Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1147) → Протоиерей Павел Кондраков: Быть ближе с Богом, быть постоянным в этой любви и искать Господа

Протоиерей Павел Кондраков: Быть ближе с Богом, быть постоянным в этой любви и искать Господа

№10 (1147) / 8 марта ‘22

Беседы с батюшкой

Отец Павел, продолжаются подготовительные недели к Великому посту, и по будням мы слышим Евангельские чтения о последних днях жизни Спасителя на земле, Его страданиях. В частности, сегодня мы слышали о Входе Господнем в Иерусалим. Это мы будем слушать уже на Страстной седмице, в преддверии Пасхи, и будем вновь и вновь переживать эти события. Но сейчас, в преддверии Великого поста и подвига поста, какую пользу надо извлечь из событий, которые Церковь нам напоминает?

– Святая Церковь промыслительно дает нам то, что необходимо для нашего спасения. В преддверии Великого поста чтения о последних днях жизни Господа нашего Иисуса Христа необходимы. Ощущение того подвига, который для нас сделал Господь, наверняка находит отклик и в наших сердцах, чтобы мы почувствовали, что же мы Ему, Господу своему, дадим, какую любовь окажем за то, что Он для нас сделал. Мне кажется, что настрой перед постом (а это все-таки подвиг) – такой, чтобы быть ближе с Богом, быть постоянным в этой любви и искать Господа.

Мне кажется, эти Евангельские чтения настраивают нас всех на то, чтобы мы ко Господу отнеслись с любовью и откликнулись на Его любовь, Он в последние дни Своей жизни особенно ее показал. Если мы почитаем Евангелие, то заметим, что Господь мог избежать всех этих событий – и предательства, и распятия, но Он сказал: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего», ради спасения всех. Я бы так ответил на этот вопрос.

Я бы хотел особенно остановиться на событии Входа Господня в Иерусалим. Тогда многие жители Иерусалима, видя Спасителя, въезжающего в город на осле, сочли Его царем иудейским, обещанным Мессией, кричали Ему победные песни, кричали: «Осанна». Спустя несколько дней те же люди будут кричать абсолютно другое: просить Пилата Его убить. Почему так?

– Этот вопрос исторически и даже психологически каждый раз раскрывается для каждого человека. В нашей жизни мы часто видим, что люди меняются. Тебя хвалят – и неожиданно уже говорят плохо...

Некоторые старцы говорят: «Не обращай внимание на то, как к тебе относятся, потому что сегодня люди хвалят, а завтра свалят». Здесь тот же самый случай: толпа видела в лице Иисуса Христа царя-освободителя. Не может быть, чтобы люди просто так вышли всей массой и стали постилать одежды, пальмовые ветви перед Господом и кричать: Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! – они действительно ждали освободителя от ига римлян. Но проходит время – Господь ничего не предпринимает. Никаких действий со стороны Господа.

Перемена толпы произошла из-за того, что они ожидали одно, а потом видят, что ничего не происходит: Спаситель не подает надежд для их освобождения. Более того, Он постоянно говорит о Царствии Небесном Царство Мое не от мира сего, говорит о Своих последних днях, рассказывает притчи. Конечно, тут же восторженное настроение сменяется угрюмым, обидой и раздражением. Этим как раз воспользовались фарисеи: когда они уже осудили Господа, то подговаривали народ, как говорится в Евангелии. Народ из-за того, что внутри произошел такой переворот, уже со злобой кричал, чтобы Господа распяли.

Господь не хотел, чтобы Его сделали царем. Мы знали, что Его неоднократно хотели сделать царем, но Он уклонялся от этого. Здесь Он тоже пошел таким путем: это было необходимо Господу для промыслительных целей, но народу показалось, что его предали, обманули: никакой надежды не будет. Восторг сменился гневом и раздражением на этого Человека, Который шел как царь, а в дальнейшем никак не проявил Себя.

Вы справедливо отметили, что толпа сначала может тебя хвалить, возносить, ты будешь ее героем. А пройдет день, два, три – и эта же толпа тебя ругает. Многие люди кладут свою жизнь, чтобы толпа их хвалила. Это грех?

– Многие просто зависимы от мнения толпы. Посмотрим на соцсети (Instagram, Telegram, WhatsApp): люди смотрят, сколько лайков в Instagram, кто прочел запись или откликнулся.

Многие приходят в отчаянии: «Батюшка, мне не отвечают, меня не видят!» Это психологический момент – люди становятся зависимы от жизни и мнения других.

Нам никак не надо обращать на это внимание – не надо быть зависимым. Мы должны полностью предать свою волю, свободу, мысли Господу: что Господь о нас скажет – это важно.

Я сам знаю много случаев, когда человек говорит одно, а потом совершенно другое.

Как правильно воспринять, когда тебе сначала говорят хорошее, а на следующий день плохое? Вроде бы ты все делаешь как раньше, а мнение людей поменялось: хвалили – теперь осуждают. Как сохранить мир в душе?

– Опытным путем.

Один старец посоветовал послушнику, как надо жить духовной жизнью. Говорит: «Сходи на кладбище и похвали тех, кто там похоронен». Тот пошел, хвалил всю ночь. Приходит, и старец его спрашивает: «Ну, что тебе сказали?» – «Да ничего, тишина и покой». – «А теперь иди на следующую ночь и поругай их». Он ругал их, приходит на следующий день, и старец ему говорит: «А теперь что?» – «Такое же молчание». – «И ты так же будь равнодушен к тому, что тебе говорят: хвалят или ругают».

Это хорошо в теории, – на практике все намного тяжелее. Именно размышление, какая в твоей жизни происходит ситуация с близкими или дальними, любыми людьми, тебе показывает: сегодня ты нервничал, переживал, думал, как тебе быть приятным для них, а на следующий день они переменили свое к тебе отношение. Ты делаешь для себя вывод: «Не буду больше реагировать».

Самое важное – понимать, кто ты есть на самом деле: тебя хвалят, но ты знаешь, чтό ты есть. Многие святые отцы говорили: «Изучай себя, посвяти всю жизнь изучению себя». А то, что другие говорят, может быть лестью ради выгоды – самой настоящей ложью. Может, человек просто тебя хвалит, но, если ты начинаешь от этого зависеть, – это для тебя неполезно.

Мне думается, в первую очередь надо молиться, если сердце немножко или сильно откликается, надо рассуждать о себе и смотреть на опыт жизни. Чтобы не было больно, надо понять: чем выше ты взлетишь в похвалах, тем больнее будет падать и разбиваться, когда эти же люди будут к тебе обращаться с угрюмым видом.

Независимость будет тебя делать сильным. Если мы хотим быть сильными, независимыми, жить в свободе и не страдать, нужно в первую очередь слушать, что подсказывает сердце, ведь через него часто говорит Господь. Во-вторых, нужно молиться и самому себе каждый раз напоминать, что опыт жизни таков: сегодня могут похвалить, а завтра могут и опустить.

Вы говорите: действовать по сердцу. Вчера в храмах читалось показательное чтение о блудном сыне – он ведь тоже действовал по сердцу: решил, что должен уйти из дома отца, получить свою часть – тоже пошел за свободой. Почему его поступок оказался неверным, и он в итоге сам пожалел о своем решении, и вернулся домой?

– Самое интересное, что мы все равно боимся сделать ошибку.

Я бы дал блудному сыну больше симпатии, любви и внимания, чем тому, кто не согрешил. Мы ощущаем, как ведут себя блудный сын и тот, кто был всегда при отце: который при отце, если я упаду в грязь, меня не поднимет, – а тот, который был блудным, гулял где попало, поймет и поднимет. Это настоящий человек. Я согласен, он сделал ошибку, – но все мы делаем ошибки. Главное – как ты к ошибке отнесся. Покаяние заключается в том, что ты, будучи проверен через испытания, выбрал потом правильный путь. Господь судит тебя по твоим последним действиям, правильному мироощущению, а не по тому, что ты когда-то ошибся, а потом раскаялся.

В Книге пророка Иезекииля Господь открывает ему Свою волю: «Сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность. Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду,– то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал. А когда скажу беззаконнику: «ты смертью умрешь», и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду, если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого,– то он будет жив, не умрет».

Очень важно понять: главное, чтобы мы делали правильные шаги – каялись, шли к Богу. Конечно, я не говорю пойти во все тяжкие. (Вы скажете: «Почему нельзя?» Есть вероятность, что мы не сможем возвратиться с этого пути.) Нужно максимально стараться не грешить, но, если ошибся, – не унывать, а идти к Богу, как блудный сын.

Меня поразило, что отец блудного сына ничем не попрекает, он говорит: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (перстень – знак царского достоинства). Все, что принадлежало отцу, теперь принадлежит блудному сыну. Ему все дали сразу, не испытывали: «Сделай сто поклонов, еще немного пострадай: ты должен доказать свою любовь ко мне». Сын даже еще не успел сказать: «Отец мой! Я согрешил на небо и пред тобою…», – а ему говорят: «Принесите лучшие одежды». Для нас это должно иметь очень большое значение.

Мы иногда представляем себе, что Господь – неумолимое Существо, Которое нужно задабривать. А эта притча, которую рассказывает Сам Господь Иисус Христос, говорит, что Господь настолько милосерден и любвеобилен, что принимает нас в любом состоянии грехопадения. Насколько больше может быть грехопадение, чем у блудного сына? «Давай мне все, отец, – ты мне не нужен, я без тебя обойдусь». Пошел – и все растратил, все спустил, а потом возвращается. Он так сделал – и мы видим, какова любовь Божия: Господь даже не слушает его, Он говорит: «Одеваем его, он Мой сын. Более того, устраиваем пир». Старший говорит: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка»... Мне кажется, замечательная притча для всех нас.

Вопрос телезрительницы Галины из Краснодарского края: «Наши классики (Пушкин, Толстой, Лермонтов) очень часто писали, что люди, богатые или бедные, в воскресенье надевали самые лучшие свои одежды, доставая их из сундуков, и шли в церковь. Молились все: и маленькие, и большие. Когда произошла революция, вдруг очень резко нашлось много безбожников, которые начали громить церкви, их была масса. У меня вопрос: откуда столько безбожников, когда мы читаем у классиков, что все шли в церковь, молились и почитали Господа Бога?»

– Для нас это большой урок. Была Русь православная – Русская земля была в какой-то мере просвещена светом Евангелия, но не совсем воцерковлена в том смысле, чтобы Бог был для русского человека всем. Часто была обрядовость, было формальное отношение: да, ходили в храм на праздники, но не надо забывать, что Исповедь и Причастие были раз в год – причем это было обязательным и многие ходили в храм из-под палки.

Более того, многих, кто, как, например, святитель Игнатий (Брянчанинов), хотели чаще причащаться, ставили на особый учет: «Какой-то он подозрительный: почему так часто причащается?» Ему приходилось скрываться, чтобы причаститься, это было принято раз в год. Раз в месяц еще проходило, а если чаще – сразу подозрение.

Многие люди выполняли обряды, ходили в храмы Божии, и быт был православный. Но когда случились такие события, очень многие переметнулись на сторону большевиков только из-за того, что не было глубокой веры – была поверхностная вера: ходили в храмы, молились и свечки ставили, а сколько было суеверий! Например, было такое предубеждение: если возьмешь сто архиерейских благословений, то спасешься, и люди старались вырвать эти благословения. Архиереи думали: «Какие благочестивые!», – а людям надо было это сделать формально.

Не все так однозначно: очень много, конечно, было и верующих людей. Я недавно читал воспоминания архиепископа Василия (Кривошеина), он очень много толкований написал по творчеству Симеона Нового Богослова, Григория Паламы, передал нам святоотеческую мысль, помог вспомнить многие забытые нами тексты, – и он говорит в своих воспоминаниях «Спасенный Богом», что многие арестованные мужики (большевики их забрали из деревень и везли на суд) были глубоко верующими. Они постоянно молились, тихо и аккуратно вразумляли молодых ребят-большевиков, чтобы те так себя не вели, не матерились.

Вера была действительно глубокая, но подавляющее большинство людей имело поверхностную веру и поэтому, когда эти события случились, они сразу отошли от Бога. Но не потому, что они ненавидели Бога, а потому, что их обманули.

У них не было осознания, что происходит в этот момент. Когда человек верующий, его непросто обмануть: он со Христом, он молится, имеет здравый рассудок, когда человек без Бога – нет глубины. Тогда лозунги «землю – крестьянам», «фабрики – рабочим» действуют очень сильно. Соблазняясь этими призывами, люди уходили от веры, убивали батюшек, громили церкви.

Батюшка, дайте, пожалуйста, практический совет: как настроить свое сердце на Причастие?

– Я советую постараться осознать это, выделить минуты три или пять на тишину перед тем, как начнешь молиться, затем постараться понять, что для тебя Причастие.

Ведь Причастие – это соединение с Богом: надо понять, что завтра ты встречаешься с Самим Спасителем – с Тем, Кто сотворил небо и землю, сотворил всех, твоих родителей и тебя в том числе. Это настраивает на нужный лад.

Когда ты идешь на Причастие, надо постараться максимально ни с кем не разговаривать, быть собранным, не распыляться. Когда причастишься, тоже выдержать хотя бы минимум молчания. Побыть одному, почувствовать эту благодать, побыть с Богом в тишине. Тишина до и после – это очень хорошее дело, я советую это осознать.

Спаси всех нас, Господи!

Записали:
Софья Горбачева
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс