Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1144) → Игумен Филарет (Пряшников): Осмысление веры

Игумен Филарет (Пряшников): Осмысление веры

№7 (1144) / 14 февраля ‘22

Беседы с батюшкой

Тема беседы сегодня сложная, но говорить о ней можно не только в контексте осмысления веры, но в контексте разума и доверия. Мы должны понимать, в Кого мы верим. Но бывает, что мы, по словам апостола Павла, уверены в невидимом. И что же тогда происходит? Если мы просто верим, не понимая, во что верим, кажется, что наша вера бессмысленна. Но, с другой стороны, как только мы подключаем разум, чтобы узнать и понять, во что мы верим, мы сразу сталкиваемся с подводными камнями, которые вообще не видны над поверхностью нашего понимания. Это сложный вопрос, но для Вас как человека, который столько лет молится и говорит с людьми о вере, наверное, он легок?

− Нет неверующих людей. Вопрос другой – во что или в кого люди верят? Есть вера совершенно нерелигиозная: люди верят в счастливые числа, свои силы, боятся черных кошек и пустых ведер. Но мы сегодня говорим об осмыслении веры.

Правильно вы сказали, как апостол Павел очень четко, кратко и емко говорит, что такое вера: осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. На этом построено вообще все религиозное восприятие окружающей действительности.

Вера − это действительно нечто слепое, ведь прежде чем прийти к Богу, мы проделываем определенный путь.

Давайте возьмем пример из нашей церковной практики. Человек захотел покреститься, – но ведь люди, подходя к краю купели, должны осознавать, в какого Бога они верят, в Кого они крестятся, что для них поменяется после того как они наденут крест и назовут себя христианами… Поэтому, подходя к этой черте, человек проходит определенный путь, задает сам себе вопросы. Вопросы, которые приводят к сомнению, − это хорошо. Задавая себе какой-то сложный вопрос («Почему так происходит в жизни? Почему все так сложно?»), ты должен сам ответить на него.

Конечно же, осмысление веры и сама вера в Бога всегда связаны с разумом. Кто-то из древних святых западного христианства говорил так: «Верю потому, что абсурдно». Я, читая различные труды, изучая жизненные пути прихода к Богу тех же ученых как Западной Церкви, так и Восточной, убедился, что люди приходят к Богу, уже ответив на те недоумения, вопросы, что могут возникать у совершенно неверующего человека. Это очень важно понимать.

Вера − не нечто безрассудное, она всегда связана с рассудком, опытом. Мы приходим к Богу опытным путем: когда я молюсь, Господь мне отвечает, когда я обращаюсь к Нему, Он мне дает то, чего я жду. Это первое − осуществление ожидаемого. Возьмите ветхозаветное время: люди чаяли, ждали пришествия в мир Христа, они жили этой верой и надеялись на то, что Господь родится в этом или следующем роде. И в новозаветное время также мы живем верой и надеждой – верой в то, что когда-то осуществится наша личная встреча с Богом, когда-то исполнятся пророчества Христа.

На самом деле осмысление веры − очень сложный процесс и происходит постоянно. Мы можем много рассуждать о вере, вспомнить слова Господа Иисуса Христа что если будешь иметь веру с горчичное зерно и скажешь горе перейти, она перейдет. Но она же не перейдет: Бог не говорил, что нужно двигать горы, – Он говорил, что, если твоя вера будет крепкой, ты действительно многие вещи будешь осознавать и не бояться их.

Часто у нас с вами и у людей, сталкивающихся с испытаниями, лишениями, жизненными трудностями, вера может поколебаться. Здесь, конечно, нужно просить, чтобы Господь дал осознание – не «почему?», а «для чего?» Это важный вопрос.

На эту тему мы тоже обязательно поговорим. Я сейчас вспомнил, пока Вы говорили о разуме, нашего ученого Михаила Ломоносова: он говорил, что неразумен математик, который пытается с помощью циркуля измерить Бога, и неразумен священник, который с помощью Псалтири считает, что можно изучать астрономию и химию.

Мы в своей повседневной жизни постоянно сталкиваемся с бытовыми вопросами, связанными с совершенно утилитарным знанием. Но при этом как только мы пытаемся решить вопрос по поводу религии в своей жизни, мы вступаем в диссонанс, у нас возникает ступор: мы не успеваем переключить свой разум с одного на другое. Мы говорим о христианской вере, и это не перекликается ли с тем «циркулем» Михаила Ломоносова?

− Люди всегда ищут соотношение науки и религии. Но некоторым научным постулатам мы верим на слово: мы верим, что, если подняться на высокое здание и прыгнуть с него, ты не полетишь как птица. Но ты не будешь это проверять, зная, что есть закон всемирного тяготения. Многое в научном сознании принимается на веру. Например, мама дает ребенку таблетку и говорит: «Выпей – тебе станет легче», – но она не объясняет ребенку, какие там вещества, куда они пойдут и прочее.

То же самое и вера: она всегда зиждется на доверии.

Конечно же, в научном мире есть эмпирический опыт, когда мы можем что-то пощупать, потрогать. Но есть научные направления, когда пощупать что-то мы не можем (гуманитарные науки и прочее). Вера в Бога всегда равна доверию – я верю в Бога не потому, что ищу какие-то дивиденды (покрещусь − мне станет легче, повезет в жизни, покрестим маленького сына или дочку – он болеть не будет, его не сглазят). Такое бытовое отношение к вере, к Богу не приносит никакой пользы. Покрестившись (или окрестив своего ребенка) и встретив болезнь, человек отвернется от Бога: «Зачем мне это Крещение и этот Бог, Который мне не помогает?» Вот почему мы говорим об осмыслении веры.

Вера – не просто то, что дает тебе различные блага. Мы, люди, так устроены, что хотим хорошо жить и боимся болезней, боли. Человеческая природа много о чем говорит. Но вера − это прежде всего доверие. Я всегда привожу пример из семейной жизни: когда отец играет с сыном и подбрасывает его к небу, сын не задумывается, поймает ли его отец. Он доверяет рукам своего отца.

Осмысление нашей христианской веры − это всегда доверие Господу Богу.

Какие бы испытания я ни переживал, что бы я ни встречал на своем пути, это всегда для меня будет неким уроком. Я бы так, наверное, ответил на то, о чем вы меня сейчас спросили.

По поводу осмысления веры, когда нам очень хочется конкретных проявлений от Господа, один момент мне вспомнился. В Вербное воскресенье Христос въехал в Иерусалим на осляти, и Ему под ноги бросали одежду и пальмовые ветви, а потом эти же люди кричали: распни, распни Его!

В общем, эта история понятна, но здесь тоже было интересное осмысление веры, ведь люди верили в Него как в царя – они видели, как Он воскрешал мертвых, как накормил пятью рыбами 5 000 человек, они видели воскрешение Лазаря за день до въезда Господа в Иерусалим. Все это они видели, и они понимали, что вот она – жизнь, прекрасная жизнь. Но когда они вдруг увидели, что это не так, кричали: распни, распни Его!

Не получается ли и у нас такой же истории, когда мы ожидаем от Спасителя конкретного вмешательства в нашу собственную жизнь, чтобы Он все исправил, чтобы Он нас вылечил, накормил? Мы же просим в молитве «Отче наш»: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Но когда этого не происходит, получается, что мы как бы по-своему осмысляем веру.

– Наверное, нужно начать отвечать на этот вопрос с одной, на мой взгляд, очень важной вещи – с осмысления того, что Бог никогда тебе не сделает плохо.

Сегодня я где-то прочел один вопрос о зависти как о проявлении человеческого характера: почему Бог наказывает человека завистливого. Но мы должны понимать: Бог никогда никого не наказывает. Святой апостол Иоанн Богослов ясно говорит: Бог есть любовь – правильная, праведная любовь.

Но иногда родители из любви, для вразумления могут наказать своего ребенка, чтобы наставить его на путь истинный.

Господь все сделал разумно, просто: Он установил законы природы, которые открывают ученые – ведь ученые ничего не выдумывают. Помните, я приводил пример, что ученые могут взять и химическим способом сделать семя любого растения, даже спрессовать его, но жизни в этом семени не будет: жизнь дает Господь. И вера – это все-таки не то, что вот я захотел верить, а потом отвернулся, надул губы и сказал: «Ну, если Ты такой Бог, то пеняй Сам на Себя»...

Господь никогда ничего не даст не по силам. Во-вторых, наши просьбы иногда переплетаются с интересами других людей, особенно в нынешнее время, когда многие болеют, а некоторые теряют своих близких.

Я очень благодарен прихожанам нашего Староладожского Никольского монастыря, людям верующим, присылающим поминовения о здравии своих близких (что интересно, сегодня записок о здравии близких в разы больше, чем записок об упокоении). Конечно, человек с надеждой подает записку об исцелении своего близкого человека. И нужно понять, что Господь принял его молитву, но, наверное, у Него есть Свой план относительно этого человека.

А если человек, о продлении земной жизни которого мы молимся, уже готов туда? Ведь Господь не заберет в тот мир неготового, если, конечно, это не отъявленный грешник, смерть которого – как избавление от зла, что он несет в этот мир. А если человек живет по заповедям, исполняет все, о чем Господь его просит, то это уже период, когда и вера сильна, и дела готовы, и наступает жатва: как собирают пшеницу. Поэтому, когда мы молимся, о чем-то просим, мы всегда должны произносить слова: «Да будет воля Твоя, Господи, – не как я хочу, не как я требую».

Конечно, сердце иногда болит: «Ну почему так происходит, Господи? Вроде бы мы и молимся, и в храм Божий ходим, а зла меньше не становится и неповинные люди страдают». Да потому, что, к сожалению, люди сами становятся причиной всех испытаний...

Апостол говорит: вера без дел мертва. Верить можно во что угодно. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих; покажи мне свои дела, и я скажу, какая у тебя вера, какой уровень твоего доверия к Богу.

Вот такие мысли приходят, когда рассуждаешь о современной жизни и о каждом из нас.

Вроде бы человек ходит в храм Божий, исполняет все предписанное, знает наизусть молитвы, а сам не меняется, не хочет быть другим. Недавно читались слова Господа Иисуса Христа, обращенные к людям: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Покаяние – это изменение сознания. Батюшки, которые приходят в нашу студию, да и в других программах всегда говорят, что покаяние – это изменение себя. Понемногу, но нужно начинать постепенно меняться, отходить от греховного человека, от Адама, которого зачастую носишь в себе.

Известно, что знания умножают скорбь, но и без понимания и осмысления себя самого в этом мире тоже невозможно… Трезвое отношение к жизни очень важно, но при этом очень хочется узнать о Господе ту простую истину, которая навсегда примирит моего плотского человека и того хорошего человека, которым я хочу стать.

– Ответ здесь очень простой. Все, что нам надо знать о Боге, заключается в очень простом размышлении – «Бог меня любит», вот и все. Это счастье, когда тебя кто-то любит – особенно если это Тот, Кто является Промыслителем твоей жизни. «Если отец и мать забудут тебя, Я никогда не забуду тебя», – говорит Господь. Бог всегда со мной, и Он всегда будет мне помогать. Даже если в моей жизни наступят не очень прямые пути, я знаю, что вернусь к Нему. Вспомним притчу о блудном сыне – скоро начнется подготовка к Великому посту, и мы опять задумаемся, далеко ли мы ушли от него? Насколько крепка и тверда наша вера?

С одной стороны, это очень индивидуально, а с другой стороны – огромная сила. Давайте вспомним новомучеников и исповедников Российских и вообще мучеников всех времен: Российских в первую очередь, ибо они ближе к нам. «Мученик» переводится как «свидетель» – это не от слова «мучиться». «Каким именем хотите назвать ребенка? Вот, например, мученица Татьяна…» – «Нет-нет, только не мученица, а то будет всю жизнь мучиться!»

Вот к чему приводит незнание человеческое… Околоцерковный фольклор дает повод улыбнуться грамотному человеку. Надо понимать, что мучение за Христа – тоже свидетельство твоей веры: ты не пойдешь умирать за несуществующую идею.

Апостолы, ученики Христа, рассказывали потенциальным христианам о том, чему были сами свидетелями – то, что видели своими глазами. Они сами стали мучениками, ибо практически все апостолы были уничтожены: мощь Римской империи обрушилась на этих простых рыбаков, но в них была крепкая вера. И даже их вера могла пошатнуться… Вспомните Голгофу: «Вы все Меня оставите одного» – все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада... Пронзительные слова Господа – Он Господь, и сколько нужно было иметь Божественной силы, чтобы, пережив это, сказать: «Я Воскрес – Я ваш». Это удивительно...

Эти Евангельские события мы принимаем на веру: мы же не были в Гефсиманском саду и не видели, как Господь молился до кровавого пота, не были на Голгофе и не видели страданий Сына Божия… Мы не были возле темной и холодной пещеры, в которой лежало драгоценное тело Христа...

Задаешься вопросом: что это такое?

На днях я читал одну очень интересную статью об Эйнштейне и о теории времени. И в ней, среди прочего, говорилось, что самый правильный календарь – церковный, потому что в нем все события (распятие Христа, смерть, Воскресение и так далее) распределены по годовому кругу: воспоминания о них цикличны – время не течет лентой из одной точки в другую. В таком случае, осознав свою веру, в день Пасхи мы воскрешаем ее вместе со Христом.

– Вот видите, я тоже говорил, что вера в Господа, вера в Бога – уникальное явление в жизни человечества.

Вернемся к началу нашей беседы: можно верить во многое, но вера в Бога – это то, что никогда тебе не изменит… Можно верить в своих детей, – но придет время, и дети могут тебя предать, сдать, как вещь, в дом престарелых и даже не приезжать. А ты в них верил, столько вкладывал...

Программа, к сожалению, проходит быстро, и я бы хотел вспомнить слова: «Если Бога нет, но я в Него верю – я ничего не теряю. А если Бог есть, и я в Него не верю – я теряю все». А телезрители пускай решают сами.

Хотели поговорить, как осмыслить веру, а в результате говорим: разбирайтесь сами... Как я понимаю, осмысление своей веры – это процесс всей жизни, а не одномоментная вещь. Как и покаяние и смирение. Любовь, которой наделил нас Господь по отношению друг к другу, и любовь к Господу – это тоже процесс всей жизни – это нашикровь, плоть и дух, это все в нашей жизни. Если эти процессы не прекращаются, мы понимаем, как осознание собственной веры важно.

– На самом деле есть огромное множество тем, на которые можно рассуждать бесконечно: они касаются личной жизни, жизни духовной.

Кто-то из святых говорил, что духовная жизнь – это наука из наук, познать ее до конца невозможно.

Все, что писали и оставляли угодники Божии, – всего лишь частичка их опыта. Мы никогда не узнаем борения преподобного монаха в темной келье. Мы никогда не узнаем счастье вдохновения человека, который шел на расстрел ради Христа и стоял на краю могилы, думая: «Сейчас, Господи, Великий Свет, я увижу Тебя, я всю жизнь к Тебе шел и стремился».

Вера в Бога не посрамит человека. Мы должны всегда оставаться благодарными за то, что Господь когда-то зародил это зернышко в нас. Ведь мы были неверующими, а Он что-то такое сделал – и все поменялось.

Хочется поблагодарить за молитвы – ведь мы друг за друга молимся. Хочу поблагодарить телеканал, который мы очень любим и с которым всегда ждем встречи, и наших телезрителей за то, что помогают нам, не бросают.

17 лет – это такой путь… На самом деле это много. Процветания нашему телеканалу «Союз»!

Спасибо! Благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, любимые наши, желаем вам в эти непростые времена милости Божией.

Самое главное – не отчаивайтесь: как бы нас ни страшили, как бы нас ни разделяли, будьте возле Господа, возле Святой Церкви Христовой, доверяйте своим пастырям, священникам.

Поколебать веру очень легко, но те люди, из-за которых ваша вера может измениться, не будут отвечать за вашу жизнь, за ваш выбор. Поэтому берегите себя, и пускай Господь хранит всегда нас – многие годы на всех путях в нашей жизни.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Призывая людей ко спасению

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!День отдания праздника Крещения Господня совпал с праздником святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Это женщина, которая совершила труд не меньший, чем святые апостолы. Она пришла на Кавказ, где в то время жили язычники, малопросвещенные народы, и в этой тревожной, опасной обстановке смело проповедовала язычникам христианскую веру. А это значит, что она проповедью своей требовала от них отказаться от своих обычаев, своих нравов, от заведенных порядков. И кто пришел к этому горячему и сильному народу с таким радикальным призывом, со словами, призывающими к покаянию? Женщина!

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Вадим Буренин: Испытание веры жизнью

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс