Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дорогой отец Вадим, когда мы говорим «плоть», это звучит несколько… В Священном Писании – «плоть», а на самом деле – «тело». Тело иногда находится очень далеко от духовной жизни, и мы стараемся преодолеть этот разрыв, но кто-то не может никак прийти к духовной жизни, – а если приходит, то забывает о каких-то плотских проблемах. Но мы люди, и болезни наши нам мешают (а иногда помогают)… Плоть и духовность – проблема, с которой Вы сталкиваетесь постоянно, когда духовно окормляете людей, приходящих в онкоцентр и в центр, где находятся больные с ментальными расстройствами, детей и т.д. Наверное, Вы очень хорошо владеете вопросом, поэтому я хочу спросить: находится ли плоть в некоем противостоянии с поиском духовности или нет?
– Прежде всего надо сказать, что, по христианскому учению о человеке, тело – это внешняя составляющая, внешняя его целостность. А когда мы говорим о земной плоти, мы говорим о биофизических, биохимических процессах в тканях организма, физиологических функциях. Это чтобы зрителям было понятно: смешивание этих понятий – тела и земной плоти – в данном случае недопустимо. И когда мы говорим о духовности, то, конечно, мы говорим о совокупности проявлений Духа Божия в мире и в человеке.
Когда мы говорим о взаимодействии в каждом человеке (и мы с вами тоже люди), мы понимаем, что предавая себя в руки Божии, мы даем возможность Духу Божию действовать на нас. Тогда уже и душа способствует тому, чтобы наше тело действовало так, как будет угодно Духу Божию. И наоборот, если человек на пьедестале установил не Бога, а что-то материальное, то проявления совсем иные – тогда уже плоть начинает воздействовать на душу человеческую и для Духа Божия не остается места.
Многократно мне довелось наблюдать (на примере, например, моей мамы, которая была онкобольной и отошла в мир иной, прихожан нашего храма и тех больных, которых я посещал), насколько дух был бодр и крепок, хотя плоть была уже совсем в немощном состоянии. У них были совершенно ясные черты лица, светлые глаза, голос был полон веры в то, что с ним, с этим человеком, находится Господь. И некоторые даже не принимали лекарства, чтобы облегчить страдания плоти: Дух Божий действительно являл такую силу, которая помогала преодолевать немощь человеческого естества.
Я вспоминаю свою маму. Она, отходя в мир иной, исповедовалась, пособоровалась, причастилась Святых Христовых Таин и на глазах нашей семьи, которая собралась, когда почувствовали, что скоро будет исход ко Господу, она показала такую крепость духа, что мы в очередной раз увидели, что все годы, ею прожитые (она прожила почти 80 лет), она была человеком твердым, несгибаемым и всегда очень-очень духовным. Она проявляла любовь как к Богу, так и к своим ближним – практически во всем. Она даже всегда раздавала все, что было, тем, кто нуждался, и старалась всегда помочь, как могла. Всю жизнь она трудилась в медицине, и ее эта помощь ближнему была настолько естественной, что все ее мысли, вся ее жизнь были посвящены именно этому. Я помню, как она приходила в храм и молилась за болящих, за тех, кому была нужна та или иная помощь. И она всегда помогала совершенно бескорыстно, а в ее взгляде, в ее глазах не было никакого раздражения, проявлений гневливости, тщеславия, гордости, – нет. Это было настоящее спокойное духовное состояние, но оно было при этом деятельное.
Я вспоминаю и многих наших прихожан, которые тоже отошли в мир иной (и страшный онкологический недуг этому поспособствовал) но до последнего своего вздоха оставались совершенно твердыми, даже лекарства отказывались принимать: дух был настолько бодр, что они спокойно переносили немощи человеческого естества.
Я вспоминаю своего дедушку – он умер у меня на руках от обширного инфаркта, ему было под 80 лет – у него на лице была такая ясность благодатная, светлость такая и твердость речи, которые говорили, что он имеет настоящую духовность.
Вопрос от телезрителя Виталия из Женевы: «1-й вопрос. Мы военные. Иногда, выходя на какое-либо задание, некогда почитать большие содержательные молитвы, наставления. Посоветуйте какую-нибудь простую кратенькую молитву. 2-й вопрос: качество обучения священников. У меня был такой период в жизни, я учился в семинарии и, к сожалению, видел такое отношение: из будущих священников не делают интеллигента интеллектуального, который ищет добра, а пытаются штудировать послушанием, что, конечно, правильно. Ваш рецепт в данном случае интересен».
– Я хочу продолжить разговор про своего дедушку. Дедушка прошел всю Великую Отечественную войну, закончил ее в Маньчжурии, получил все соответствующие награды. Несколько раз на поле боя оставался в бессознательном состоянии, его выносили – Господь ему даровал жизнь. И вера, с которой он прожил всю свою жизнь, наверное, помогала ему, ведь без веры, без любви к ближним своим трудно себе представить, чтобы человек смог прожить долгую и счастливую жизнь. А он прожил долгую и счастливую жизнь.
Когда я ехал на этот прямой эфир, я творил про себя Иисусову молитву: у меня, знаете, со школьной скамьи такое внутреннее устроение, которое позволяет мне, где бы я ни шел по улице, ни ехал бы в транспорте, творить про себя Иисусову молитву. И я вам очень рекомендую творить Иисусову молитву – вы ее можете чередовать с молитвой «Отче наш» и с «Богородице Дево, радуйся». Если будете так поступать, будете с Богом и под покровом Божией Матери.
Очень хотелось бы, чтобы вы знали наизусть псалом 90 – «Живый в помощи Вышняго». Выходя утром из дома, я всегда читаю его – и в других ситуациях, когда я куда-то направляюсь, тоже. Кроме всего прочего, если вы будете творить Иисусову молитву, у вас не будет рассеянного внимания: вы будете совершенно сконцентрированы и сможете принимать решения, которые будут благословлены Богом, что очень важно.
Я сейчас вспоминаю Александра Суворова, который не начинал ни одного сражения, не отслужив Божественную литургию. Об этом знали турки и старались всегда напасть именно в этот момент, попытать счастья пока основные силы не вступили в сражение, – но им это не удавалось ни разу. Когда с нами Господь, когда мы живем во славу Божию, Он нас не оставляет.
Вспоминая Александра Суворова, я должен сказать, что он всегда заботился о каждом солдате и проявлял любовь, выражавшуюся именно в конкретных действиях: они были направлены на то, чтобы сберечь каждого нашего солдата, и число погибших при нем было всегда минимальное: его искусство побеждать было направлено именно на то, чтобы как можно меньше было потерь среди православных христиан. Это отличительная черта. Плюс забота, чтобы каждый солдат имел необходимое для жизни. Это была конкретная любовь, деятельная.
Мы знаем, что он даже попросил цесаревича Павла, чтобы в Петербурге устроили инвалидный дом специально для инвалидов войн: до этого они были предоставлены сами себе. Вот у нас появляется инвалидный дом, и в дальнейшем Павел I, имевший постоянное общение с Суворовым, совершал те дела, которые тоже были деятельной любовью. В частности, появляется шинель для солдат (до этого шинелей не было) – для нашего климата это было очень важно, и другие проявления деятельной любви. Это жизнь в Духе Божием. Известно, что Суворов каждый день кроме утренних и вечерних молитв читал три канона: Покаянный, Молебный к Божией Матери и ангелу-хранителю. Кроме всего прочего, он и сам написал каноны.
Поэтому я вам всем очень рекомендую поступать так, как поступали наши предки, в частности, как поступал наш великий полководец генералиссимус Александр Суворов, которому, кстати, у нас в городе еще в царской России устроили первый музей – до этого музеев не устраивалось.
Это тоже очень яркое свидетельство, что человек, живущий с Богом, творящий дела Божии, живет совершенно не по плоти, не по греховным страстям, а живет исключительно движимый Духом Святым. Мы знаем, что Александр Суворов родился хиленьким мальчиком, слабеньким, и он работал над собой, холодной водой обливался: прикладывал все усилия, чтобы его плоть не мешала ему в его духовной жизни. И именно Дух Божий действовал в нем, и плоть ему подчинялась – он прожил достаточно длинную жизнь. И зная о том, насколько он с любовью к Богу относился, мы тоже должны относиться к Богу с такой же любовью.
Без греха только Господь наш Иисус Христос, поэтому мы никогда не должны впадать в уныние, в отчаяние, если мы как-то согрешили словом, делом, помышлением, в ведении, в неведении: всегда есть возможность покаяться и свою жизнь преобразить. Сейчас Великий пост – мы все молимся в храмах, все просим Господа, чтобы Он помог нам и не оставил нас в нашей повседневной жизни.
И это на сей день очень актуально – наверное, как и во все времена, но в наше время в особенности: от того, насколько мы будем людьми духовными, будет зависеть и улучшение жизни в России, ну а через нашу страну – и во всем мире, ибо так исторически получается, что на нашу страну всегда смотрели очень пристально и не всегда понимали то, о чем говорили наши Святейшие Патриархи, святые праведники и духовные люди...
Я вспоминаю, как в свое время Святейший Патриарх Алексий выступал в Страсбурге, и после этого на Западе в печати появилось немало статей, что они не совсем понимают то, о чем говорил наш Святейший Патриарх... Так что та духовность, которую мы несем, требует еще и особых усилий, чтобы задействовать и ум, и волю, и чувства, дабы было понятно каждому в его жизни, о чем идет речь.
Дорогой отец, мы очень хотим всегда ощущать себя здоровыми, но чем старше становимся, тем больше болячек и, когда серьезные заболевания, мы хотим, чтобы было как с больным зубом: мы обратились к врачу, он все сделал – и раз, все хорошо. Когда такого не происходит, мы обращаемся к Господу, молимся и хотим, чтобы было как у стоматолога, – но этого не происходит. И молитва, которую мы возносим Господу… Иногда нам кажется: мы – плохие люди, и Господь не принимает нашу молитву, как и жертву Каина. Эта проблема очень многих волнует: кажется, что молитва не помогает. Что Вы можете сказать тем, кто не ропщет, но не чувствует моментальной отдачи от молитвы и немедленной помощи Господа?
– Нужно довериться Богу: почувствовать, что Господь – наш чадолюбивый Отец. Как маленький ребенок бегает за мамой и просит помощи во всем, так и мы должны быть такими же детьми: обращаться все время к Богу и верить, что Господь дает нам именно то, что пойдет нам на пользу. Ребенок просит у мамы все, чего хочет, но она дает только то, что пойдет ему во благо – невозможно представить, что мама даст ребенку что-то, что нанесет ему вред.
Так и мы каждый раз, когда просим и молимся, чтобы Господь устроил все по нашему желанию, должны помнить: Господь совершает только то, что пойдет нам во благо, ибо наша цель – достичь Царствия Небесного. На этом пути Господь устраивает все так, чтобы мы шли по нему и никуда не свернули – ни вправо, ни влево. Но на нем могут быть испытания, различные искушения.
После искушения у нас появляется проба высочайшего качества – печать Духа Святого, чтобы мы были в испытаниях и искушениях твердыми в вере, чтобы имели Дух Божий в себе: именно с ним мы преодолеем все испытания.
Если человек действительно верит в Бога и живет по заповедям, то без Духа Божия он не сможет совершать эти дела: каким бы он ни был сильным, без Духа Божия ничего не сможет. Господь дает каждому их нас пройти жизненный путь так, чтобы мы в конце пути стали наследниками Царствия Небесного. Иначе, если нет Духа Божия, будет что-то другое, это другое не приведет нас к Царствию Небесному.
Многие думают: если мы хотим чего-то в своей жизни, значит, Господь должен это исполнить (даже появляются какие-то поговорки на эту тему). Но Господь, наш Творец и Создатель, прикладывает все усилия, чтобы мы на земле достойно прошли свое поприще и стали наследниками Царствия Небесного. В Священном Писании сказано: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены. То, что происходит с нами, происходит не случайно – имеет определенный Промысл Божий.
Иногда говорят: «Я настолько грешный, что Господь мне послал тяжелую болезнь – я недостоин Его любви»...
– Действительно, человек может говорить «паче всех человек окаянен есмь», – но при этом он не должен пребывать в унынии, в печали, отчаянии, тоске. Не нужно доводить себя до крайнего состояния, когда происходят самоубийства: нужно понимать, что покаяние совершается для духовного преображения, для осознания того, что что-то было неправильно. Вспомним апостола Петра: он до конца своих дней плакал – и глаза были красными от слез, так он сильно переживал за то, что совершил в этой жизни. А Иуда пошел и удавился.
Человек должен помнить, что Господь всегда придет к нему навстречу. Апостол Павел был гонителем христиан, но потом Господь коснулся его, и он преобразился так, что пошел за Господом туда, куда Он его повел, проповедуя Своего Творца и Создателя, – хотя плоть апостола Павла была немощной. Более того, он специально об этом молился Господу, но Господь ему сказал: довольно для тебя.
Мы всегда должны помнить – Господь рядом с нами. Мы живем в любви к Богу и к ближним своим, стремимся, чтобы Дух Божий действовал в нас.
Бывают случаи, когда мы не знаем, что делать. – но мы всегда можем прийти в храм Божий, побеседовать со священнослужителем: получить вразумление, благословение – оно поможет нам дальше поступать именно так, чтобы это было во славу Божию.
Какие были прекрасные, великие праведники и подвижники благочестия в Петербурге – например преподобный Серафим Вырицкий. В тяжелое время он принимает решение отказаться от дела, которое у него было (сейчас говорят «бизнес»). Он получил духовное вразумление, что дальше невозможно будет заниматься его делом, но ему нужно послужить Отечеству иным образом, – и он принимает на себя служение и проходит его достойно: по сей день есть пастыри Церкви, которые с ним общались, которые получили от него вразумление, благословение, и с этим они живут по сей день.
«Кто ищет, тот всегда найдет», и ищущий Бога человек получает от Бога свою любовь. Ощутив ее однажды, он с ней живет дальше. Недавно отошла в мир иной настоятельница Горненского монастыря матушка игуменья Георгия – многие с ней общались, кто посещал Святую землю, а кто-то общался, когда приезжал в Пюхтицу, либо в Иоанновский монастырь на Карповке в Санкт-Петербурге: многие знали ее как человека совершенно духовного.
Она тоже общалась со многими праведниками и благодаря этому общению шла по пути, который ей определил Господь, нисколько не сомневаясь: я сколько с ней ни общался, ни разу не помню, чтобы у нее были сомнения. Всегда было желание здесь что-то устроить, там устроить во славу Божию – на все она находила время и на каждого хватало любви. Даже в последние годы, пребывая в немощи плоти, она все равно эту любовь являла.
Каждый человек в своей повседневной жизни может жить духовной жизнью, только нужно расставить внутри себя правильные акценты. Некоторые, к сожалению, считают себя духовными людьми, если хорошо разбираются в балете, ходят регулярно в театр, посещают выставки, музеи, хорошо разбираются в том или ином искусстве, – но при этом даже не переступают порог храма.
Когда мы сталкиваемся со смертельными болезнями, мы начинаем бояться. Как преодолеть боязнь перед болезнью?
– Прежде всего мы должны расставить все точки над «и» в самих себе: верить, что Господь дает нам испытания, которые нужно пройти здесь на земле, и они должны помочь нам в достижении Царства Небесного. При этом мы должны помочь и окружающим, ведь люди вокруг тоже должны будут проявить свою любовь, милосердие, сострадание – качества, которые скажут, что они действительно христиане.
Болезнь дана Милосердным Господом исключительно потому, что есть определенный Промысл о человеке. Сейчас вспомнились слова Спасителя, когда у Него спросили: «Почему этот человек болен? Может, он согрешил?» «Н е согрешил ни он, ни родители его, – сказал Господь, – но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».
Совершенно разные бывают причины, почему человек заболел. Здесь может помочь духовник: в этой ситуации есть возможность разобраться, что происходит, если только человек действительно этого захочет сам, и тогда он, идя по пути в Царствие Небесное, преодолеет это испытание и с помощью Божией достигнет его.
Божия благословения вам, дорогие телезрители, храни всех Господь! Надеюсь, что время Великого Поста вы проведете во славу Божию и достойно встретите Праздник праздников – Светлое Христово Воскресенье, Пасху.
Записали:
Анна Купцова
и Ирина Обухова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Святителю Тихону Задонскому принадлежат такие слова о человеческой зависти: «Если прочие пороки доставляют хотя бы мнимое удовольствие, то зависть – только боль и страдания». Действительно, грех опасен тем, что часто рядится в привлекательные ризы – выражаясь современным языком, комфортные, удобные. Именно через удобства и удовольствия очень просто влиять на поведение человека, и потому грех часто облачается в ризы удобства, удовольствия, комфорта. А современные люди значительную часть своего времени, а некоторые и все свое целеполагание связывают с достижением комфорта, удовольствия, удобства, то есть всего того, что якобы делает нашу жизнь счастливой. Но как часто тех, кто обеспечивает себя всеми удовольствиями и удобствами, кто не занимает ничем иным свое сознание и свою внутреннюю жизнь, ожидает не просто разочарование, а настоящая жизненная трагедия! И мы знаем, как люди очень состоятельные, обладавшие всеми благами в полной мере, страшным образом заканчивали свою жизнь. Стало быть, все то, что представляется столь желанным, на самом деле не может быть целью жизни.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.