Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1144) → Протоиерей Вадим Буренин: Испытание веры жизнью

Протоиерей Вадим Буренин: Испытание веры жизнью

№7 (1144) / 14 февраля ‘22

Беседы с батюшкой

Тема беседы не случайна: 27 января – день, который для каждого петербуржца – не только общественный, городской праздник, но и личный. Это день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 г.

У всех наших братьев и сестер кто-то пострадал во время блокады – умер от холода, голода, бомбежки, расстрела, болезней и прочего. Им мы просим у Господа вечной жизни. Все они для нас не просто холодное воспоминание, а наши живые братья и сестры: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Сегодня, говоря об испытании веры жизнью, мы прежде всего вспоминаем тех, кто сохранил веру в обстоятельствах, когда это было очень сложно. Более того, ведь многие атеисты пришли к вере, поняв, что в нашей жизни христианская составляющая – главная.

Испытания веры у нас происходят постоянно.

Если себе представить ту блокадную ситуацию, сохранили бы мы веру тогда или не сохранили, мы не знаем, но все равно думаем об этом. Скажите, у нас ведь много примеров людей, которые прошли через блокаду и сохранили веру? Как пронести через всю жизнь, через все испытания веру в Господа нашего Иисуса Христа?

– Человек должен чувствовать дыхание Божие, дыхание Духа Святого. Если он живет церковной жизнью, член Церкви не просто формально (не просто иногда заходит: на праздник Богоявления набрать святой воды, на Пасху – чтобы были освящены куличи и яйца или на праздник Преображения освятить фрукты), а живет жизнью, свидетельствующей, что он пребывает в любви к Богу и к ближним своим, поступая по заповедям, то такой всегда имеет надежду, и надежда помогает ему пронести свою веру в течение всей жизни. В какие бы он ни попадал ситуации, в каких бы ни был обстоятельствах, он помнит, что всегда с ним любящий его Бог. Это с одной стороны.

С другой стороны – все святые молитвенники на Небе, ангельские силы помогают и здесь, на земле. Братья и сестры тоже помогут в трудной ситуации и не оставят человека: мы знаем, что на протяжении всей нашей христианской истории верующие друг другу всегда помогали, не оставляли кого-то в беде.

События, о которых мы сегодня вспоминаем, страшные, тяжелые, но и в те тяжелые годы православные христиане надеялись и верили, что Господь с ними и не оставит их. Все дни блокады люди надеялись – с надеждой они жили и трудились. Более того, находили в себе силы посещать храмы и молиться, хотя зачастую это было сопряжено с риском для жизни.

Последний настоятель нашего храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове до закрытия храма в 1937 г. отец Николай Ломакин служил во многих храмах нашего города, участвовал в Нюрнбергском процессе, где говорил о тех страшных событиях.

Я хотел бы зачитать то, о чем он говорил, ибо это слова очевидца – он безвыездно находился в Ленинграде все годы блокады: «В 1941 году и в начале 1942 года я был настоятелем кладбищенской церкви. Здесь я наблюдал следующие трагические картины, о которых хотел бы сейчас подробно рассказать трибуналу… Не было физической возможности внести умерших в храм. Вокруг храма образовалась громадная очередь ящиков и гробов, наполненных кусками человеческого мяса, изуродованными трупами мирных жителей граждан г. Ленинграда, погибших в результате варварских налетов немецкой авиации. Наряду с отпеванием принесенных к храму покойников необычайно возросла практика так называемых заочных отпеваний. Верующие люди не могли поставить в храме своих умерших родственников и знакомых. Их родственники и знакомые были погребены под обломками, развалинами уничтоженных немцами жилых домов. Вокруг храма можно было в течение целого дня видеть груды гробов – 100, 200 гробов, над которыми совершал отпевание священник. Вы меня простите, мне трудно рассказывать, потому что, как уже известно трибуналу, я пережил всю блокаду города и сам умирал с голоду и сам пережил все ужасы непрерывных налетов немецкой авиации», – отец Николай подробно рассказывает об этом периоде времени.

Есть и свидетельство, что фашисты бомбили наши православные храмы во время Пасхальных богослужений. Какая им была нужда бомбить в ночное время? Только одна: свидетельствовать этим, что они богоборцы.

В частности, в Князь-Владимирском соборе разбрасывались бомбы. Некоторые погибли, некоторые погибшие лежали на паперти, кто-то остался в храме и ждал своей смерти. Непростое было время, но люди сохранили веру. Вспоминаются рассказы моей бабушки, которая посещала блокадные храмы нашего города, постоянно там молилась...

Нам сейчас очень трудно представить, как служили священники в холодных храмах, как по холоду туда приходили блокадники из своих неотапливаемых квартир, стояли и молились. Многие соотечественники возмущаются сегодня, что где-то что-то не убрано – снег, сосульки, но в блокадный период, как бы ни было тяжело, несмотря на отсутствие продовольствия, люди находили в себе силы еще и убирать город, чтобы продолжать в нем жить… Дети поднимались на крыши домов, дежурили там… Город жил полноценной жизнью. Защитники города тоже верили в то, что победят.

Я вспоминаю своего дедушку. Он пошел на войну, потому что хотел защищать этот город, свою супругу, которая осталась в городе, родных, близких: это была потребность души верующего человека – так многие пошли на защиту своего Отечества. Верующие люди молились и просили у Бога, чтобы Господь им помогал, и Господь их не оставил: действительно сохранил их, причем многих сохранил так, что они прошли всю войну без ранений (мой дедушка не был ни разу ранен).

Это удивительное свидетельство, что Господь не оставляет тех, кого избрал: Он дает им возможность жить во славу их Творца и Создателя и совершать те дела, которые необходимо совершать.

Нам сегодня трудно представить все ужасы войны. Самая длительная бомбежка города длилась 18 с лишним часов – вы только подумайте… Это было непростое время, но вера помогала людям справляться и с духовными, и с житейскими трудностями и продолжать дальше жить во славу Божию.

Меня поразила одна история. Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, о котором все знают, говорил, что во время блокады небо разверзлось, и верующие люди увидели, что Господь смотрит на них. Во время блокады люди сохранили веру и жили по слову Иоанна Златоуста, когда «можно было бояться греха, а не смерти», но были и люди, которые боялись и смерти, и греха. Может быть, в этом тоже кроется история сохранения веры, ведь испытание веры жизнью бывает для всех очень разным: у кого-то даже малые испытания вызывают паническое состояние. На Ваш взгляд, что в нас должно быть, кроме привычки веры, чтобы спасти свою истинную веру?

– Надо оставаться самим собой: надо чувствовать, что мы вместилище Духа Святого. И если у нас есть чувство, что мы призваны на земле жить во славу Божию, – тогда мы справляемся с обстоятельствами, выпадающими на нашу долю. Жизнь некоторых людей была ведь еще и более тяжелой: я вспоминаю рассказ своей мамы, она в Калинине (Твери), со своей матерью, братом и сестрой, некоторое время была в оккупации. Продуктов питания никаких не было вообще, и на оккупированной территории люди так же умирали с голоду. Более того, если фашистам что-то не нравилось, человека просто расстреливали у всех на глазах. Это было очень тяжелое время. И если человек чувствовал здесь себя именно человеком, который исповедует Господа, такие могли жить дальше во славу Господа. А те, кто пребывал в страхе, были в унынии, отчаянии, тоске, – им справиться с собой было невероятно сложно, и нам известны случаи, когда люди поступали как предатели, показывали фашистам специально те места, которые нужно было бомбить. И это тоже важное свидетельство, что во все времена были иудушки.

Маловерие – это беда. На сей день, к сожалению, многие наши соотечественники не приходят в церковь, не молятся Богу и не просят ближних о помощи. Бывало, когда я рассказывал о том, что можно прийти в храм и помолиться, меня просто выслушивали – и в ответ тишина. Или (в лучшем случае): «Мы вас услышали».

Вопрос телезрительницы: «Моя племянница стала подбирать больных голубей, и на их лечение уходят деньги. Понимаю, что она творит доброе дело, но она стала меньше заботиться о своей старой и больной матери».

– Дела любви необходимы, забота о ближнем тем более. Забота о родном человеке, о матери для нас – заповедь Божия: это почитание своих родителей. Тот, кто нарушает эту заповедь, должен в этом каяться.

Нашим младшим братьям внимание тоже необходимо. В России все время поднимаются вопросы, связанные с этой тематикой. В городах у нас есть определенные возможности помощи братьям нашим меньшим, и здесь важно, чтобы мы пытались сделать все возможное… Заповедь нужно обязательно соблюдать, – но и помнить, что братьям нашим меньшим мы тоже должны помогать.

Это тоже относится к испытанию веры, когда мы сталкиваемся с такой ситуацией… У Вас большой приход, люди приходят к Вам на Исповедь, – а жизнь порой ставит перед нами вопросы, которые кажутся непреодолимыми. Встречается такое на Исповеди?

– Конечно, вопросы разрешаются. Другое дело, что они разрешаются не сразу: иногда необходимо время, чтобы вопрос был разрешен. Но он разрешается однозначно.

Иногда бывают вопросы, требующие хорошей проработки: нужно молиться, молиться не один день. В других ситуациях нужно совершать дела милосердия в течение длительного времени.

В нашей епархии есть больница Святой Блаженной Ксении Петербургской. Мы неоднократно направляли, например, людей в эту больницу (если не было другой возможности помочь). В больнице человек получал необходимую ему помощь. Некоторые даже находились там до своей смерти.

Я знаю такие примеры, – но это тоже не бесплатно: приходу приходится платить за такую помощь.

– Да, приход платит. Но это есть проявление настоящей, подлинной любви. Неоднократно мы прихожан отправляли туда, обеспечивали их содержание. Просили не только о финансовой помощи, но и с памперсами помочь и прочее, – и люди откликались. Более того, хотели помочь и были очень рады, что им предоставили реальную возможность помочь тому, кому помощь необходима.

На одном из приходов в Грузии мне рассказывала прихожанка, что у них есть люди, которые приносят продукты для храма, и еще не каждого человека допускают до того, чтобы кормить других: там у них большой честью считается накормить людей.

– У нас есть, слава Богу, на некоторых приходах такая возможность: организовать помощь нуждающимся. Их кормят, раздают одежду. Мы на приходе собираем одежду и адресно ее раздаем. Но не только одежду. Помогаем семьям с детьми.

Адресная помощь – это правильно: легко, в принципе, быть благотворителем, а когда ты смотришь в глаза человеку, которому помогаешь, – это совсем другое дело.

– Когда вырастают дети, люди не знают, куда деть одежду. Одежда, как правило, в хорошем состоянии – дети растут быстро. Люди обращаются к нам, приносят одежду, и мы помогаем тем, кому действительно помощь нужна: мы всегда помогаем адресно – и люди выражают благодарность, что они могут совершить эти добрые дела, а другие благодарят, что они имеют возможность удовлетворить свои жизненные потребности.

В одной из проповедей Владыка Варсонофий говорил об этом: «Сколько вещей у вас валяется дома? Зачем скарб копить дома? Разберитесь, отдайте». Скоро пост, и мы опять начнем думать, что надо заниматься милосердием. Мне кажется, милосердием надо заниматься постоянно: это как покаяние – не может быть одного раза, это процесс, который должен быть всегда.

– Помогать мы можем не только таким образом. Мы можем подарить книгу или Священное Писание. Когда я вижу, что человеку нужна такая помощь, я стараюсь дать ему ту книгу, которая пойдет ему на пользу. И очень радуюсь, когда человек начинает читать и Священное Писание, и «Закон Божий», и другую духовную литературу.

Некоторые спрашивают: «Кому в храме вы дарите Евангелие?»… Мы окормляем, например, онкодиспансер. Многие приезжают из разных отдаленных мест, где нет храмов, нет литературы; они приходят к нам в часовенку, мы вместе помолимся, побеседуем, поговорим, пообщаемся. У нас есть маленькая библиотечка. Есть возможность и икону человеку подарить, и книги.

Мы раздаем книги именно чтобы человек уже здесь, пока он находится на лечении, смог приобщиться к духовной жизни – не абстрактно, не отчужденно (мол, вот тебе книги и иди с Богом), – нет. Мы можем общаться с человеком – пусть и непродолжительное время. Слава Богу, бывают такие случаи, когда люди возвращаются и приезжают к нам на приход спустя годы – говорят: мы общались тогда-то, появилось желание опять приехать к вам, побеседовать, помолиться. Для меня это большая радость, ибо беседы и духовное общение не прошли даром.

Здесь интересный момент. Часто наша вера испытывается не только неурядицами, передрягами, войнами или бедами. Бывает, что наша вера испытывается как раз благоденствием, успокоенностью, что у нас все хорошо – нет никаких проблем, нам не нужно бороться с холодом и голодом. И наша вера становится теплой – ни горячей, ни холодной. Не кажется ли Вам, что это тоже может быть серьезным испытанием веры?

– Конечно, это может быть испытанием веры. На каждом поколении лежит определенная ответственность за ту жизнь, какую они ведут. От того, как мы сейчас живем, зависит жизнь после нас.

Что мы сами совершаем? Есть у нас память о прошлых годах или нет? Когда мои дети учились на Невском проспекте в школе Петришуле, день святого Патрика Ирландского отмечался, а дня памяти блокады не было. Я тогда приходил к директору и говорил с ним о том, что такой день должен особым образом отмечаться в школе. И после нашего разговора это произошло.

Поэтому наша активная позиция очень важна и нужна – не надо оставаться в стороне, говорить: «Пусть делают другие, сами разбираются, что им нужно – это меня не касается». Мы должны делать то, что в наших силах. Если мы не будем равнодушными, не будем проходить мимо тех или иных ситуаций, мы будем совершать то, что угодно Господу и пойдет на благо нашему обществу. Может быть, многие не понимают и не осознают чего-то, но спустя время они поймут, что это было важным и нужным.

Сейчас мои дети выросли, мы вспоминаем какие-то моменты, которые были у нас в жизни. Они мне рассказывали, что они испытывали тогда, какие у них были чувства и как они сейчас оценивают те поступки. Так же и с прихожанами: многие выросли – я их помню еще детьми. У многих родились свои дети, и нам есть о чем побеседовать. Мы можем говорить о том, что было, строить определенные планы на будущее – если мы здесь и сейчас совершаем то, что нужно совершать.

Помня о Страшном Суде, каждый должен еще помнить, что на нем должна стоять «проба»: человек испытания здесь, на земле, прошел, и он достоин, чтобы Господь ему сказал, что место в раю для него уготовано...

Мы сегодня можем вспомнить Владыку митрополита Владимира, недавно отошедшего ко Господу: какое у него было испытание веры, сколько Господь ему ниспослал в жизни непростых ситуаций... Примеры таких людей напоминают нам, что жизнь с Богом возможна: она предполагает, что каждый из нас должен чувствовать Божие дыханье, и тогда, какие бы ни были на нашем пути искушения и испытания, мы их сможем преодолеть – если будем чувствовать, что с нами Бог.

А мы чувствуем это, ведь мы живем в любви к Богу и к ближним своим. Эта любовь как раз и подразумевает, что мы сохраняем мир Христов на земле.

Когда священник молится, в каждом его возгласе чувствуется желание передать красоту этой молитвы. Я думаю, если бы вдруг молитва перестала звучать в наших храмах, наверное, все сразу кончилось бы… Если нет молитвы, то и нас самих нет.

– Мы знаем из Священного Писания: если праведника в городе не останется, то и города не будет. В нашем городе были праведники и молитвенники. Поэтому город жил и живет по сей день. Мы вспоминаем и святую Ксению Блаженную, святого отца Иоанна Кронштадтского, преподобного Серафима Вырицкого и других подвижников благочестия, которые жили здесь во славу Божию, молились и совершали дела любви.

Таких людей всегда и в нашем городе было много, и в других городах, поэтому города сохранялись. А в нашей истории были очень непростые моменты, – но даже в тех ситуациях наши предки верили в Бога и жили с верой.

Записали:
Анна Топорова
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс