Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1144) → Иеромонах Никандр (Пилишин): Задача любой христианской общины – явить свою любовь миру

Иеромонах Никандр (Пилишин): Задача любой христианской общины – явить свою любовь миру

№7 (1144) / 14 февраля ‘22

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрителя: «Последнее время мне приходит очень много молитв о здоровье, о спасении мира. Все они заканчиваются просьбой переслать эту молитву 5-ти, 10-ти, 12-ти и так далее друзьям, чтобы не прерывать эту молитву, а то будет грех. Но у меня нет столько близких. Значит, на мне будет большой грех?»

– Я думаю, что молитва не может быть грехом. Молитва есть молитва, даже совершаемая одним человеком искренне и с пониманием, о чем мы просим, потому нет необходимости ее пересылать какому-либо числу людей.

Мы верим, что Господь слышит каждого. Если у вопрошающего телезрителя нет человека, с которым можно было бы поделиться такой просьбой, то совершенно не будет никаким грехом отсутствие возможности переслать ту или иную молитву. Всякая пересылка на самом деле совершенно чужда Преданию и традициям Церкви, никак не укладывается в наше вероучение.

Вы знаете эту практику, когда в WhatsАpp регулярно присылают просьбу переслать какое-либо сообщение?

– Да, мне приходят такие просьбы, я не очень реагирую на эти сообщения: я просто могу помолиться сам, если понимаю, что вопрос важный. Если он реально важный, то могу попросить кого-то разделить молитву.

Не нужно путать такую молитву с молитвой по соглашению, когда группа людей, знающих друг друга, собирается вместе и может помолиться о каком-то едином деле или человеке. Здесь что-то иное, не связанное с этим.

Важно, чтобы они друг друга знали?

– В молитве по соглашению – обязательно.

А как тогда относиться к этому феномену – рассылке молитвы?

– Странный феномен. Надо понять, чем он обусловлен.

Люди, быть может, думают: чем больше людей произнесет молитву, тем лучше она будет услышана Господом. Это некое магическое представление, совершенно не связанное с Евангельским вероучением, что оставил нам Господь.

Да, логика, наверное, примерно такая. Постоянная рассылка, чтобы охватить больше людей, похожа на молитву по соглашению?

– Это похоже на магизм.

Есть такие люди, которым рассказывают, что нужно обойти 40 храмов, в сорока храмах поставить свечку, и тогда дело исполнится. Мы все время скатываемся в формализм: надо исполнить то или иное, чтобы свершилось нечто просимое. Господь об этом не говорит, Он говорит: просите, и дастся вам – прямо, без каких-либо условностей, которые люди начинают придумывать, измышлять исходя из своей бытовой жизни.

Люди придумывают эти условности потому, что часто не слышат ответа на молитву: просят – приходят в храм молятся, дома молятся...

– Пытаются убедить Господа. Здесь либо возникают торгово-рыночные отношения с Богом («Вот мы Тебе сделали, отдали – Ты, пожалуйста, отдай нам»), либо начинают Бога уговаривать сделать то, что нужно человеку.

Но Бога уговорить невозможно: Господь в совершенстве знает, что нам полезно и нужно, а что нет.

Как поступить, если не слышишь ответа на свою молитву?

– Смириться и принять это как волю Бога.

Тяжело.

– Жизнь вообще непростая...

Конечно, тяжело, ведь в каждом человеке живет чувство собственного понимания, что есть правильно. Нас так воспитывают с детства. Человеку сложно принять мнение другого и даже Бога. Мы зачастую навязываем Богу свое мнение. Во взаимоотношениях человека и Бога вполне допустимы несогласия, когда ты как сын можешь высказать отцу: я не согласен с тобой, почему ты поступаешь так? Высказать ты можешь: я уверен, что Господь услышит твое высказывание, но послушает ли тебя? Может быть, да, может быть, нет – все зависит от воли Господа: насколько реально это будет работать на спасение души конкретного человека или разрешение той или иной ситуации.

И правда: родители ведь нечасто к детям прислушиваются и выполняют какие-то их требования.

– Но они слышат их. Могут не прислушиваться, не соглашаться с ними, но то, что родители слышат своих детей, – это однозначно.

Вопрос телезрителя: «Я помогаю материально батюшкам нашего храма. Это пожертвование или благотворительность?»

– Я думаю, что «пожертвование» и «благотворительность» – синонимы. Очень сложно различить, внести какой-то критерий, который бы разделил их: любая благотворительность есть жертва. То, что делает человек, помогая священникам, вполне может быть и пожертвованием, и благотворительностью – Господь будет принимать это, безусловно, как жертву. Любое творение блага Богом воспринимается как жертва.

Как Вы порекомендуете организовать сторону христианской жизни, связанную с милосердием, благотворительностью, пожертвованиями? На что жертвовать? Как правильно жертвовать? Чего избегать?

– Я думаю, правильно жертвовать так, как написано в первых христианских книгах. Есть такая книга, как «Учение двенадцати апостолов», где написано: «Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь», – то есть ты должен не спешить, но понять, что ты хочешь сделать. Ты должен совершить ее в таком размере, чтобы, когда ты ее уже совершил, у тебя не возникло чувство горечи: вдруг дал больше или последнее… Господь не призывает к этому: все должно быть разумно. Если у тебя есть готовность пожертвовать, пожертвуй ровно столько, сколько ты можешь, – спокойно, свободно, не жалея об этом потом: всякий раз, сожалея, что сделал добрый поступок, ты его фактически обнуляешь.

Господь не призывает отдавать все, но тем не менее хвалит, когда кто-то это делает: можно вспомнить случай с вдовицей.

– Он говорит, что очень хорошо, когда человек доверяется Богу и может с полной верой и искренностью, уверенностью пожертвовать ради Господа, зная, что Господь жертву примет и обязательно даст определенные блага человеку после этого.

Мы же помним не только случай про вдовицу, но и когда подошел некий юноша и спросил: Что что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест – Господь не всякому человеку это говорит.

Вот ты приходишь в храм – пожертвование за требы... А если бывает так, что написано, сколько пожертвовать, а возможности столько заплатить нет, – как быть?

– Я думаю, нужно просто сказать, что нет такой возможности, и я искренне уверен, что ни в одном храме не откажут человеку ни в требе, ни в записке, ни в приобретении свечи, какого-то товара, если нет суммы, которая установлена как размер пожертвования в данном храме.

Только ли к храму относятся понятия благотворительности и пожертвования?

– Нет, эти понятия относятся к любой сфере жизни человека: они имеют отношение не к храму, а к человеку. В любом месте, где человек имеет отношения с другими, он может проявить пожертвование и благотворительность (в том числе даже в отношениях семейных) в любой сфере жизни.

Это не только о деньгах, я так понимаю, речь идет?

– Если у человека нет денег, разве он не может оказывать благотворительность? Мы же можем жертвовать не только деньги, но и время, силы, готовность быть нужным, помогать другому человеку. Нет, разговор не только о деньгах.

Вопрос телезрителя: «Дети рождаются на земле безвинными и безгрешными. Но мир во зле лежит, и многие вырастают и становятся злыми, ведь во многих семьях не молятся и в Бога не верят. Что будет с такими людьми после смерти?»

– Я не совсем согласен с такой постановкой вопроса. Дети рождаются безгрешными потому, что они не успевают совершить грех, но от своего рождения наследуют греховную природу Адама, которая уже повреждена первородным грехом и удобопреклонна ко греху. Пока ребенок маленький, он не может различить, совершает он добро или зло, грех или нет, но его природа уже с самого рождения преклонна к тому, чтобы совершать грех.

Невозможно разделить людей на злых и праведных: у каждого человека греховная природа. А что будет с людьми после смерти – находится в области Промысла Бога и Его Страшного Суда. Здесь Господь будет смотреть на жизнь человека, чистоту его сердца, готовность и ревность, возникавшую в нем, когда он боролся с самим собой и не принимал зло, которое в нем живет.

Вопрос телезрителя: «Как понять, духовный человек или душевный, идешь за Богом или нет?»

– Я думаю, это очень просто. Идешь ты за Богом или нет – вопрос каждому: чувствуешь ли ты, что реально стремишься к постижению Бога, изучению того, Кто такой Бог? Это большой разговор о том, что каждому верующему христианину очень важно в своей жизни определиться в личных отношениях с Богом. Каждый должен для себя понять: Кто для него есть Бог, какие у него с Ним отношения.

Только когда Господь будет определен для человека как Личность, с Которой можно общаться, только тогда можно идти за Ним и понять, насколько далеко от Него находишься. Ты можешь останавливаться, делать перерывы, ускоряться – это все очень творческий подход. Но ты должен обязательно понять, есть ли у тебя личные отношения с Богом.

Что такое душевность и духовность – очень тонкий вопрос. Провести тонкую грань, которая бы помогла понять, душевный ты или духовный, я думаю, можно, но этим очень опасно заниматься: у нас недостаточно инструментов, чтобы с точностью определить, духовный ты или душевный.

Я думаю, если будешь вести духовную жизнь в рамках христианской жизни Церкви и стремиться в своей личной жизни исполнять Евангелие и иметь личные отношения с Богом, то вполне можешь иметь успехи как духовный человек.

Есть устойчивое выражение – «идти за Богом». Что это значит на практике?

– Исполнять все то, что говорит нам Господь. Господь прямо в Евангелии говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим – это условие Господь дает нам в Священном Писании.

Это вопрос ежеминутного, ежечасного, ежедневного выбора?

– По-другому невозможно. Если ты узнал, что есть Бог, это познание само по себе заставляет тебя думать, вспоминать о Боге – иметь памятование о Боге.

В Церкви сохраняется предание о праведном Енохе, который был живым взят на небо. Сказано: «Он ходил пред Богом, и это вменилось ему в праведность». Что такое ходить пред Богом? Это постоянно иметь памятование о Боге, иметь в своем сердце память, что Он существует и мы не можем от Него скрыться: что бы ты ни делал – все будет явлено пред очами Господа.

Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, как часто причащаться пожилому человеку, пенсионеру, и как готовиться?»

– Все очень индивидуально. Пенсионеры есть разные: состояние здоровья разное – есть люди, которые не могут выйти из дома, и они приглашают к себе домой священника, чтобы причащаться дома. Есть люди пенсионного возраста, но очень активные прихожане – и у нас в храме есть такие: они уже вышли на пенсию, они свободны от работы, воспитания своих детей и могут довольно много своего времени посвятить тому, чтобы помогать в храме.

Все очень индивидуально, но я думаю, что общий принцип такой: чем больше у тебя становится свободного времени, тем больше ты можешь его посвятить изучению духовной жизни, посещению храма, чтению Священного Писания, святоотеческой литературы и, безусловно, добрым делам, помощи ближним. Эти дела вполне могут совершаться и пожилыми людьми: это не просто физическая работа – это может быть общение, помощь в храме.

Причащаться нужно тогда, когда понимаешь, что ты желаешь этого, желаешь соединиться с Богом и не можешь никак иначе.

А если всегда ощущаешь себя недостойным?

– Это прекрасное состояние – оно и говорит, что ты готов причащаться в конкретный момент.

Если считаешь себя недостойным, то готов?

– Безусловно. Это одно из условий. Первое условие – желание причаститься, а второе – ощущение своего недостоинства перед тем, как будешь принимать Тело и Кровь Христа.

Но ведь некоторые считают себя настолько недостойными...

– Это неправильно. Это крайность, она кроется в душе человека тщеславного или горделивого. Когда человек горделив во всем, он даже не может переступить и эту грань.

Во всем должна быть мера. Вполне здоровое ощущение – правильное ощущение недостоинства перед Богом. Это хорошее состояние, которое говорит о здоровой духовной жизни: ты понимаешь, что, несмотря на всю свою жизнь, Господь проявляет к тебе Свою милость.

Причастие – не награда за достойную жизнь, не олимпийская медаль за победу. Это милость Бога. Господь совершает милость по отношению к каждому конкретному человеку вне зависимости от его достоинства или праведных поступков, которые он совершает.

Есть две крайности, которые неполезны и свидетельствуют, что у человека явно есть некоторые перекосы в духовной жизни.

Что делать, если обнаружил в себе такой перекос?

– Идти к священнику на беседу (на Исповедь не надо): это еще одна большая ошибка, которую нам надо правильно понимать в жизни Церкви. Каждый приходящий в храм должен отличать Исповедь от беседы. Исповедь – это когда ты приходишь к священнику, который становится свидетелем твоего покаяния перед Богом. Когда ты уже внутри покаялся и приходишь засвидетельствовать перед Богом в лице священника свое раскаяние в конкретных поступках или греховных состояниях. А беседа – это когда приходишь к священнику и можешь с ним порассуждать о своем духовном состоянии, позадавать вопросы и получить на них ответы. Это неуместно в рамках Исповеди, ведь за тобой стоит множество людей, Исповедь затягивается, люди нервничают… Исповедь и беседу нужно четко разделять.

Подведем итоги нашей беседы.

– Мне бы хотелось поблагодарить телезрителей за то, что остаются с нами, с телеканалом «Союз». В наше непростое время находят силы вести духовный образ жизни, посещать храмы.

Мне бы хотелось, чтобы мы ценили время и помнили слова Священного Писания, что дни лукавы и мы никогда не знаем, когда Господь призовет нас к Себе – поэтому мы должны ценить каждый день и каждый миг и стремиться каждый день явить не просто исполнение заповедей Христовых, но явить любовь по отношению к каждому ближнему.

Записали:
Анна Топорова
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс