вещи становятся видны со временем, которое прошло между событием и его осознанием. Если человек не занимается осмыслением своей жизни, не пытается усвоить те уроки, что посылает ему Господь, глядя поверхностно на все, что происходит, он может сделать вывод, что Господь не есть любовь.

Божией любви искали многие. Вспомним, скажем, Силуана Афонского, известного русского монаха, подвизавшегося на Святой Горе, – он Божией любви искал до истощения. Он взывал к Господу, дошел до такого состояния, когда у него кончились все силы. Он много постился, постоянно был в бдении, и при этом ему казалось, что Господь его не слышит. Последний вопль его души был: «Господи, Ты неумолим!» В этот момент увидел свет, исходящий от иконы Господа Иисуса Христа. Как свидетельствует сам Силуан Афонский, если бы этот свет продлился хотя бы еще секунду, то его душа не смогла бы остаться в теле. Изобильная любовь Божия простирается на человека, но не всегда он готов ее принять и оценить.

Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель. Вы знаете, что любящий человек всегда расстраивается, если объект его любви, его возлюбленный не отвечает ему или вменяет ни во что его чувство. Понятно, что Господь, жаждущий от нас ответной любви, дает эту любовь только тем, кто искренне к ней стремится и всю свою жизнь полагает на то, чтобы стяжать ее. Недаром любовь – высшая христианская добродетель, ее невозможно стяжать, не потрудившись в остальных духовных деланиях. Любовь Божия – конечная цель всего нашего духовного развития.

Понятно, что требовать от Бога сразу любви без подвига с нашей стороны, без того, чтобы у нас действительно была жажда любви Божией, невозможно. Без этой жажды невозможно эту любовь стяжать, к ней прикоснуться. Хотя Господь идущему духовным путем иногда дает ее почувствовать: каждый из нас, кто жил духовной жизнью, помнит эти минуты озарения, когда Господь касается сердца. После того как человек прошел какой-то духовный путь, совершил какие-то подвиги, он прикасается к этой милости Господней.

Вопрос: «Христос сказал просто и ясно: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. У нас все получается: мы хорошо соблюдаем обряды, четко отчитываемся в своих грехах, вычитываем все правила, но почему-то у нас постоянно есть проблемы с заповедями: не то что заповеди блаженства, мы даже ветхозаветные заповеди не может соблюсти. Я хотел бы услышать Ваш комментарий».

− Наверное, когда вы говорите о ветхозаветных заповедях, вы имеете в виду 10 заповедей Моисея (Декалог). Вряд ли вы имеете в виду те 613 заповедей, что присутствуют во всем Ветхом Завете.

Конечно, как вы уже правильно сказали, тот, кто хочет исполнить заповедь о любви Христовой, должен соблюсти Его заповеди. С другой стороны, Сам Господь упрощает задачу человеку: Он объясняет, что весь закон – заповеди Моисея, все заповеди блаженства – по сути заключаются в двух заповедях.

О них мы сегодня и говорим – это заповедь любви к Богу и ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» – все остальные заповеди проистекают из этих двух. Так что, с одной стороны, трудно исполнить закон Христов, но с другой стороны – просто. Тут нужны и мудрость, и простота. Вот такое интересное сочетание.

На самом деле, если человек начинает себя искренне спрашивать «Вспоминаю ли я о Боге? Часто ли я что-то делаю не так, как хочется мне, а как нужно для Господа? Часто ли я чем-то жертвую Христа ради?», анализирует свою жизнь, он может посмотреть, насколько действительно любит Бога. Кроме того, у апостола есть такая замечательная лакмусовая бумажка, чтобы проверить, люблю ли я Бога: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Действительно, как можно любить Бога и при этом не любить Его творение?

Здесь следует немного поговорить о втором аспекте нашей темы − о любви к ближнему. Понятное дело, мы все – грешники, нет ни одного человека, который был бы жив и не согрешил пред Господом. Говоря о любви к ближнему, мы можем смело говорить о любви к грешнику. Как любить грешника – это на самом деле проблема: как можно любить того, кто недостаточно любит своего Творца? Как можно хорошо относиться к тому, кто тебя ненавидит, обижает, злословит, желает тебе всяческих злоключений, злорадствует о твоем горе? Эта серьезная духовная наука святыми отцами хорошо описана. И в своем духовном делании любой человек может вполне ее проходить.

Сейчас идет Великий пост. В это время я советую перечитывать книгу аввы Дорофея: там замечательно показано, как люди должны относиться друг к другу, что нужно разделять грех и грешника. Как, прощая кого-то, не впадать самому в злобное состояние. Говорится про одного монаха, который всегда остается спокойным, хотя его поносят и ругают. Авва Дорофей говорит: «Как тебе это удается?» А тот отвечает: «Что обижаться на этих псов, которые лают?»

Действительно, можно абстрагироваться от людей, которые могут нанести нам те или иные душевные раны, но это еще не есть любовь. Терпеть грешника можно и принижая его человеческое достоинство, а проникнуться состраданием к нему, прощением, понять, что все, что он сотворил, есть следствие греха, – это серьезная наука. И если человек ее проходит, ему становится понятно, как любить ближнего, хотя тот грешник.

Для этого есть духовные рецепты. Есть такая духовная истина: если заниматься своим внутренним миром, совершенно не останется времени осуждать других и гневаться. Всегда можно заглянуть внутрь себя и спросить: «Чем я занимаюсь?» Если думаю, как спастись, как самому исправить свои недостатки, грехи, то иду вперед и в этот момент моя душа будет созвучна и сострадательна душе того, кто рядом со мной. Понятно, бывают моменты, когда мы уже прогневались на кого-то, осудили, и грех оставил шрам на нашей душе, и он болит. Для этой раны тоже есть свои духовные пластыри – в частности, Оптинские старцы советуют читать молитву за человека, против которого восстает душа: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (такого-то) и святыми его молитвами помилуй меня, грешного» – и земной поклон.

Такое духовное средство помогает уврачевать злобу, что идет на ближнего, и врачуя свои собственные раны, человек научается снисходительно относиться к своему ближнему, и постепенно возникает сострадание, а уже из сострадания возникает сочувствие, желание помочь. И из этой добродетели потом потихонечку произрастает и любовь к ближнему – высшая добродетель: она есть следствие личного покаяния прежде всего, прощения ближнего, заботы о ближнем и проявляется в полноте всеобъемлющей Христовой любви. И только потом можно молиться со святыми: «Господи, да познают Тебя все народы земли Духом Твоим Святым».

Мне всегда казалось, что ближние – это семья, знакомые. Но есть люди незнакомые, которые приносят в мою жизнь дискомфорт: например, пьяные орут под окнами всю ночь – это вызывает не то чтобы ненависть, но я не могу подумать о них благое... И, как Вы правильно сказали, это наносит мне рану, ибо я не могу с этим справиться. Как оставаться спокойным, если я ночь не сплю, а рано утром на работу?

– Чтобы научиться этому, требуется определенный труд над собой. Хочется дать какие-то практические советы.

Если наша душа жутко возмущена, для начала нужно сделать несколько (примерно 10) глубоких вдохов и выдохов. Хорошо, если есть навык молитвы Иисусовой, – к этим вдохам можно присоединить молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Это поможет успокоиться в моменте.

Далее надо подумать, как выходить из этого состояния. Если я гневаюсь и раздражаюсь на ближнего, то, по сути, мой корабль уже идет ко дну – уже произошло определенное кораблекрушение. В состоянии этого стресса главное – успокоиться в моменте, и для этого у каждого есть свои способы (самый простой я транслировал).

Та ситуация, которую вы описали, мне понятна. Я живу за городом, и такие веселые компании периодически приезжают к нам, отмечают дни рождения. Самое главное – успокоиться в моменте. Потом уже будет работа над ошибками: покаяние и молитва за этих людей.

Главное – изначально уйти из-под удара: пока в моем сердце клокочет гнев, он разрушает меня изнутри, ранит и уничтожает меня. Поэтому нужно любыми средствами гнев изгнать. Если есть возможность, можно в этот момент подойти к ближнему, который тоже не спит, взяться за руки, вместе помолиться, что-то обсудить. Можно даже пойти гулять. В общем, когда штормит и корабль трещит по швам, нужно найти способ выйти из этого состояния. Ибо гнев человека не творит правды Божией: как бы ни казалось в момент раздражения, что ты поступаешь справедливо, в итоге это обязательно окажется ошибкой.

Вспомним слова известной «Сказки о царе Салтане»: «В гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить». Действительно, любой в гневе начинает «чудесить» – делать то, о чем потом обязательно пожалеет. Поэтому надо из состояния гнева выходить, у каждого в этом отношении свой путь, свои духовные силы. А потом потихонечку можно прикладывать духовные пластыри: молиться за этих людей, в записках писать (если это люди известные, крещеные), класть земной поклон с молитвой, сделать им что-то доброе, благое.

Если не делать добродетель, противоположную греху, грех будет и дальше съедать. Слава Богу, у нас богатое святоотеческое наследие и любой имеет возможность приобщиться: посмотрите, почитайте – и найдете советы, которые будут применимы именно для вас.

Вопрос телезрителя из Гродно: «По притче о самарянине ближний – тот, кто оказал человеку помощь. Нельзя каждого считать ближним. Батюшка говорит, что все у нас ближние. Как определить ближнего?»

– Если нужно, я готов еще раз объяснить притчу о милосердном самарянине.

Это притча о человеке, который, с точки зрения иудеев, был одним из самых страшных богохульников. Самаряне претендовали на знание и исполнение ветхозаветного закона, но при этом, с точки зрения иудеев, были еретиками, богохульниками и потому хуже язычников. Если с язычниками иудеи разговаривали, то с самарянами даже не общались, считая их чем-то скверным, нечистым.

Тот иудей из притчи в здоровом состоянии не стал бы с самарянином даже разговаривать, отвернулся бы от него. И у самарянина не было никаких, с точки зрения человеческой логики и справедливости, мотиваций этому иудею помогать. Тем не менее, он поступает противоположным образом и для того, кто его ненавидел, отвергал, желал зла, творит великую милость – только потому, что оказался рядом, а этот человек оказался нуждающимся.

Притча раскрывает смысл, что ближний – любой находящийся рядом с нами и нуждающийся в нашей помощи и нашем попечении.

Когда мы пытаемся построить свои отношения с Богом, нужно ли быть готовым к тому, что получишь наказание? «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю». Получение наказания можно расценивать как проявление любви Божией? Ведь человек не может оценить, откуда пришло наказание. Может быть, заслужил. Это как со здоровьем: если все время пить, это приведет к болезни печени...

– Если человек действительно углубляется в свою душу, если, прочитывая вечерние молитвы и говоря, что согрешил словом, делом и прочими чувствами, действительно вспоминает, чем в этот день согрешил, думаю, такого багажа грехов вполне хватит, чтобы понять, за что могло «прилететь» из «духовной канцелярии»: по сути, у любого из нас огромное множество грехов. Если он действительно осознает свои грехи и в них вникает, у него никогда не возникнет вопрос: «За что?» Но могут возникнуть вопросы: «Зачем? Что от меня хочет Господь? Что я в своей жизни должен исправить? К чему мне дальше надо двигаться?» И для этого должен быть духовник, священник, которому он исповедуется.

Мало научиться терпеть, проходя искушения из последних сил, скрипя зубами: надо чувствовать и понимать, к чему тебя ведет Господь, что Он от тебя хочет, посылая те или иные события. Хотя в общем и целом мы принимаем все, что послал Господь, и просим Его (если обладаем определенной духовной опытностью), чтобы Он и дальше творил и исправлял нашу жизнь по Своей святой воле.

В вашем вопросе есть интересный аспект… Бывает, человек боится, что начнет молиться «Господи, исправь меня», а на него посыплются искушения: Господь начнет давать горькие пилюли...

Епитимью.

– Конечно, не надо от Бога просить епитимью – это гордая, неправильная молитва. Но вполне можно Бога просить, чтобы Он вел тебя по жизни по Своей святой воле. И бояться Бога не нужно, потому что Господь – более любящий и милосердный, чем справедливый. Если бы это было не так, мы все давно уже предстали бы перед Судом, и вряд ли хоть одна человеческая душа вытерпела бы этот Суд.

Господь нас любит, и надо научиться Ему доверять. Вся жизнь человеческая – это урок, чтобы мы научились отпускать руки, не руководили собственным спасением и собственной жизнью, а все-таки основное упование возлагали на Господа Бога. Когда человек проходит такие послушания, он приобретает духовную премудрость и начинает осознавать, насколько Бог любит его. И, видя в жизненных примерах, как Бог его любит, в ответ начинает любить Господа. Сначала появляется чувство благодарности, осознание премудрости Божией, благости, а потом потихонечку разгорается то великое чувство любви Божией, о которой мы сегодня говорим.

Прекрасная беседа, я получил очень много советов, которые пригодятся в моей каждодневной практике духовной жизни. Благословите наших телезрителей.

– Господи, благослови всех нас на добрый пост, чтобы в этом посту приблизиться к великой добродетели – любви к Богу и ближнему.

Записали:
Наталья Богданова,
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс