Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1144) → Священник Владислав Береговой: Каждый человек будет судиться по тому, что есть конкретно в его сердце

Священник Владислав Береговой: Каждый человек будет судиться по тому, что есть конкретно в его сердце

№7 (1144) / 14 февраля ‘22

Беседы с батюшкой

Отец Владислав, я хотел бы начать наш разговор с темы брака. Сегодня в Евангелии мы слышали самые, наверное, значимые для этого таинства слова: оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть. Апостол Павел добавляет, что тайна сия велика. Как нам приблизиться к пониманию этой тайны?

– Говоря простым языком, в браке ты должен научиться любить одного человека так, как должен любить весь окружающий мир. Смерть не за горами: мы можем быть умными или глупыми, стать богатыми или бедными, тут не предугадать, но то, что мы все умрем, – это данность. К смерти надо готовиться. Кто-то только верит, сомневаясь, кто-то наверняка знает, что существует жизнь загробная. Загробная жизнь бывает с разными знаками, она биполярная: может быть положительная, может быть отрицательная. Мы надеемся, что мы будем с Господом Богом. А Господь наш – Бог любви.

Если ты здесь не научишься любить хотя бы одного человека так, как должен любить всех, то что же Господь в тебе будет дальше взращивать в вечности? Ведь вечность в каком-то смысле консервирует все то, что в тебе есть, а в каком-то смысле преумножает. Можно развиваться в сторону как положительную, так и отрицательную: можно вечно взращивать в себе зло и ненависть ко всему человечеству и к Господу Богу, а можно учиться любви и дальше. «У Отца Моего обителей много», – произносит Спаситель, и там у нас будет достаточно много, условно говоря, времени, чтобы научиться любви. Но чтобы там пожать, надо здесь посеять.

Любить супруга или супругу достаточно непросто хотя бы потому, что это человек противоположного пола. Женщина хорошо понимает женщину, мужчина – мужчину, а вот научиться единомыслию в замкнутом пространстве с человеком, который практически во всем тебе противоположен, сложно. Эта задача была возложена на Адама и Еву. Господь создал мир через разделение, Адам должен был в себе все воссоединить и, по словам Максима Исповедника, объединенный растительный, животный, человеческий и ангельский мир дать Господу Богу в дар. У него не получилось, но у нас есть Новый Адам – Христос, Который реализовал это вместо Адама первого.

Вернемся к браку. Как и Адам, мы в браке должны осуществить единство любви – бывает, с противоположным даже по духу человеком. Это школа любви, школа Царства Божия.

Не все ее проходят. Почему у нас так много разводов, более 70%, в некоторых регионах до 80%? Потому, что мы забыли, что брак – это труд. Кажется, что твоя вторая половинка должна постоянно тебе угождать, во всем тебя слушаться, в каком бы ни была состоянии, всегда делать то, что обязана делать...

Причин для разводов уйма, но христианин знает: как бы на сердце ни было тяжело, как бы ни хотелось сейчас высказать всю правду про свою вторую половинку, надо быть снисходительным, терпеливым, бесконечно прощать – просто быть хорошим человеком. Брак – школа жизни. Если относиться к нему как к развлечению, то, конечно, через год-другой все надоест. Поэтому неудивительно, что так много браков вне Церкви распадается.

Вот у апостола Павла читаем: жена да боится своего мужа. В каком контексте это надо понимать? Не в смысле угождения мужу?

– Не как боятся пауков или темноты. Буквально греческое слово, переведенное на русский как «бояться», предполагает все-таки больше уважение: страх огорчить человека поведением, не соответствующим высокому званию жены. Речь об этом. Как я боюсь детей – в каком смысле? Не того, что они за мной с палкой бегают. Я боюсь их неправильно воспитать, боюсь их раздражать (как апостол Павел говорит: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали»).

Так мы и Господа Бога боимся не как турецкого султана, который накажет и плетьми побьет: боимся разочаровать. Собственно, вот этот страх, – страх разочарования, страх предательства любви: речь о нем.

И муж тоже должен бояться свою жену?

– В этом контексте – да, но апостол Петр приводит другой пример, другой образ, другую метафору: женщина сравнивается с сосудом из тончайшего стекла, хрусталя, алавастра, который чуть-чуть зацепил – упадет, и уже не соберешь...

Мужчина – это медный тазик: сколько бы ни падал, все равно будет служить долго и верно. А женщина упадет – и попробуй склей… Надо еще аккуратнее относиться: не просто бояться ее оскорбить или унизить. Казалось бы, вообще об этом стыдно и говорить, как апостол Павел пишет, но в семьях, к сожалению, к женщинам тогда стали относиться как к вещам, как к рабыням: грубо, нетерпеливо, без снисхождения – ужасно. Хотелось бы, чтобы мужчины пересмотрели свое отношение к немощнейшим сосудам, которые рядом с ними находятся.

Вопрос телезрителя Николая: «В Библии сказано, что Соломон имел 700 жен и 300 наложниц. Мне кажется, что это невозможно… Или же написано, что Самсон поймал 300 лисиц – столько лисиц водится на громаднейшей территории… Как можно поймать столько?»

– Хороший вопрос. Почитайте историю Древнего мира, в том числе языческой Руси: это как раз традиционное количество жен и наложниц для древневосточных и средневековых деспотов. Кого-то из них за всю жизнь свою они ни разу в глаза не видели – важно было только количество. «Сколько там у фараона жен и наложниц? Тысяча. Ну, мне уж тремя никак не обойтись, надо хотя бы 500 иметь. Сколько у вавилонского царя? Две тысячи. Ладно, мне 300 хватит» – по количеству жен и наложниц судили о статусе человека. Он мог любить одну жену, а остальные просто жили в каком-нибудь гареме.

А по поводу лисиц вопрос, наверное, к специалистам: мы вряд ли будем считать, сколько лисиц можно было поймать в Древнем Израиле. Но вот я живу в провинции, и, чтобы добраться до региональной столицы, надо проехать 100 км. Бывает, пока я еду эти 100 км, я вижу пять сбитых лисиц на дороге. Это Калужская область, и там не то что леса – маленькие лесочки. Я думаю, около 3 000 лет назад (речь об этом периоде) животных в мире было столько, что не наткнуться на лисицу где-нибудь в горах Араратских было сложно.

Тем не менее женщины у Соломона называются женами и наложницами. Многоженство было распространено. Почему во времена Нового Завета многоженство сужается до одной жены?

− Было распространено, но не благословлено: Господь всегда, на каждой странице Библии, призывал к моногамии. И опять же: мы знаем, что число о жен и наложниц Соломона не вменялось ему в праведность. Он в результате такого беспутного поведения в конечном итоге принял языческую веру, отошел от истинного Бога. Так что и в других ситуациях Господь просто не останавливал человека – Он говорил, что благословлена только моногамия.

Мы сейчас христианским взглядом пытаемся оценить человека, который не то что по христианским законам не жил, но даже по ветхозаветным жить не мог...

Моисей только на месяц поднялся на гору, оставив израильский народ, который Бог в столпе огненном выводил из Египта, которому показал огромное множество чудес, поил из скалы, кормил манной Небесной. А народ сразу сделал золотого тельца… Человек той эпохи слаб. Он был очень склонен к магии, язычеству.

Если бы Господь воплотился 3 000 лет назад, то народ был бы совершенно неподготовленный. Его надо было воспитать: израильский народ отдельно через судей и пророков, а языческий отдельно через философов (Сократ, Платон, Аристотель и так далее), через греческую культуру, римский порядок, законотворчество. Когда население мира стало больше похоже на людей, нежели на животных, тогда Господь и воплотился.

Поэтому оценивать с точки зрения христианской нравственности даже ветхозаветных праведников нельзя: человек был очень слаб без благодати Божией – даже зная Закон, ты все равно не имел силы исполнить его. Апостол Павел пишет, что мы не законом спасаемся, не его исполнением, а только лишь верой, благодатью Божией – благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Это открылось нам в Новом Завете: благодать выше Закона.

Вопрос телезрителя: «Известно, что Бог существует вне времени, поэтому Он заранее знает, что мы выберем. Получается, что нам надо выбирать, но как такового выбора у нас нет. Поэтому настоящая свобода выбора будет только если никто (даже Бог) не будет знать, что я выберу».

− Вы христианство с исламом или с кальвинизмом перепутали. Вы действительно путаете два понятия: предопределение и предведение.

Если маленький ребенок берет шпильку или два других металлических предмета и сует их в розетку, мать кричит ему: «Стой! Сейчас ударит током!» Но это не значит, что мать предопределила его поведение и его травму, – нет. Но она предвидела это, ибо несложно предугадать, что может случиться.

Вы правильно сказали: Господь находится над временем, для Него прошлое и будущее – это уже нечто свершившееся. Если Он знает, что мы совершим, какой путь выберем, это не значит, что Он как-то предопределил нас к принятию нами того или иного решения. Человек совершенно свободен в своем выборе. Он может совершить любое преступление, может похулить Бога и распять Его, как вы знаете. Но то, что совершается то или иное зло или добро, не значит, что Бог это предопределил. Ты совершенно свободен. Бог дал тебе заповеди, Евангелие, Свою силу – благодать. Пользуйся. Вот путь добра, вот путь зла – иди путем добра, а не зла, не делай другим того, чего не желаешь себе: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

И бесы свободные, и человек свободный. Любое вечное существо, созданное Богом, совершенно свободно. Бог, зная, какой путь ты выберешь, не заставляет тебя его выбирать. Он подсказывает тебе, направляет какими-то обстоятельствами жизни, Писанием, нашей сегодняшней беседой (может быть, вы услышали впервые то, что изменит вашу жизнь). Если ты все-таки выбрал темную дорожку, то Бог, если хотите, перестраивает навигатор: свернули с пути − маршрут перестроен. И Господь поведет тебя к спасению другим путем, но все равно подсказывая, не заставляя тебя идти по этому пути, который будет более тяжелый, с ранениями, душевной болью, с потерями. Но все равно Бог хочет для нас одного − чтобы мы пришли к познанию истины и спаслись: это единственная воля Божия о нас. Но человек может отказаться от этого или потихоньку к этому идти, – чего искренне всем желаю.

Мы говорили, что древний народ не все мог исполнить – как раз они не исполняли постоянство брака и разводились. В Евангельском чтении Господа спрашивают о разводном письме, введенном еще Моисеем. Господь говорит: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Сейчас эта ситуация достаточно часто встречается. Можно ли сказать, что те люди, у кого такое случается в жизни, прелюбодеи?

− И будут двое одной плотью, говорит Спаситель.

Евангельский дух предполагает один брак на всю жизнь, даже в случае смерти супруга. Хотя апостол Павел впоследствии напишет, что, если ты, вдовица, не можешь не выйти замуж, выходи – греха на тебе не будет. Но если можешь так остаться, оставайся. «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я», − говорит не имеющий жены апостол Павел. Как быть со словами, которые говорит Спаситель вполне однозначно?

Если женщина долгие годы (или несколько лет) живет со своим супругом, вдруг влюбилась в кого-то и думает, что это ее настоящая половинка, а не вот этот страшный, ужасный, толстый, надоевший супруг, и хочет от него уйти, что сказал бы современный мир? «Наконец-то нашла свою любовь, замечательно!» – у нас вся литература на этом построена, весь кинематограф, клипы, даже классическая зарубежная литература и некоторая русская. Это приветствуется: «Ну вот, наконец-то!»

Пушкин только один раз сказал: «… я другому отдана и буду век ему верна», и из бульварного роман «Евгений Онегин» превратился в классику русской литературы – в то, что будит совесть человека. Это даже для той эпохи было разительно неприятно: «Как это так? Кто это тут целомудрие решил хранить?» Так было, в принципе, всегда.

И представьте ситуацию: одна бросает своего мужа, вторая, третья – приходим к тому, что имеем на сей день. Не только мужья жен бросают, но и жены мужей, и что говорится в заповеди о женщинах, вполне приемлемо и для мужчин. Потому Господь говорит: чтобы не было таких ситуаций, разводов быть не должно. Получается, ты изменила, соответственно, тебя муж бросает, но ты же уходишь к тому, с кем изменила. И всем хорошо, кроме законного супруга. А Господь говорит: «Нет, ты не имеешь права взять в жены любовницу – ты прелюбодей и она прелюбодейка. Таких браков быть не должно».

Таких ситуаций сейчас достаточно много. Женщина сомневается и спрашивает у священника, как быть: «Мужа не люблю, а люблю всей душой красивого бразильского летчика. Могу ли уйти?» И он ей отвечает: «Вот смотри – это прелюбодеяние, а не большая и чистая любовь. Ты должна научиться любить своего мужа таким, какой он есть на сегодня, а не таким, какой он был несколько лет назад до брака». Это школа, это труд, можно с психологом семейным обсудить, со священником решить какие-то проблемы взаимоотношений в личном разговоре – методов много, но надо работать над любовью в браке.

Влюбленность проходит. Если мы видим семью, которая много лет живет совместно, это значит, что они просто хорошие люди, умеющие бесконечно прощать и терпеть друг друга, быть милосердными, внимательными, тактичными и снисходительными. Это настоящая любовь, деятельная: сейчас воспевается чувство, а чувства умирают. Естественно, раз чувство умирает, значит, любовь умерла, и надо искать свою вторую половинку, какую-нибудь другую, которая мне Богом уготована, а не эту. Нет никаких вторых половинок: Бог благословляет твой законный выбор, который ты сделал.

Это другая тема… Вернемся к прелюбодеянию.

Что получается в результате? Хорошо бы, чтобы все жили так, как Господь говорит. Никаких измен, никаких повторных браков (ни третьих, ни четвертых) ни с мужской стороны, ни с женской. Мир так не живет. Спрашивают ли нас перед тем, как развестись или превращать жизнь своей второй половинки в ад? Не спрашивают. Поэтому Церковь становится перед фактом уже свершившегося развода, часто по причине измены мужа.

И что получается? Женщина должна по причине гулящего мужа до конца своих дней оставаться одной? И Писание, и светское законодательство говорят, что за одно и то же преступление дважды не наказывают. А тут женщина ничего не совершила, но наказана изменой мужа (а это хуже, чем убийство) и еще наказывается Церковью. Ты теперь не можешь искать свою вторую половинку – он, женившись на тебе, разведенной, будет прелюбодеем. И человек пришибленный… Иногда, года через три невыносимых душевных терзаний, спросишь у батюшки, правильно ли это. И он говорит: «Нет, неправильно». Что же тут неправильного? Или батюшка решил со Христом спорить?

Христос основал Свою Церковь, которая есть Его Тело, поставил Своих учеников-апостолов – и Церковь смотрит на каждую ситуацию пристально, как под микроскопом, и принимает некоторое решение. Если пострадавшая сторона хочет снова образовать семью, ей никто не препятствует, говорят: «Бог благословит, ищи вторую половинку, человека, который будет тебе верным». Тому, кто изменил, по-хорошему Церковь не должна давать никаких разрешений на повторный брак и Венчание. Это было вполне актуально еще 100 лет назад, когда у Церкви были юридические права: прелюбодейный брак не мог осуществиться никак.

Более ста лет назад юридические права у Церкви были отобраны, остались только духовные права. И что выходит? Уже второй или третий невенчанный брак, и вдруг супруги хотят повенчаться и приходят к нам. Мы, уже поставленные перед фактом, думаем, что делать. И из снисхождения к супругам (особенно к пострадавшей стороне) этот брак венчаем. Но если это уже второй брак, чинопоследование будет для второбрачных: оно менее торжественное, преисполнено покаянных мотивов, – ибо Церковь настаивает: даже если брак разрушен не по твоей вине, все равно ты второбрачный. И мы надеемся, что Господь как бы склеит уже твой второй союз, твою растерзанную первым браком душу.

Записали:
Наталья Богданова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс