Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1149) → Иерей Стахий Колотвин: Вся надежда нашего существования заключена в том, что Господь Воскрес

Иерей Стахий Колотвин: Вся надежда нашего существования заключена в том, что Господь Воскрес

№12 (1149) / 22 марта ‘22

Беседы с батюшкой

Поздравляем Вас с началом Великого поста.

– «Поститесь постом приятным».

А как поститься приятно?

– Надо с легкостью поститься – если постишься через «не могу», с усилием, то пост вряд ли будет легкий и приятный.

На самом деле «пост приятный» – когда ты радуешься, что что-то делаешь (если юноша влюбился в девушку, ему приятно взять ее тяжелый рюкзак, понести его). Отношение к посту – отношение невесты, которая потеряла своего жениха и не знает, вернется ли он обратно. Даже если вернется, сможет ли она с ним встретиться? Церковь – невеста Христова. Когда иудеи обвиняли Христа, что апостолы не постятся, Он говорил: отнимется у них жених, и тогда будут поститься. Во время поста мы признаем: увы, Господь, Который нас любит и постоянно хочет быть с нами, по нашим грехам отделен от нас нашей собственной злой волей.

Приятный путь поста – путь возвращения к Богу. Господь нас ждет, и ждет Воскресший. Взглянешь, за Страстной седмицей – Пасха Христова уже сияет как солнышко, далеко на горизонте уже первые лучи перед рассветом появляются. Наш пост становится приятным, ибо мы идем ко Христу. И нам радостно, что мы можем приложить вполне определенные усилия, что нам не надо гадать, куда идти. (Порой человек не знает, как правильно поступить. Часто мы не знаем, как правильно поступить в нюансах. Еще чаще уверены, что поступаем правильно, а на самом деле все делаем ужасно.)

Пост – приятное время, ибо Церковь подсказывает некоторые апробированные на протяжении веков методы того, как приблизить свою душу к Воскресшему Богу. Если мы будем воспринимать это не как усилия, а как приятные усилия ради любви, как золотой ключ, который повернешь – и откроется дверь в Царствие Небесное, все пищевые ограничения, длинные молитвы и ограничения в развлечениях будут нам в радость.

Православным во многом везет: у нас есть устав, которому мы следуем. Сейчас очень много времени можно посвятить молитве, к этому располагает Церковь. Насколько молитва простых прихожан важна в деле спасения не только души отдельного человека, но и судеб мира?

– У многих есть языческое отношение к священству: «Батюшка – шаман, у него есть возможность ударить в бубен, пообщаться с духами грозы и огня и решить духовные и материальные проблемы». Увы, это большой соблазн. Иной священник поддерживает ореол таинственности, сверхспособностей, но это – настоящая ересь.

Все мы объединены таинством Крещения и, уже рожденные в нем для жизни вечной, в таинстве Миропомазания соединяемся Духом Святым со всей Церковью. Мы теряем эту благодать, и через таинство Исповеди примиряемся с Духом Святым и воссоединяемся с Господом нашим Иисусом Христом.

Некоторые были вне таинства Брака. Преподобный Андрей Критский, например, не вступал в брак – он выбрал монашеский путь. Значит ли это, что он чем-то был обделен? Нет, мы почитаем его как великого святого и молимся его словами все первые дни поста. Так же и таинство Священства: не все к этому таинству приступают, но все ему сопричастны. Священство – таинство для всей Церкви. Любой, кто принимает все остальные таинства (Исповеди, Крещения, Причастия), сопричастен ему.

Более того, здесь одно из показательных отличий между Православием и католичеством. Католическому священнику схематично дана некая власть, а православный священник мыслится только как глава общины верных, сообщества молящихся: по нашим православным канонам, священник не может служить Божественную литургию в одиночку именно потому, что он совершает служение не для себя, а для всей Церкви. Он может возглавить, направить молитву: Господь для этого и дал ему благодать священства.

Нужно понимать, что каждый имеет для Господа одинаковую ценность, Он каждого любит. Основной процент Церкви – миряне, не священники или епископы. Слабое земное воинство Царя Небесного состоит в основном из мирян. Поэтому люди должны молиться, и об этом напоминает весь строй службы. Хор поет в храме как бы от лица мирян: священник молится, а хор (в церковных книгах он называется «лик», то есть – «предстоящие лица») отвечает «аминь», как бы подписываясь под этим. Адвокат выступил, а тот, кто пользуется его услугами, говорит: «Может, я ничего не понял из его ссылок на законы, но со всем согласен. Это мое слово, я подписываюсь под этим заявлением». Точно так же верующие люди: «Батюшка прочел молитву. Может, мы не очень разобрались, нам не хватает знания Священного Писания и богословия, но эта молитва и от нас тоже».

Возможно, именно поэтому Канон Андрея Критского так любим православным народом, что, несмотря на рабочие дни, люди приходят усталые и молятся. Повечерие – вечерние молитвы, тот чин, который может совершаться без священника: наши вечерние молитвы – аналог монашеского повечерия, просто чуть более поздний.

Значит, можно после службы не читать молитвы?

– Конечно. Еще надо посмотреть, во сколько начинается служба. Во многих деревенских храмах повечерие читается в середине дня, и до вечера жизнь идет: скотину покормил, дом прибрал – нужно закончить день и поблагодарить Господа. Но человек, который после работы пришел на Канон Андрея Критского, посмотрел Священное Писание и пообщался с женой и детьми, может смело ложиться спать, перекрестившись.

Часто лукавый нас подлавливает: «Куда тебе идти в храм на Канон Андрея Критского, ты же устал... Придешь – еще молитвы вечерние читать!»...

Лучше прийти в храм, помолиться вместе со всеми (где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них), прийти домой и с чистой совестью ложиться спать, не засев в водоворот интернета. Если завертелся, то это не значит, что нужно полночи там просидеть, а еще полночи молиться. Хоть кратко помолиться, сказать: «Господи, опять ошибся». И вернуться ко сну, чтобы на следующий день хорошо трудиться и молиться.

Вопрос телезрительницы Людмилы: «Можно ли читать Покаянный канон дома в течение всего поста?»

– Конечно. В домашней молитве мы вообще ничем не ограничены: общецерковный устав помогает нам, людям, у которых разные духовные потребности и молитвенный настрой, объединиться вокруг единого чинопоследования молитв. В домашних условиях мы соразмеряемся с домашней Церковью: когда молимся вместе с детьми – молимся в зависимости от их сил, внимания; если привлекаем к молитве менее воцерковленного человека (понимая, что он, может, выстоял 12 часов у станка), можем прочитать 2–3 молитвы и отпустить его. Когда мы лично молимся, то выбираем, как нам удобнее общаться с Господом.

Малый покаянный канон – литургическое песнопение, которое вошло в домашнюю практику: это норма. Точно так же и Великий покаянный канон – он великий не только потому, что поэтический, но и потому, что длинный. Если хочется обратить внимание на покаяние, недостоинство своей души и обтесать свою гордость, то в течение всего поста помимо привычных текстов вечерних молитв можно открывать кусочек этого канона и читать одну песнь: она очень длинная – целиком это целое молитвенное последование. А если его прочитать с чувством и пониманием, о чем молишься и каких грешников вспоминаешь, это будет важное дело.

Я хотел бы предупредить: если есть склонность к унынию, самоедству (древо познается по плодам) и, читая Канон Андрея Критского, думаешь, какой ты грешник и вообще тебе спасения нет, то канон лучше отложить и почитать что-то более бодрое.

Планировать молитвенное правило, его содержание, объем можно самостоятельно или нужно обязательно идти к священнику? Кто-то говорит, что это надо обговаривать с духовником.

– Конечно, самостоятельно. Увы, священник может оказаться таким, кто очень любит ориентировать кого-то по себе.

Или бывает наоборот: сформировал свое молитвенное правило, и кажется, уже поднимаешься на 5 сантиметров от пола... И батюшка скажет: «Ну-ка, вернись на грешную землю – это лукавый тебя обманывает». Но это в экстренной ситуации, а так если что-то работает, если молишься, общаешься с Богом и тебя устраивает такой путь общения, – замечательно. Молиться можно с помощью своего продуманного варианта правила, с опорой на какие-то тексты или, наоборот, отказавшись от них. Пока это работает, не меняй: лучшее – враг хорошего.

100 лет назад у нас к власти пришли люди, которые сказали: «Мир плохой, в нем много недостатков – сейчас мы его разрушим и построим новый». Разрушить очень просто – что-то новое построить сложно. Если это можно отнести даже к нашему грешному, материальному миру, то уж куда все серьезнее с более тонкой, духовной материей, тем более с выстраиванием диалога с Самим Господом Богом. Поэтому если молиться получается хорошо – молитесь так, как получается.

Почему Литургия не совершается в будни постом?

– Говоря о посте, мы судим по себе. Самое грустное для нас: «Ой, где же мой бургер?» А на самом деле пост – это когда ты, по сути, лишен самого главного пира, духовного: лишен Божественной Евхаристии – Божественной Трапезы.

Мы, особенно те, кто живет в городах, воспринимаем как норму то, что в любой день можно найти храм, где служится Литургия. Более того, в больших городах – Москве, Петербурге – можно еще и выбирать, в какой будний день в какой храм пойти… Это нас избаловывает. Мы начинаем относиться к Литургии с некоторым недостатком благоговения, ведь мы понимаем, что можем причащаться хоть каждый день, – просто не очень этого хотим. Даже порой в воскресенье нам лень вставать и идти в храм.

Но Господь произносит те слова про пост: придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

То, что Божественная литургия в эти дни не совершается, – как раз свидетельство нашего признания, что мы недостойны Небесного Жениха Христа, хотя, возможно, вычитываем каноны, правила, приносим привычный перечень грехов на Исповедь. Мы все равно понимаем: мы несовершенны. И Господь, как некую путеводную звезду, как руку, протянутую Петру в бушующем волнами Галилейском озере, дает нам Литургию Преждеосвященных Даров: Дары остаются нам с воскресного дня, когда служится полная Литургия.

Воскресение Христово – это лучик надежды на протяжении всей нашей жизни, и мы никогда не чувствуем это так, как в дни Великого поста. Именно в воскресенье совершается Божественная литургия, остаются Преждеосвященные Дары, и мы можем в среду, пятницу приобщиться, можно сказать, этого воскресного дня и вспомнить, какое место на самом деле он занимает.

Прошло 100 лет с большевистского переворота, а сейчас даже 9 из 10-ти православных скажут, что воскресенье – 7-й день недели, хотя все читают Библию и знают, что Господь почил от дел в седьмой день, субботний. Итак, воскресенье – первый день недели.

Во вчерашний воскресный день священник освящал 3 агнца. Он молился, чтобы Дух Святой сошел на 3 просфоры и было 3 части Тела Христова: на эту воскресную Литургию, на Литургию Преждеосвященных Даров в среду и на Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу.

Литургии Преждеосвященных Даров, кроме среды и пятницы, будут совершаться и в дни полиелейных праздников.

Тогда в воскресенье будет заготавливаться еще больше Даров.

– Да. И здесь тоже чувствуешь связь с воскресным днем: чувствуешь, что вся надежда нашего существования заключена в том, что Господь Воскрес. Именно это мы вспоминаем в первый день каждой недели.

А какое богослужение Великого поста Ваше самое любимое?

– Я очень люблю Канон Андрея Критского. Бывает, он как-то приедается священникам, которые долго служат, но мне нет – прямо душа поет. Я люблю византийскую культуру: в подростковые годы я занимался византийским пением, пел в византийском хоре. Канон я читаю нараспев.

Еще я очень люблю Константинополь. И я примерно понимаю исторические реалии, в которых писался Канон. Мы вот даже не обращаем внимания, а там – «Богородице, Град Твой сохрани». О чем пишет Андрей Критский? Мы-то думаем, что каждый здесь за свой город молится, но нет: Андрей Критский имел в виду не свой критский городок, он говорил про Град с большой буквы – Константинополь. Ведь если Константинополь Византийской империи не будет захвачен иноверными, империя возродится (в византийской истории недаром это столько раз было).

Через какие-то исторические переживания в каноне мы видим сюжеты Ветхого Завета. Наконец-то мы к нему возвращаемся: мы это делаем не так часто. Новый Завет мы обсуждаем: у нас, например, есть Евангельская группа – мы каждую неделю разбираем Евангелие на приходе, у себя в соцсетях я веду трансляцию этих встреч. А ветхозаветные чтения появляются только Великим постом. Поэтому Канон Андрея Критского особенно ждешь.

Конечно, сейчас я жду и Литургии Преждеосвященных Даров. Я очень люблю Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемые в уставное время. За последние десятилетия, даже столетие, мы привыкли, что Литургию Преждеосвященных Даров, которая служится на вечерне, совершают с утра, – но все-таки я жду именно уставных служб. У нас она будет в пятницу вечером (в среду не получится, в среду мы совершим Литургию Преждеосвященных Даров утром, т.к. вечером Покаянный канон) – при свете свечей, без электричества. Да, это мелочь, антураж, но все равно это как-то вдохновляет. И я вижу, что это вдохновляет не только меня. Если б я в одиночестве совершал эту службу, может, не испытывал бы таких трепетных чувств – моя молитва слаба и без молитвы других моих прихожан мне тяжелее.

В эту пятницу и дальше по средам мы будем служить Литургию Преждеосвященных Даров вечером. Это богослужение суровое, но как оно прекрасно, какое оно тихое, сколько людей… И даже не смущает, что дверь открывается-закрывается – люди добрались до дальнего района Митино, где находится наш строящийся храм. Кстати, можете сделать доброе дело Великим постом: заходите на сайт нашего храма «Крест над Москвой!» – там написано, как помочь строительству.

Ты видишь, как люди собираются, приезжают в наш отдаленный район из офисов в центре Москвы, со своих предприятий. Каждый заходит в храм в свое время, но все застают Божественную литургию. И люди уже вернулись с работы – они не торопятся. Да, они усталые, но и Литургия Преждеосвященных Даров – короткая служба. Вот она совершается, и удивительно, когда в будний день вечером столько причастников...

Если на приходе не очень пожилой батюшка, которому тяжело служить вечером, я всем это советую. Во многих московских храмах такие службы появились именно благодаря инициативе прихожан. Кто-то может сходить туда, где уставная Литургия служится вечером, потом вернуться в свой храм и предложить, если там есть молодой священник: «Батюшка, давайте соберемся вечером после работы на такую службу. Мы придем, и я не только за себя говорю – я правда сейчас всех организую».

Порой такие простые вещи, как Литургия на закате дня, нам помогают. Мы люди чувственные – зависим от своих чувств. Поэтому и какие-то мелкие вещи, как служба в сумраке, при свечах, должны нам помочь. И они действительно помогают: это не духовность, это эмоциональность, – но это тот эмоциональный фон, благодаря которому уже можешь сделать следующий, настоящий духовный, шаг.

Прошу Вас обратиться к нашим телезрителям с наставлением и пожеланиями на грядущий пост.

– Дорогие друзья, этот Великий пост начинается у нас, возможно, в некотором смятении духовном из-за происходящих событий, но надо помнить: каждый год что-то будет. То были смятения из-за медицинских обстоятельств, то были смятения из-за экономических кризисов – всегда нас что-то будет сбивать в самом начале пути ко Христу. Однако мы можем перешагнуть через все препятствия.

Перешагнуть очень просто, даже если вокруг тебя все рушится, ведь этот шаг – из страстного мира внутрь себя. Вспомним слова Господа: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Найдем сокровище в душе. А если там нет сокровищ, а, наоборот, гниль греха – накопим сокровища духовные через чтение Священного Писания, через молитвы. Тогда пост для нас правда будет постом приятным, и мы семимильными шагами пронесемся через него и будем праздновать Пасху Христову. Потом будем даже грустить, как же пост быстро пролетел, ждать, когда настанет следующий год и мы снова сможем возвратиться к великолепным великопостным богослужениям.

Батюшка, спасибо Вам за этот эфир, за интересные примеры. Надеюсь, мы еще встретимся и, может, разберем какую-нибудь службу или какой-то особенный текст – это очень интересно.

– Поститесь постом приятным!

Записали:
Софья Горбачева
и Мария Иваровская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс