Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1147) → Протоиерей Александр Рябков: Память в христианском понимании

Протоиерей Александр Рябков: Память в христианском понимании

№10 (1147) / 8 марта ‘22

Беседы с батюшкой

Отец Александр, когда мы говорим о памяти, возникает столько размышлений! Память может быть и разрушительной, и созидающей. Что она для христианина?

− Можно начать с того, что Священное Писание приписывает нам всегда помнить о Боге. Особенно в Ветхом Завете, в Книге Исход, очень часто встречаются указания и призывы от Бога, от праотцев, пророков всегда памятовать о Боге. Это переходит и в Новый Завет. И здесь мы можем с вами поразмышлять: как мы можем помнить о Том, Кого не видели своими физическими очами, о Ком читаем только, может быть, в Священном Писании? Но мы о Боге знаем не только из Писания. Очень часто мы размышляем и помним о Нем, еще не читая Библию или церковную литературу. В любом человеке живо памятование о Творце – о Том, Кто сотворил нас. Уже потом, благодаря атеистическому воспитанию, в нашей стране человека заставляли (и он сам себя заставлял) забыть о Боге.

Но мысль о Боге в нас есть – она как бы вмонтирована в нас. На этом, по сути, основано онтологическое доказательство бытия Божия: человек не может думать или размышлять о том, чего не существует. Конечно, кто-то может фантазировать, но фантазирует отдельный человек сам для себя. А когда все люди имеют в себе это понятие, представление, размышление о Боге, значит, Он существует. Другое дело, как я уже сказал, когда воспитание, личный выбор, идеологические установки заставляют вытравливать из себя памятование о Боге. И не только из себя, но и из окружающих, своих близких, навязывая пропаганду атеизма, неверия, безбожия.

Памятование о Боге − первое понимание слова «память». Но при этом в Священном Писании, особенно опять же в Ветхом Завете, говорится часто о нераскаянных грешниках, о народах, которые, если не покаются, будут стерты с лица земли. Именно грех в первую очередь разрушает отдельного человека и целые народы, и о них не остается памяти – это интересное замечание Священного Писания, интересное проявление памяти в Библии: если человек или народ умерщвляет себя духовно грехом, то он будет стерт из людской и исторической памяти. Это мы можем сегодня заметить.

Что касается нашей духовной жизни, память играет здесь огромное значение. Мы учимся (например, в психологии) вытеснять из своей памяти неприятное. Здесь есть правильный терапевтический эффект: человек имеет инстинкт самосохранения, и многое неприятное, травмирующее мы действительно забываем – стираем из своей памяти даже непроизвольно. Это нам знакомо: кто-то что-то нам напоминает, а мы это даже не помним. Видимо, это было чем-то потрясающим в негативном смысле для нас. Чтобы не повредиться душой, неприятное событие стирается из нашей памяти. А стоит ли нам забывать свои прошедшие грехи и как к ним относиться, нужно поговорить отдельно.

Вопрос от телезрителя: «Почему сектанты не признают иконы и крестики, а Православная Церковь признает?»

− Это в какой-то мере касается и памяти. Мы лучше помним о нашем Спасителе, если видим Его изображение, а иконы – это богословие в красках. В разнообразных конфессиях протестантского исповедания есть своеобразные толкования ветхозаветного повеления не изображать Бога. Они были связаны с идолопоклонством, развитым в Ханаанской земле, которое влияло на израильский народ. Они изображали богов Астарту, Ваала, Молоха и других ханаанских божеств. Невидимого Бога нельзя было изобразить, это понятно. Но когда Бог воплотился, явился миру, то икона сама по себе стала догматическим утверждением, что Бог пришел в мир во плоти. Поэтому мы изображаем Господа, Божию Матерь, Которая послужила Боговоплощению. Мы понимаем, что спасительность нашей веры основана на почитании Девы Марии как Богородицы, а не просто, как говорили сектанты, Христородицы.

В изображении святых (преподобных, мучеников или бескровных мучеников – это пустынники и монахи) отразился Господь. Мы можем молиться перед иконой святого Господу, ибо в этом святом отразился Сам Господь. Все святые – преподобные: в них подобие Божие раскрылось в превосходной степени через их подвиг. Вот почему мы имеем иконы. Конечно же, крест − орудие нашего спасения: из орудия казни он стал символом жертвенной любви Бога к нам. Накладывая на себя крест, мы призываем Бога помочь нам жить жертвенной любовью к Самому Богу и к нашему ближнему. А что касается нашей греховности, то мы крестом отгоняем нашу страстность, греховность: мы ищем укрепления в этом.

Говоря о памяти, мы по-разному можем взглянуть на память о наших грехах. Мы в молитвах к Божией Матери, в молитвенном правиле взываем к Богородице, чтобы Она помогла нам избавиться от ненужных воспоминаний: здесь идет речь не о грехе как таковом, а о мысленном переживании ложной привлекательности греха – мы просим у Божией Матери помощи не воспринимать грех как привлекательный.

С нами такое бывает: грех нас обескураживает, обманывает, втаптывает в грязь, растворяет нас с чем-то низким, но у нашей души есть свойство забывать что-то печальное. Это, с одной стороны, сохраняет нас от депрессии, тоски, отчаяния, но, с другой стороны, играет с нами злую шутку: мы забываем, как нам было тяжело, плохо, горько, когда мы пали (может быть, пали очень низко) в каком-то грехе. Нам было стыдно, тоскливо, одиноко – грех нас разлучил со многими людьми, наши поступки греховные лишили нас связи с нашими ближними. Эти связи, может быть, восстановились, и мы забыли, как нам было горько, тоскливо, одиноко, печально...

А грех вдруг возрождается – начинает, как змей, вокруг нас обвиваться и снова нашептывать: «Ничего нет страшного в том, чтобы тебе снова попробовать то же самое – только немного, чуть-чуть. Не будет таких проблем, как в тот раз, – да и в тот раз ничего страшного не было». И здесь, конечно, мы просим и у Господа, и у Божией Матери помощи не вспоминать ложную сладость греха, а помнить, наоборот, настоящую, подлинную горечь, которую грех несет.

Но для мира это непонятно. Воспрянуть можно только тогда, когда ты себе внушишь, что ты самый прекрасный, самый красивый, самый умный, самый талантливый, самый кристальный, самый сильный. Но мы знаем, как это в христианстве: через два шага упадешь лицом в грязь, если внушишь себе, что ты самый сильный, самодостаточный...

Как пишет Державин, «я царь – я раб – я червь»... Мы получаем от Бога помощь воспрянуть, конечно же, с воспоминанием о наших грехах.

Вопрос телезрительницы из Ярославля: «В нашей жизни много событий, все мы много чего запоминаем, но какие-то события не дают нам покоя. Например, я узнала о мучениках Бутовского полигона и теперь всегда об этом помню и думаю, как нам, нашему поколению, теперь жить, зная это... Мы же много чего не знали. Память о том, что было, нас направляет, как-то исправляет, но нужно еще рассуждение, понимание, знание...».

– Если брать такое общественное событие, как победа безбожников и взятие ими власти, то можно перенести это на свою личную жизнь, чтобы понять, как с этим быть. В вопросе телезрительницы звучит некая скорбь: как же нам жить и считать себя православным народом, если наши предки такое допустили? Но мы можем перенести это и на себя лично.

Ведь люди очень часто задают себе этот вопрос после падения: как мне жить после того, что я сделал (или сказал) близкому своему? Например, случается, что человек, будучи опьянен вином или своей гордыней, сказал грубые, оскорбительные слова отцу или матери. Потом вдруг прозрел – и ему страшно жить, страшно смотреть в будущее.

Церковь всегда поддерживает нас и говорит, что нет греха, который Господь не простил бы за искреннее раскаяние, покаяние. Другое дело, что покаяние – это не только то, что ты попросил прощения, но и возмещение какого-то ущерба: если вы кого-то обидели, оскорбили или у кого-то что-то отняли, нанесли материальный или моральный ущерб, то надо стараться это возместить. Не будет никакого духовного роста в будущем, если мы попытаемся просто забыть что-то, будто этого не было.

Так же и с нашей историей: нельзя себе внушить, что какого-то события не было или масштабы его были не такими, как нам представляют – мол, это было не так ярко, не так страшно, все это объяснимо, исторический процесс и все такое. Так поступать нельзя! Если мы так поступать не будем, то, скорее всего, этого не повторим.

Так же и в нашей личной жизни. Если мы будем возмещать, замещать наши злые поступки добрыми, тогда у нас будет будущее. Не надо притворяться, что греха не было. У нас бывает такая иллюзия: пришел на Исповедь, исповедовал свой грех, покаялся – значит, как бы и не было этого греха (не было поступка, слов, гнева, ненависти, пьянства, разврата и так далее). Если мы представим, что этого не было, то рано или поздно оно вернется. Если внушишь себе, что это было не с тобой, то это будет самообман, который завершится еще большим падением.

Мы часто слышим за всенощным бдением слова: Господи, «научи мя оправданием Твоим». Это значит: научи меня, Господи, как возместить, как загладить вину. То, что кошки на душе скребут, это не покаяние: помучился день-два, а на третий уже и все забыл. Кажется, вроде ничего страшного и не было, вроде все так живут. Человек думает: «А вот тот еще хуже делал, а вот у той еще хуже поступки были. На фоне их я просто праведник» – и забывает свой грех. Получается, что наша память может сыграть с нами злую шутку. По слову Писания, как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.

Так бывает с тем, кто заблудился в лесу: блуждает, блуждает, ходит кругами. Потом начинает кричать: «Ау! Помогите!»

Что делать, чтобы так не кружить в духовной жизни? Надо молиться Богу. Если есть живая память о Боге, мы будем кричать: «Господи, помоги! Выведи меня из этих „трех сосен“, где я заблудился». Обычно есть какие-то три страсти, в которых мы блуждаем, переходя от одной к другой. Например, сначала человек начал пить, потом курить, потом объедаться. Перестал объедаться – стал пить. Перестал пить – стал курить. Или сразу все три страсти вместе. А если с этими страстями завязал, то стал склонен к блуду.

Когда понимаешь, что заблудился, единственное, что остается, – вспомнить о Боге. Почему человек блуждает? Потому, что он от всего этого хотел избавиться сам, без Бога: своими усилиями, своей силой воли, какими-то психологическими практиками (что не отрицает ценность этого), но без Бога. Пока он про Бога не вспомнит, пока не будет кричать Богу: «Господи, выведи меня!», ничего не получится: будет кружить и постоянно возвращаться на то же самое место, где был недавно.

Что касается памяти о грехах, с одной стороны, мы не должны позволять дьяволу себя обманывать, что грех хорош, приятен и даже полезен в хорошей дозе. Иногда даже можно услышать такое почти церковное выражение: не согрешишь – не покаешься. Это еще одна ложная установка от дьявола. Нет! Сладость греха минимальна, а горечь его настолько огромна и всепоглощающа, что полностью перекрывает все. Но таково свойство нашей искаженной души, что секунда ложного блаженства закрывает нам все пепелища и разрухи, что принесены секундным ложным блаженством.

Мы должны помнить свои грехи и то, какое пепелище они оставили в нашей жизни. Хотя нам кажется: зачем это помнить, если я покаялся? Да, конечно, не надо еще раз говорить об этом на Исповеди, если этот грех больше не повторяется. Но помнить, на что ты способен в отпадении от Бога и в своей гордыне, – надо. Я способен на эти грехи именно потому, что забыл Бога, что слишком много стало меня: я слишком много стал поклоняться себе, своей воле, своему уму, своей голове (хотя она зачастую глупая).

В нашей голове обычно все очень рационально выстраивается: «Это не так уж страшно, не так уж разрушительно, просто прошлый раз ты не все правильно сделал и потерял контроль, но сейчас уже не потеряешь контроль – и все будет хорошо». При всей нашей образованности, талантливости голова многократно нас обманывала. Поэтому мы должны помнить о совершенном нами грехе и о том, как он нас разрушил.

Нам могут сказать, что это неправильно, что, если мы покаялись, помнить об этом не надо – это разрушительно. Я как-то тоже в этом колебался, думал: может, действительно надо забыть – притвориться, что ничего не было? Но какое-то чувство всегда мне подсказывало, что этого делать нельзя, это будет разрушительно, пагубно и принесет еще больший урон.

Вопрос телезрителя: «Если были смертные грехи, на Исповеди я их исповедовал, о них тоже надо помнить?»

– Насколько я понял, вы их помните. Снова повторюсь: не надо впадать в уныние от того, что с нами было – надо радоваться, что мы с помощью Божией способны уже много лет это не повторять. Радуйтесь тому, что Господь вас охраняет, защищает от страшных, смертных грехов. То, что вы о них помните, – залог того, что вы не забудете про Бога.

Это как мы не забываем, что сейчас зима и надо тепло одеться: мы же не выходим на улицу в шортах или футболке. Так и живя в миру и зная себя, мы понимаем, что нужно облечься в броню праведности, взять шлем спасения. Как мы надеваем шапку, выходя на холод, так, живя в миру, надо постоянно брать у Бога доспехи: латы веры, благочестия, аскезы. Иначе грех ужалит – и хорошо, если в пяту, а может и в голову ужалить, как змей, и тогда можно вообще потерять всякий ориентир.

Не надо унывать, надо радоваться. Радуйтесь тому, что вы в Церкви и получаете все необходимое для сопротивления тому, что было в прошлом. Двигайтесь в будущее с радостью.

Теперь о памяти смертной. Сколько раз приходилось сталкиваться с тем, как в больших городах люди были противниками построения храмов в каком-нибудь спальном районе: мол, мы будем видеть крест, слышать колокольный звон, и это будет напоминать о смерти. Это для христианина самое ключевое – святые говорили: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь. То есть помни о скоротечности жизни, о проходящих твоих днях, о том, что надо перейти в вечность. Но перейти в вечность надо обновленным, преображенным, чтобы подобие Божие в тебе развилось. Иначе ты переходишь туда банкротом.

Помни, что жизнь скоротечна, что надо успеть покаяться. И помни, что все наслаждения, которые тебя сегодня искушают, пройдут: они пройдут даже не со смертью, а с возрастом.

Ты наслаждался, душа к этому привыкла, а дальше уже не сможешь наслаждаться – уже нет возможностей, способностей, здоровья. По некоторым толкованиям, когда тела нет, а душа полностью порабощена грехом, но грешить без тела уже не может, – это тоже ад. Но это совсем маленькое, как мне кажется, объяснение ада.

Ад, в первую очередь, – это одиночество, отчаяние, уныние, тоска, разочарование, что уже ничего не исправить: после греха мы как раз переживаем ад, то есть мы знакомы с адом. Случилось с нами падение (маленькое или большое – не важно, любой грех – это грех) – и мы испытываем разочарование, одиночество. Но все это можно исправить покаянием. Плохо, когда люди пытаются от этого отвлечься еще пущим грехом или повторением греха. Они отвлекаются раз, второй, потом приходят к депрессии, унынию, отчаянию и даже накладывают на себя руки. Очень часто грешник, излечивая себя не покаянием, а повторением греха или усилением степени греховности, доводит себя до самоубийства. Об этом надо помнить.

Хочется еще поговорить о вечной памяти. Мы просим у Господа вечной памяти. О чем мы просим?

– Мы просим, чтобы душа не выпадала из вечной памяти Бога: вечная память может быть только у Бога. Даже если говорить об исторической памяти, она все равно не вечна. Да, что-то зафиксировано в книгах, трактатах, анналах, хрониках. Но чтобы это вспомнить, нужно это открыть, найти. Что-то мы помним, что-то помнит история, а что-то уже не помнит.

Но вечная память – только у Бога, и она не в книгах: она в вечной Книге Жизни, и мы просим, чтобы Бог вписал усопшего, о котором мы молимся, в Книгу Жизни как Своего Сына, Свое чадо.

А чтобы и нам самим не выпадать из жизни Божественной (не из жизни суетной, мирской, общественной, в которой мы всегда барахтаемся), надо не забывать о Боге и не забывать о нашем прошлом. А надо забыть ложную сладость греха, забыть дьявола и его лживые обманы, помня ту горечь, что он нам принес. Помнить сладость чистой совести, которую дает покаяние и сокрушение сердечное.

Как говорит монах Исаия, смирение возникает не от того, что мы пытаемся обмануть себя, что чистенькими пришли в этот мир, а когда помним, что у каждого из нас есть удобопреклонность ко греху. Но в нас есть и образ и подобие Божие, и намерение жить по-христиански. Как говорит Иоанн Златоуст, Господь и намерение лобзает.

Я всем желаю, чтобы Господь поцеловал ваше благое намерение покаяться и исправиться. Когда Господь поцелует это намерение, оно оживет, разовьется и расцветет как прекрасный цветок. И не затоптать этот цветок в наших силах – нам передано, как задание: клумбу, которую в нас Господь взрастил, поливать, удобрять, взрыхлять и защищать от бесов, которые пытаются эти благоуханные райские цветы в нашей душе затоптать и попрать...

Записали:
Наталья Богданова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс