Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1147) → Архимандрит Александр (Глоба): Самое главное – чтобы Христос пришел в твою душу и в твое сердце

Архимандрит Александр (Глоба): Самое главное – чтобы Христос пришел в твою душу и в твое сердце

№10 (1147) / 8 марта ‘22

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрительницы: «Говорят, что в жизни все не случайно, все зависит от провидения. В жизни очень много разных встреч, событий. Все ли события и встречи не такие случайные?»

– Мы здесь можем вспомнить мотивы одного зарубежного фильма, где люди вбегают в определенную дверь, а их уже поджидает фатум – подготовленные события, определяющие бытие человека.

Нет, Господь нас сделал свободными людьми. Встречи, которые состоятся или состоялись, имеют несколько значений. Если брать Сретение Господне, встреча Симеона Богоприимца и Господа не была случайна. Некоторые полагают, что Симеон был священником и переводчиком. Когда Птолемей II Филадельф предложил перевести Священное Писание Ветхого Завета с древнееврейского языка на греческий, Симеон был в числе 72 толковников, переводивших эти тексты. При переводе пророчества пророка Исаии (Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил) он засомневался, как писать: девственница или жена (жена – то есть женщина, которая может естественно физиологически выносить человека)? Ангел Господень остановил его и сказал: «Нет, ты должен написать именно “дева” – та, которая не имела и не знала мужа. И в этом будет соль всего пророчества и Божия обетования». Тогда он послушался и сделал так, как сказал ангел. И в доказательство этого, в научение он должен был прожить 300 лет в ожидании, чтобы удостовериться, своими глазами увидеть Бога и благословить Его, и только после этого пойти к своим праотцам.

Эта встреча не была случайной, он жил при храме и духом чувствовал, что должно произойти – он уже знал, что увидит Бога, и ждал этой встречи очень долго. Также помним, что произошла встреча и с Анной Пророчицей, Фануиловой дочерью: эта 84-летняя женщина очень много служила при Храме Господнем. Она обладала пророческим даром и открыла свое видение в отношении Богомладенца; она тоже встретила Бога и благословила Его. Она была водима Духом Святым.

В моей жизни часто бывало, что нужно встретиться с одним человеком (или с начальником, или с тем, от кого зависит какое-то решение) – и Господь это дает: открывается дверь, и ты встречаешься с человеком лицом к лицу и решаешь какую-то проблему. Бывает, потерял какую-то вещь и находишь...

Мы живем в духовном мире, но законы духовного бытия совсем еще не изучили, не знаем их. То, что происходит в нашем мире, часто происходит по молитве. А молитва имеет огромную силу. Вывод такой: молитесь, и Господь будет помогать вам даже в таком деле, как случайная встреча.

То есть в мире нет ничего случайного, но и ничего не предопределено? С помощью молитвы можно что-то менять?

– Господь говорит: просите, и дастся вам. Благодарите и еще просите, и Господь даст – только прося будьте уверены, что Господь поможет. Но нужно знать разумный предел и помнить слова Спасителя: ищите прежде всего Царствия Небесного, а остальное все приложится.

Вопрос телезрителя: «Расскажите о святом соборном масле. Его нужно принимать внутрь во время болезни? Как им мазаться?»

– В своей пастырской богослужебной практике я всегда стараюсь служить молебен, освящать масло, воду (эти последования есть в Требнике). Люди часто приносят оливковое, подсолнечное масло, оно освящается либо у мощей, либо у чудотворных икон. Масло, вода – носители Божественной благодати, и по молитве Господь дает исцеление, творит чудеса. Это проверено на собственном опыте, на людях. Окропляешь святой водой, освящаешь жилища, освящаешь машины, вещи, которыми мы пользуемся, мажешься маслом, и благодатная Божественная сила, благодать Святого Духа, действует через эти субстанции. Очень много происходит по молитве человека.

Как можно пользоваться маслом от Соборования?

– Им можно мазать участки тела, добавлять его в пищу – салат, суп, борщ, или по чайной ложке принимать натощак 2-3 раза в день.

Это рекомендуется делать во время болезни?

– Нет, вообще. Человек должен жить постоянной церковной жизнью. А то, бывает, масло наберут – лет пять назад где-то соборовались, и с тех пор оно стоит. Со временем оно может прогоркнуть.

Что с таким маслом делать?

– Вылить под деревце или закопать в непопираемом месте, можно в речку вылить либо на могилку; в церквах есть специально для этого предназначенные колодцы – можно попросить церковнослужителя, священника утилизировать масло. Можно сжечь: масло выливается на бумагу.

– Вопрос телезрительницы Светланы: «Читая кафизмы за упокой души брата, можно ли его вымолить для Царства Небесного, чтобы он там был молитвенником за наш род?»

– Можно. Человеку это невозможно, Богу возможно – мы должны уповать на милость Божию, творить молитву, милостыню, участвовать в храмовом богослужении, подавать записки, заказывать сорокоусты, годовое поминовение, служить панихиду, делать дела милосердия. Тогда Господь по нашим молитвам, по нашему прошению, по нашей нужде это делает.

Вопрос телезрителя: «Для чего нужны подготовительные недели к Великому посту? Они вроде для покаяния души, но все равно люди как совершали грехи, так и будут совершать. Немного людей благочестивых».

– Мы готовимся не к посту, а к Пасхе: пост – для того, чтобы достойно встретить Пасху. Если человек живет церковной жизнью, то для него этот цикл богослужений (все Недели, которые совершаются) имеет воспитательное значение.

В Церкви действуют очень важные правила: каждый храм служит не свою службу, а вся Церковь занимается лечебной духовной деятельностью. Это очень важно для тех, кто живет церковной жизнью, участвует в ежедневном, недельном, месячном, годовом богослужении. Для каждого из нас это очень важно. Человек начинает меняться.

Что такое покаяние? Это же не обряд – это таинство, призванное человека изменить, чтобы он не просто называл свои грехи, не просто признал свою неправоту (этого недостаточно), а чтобы исправился: изменился внутри, чтобы сердце и ум изменились.

Каждый раз мы должны мыть посуду – мы не можем пользоваться грязной посудой, это неправильно: ее нужно мыть, нужно за ней ухаживать. Так и наша душа: мы должны совершать определенное действие, чтобы она была пригодна для Царствия Небесного. Церковь знает рецепт, поэтому все эти предуготовительные дни к посту, совершение самого Великого поста и встреча Пасхи имеют огромное духовное значение.

Очень интересно, что последние годы среди подготовительных Недель называют и Неделю о Закхее, хотя общепринято было всегда три: мытаря и фарисея, о блудном сыне и о Страшном Суде. В практику входит 4-я – Неделя о Закхее. Интересно, через сколько лет это будет написано в календаре...

– Неделя о Закхее имеет интересный смысл. Маленький человек, маленькая вера... Это метафизические, мистические христианские моменты в этом событии. Тщедушный человек узнает Христа и хочет быть с Ним.

Почему маленькая вера?

– Потому, что он не соприкасался с Божией благодатью: может, он живет своей жизнью человеческой, где-то посеяно зерно веры, но оно еще не взошло. А потом появляются лучшие условия, чтобы увидеть Господа и чтобы Он тебя заметил.

Закхей залез на смоковницу: здесь некий нарочитый символизм. Эта богословская мысль обязательно разовьется – как вы сказали, так и будет.

Закхей же был очень богатый, влиятельный человек в обществе. Для него залезть на дерево – стать посмешищем среди сограждан.

– Да, но вместе с тем, казалось бы, душа маленькая, а потенциал у нее огромный.

Он услышал о Христе и отбросил все приличия.

– Самое главное – чтобы Христос пришел в твою душу и в твое сердце. Так и Закхей дождался все-таки и получил неожиданную новость: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».

В одном из задостойников (Успения Богородицы) присутствуют слова: «По рождестве Дева, и по смерти жива». Как это объяснить?

– В Акафисте Божией Матери есть фраза, что родила «из боку чисту». Не стоит копаться в этой теме, но физиологически это возможно: Господь может дать определенную эластичность тканям – и они не разрушатся. Обычный человек поворачивает голову на 90, а есть люди, которые поворачивают ее на 180. Кто-то суставы выворачивает в обратную сторону. Если что-то выходит за границы нашего познания, это не значит, что этого не может быть: Господь Своей силой может все сделать...

Что значит «до рождества Дева»? То, что до встречи со Христом Господь предочистил Ее. В Божественном понимании Она сделалась киотом, куда вошла Святыня: Господь совершил определенные действия, которые в человеческом понимании не могут расцениваться как обычные.

Многие христианские деноминации говорят, что такого не было, что Она совершенно обычная женщина – и все произошло так, как у обычных людей. Нет. Господь провел Ее через это потому, что Она называется пещью, в которой огонь родился. И чтобы этот огонь не опалил, должны были появиться особые условия. Господь поучаствовал в Ее жизни, предуготовил Ее, предочистил.

Почему «по рождестве Дева»? Потому, что Она не вышла замуж после этого. Мы обозначаем большую важность Пресвятой Девы как особого Человека, Она согласилась на эту роль и это действо, в результате чего произошло великое событие.

В пророчестве Симеона Богородице говорится: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. Получается, что пререкания не закончились распятием, смертью и воскресением Спасителя, а продолжаются и сейчас?

– До сих пор христиан обезглавливают в Сирии, в Африке. Слава Богу, у нас сейчас не преследуют за то, что ты священник, христианин, а ведь это было совсем недавно – Бутовский полигон тому свидетельство. Господь говорит, что создаст Церковь и что врата адовы не одолеют ее. Поэтому мы должны верить, что Господь Сам знает, как построить Свою Церковь.

Почему для многих поколений Христос предмет пререканий?

– Потому, что при Его жизни иудеи не могли встроить Христа в свою канву, а по смерти тем более ничего сделать не могут. Им надо было, чтобы пришел Машиах и был у них «на поводке»: ручной царь, который будет выполнять все, что они скажут. Из-за этого все пререкания. Это исходит от тех, кто не признает Его. Написано много произведений, которые клевещут о Христе.

Мы должны помнить и знать, что несем достойное знамя нашей победы, нашей веры, и не надо этого стесняться: не надо стесняться, что ты православный христианин, стесняться ходить в храм, осенять себя крестным знаменем, проходя мимо храма.

Не стесняйтесь молиться, но не делайте это нарочито, чтобы все видели, какой вы молитвенник.

Мы должны молиться и свидетельствовать о своей вере. Женщинам подобает выглядеть аккуратно, юбка должна быть положенной длины (а то иной раз трудно понять: православный ли перед тобой человек?). Мы должны воспитывать в людях чистоту. Проповедовать духовность своим примером. Молиться, чтобы Господь послал такой дух, который бы усмирял сердца людей, чтобы мы не забывали своих спасительных корней.

Почему Личность Христа, христианское Евангелие даже сейчас становятся предметом пререканий, репрессий и гонений?

– Потому, что Христос очень неудобная фигура для тех, кто хочет жить по своим правилам, по своим заветам: Христос заключил завет с человечеством, и этот завет мешает людям совершать грех и беззакония. Сейчас есть злободневная тема о суррогатном материнстве. А закон Божий мешает творить это беззаконие. Что надо сделать? Надо закон Божий забыть, очернить. Очернить людей, сопряженных с этим законом: Церковь, священников. «Если священники такие, то и закон такой.»

Получается, так исполняются слова Христа: Я с вами во все дни до скончания века? Таким образом, Он пребывает до сих пор среди нас и Своим Евангелием держит нас в тонусе?

– Очень важно каждый день читать Евангелие. По одной-две главы, кому как по силам. Слова Божии обладают очень большой силой. Особенно важно это делать пребывающим в унынии, тем, у кого опускаются руки, что-то не получается. Даже те, кто хочет радоваться и веселиться, пусть читают Священное Писание – и в жизни у них все будет стабильно и хорошо. Не было такого человека, который бы молился Богу, читал слова Спасителя и не получал от Него помощи.

Вопрос телезрителя: «Что значит делать дела во имя усопших? Это значит, что после доброго дела надо подумать об этом человеке?»

– Надо подумать об этом человеке. Заказать сорокоуст и годовое поминовение. Когда служится поминовение усопших, надо прийти в храм и помолиться за усопшего. Вещи его раздать нуждающимся. Дать милостыню тем, кто действительно в ней нуждается. Есть прекрасный телеканал «Союз» – тоже можно пожертвовать деньги за усопших. Когда мы творим дела милосердия, мы транслируем в мир Божию волю. Те, кто хочет поддержать телеканал, могут перечислить деньги на расчетный счет телеканала, указать имена усопших, и о них помолится архимандрит Димитрий. Это большое и полезное дело.

Будьте внимательны к попрошайкам у метро: зачастую это профессиональные мошенники – они не хотят работать. Жертвуйте в церковь: Церковь точно знает, кто нуждается в помощи, сюда приходят люди, которых надо накормить, одеть. Церковь занимается просвещением. Господь будет благодарен таким людям – Бог в долгу не останется.

Прошу напутствия для наших телезрителей.

– Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами. Аминь.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Максим Заливакин

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс