Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1147) → Иерей Иоанн Парамонов: Святость достижима, когда человек воспринимает свою деятельность как служение Богу, людям и Отечеству

Иерей Иоанн Парамонов: Святость достижима, когда человек воспринимает свою деятельность как служение Богу, людям и Отечеству

№10 (1147) / 8 марта ‘22

Беседы с батюшкой

Батюшка, последний раз мы с Вами встречались в прошлом году, с тех пор прошло много времени. Как изменилась жизнь прихода в связи с пандемией?

– Она не изменилась кардинально, но некоторые прихожане находятся дома, не могут посещать регулярно храм Божий в силу различных заболеваний, профессиональной деятельности или каких-то семейных тягот. И они обратились ко мне с просьбой, что неплохо было бы иметь возможность подавать записки online – это, кстати, не новость: многие храмы и монастыри имеют данную возможность. Но мы одни из первых в благочинии создали ее на сайте нашего прихода, чтобы люди могли попросить приход помолиться о здравии или упокоении родных и близких. Когда нет возможности прийти в храм, это можно сделать в удаленном формате.

Не скажу, что это востребовано и все ринулись подавать записки, – нет. Несколько записочек о здравии и упокоении в течение недели появляется. Как правило, это делают одни и те же люди. Я их знаю: они болеют, не могут посещать храм – высоки риски заболеть, и принимают участие в жизни прихода вот таким образом – просят помолиться. Почему бы и нет? Это одно из веяний времени.

Особое внимание мы уделяем деятельности воскресной школы. Не всегда у нас есть возможность с детьми собираться, поэтому имеют место встречи в Zoom, в чатах, социальных сетях. Конечно, по времени это не такие большие встречи, но все-таки мы стараемся наших юных прихожан не оставить без внимания.

Как вы вступили в подготовительный период к Великому посту? Как прошли богослужения?

– Сейчас идет период подготовительных недель к Великому посту. Это очень ответственное время. Церковь нас готовит прежде всего Евангельскими повествованиями: каждый воскресный день посвящен тому или иному Евангельскому событию, Евангельской притче. В прошедшее воскресенье в храмах мы слышали повествование о мытаре и фарисее, далее услышим о блудном сыне, о Страшном Суде. Все это дано нам в назидание. Богослужение и молитвенная жизнь – это неизменно для каждого прихода.

Еще мы готовимся к великопостным концертам. У нас есть хор из активных прихожан, они постоянно совершенствуются, ведут активную певческую деятельность – благодаря, наверное, нашему регенту, человеку неравнодушному. Именно в это время они как раз готовят великопостный концерт. Сочетание «великопостный концерт» звучит своеобразно, но практика показывает, что и в других храмах и епархиях проходят такие концерты. Цель их и значимость – в том, чтобы акцентировать внимание на духовной музыке Великого поста: этот особый пласт православной культуры мало представлен, мало изучен и мало известен широкой аудитории, хотя там есть о чем поразмышлять: лучшие отечественные композиторы брали духовные сочинения и делали переработку для хоров или сольных партий. Человек, приобщенный к великопостным песнопениям, только обогащает свой внутренний мир.

Поэтому, братья и сестры, важно в дни Великого поста посетить великопостный концерт. Вы не пожалеете, ведь глубина духовной жизни, к которой нас призывает Церковь, сполна представлена и в великопостных песнопениях.

Наши певчие готовятся, постоянно ходят на спевку, концерт будет примерно в середине Великого поста – как правило, он проходит на Крестопоклонной неделе.

Врач-страстотерпец Евгений Боткин. Некоторые факты о нем мы знаем: он пострадал с Царской Семьей – более глубокой информацией о нем мы не обладаем, да и не интересуемся. Храмов в честь этого святого человека, ныне прославленного, не так много: в какой-то митрополии один на множество епархий, а где-то вообще нет. Имя святого есть, а знаний о нем нет...

– К сожалению, это так. До недавнего времени и о Царской Семье говорили сквозь зубы. Только после деятельности Комиссии по канонизации, особого изучения исторических сведений о Царской Семье мы получили какую-то четкую картину о царствовании Николая II и о благочестии этой семьи. Что касается верных слуг, то работа по ним не заканчивается и до сего дня.

Если мы обратимся к истории вопроса канонизации святого страстотерпца Евгения, врача, то Уральская земля сделала все от нее зависящее. В частности, большую работу по вопросу канонизации этого святого провели сестры Ново-Тихвинского монастыря: они собирали документы, переписку, очень много работали в архивах – была проделана колоссальнейшая работа. Многие материалы впервые открыты для изучения, исследования широкой аудиторией. Изданы письма святого страстотерпца Евгения. Ведь это уникальная возможность – почитать письма, представить, как русский интеллигент владел языком в конце XIX – начале XX века. Если представители русской интеллигенции так говорили, писали такие письма, то какие это были глубокие люди!

Каждое письмо святого страстотерпца Евгения, врача, пропитано верой в Бога, упованием на Промысл Божий, надеждой, что Господь никогда не оставляет. Не секрет, он не раз высказывался, что в профессии врача безбожников много, – но он сохранил твердость в вере, хотя семейная жизнь его оставляла желать лучшего. Он был женат, но развелся. Представляете? Святой развелся. Жизнь есть жизнь, никто ни от чего не застрахован.

Как это произошло? Он много времени проводил в командировках, был на военной службе, в Царской Семье и, конечно же, не уделял должного внимания семейной жизни, воспитанию детей. У его супруги, по всей видимости, произошел роман с гувернером – и она осталась с этим человеком. С мужем развелась. Евгений переживал, сетовал, что виновен в этом он: не уделял должного внимания семье, не был учтив, не понимал сути вещей – полностью жил работой. Для него это был колоссальнейший удар, тяжелый крест, тяжелое бремя. После этого он сохраняет чистоту и целиком и полностью погружается в работу. С детьми он общался до последних своих дней через переписку (она опубликована и доступна). Переписка раскрывает всю суть этого святого человека.

Канонизация святого страстотерпца Евгения как раз нам показала, что святость достижима в самые различные исторические эпохи и при любом служении, которое несет человек во благо людей и Церкви. И если человек взял слово служить Отечеству, от этой клятвы он ни при каких условиях не может отойти: Евгений Боткин был искусный врач, ему предлагали остаться с новой властью. Может быть, у него было бы положение, возможности, но он остался с Царской Семьей, даже когда был лишен жалованья. Деньги не платят – а ты работаешь. Все это сложно. Он прекрасно понимал, что вопрос его жизни – считанные дни или месяцы, но добровольно остался с Царской Семьей. И это подчеркивает его особое отношение и к служению, которое он принимает, и к долгу, который он испытывает по отношению к Царской Семье и к Отечеству.

Святость достижима, когда человек воспринимает свою деятельность как служение Богу, людям и Отечеству. Если каждый из нас возьмет для себя примером служение святого страстотерпца Евгения и будет с таким чувством подходить к делу, думаю, многое в нашей стране может измениться лишь только во благо...

Знаю врачей, которые сейчас, в условиях пандемии, сутками на работе. Их подвиг вроде бы не видно, вроде бы не явная война, – но люди болеют, надо оказывать соответствующую помощь. И в ущерб семье врачи несут свое служение. Уверен, это не будет забыто ни людьми, ни Богом… Святость достижима. Каждый человек призван к святости. Только как эту святость мы воспринимаем – вопрос.

Уверен, о Евгении Боткине еще многое скажут. Когда идут Царские дни, говорят о Царской Семье, хотя, если внимательно посмотреть, в календаре сейчас есть приписка: «...и святого страстотерпца Евгения, врача». В нашей епархии это достаточно актуализировано – в частности, наш митрополит носит монашеское имя в честь святого страстотерпца Евгения, а Царские дни в Екатеринбурге проходят достаточно широко. Что касается других епархий, это просто вопрос времени. Говорить об этой уникальной личности начала XX века можно и нужно и с точки зрения медицины, и с точки зрения семейных отношений (хотя была такая трагедия в его жизни), и с точки зрения его отношения к своему служению, призванию. Евгений Боткин был многогранной личностью.

Но посмотрите, какой интересный феномен: многогранная личность, но находится в тени. Скромность всегда украшает любого человека, кем бы он ни был, – и скромность святого должна нам служить неким уроком. Еще раз повторю, о святом страстотерпце Евгении мы постепенно будем узнавать, и все те исторические, социальные мифы, что у нас есть в голове, постепенно рассеются благодаря активной деятельности епархиальных структур, телеканала «Союз» и многих приходов, которые носят имя страстотерпца Евгения. Надо просто немножко подождать.

Не случайно Владыка митрополит Кирилл благословил в Первоуральске приход и строительство храма в честь Святого Страстотерпца Евгения, Врача. Мы вроде бы живем в Уральском регионе, но абсолютно ничего об этом человеке не знаем. Могу сказать, что, когда мы этот вопрос поднимали в 2016 г. (а именно в 2016 г. святой страстотерпец был канонизирован), в администрации ничего понять не могли – путали Евгения Боткина с Сергеем Боткиным, его отцом. Но теперь в сознании многих первоуральцев эта фамилия ассоциируется с нашим приходом, с Царской Семьей и со святостью.

А вообще фамилия Боткиных уникальна: я изучал этот вопрос. В доме Боткиных постоянно присутствовали передовые деятели русской интеллигенции, духовенства. Они всегда были очень религиозны, поддерживали религиозность. И целью их жизни было служение Отечеству – Евгений Боткин не боялся никакой работы: он мог быть хорошим чиновником, возглавлять министерство, но шел к простым солдатам, к нуждающимся, помогал тем, кому мог помочь, будучи искусным врачом.

Это счастье – помогать людям. Я всегда говорю прихожанам, что наша задача – помочь кому-либо. Сделали что-то доброе, помогли кому-то – какое благо: может быть, Христу помогли, ведь Христос – посреди нас. Христос Сам говорит: «То, что вы сделали ближнему, сделали Мне».

Поэтому о личности святого страстотерпца Евгения мы еще будем говорить: личность уникальная.

Вы несете послушание педагогического характера, заведуете кафедрой в Миссионерском институте, занимаетесь непосредственно преподаванием, богословием...

– Сколько себя помню, лет с 14-ти я хотел быть священником и учителем, но не понимал, как это можно совместить. Но милостью Божией все эти моменты в моей жизни сочетаются.

Кафедра теологии в Миссионерском институте, которую я возглавляю, активно действует, несмотря на тяжелую ситуацию пандемии. Изначально наш вуз, как и другие высшие учебные заведения, перешел на дистант. Сейчас мы уже говорим о смешанном формате обучения: не только у нас в институте, но и в других высших учебных заведениях какие-то лекции читаются очно, что-то проходит дистанционно.

Мы акцентируем внимание научно-педагогических работников на необходимости формирования цифрового контента: разработанных богословских курсов, которые были бы в интернет-пространстве, в частности, на учебном портале Миссионерского института. Это должен быть динамичный методический продукт – должны быть представлены и визуальная, и аудиоинформация, и какие-то графики, схемы, таблицы, помогающие раскрыть содержание того или иного вопроса. Эта колоссальнейшая методическая работа – вызов для наших педагогов, но с ней мы справляемся.

Тому свидетельство – участие Миссионерского института совместно с Уральским государственным педагогическим университетом в гранте по цифровизации теологического образования. Мы выиграли грант, чтобы разработать новое направление в теологическом образовании: выявить основные теоретические аспекты цифровизации теологического образования и представить конкретные научно-методические продукты, помогающие дальнейшему развитию теологического образования как такового. Цифровизация для теологии – это новое...

Вы меня сейчас удивляете. Во-первых, слово «цифровизация» приобрело окраску негативного характера. Во-вторых, теология и цифровизация: это как вообще?

– Где Церковь, там преображение всего. Если Церковь войдет в цифровую среду, я уверен, она и ее преобразит. Наша задача – преобразить соответствующим образом цифровую среду и в этой среде говорить о вечном: о Боге, Евангелии, вероучении Церкви. Эти методические продукты действительно востребованы.

Обратите внимание, мы находимся в ситуации всеобщего дистанта. Как быть студентам, которые находятся дома и не могут участвовать в очных занятиях ввиду объективных причин? Они вынуждены обращаться к данному цифровому контенту: он несет не только некую сумму знаний, но и помогает развить в том числе практические умения. Теолог должен не только знать, но еще и уметь применить свои знания. Решение проблемных вопросов, конструирование образовательно-катехизаторского пространства на приходе – эти задачи подвластно решать именно теологу.

Практика показала, что студенты обращаются к данному цифровому материалу, с удовольствием участвуют в занятиях. Недавно закончилась сессия для студентов заочной формы обучения, она полностью прошла дистанционно, и здесь есть свои плюсы. Если я нахожусь в Москве, а учусь в Екатеринбурге, я могу, не выходя из дома, участвовать в сессии и соответствующим образом ее сдавать. Хорошо это? Безусловно хорошо: это расширяет границы студенческой аудитории и помогает Миссионерскому институту быть полезным Церкви и обществу. Поскольку мы взяли на себя своего рода обязательство по изучению вопросов цифровой дидактики в плане теологического образования, то от того, как мы данный вопрос теоретически и практически осмыслим, представим, будет зависеть будущее теологического образования именно в цифровой среде.

В ноябре 2021 г. Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Евгений и министр просвещения Сергей Кравцов встречались с учителями, и решался вопрос о дальнейшей судьбе курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательной школе – в частности модуля ОПК. Святейший Патриарх акцентировал внимание на необходимости цифровизации методических продуктов для учителей, которые преподают ОПК в светских школах. Это новое направление, новая проблема для Церкви. Наш Владыка митрополит – мобильный архипастырь, и на сей день Миссионерский институт совместно с Синодальным отделом реализует курс повышения квалификации для педагогов всей России: они не только слушают лекции, участвуют в проблемных семинарах, но и могут конкретно для себя скачать нужный методический продукт, освоить его и достойно, качественно провести учебное занятие.

То есть вырисовывается хорошая перспектива: многие общеобразовательные курсы в цифре представлены, а что касается ОПК, то проверенных, адекватных, педагогически целесообразных методических продуктов для учителей ОПК, к сожалению, мы не наблюдаем. Эту нишу, этот профессиональный дефицит на сегодня мы совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации пытаемся восполнить.

У Миссионерского института очень много задач. Это не только реализация программы по теологии, но и дополнительное профессиональное образование для учителей нашего региона и для желающих получить ту или иную профессиональную подготовку и повышение квалификации, а также в целом для педагогов всей России. Мы рады, что востребованы, что держим руку на пульсе. И от того, как мы сейчас этот паровоз повернем, возможно, зависит и цифровое будущее для теологии.

Весна – это период не только подведения итогов, но и новых начинаний. Например, День открытых дверей...

– Традиционно в марте Миссионерский институт проводит День открытых дверей. В этом году, как и в прошедшем, он будет в формате online. Расстраиваться не нужно: я считаю, это плюс, поскольку география абитуриентов будет расширена, каждый желающий сможет подключиться. Нужно лишь периодически заходить на сайт, внимательно следить за информацией. Думаю, информация уже будет представлена, по ссылке можно будет заходить, подключаться, и в формате Zoom мы проведем соответствующую встречу.

Мы будем рады видеть абитуриентов в числе наших студентов в дальнейшем. У нас традиционно будут две формы обучения: очно-заочная (то есть вечерняя) и заочная. Образование в институте бесплатное. Что это значит? Это значит, что за каждого студента платит Церковь. В связи с этим Миссионерский институт как конфессиональное учебное заведение уникален, поскольку это единственное учебное заведение на Урало-Сибирский регион, где полноценное духовное образование за счет Церкви бесплатно может получить любой желающий (как мужчины, так и женщины)… Молодые люди, желающие стать священниками, обычно идут в семинарию. Это правильно и хорошо. А как быть мирянам, которые уже получили высшее образование либо окончили колледж, училище, но хотели бы получить высшее богословское образование? Вот есть такая возможность и форма обучения: вечерняя – как правило, для жителей Екатеринбурга и окрестностей, заочная – для всех жителей нашей необъятной страны. Несколько лет назад у нас даже учился студент из Сербии.

Приходите: будет интересно. Формат обучения смешанный (как и во всех вузах Российской Федерации) – будут и дистанционные занятия, и очные встречи во время сессии. Мы сделаем так, чтобы учеба была не только полезна для духовной жизни, для формирования профессиональной компетенции, но чтобы было и интересно, приятно и, самое главное, – мобильно, чтобы в любое время можно было подключиться и быть в курсе всего.

Благодарю Вас за эту беседу. Обязательно встретимся еще и продолжим наши беседы на темы, которые обозначили ранее.

– С удовольствием, всегда рад.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс