Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Неделя о блудном сыне... Давайте коротко вспомним это Евангельское повествование. Какие важные моменты мы должны для себя уяснить?
– Церковь постепенно готовит нас к Великому посту. Сегодняшний воскресный день – небольшой этап этой подготовки.
Заблаговременно, за несколько недель, мы слышим в храмах определенные песнопения на богослужениях. Евангельские чтения, особенно воскресных дней, говорят нам о каких-то событиях, о поучительных примерах, которые Господь рассказывает в притчах и историях.
Сегодня в храмах звучало Евангельское чтение о блудном сыне – так Церковь его именует, но скорее можно было бы назвать «О милосердном отце». Это притча о милосердии, что отец, под которым подразумевается образ Бога, являет своим детям, чадам. Хотим мы этого или не хотим, заблудшие мы или идущие по пути спасения, мы все – Его творения, Его чада.
В притче рассказывается о человеке, у которого было два сына. Младший решил оставить родительский дом. Это естественная потребность – все птенцы рано или поздно должны вылететь из родительского дома, создать свои семьи, пойти своим путем. Сын решает пойти своим путем, но не чтобы создать семью или начать самостоятельную жизнь по примеру отца (а тот трудился и был в почете у местных жителей). Он решил забрать свою часть наследства, которая бы причиталась ему после смерти отца, то есть он заживо хоронит отца, а затем живет в блуде – разврате, пьянстве. Так проводит свою жизнь...
У него много друзей: пока человек имеет деньги, вокруг него всегда собирается много тех, кто хочет поживиться за счет других. Но деньги заканчиваются, и сын оказывается в бедственном положении. У него нет денег на пропитание, все «друзья» его оставили. Он нанимается работником к местному жителю той далекой страны, куда он ушел из родительского дома. Он даже не осознает, что находится в бедственном положении, но он остался один и готов питаться пищей свиней, которых он пасет. Те питались рожками – это плоды библейского рожкового дерева, оно до сих пор растет на Святой Земле: род акациевых, плоды очень сладкие и питательные – их едят и свиньи, и люди, из них делают специальный сладкий соус. Младший сын желал питаться ими, но ему не позволяли. Настолько бедственное было положение!..
Дойдя до крайности, до той бездны, когда, казалось бы, смерть неминуема, он приходит в осознание этого положения и понимает, что даже наемники в доме отца живут лучше. И он говорит себе: «Неужели отец не простит и не проявит милосердие?» Тут сработало воспитание и любовь, что отец являл, когда тот был ребенком.
Это очень важно.
Воспитание детей происходит в раннем возрасте. Надо ходить в храм, надо приобщать детей к тому, что мы сами считаем правильным и важным. В бытовом плане люди считают важным умываться, чистить зубы – так и в духовном плане очень важно давать детям духовное воспитание: водить в храм, учить молитвам, учить надеяться на Бога в любых ситуациях, благодарить Его за все, что происходит – и за радости, и за скорби, и за плохие, и за хорошие оценки, за ссоры с друзьям, за конфликтные ситуации: учить во всех ситуациях делать определенные выводы. Это задача родителей, и надо не просто словами что-то объяснять, а являть пример. Чем раньше начать этому учить, тем больше пользы будет.
В притче сын получил это воспитание в родительском доме. Он идет домой побитый, израненный, искалеченный. Важный момент притчи – в том, что отец ожидает его, надеется, что тот вернется, и, увидев его издалека, сам выходит к нему навстречу с распростертыми объятиями. Отец принимает его и своей любовью прощает все ошибки младшего сына.
Вопрос от телезрительницы: «В этой притче есть старший сын, который осудил своего отца. Отец сказал ему: ты всегда со мною, и все мое твое. Объясните этот момент, пожалуйста».
– Мы все блудные сыновья – в той или иной степени: каждый бунтует против Бога, уходит от Бога.
Дай Бог нам найти дорогу назад, вернуться. Господь нас принимает с распростертыми объятиями – Сам выходит навстречу: Сам послал Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, на крестную смерть, на страдания, чтобы исцелить нас от ран, которые мы получили при грехопадении наших прародителей Адама и Евы.
Вторая часть притчи тоже поучительная. В наших отношениях с Отцом мы бываем не только в образе блудного сына, но очень часто и в образе старшего сына. Обретя дорогу ко Христу, встав на этот путь (может быть, с падениями, ошибками, победами, поражениями), мы потихоньку продвигаемся.
По-христиански мы должны смотреть внутрь себя: мы должны направлять все свои усилия, чтобы себя совершенствовать, развивать, духовно обогащать. Но очень часто мы смотрим по сторонам: что там у соседа, что у другого прихожанина в храме, что у того, кто давно в Церкви и кто недавно? Мы смотрим так не чтобы поучиться, взять пример, а очень часто начинаем осуждать: у них не так, как у нас, или, может, они идут не тем путем.
В христианской жизни нет определенных стандартов: сколько людей, столько и путей к Господу – каждая душа уникальна. Каждый человек находит свой путь – через свои искушения, через свои испытания. Никто не знает все обстоятельства жизни другого. Своя душа потемки, а уж другого – тем более! Смотря на жизнь другого человека, мы начинаем осуждать и его, и его взаимоотношения с Богом, и в итоге Самого Бога, Который, как нам кажется, или очень жесток, или очень милосерден, или не так проявляет заботу о ком-то, как нам бы хотелось, или о нас заботится не так, как о других. Мы начинаем смотреть по сторонам, это приводит к осуждению не только других людей, но и Бога. Тем самым мы ставим себя на место Бога и выносим неправильный суд: ведь мы не знаем всех обстоятельств жизни других людей.
Святые отцы советуют внимать себе, смотреть только на себя, не обращать внимания на других. Если мы начнем с себя, то и вокруг все начнет меняться и преображаться. Парадокс святых заключается в том, что они даже не замечали, что приблизились к Богу, хоть немножко духовно поднялись. Чем ближе к Богу, ближе к источнику света, тем больше своих недостатков они видели. Своих, а не чужих.
В старшем сыне очень часто мы можем увидеть себя. Почему отец говорит: «Все мое твое»? Потому, что мы – чада Божии: мы призваны к усыновлению, чтобы действительно стать сынами и дочерьми Божиими – не служить греху, а совершенствоваться в добродетели, то есть уподобляться Богу. Все, что Господь имеет, Он нам дает: все возможности для радости, счастья, добродетельной жизни.
Вопрос от телезрителя: «В современном мире часто бывает, что дети делят имущество. Насколько корректно с точки зрения уважения к родителям просить их при жизни разделить наследство? Если этого не сделать, часто бывают конфликты».
– Мы не только духовные существа, но и телесные: мы живем в материальном мире и заботимся не только о душе, но и о нашем телесном бытии. Вопрос в том, корректно ли при жизни родителей разговаривать с ними на тему, кто будет распоряжаться имуществом? Вполне корректно.
Если родители не составят завещание, пустят все на самотек, это вызовет еще больше конфликтов среди наследников, которые будут судиться, просто разругаются и перестанут общаться. Когда есть воля родителей или каких-то родственников, нам оставляющих завещание, надо стараться ее исполнить: ведь это последняя воля умершего.
Никто не знает, когда мы завершим свой земной путь. Надо быть готовым всегда, дела наши должны быть в порядке. Это проявление заботы – не оставлять неустроенными наши дела, чтобы это не стало головной болью для тех, кто примет наше наследство или будет после нас разгребать эти завалы.
Конечно, можно поговорить с родителями, но не перетягивать одеяло на себя, мол, «я к вам хорошо отношусь, а брат (или сестра) вас забыл, ему ничего не надо» – это неправильно. Просто сказать: «Хотелось бы, чтобы вы сейчас распорядились своим имуществом, чтобы у нас не было проблем, когда вас призовет Господь». Может быть, мы раньше уйдем. Я, может, напишу завещание на родителей. И пускай так воля исполнится, если меня Господь раньше призовет. В этом нет ничего плохого – есть такая поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай». Важно распоряжаться земными делами так, как мы считаем правильным и нужным исходя из собственного опыта.
Вопрос от телезрителя Максима: «Насколько большой грех уходить из храма сразу после Причастия, не дождавшись целования креста?»
– Какая необходимость раньше уходить со службы? Литургия – это целостное богослужение, от начала до конца.
Причастившись, мы не должны убегать сразу. После Причастия произносятся благодарственные молитвы, ектения, мы благодарим Бога. Священник читает благодарственную молитву про себя, в некоторых храмах благодарит за Причастие вслух от лица верующих, призывает Божие благословение на предстоящий период жизни. Потом люди подходят к кресту, испрашивая Божия благословения: это целостное таинство, и разрывать его, уходить, только причастившись, неправильно. Это не совсем тяжкий грех, но грех.
Смотря какие обстоятельства...
Если человек торопится на работу или домой, где у него лежачий больной или малые дети, которые не могут долго находиться без родителей или попечителей, то можно уйти, испросив у Бога прощения за то, что такие обстоятельства сложились и нет возможности задержаться. А если просто невтерпеж – это неправильно.
Вопрос телезрителя: «Зачем нужны подготовительные недели к посту? Ведь люди все равно как совершали грехи, так и будут совершать. Мало людей благочестивых».
– С этим не поспоришь: люди как грешили, так и будут грешить. И этот процесс, к сожалению, будет происходить – до конца существования мира, до Второго Пришествия Христова, будут те, кто будет спасаться, и те, кто будет идти в погибель.
В чем суть поста? Церковь предлагает нам Великий пост как подражание подвигу, который совершил Господь наш Иисус Христос: 40 дней Он пребывал в посте и молитве в Иудейской пустыне, приняв крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана. Живя в греховном мире и решив следовать за Христом, мы сталкиваемся с огромными препятствиями. Против нас действуют все бесовские силы. Эта борьба идет не только на духовном, но и на физическом уровне. Эти дьявольские силы действуют через других людей, тех, кто пытается нас сбить с пути.
Церковь предлагает нам аскетические упражнения в виде поста, молитвы, добрых дел, милосердия к другим людям. Они помогают нам вырвать себя из круговерти греховного мира, куда нас пытаются загнать.
Нужно выделить для молитвы особый период дня, недели: как среда, пятница – постные дни, посвященные страданиям, смерти Христовой, и 40-дневный период Великого поста – Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы.
Аскетические упражнения позволяют нам немножко потрудиться над своей душой: задуматься над тем, что мы можем сделать хорошего, доброго, какие дары можем принести Христу за Его милосердие, любовь, за Его крестную смерть и за бесценный дар Святой Евхаристии… Войти в этот период сразу очень сложно, ведь мы пребываем в суете, беготне, рассеянности. Церковь предлагает нам постепенно духовно и физически готовиться к тому, чтобы себя ограничивать.
Прошедшая неделя была сплошной неделей – в среду и пятницу не было поста. Следующая неделя с постом в среду и пятницу, последняя неделя, когда можно вкушать мясную пищу для тех, у кого нет ограничений по здоровью. И потом уже масленичная неделя, когда только молочная пища, яйца: мы постепенно готовим свой организм к строгости Великого поста.
В духовном плане Церковь предлагает нам песнопения «Покаяния отверзи ми двери», настраивающие нас на покаяние – это не просто сказать: «Господи, прости». Покаяние – это изменение нашего отношения к самому себе, к происходящим событиям, к окружающим нас людям, осознание того, что мы делали что-то не то, и исправление себя. Истинное покаяние – в том, чтобы мы приложили усилия исцелить с помощью Божественной благодати свои духовные недуги.
Сегодня в храмах звучал 136-й псалом – «На реках Вавилонских». Он будет звучать еще несколько воскресных дней: он говорит нам о покаянии, о том, что Господь милосерден – мы хоть и впадаем в грехи, но надеемся на милосердие Божие. Псалом был написан, когда евреи оказались в Вавилонском плену и, казалось бы, произошел крах всей прежней жизни, нет никакого просвета впереди: Иерусалим разрушен, храм разрушен, они находятся в плену в чужой стране. Куда им дальше идти? Но здесь звучат нотки и покаяния, и милосердия: если Господь попустил, то есть надежда, что Он и избавит от этих испытаний, искушений, даст их пройти достойно – и они смогут вновь принести хвалу Богу в Иерусалиме. Так и другие песнопения и Евангельские чтения этих дней готовят нас к Великому посту.
Очень важна постепенность и постоянность.
Лучше взять на себя меньший подвиг – например воздержание в пище. Если у нас есть ограничения по здоровью, мы можем воздерживаться только от каких-то определенных продуктов, к которым привязаны: сладкое, кофе – может, мы их килограммами употребляем, жить без них не можем? Пускай лучше в пост будут малые меры.
И даже если что-то не получилось, надо сказать: «Господи, я такой немощный, такой слабый, не все у меня получается, но не на себя надеюсь, на Тебя, помоги и дай мне хотя бы малую часть исполнить». Хуже будет, если мы исполнили все, что наметили, и от этого начинаем гордиться. Это духовное падение: смысл поста для нас прошел мимо.
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Подвижники не замечали, что что-то доброе делают: все, что у них получалось, они приписывали действию благодати Божией. Это не они такие замечательные, хорошие – это Господь Своей милостью и поддержкой их укрепляет и дает силы делать что-то хорошее.
Я встречал такой вопрос: «Слышит ли Бог мои молитвы, если я не крещен?»
– Господь слышит молитвы всех – крещеных и некрещеных, грешников и праведников. Другое дело, что порой не исполняет все просьбы, с которыми обращаются люди грешные, падшие или не совсем понимающие того, что просят. Святые понимали, что правильно, что нужно и в их жизни, и в жизни тех, кто их окружает. Правильно расставляли приоритеты: они просили о Небесном, о том, чтобы Господь принял их в Своих обителях, не вменил им грехи, которые каждый из нас совершает вольно и невольно. А что касается земных благ, надо говорить: «Господи, если все это пойдет мне на пользу, пускай так и будет. Нужна квартира – будет квартира, нужна машина – будет машина, нужны средства в достатке, в изобилии – так и будет. Постараюсь употребить все на пользу». А если человек идет по пути греха, тогда это не пойдет на пользу. Тогда для чего Господь будет это исполнять? Чтобы человек еще больше грешил и уходил еще дальше от Бога, падал в ту пропасть, из которой уже не способен будет выбраться? Конечно, такие молитвы Господь не исполняет.
Батюшка, подведем итог. Я прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.
– Рад, что постарался как-то ответить на вопросы. И желаю всем нам задавать вопросы как можно чаще. Задавать вопросы себе, искать смысл жизни и каждый раз корректировать свой путь, ведь очень часто мы сбиваемся с пути, по которому обещали Богу идти...
Духовная работа очень этому способствует: чтение Священного Писания, святых отцов, духовной литературы, общение с теми, кто устремлен к Богу – не только со священнослужителями, и среди мирян есть те, которые находятся, может, даже на ступень выше самих священнослужителей. Поэтому старайтесь искать эти сокровища на своем пути и их держаться.
И традиционно хотел уже в завершение эфира всем пожелать, чтобы мы старались поддерживать телеканал «Союз» в его просветительской работе. Старайтесь делать регулярные пожертвования – по возможности, конечно. Это очень важно.
Храни всех Господь, Божие благословение всем вам.
Записала:
Анна Вострокнутова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.