Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1140) → Протоиерей Вадим Буренин: Ответственность перед будущим

Протоиерей Вадим Буренин: Ответственность перед будущим

№3 (1140) / 17 января ‘22

Беседы с батюшкой

Тема передачи особенно важна. Вы – опытный священник и знаете приходскую жизнь не понаслышке, – конечно, люди к Вам обращаются и с этим вопросом тоже: «Что мы ждем в Новом году?», – а ведь это реально наша ответственность перед будущим. Если мы к своему будущему относимся безответственно, без должного пиетета, то, наверное, мало что хорошего может случиться? С другой стороны, мы должны жить сегодняшним днем, моментом. В общем, вопросов много...

– Мы, христиане, выбрали жизнь со Христом. Мы живем во Христе, поэтому надеемся, что и дальше будем пребывать в любви к Богу и ближним своим.

Любовь к Богу выражается в том, что мы стремимся исполнять Его Божественные заповеди здесь, на земле, посещая православные храмы: молиться, причащаться Его Святых Христовых Таин и помогать своим ближним, проявляя любовь, какую мы можем проявить.

Нам предстоит прожить столько времени, сколько определил Господь. Конечно, мы надеемся, что будем и дальше здесь, на земле, являть свою жизнь во Христе, но мы знаем, что немало тех, кто относится к этим словам формально: «С новым счастьем» – дежурные слова; в подавляющем большинстве люди говорят так совершенно формально. Но есть и те, кто желает, чтобы у них на пьедестале появилось то, чего у них нет. Для достижения той цели, которую ставят, они готовы дальше трудиться и делать все необходимое. Чаще всего эти цели меркантильные – человек хочет тех или иных материальных благ, и по мере достижения этих благ появляются задачи получить еще большие блага, потом еще и еще большие. Как правило, здесь нет места духовности.

На протяжении последних десятилетий очень много говорили о создании общества потребления. Сейчас мы столкнулись с тем, что нам важно задумываться именно о духовности. Но когда мы думаем и о вопросах духовности, то не должны забывать, что она не существует сама по себе, а напрямую связана с нашим обществом.

Если мы хотим, чтобы наше общество преображалось, становилось более духовным, значит, мы должны во всех аспектах прилагать очень большие усилия: крестом мы стратегический бомбардировщик не собьем – люди, которые еще что-то отстаивают, должны понимать, что просто так они никакие ракеты не остановят.

Нам нужно развивать и свою систему образования, и свою науку, и культуру – очень много нужно трудиться, чтобы наше общество преображалось, и преображение должно быть достаточно понятным для нас. На сей день само слово «преображение» многим непонятно, как и слово «духовность», как и слова про счастье в том числе: понятие «счастье» для многих людей тоже достаточно абстрактное.

Каждый день, трудясь, мы стремимся к тому, чтобы мы, христиане, жили именно во славу Божию. Каждый день утро начинаем с молитвы. Просим Господа, чтобы Он нас не оставил, просим Божию Матерь, ангела-хранителя, своего Небесного покровителя, молимся за своих живых родных и близких и об усопших, о которых тоже, безусловно, просим. В дальнейшем так мы проводим день, чтобы совершать его во славу Божию. Мы и здесь прикладываем усилия: просим и молимся Господу, чтобы Господь нас не оставил, чтобы Он помог. Важно, чтобы все наши усилия и потуги были понятны и окружающим, нашему обществу. Нужно, чтобы мы все «единым сердцем, едиными устами» стремились созидать общество, которое будет действительно духовным: гражданское общество с духовно-нравственными традициями.

Когда мы говорим о традициях, то вспоминаем о нашем прошлом. Если мы стремимся делать правильные выводы из прошлого, то и на сей день трудимся так, чтобы у нас было будущее. Нет возможности иметь будущее, которое будет радовать, если мы здесь и сейчас не трудимся грамотно, то есть во славу Божию: грамотно, а не абы как – труд не ради усталости, а во славу Божию.

Вопрос телезрительницы: «Я жду от Нового года, чтобы все это закончилось, чтобы я могла ходить в церковь как раньше: в субботу и воскресенье, в праздники, и когда моя душа захочет, а не ждать, когда мне это разрешат мои близкие. Я очень тяжело болела коронавирусом, поэтому сейчас они меня никуда не пускают. Я грешу: обманом хожу в церковь. Вчера они мне звонят: „Где ты была так долго?“ Я обманываю, говорю, что ходила в магазин, погуляла. Конечно, очень за это переживаю, прошу у батюшки прощения за то, что я так делаю. Хочу спросить: когда же это закончится, чтобы мы жили как раньше? Как мы не понимали, не ценили того, что имели… Пусть нас Господь простит за это».

– Помогай вам Господь, многая вам благая лета, здоровья вам и вашим близким. Надеюсь, дальше вы будете посещать храм во славу Божию и не будет у вас такого тяжелого чувства.

Да, безусловно, прошедший год ознаменовался непростыми ситуациями, но ведь мы всегда помним, что Господь дает нам испытания по силам...

Испытание постигло все наше общество, даже весь мир – христиане всего мира столкнулись в своей жизни с определенной сложностью. Так или иначе мы все равно должны оставаться христианами в любых обстоятельствах.

Если нас посетил Господь и мы заболели, то, конечно, мы должны переносить болезнь так, чтобы не впадать в те или иные грехи. Это особая милость Божия, когда Господь дает нам возможность иначе посмотреть на себя, на своих родных и близких.

То, что родные и близкие заботятся о вас, это же милость Божия. Они проявляют любовь к вам, но по-своему: как они ее понимают. Очень важно, чтобы мы учились общаться со своими родными и близкими. Очевидно, если есть недопонимание, надо это недопонимание настолько, насколько возможно, решить мирным путем. Как решить? Именно общаясь – через попытку объяснить своим родным и близким свою позицию. С их стороны тоже есть возможность объяснить вам свою позицию, чтобы вы могли найти общий язык.

Таких ситуаций на сегодня очень много. Неоднократно на приходе я проводил беседы, связанные именно с этой ситуацией, и каждый раз люди уходили домой, пытались найти с родными общий язык. Я очень рад, что нашим прихожанам удалось это сделать, сохранив в семье мир Христов не через обман, недосказанность, а чтобы и вам на душе было спокойно, и вашим родным и близким тоже.

Конечно, люди переживают, и переживания оправданные: к сожалению, очень много наших соотечественников ушло в мир иной за последнее время (вот даже у нас на приходе буквально за последние дни умерло очень много людей преклонного возраста, у одного из наших священников скончалась мама, тоже преклонного возраста). Конечно, все в семьях переживают – такое беспокойство весьма и весьма понятно.

В этой ситуации мы ни в коем случае не должны озлобляться. Нужно учиться разговаривать друг с другом… Более того, у нас в Петербурге и многих других городах немало грамотных священнослужителей, которые могут помочь вам в ваших переживаниях и подсказать, как вести духовную беседу со своими родными и близкими так, чтобы это была беседа не с целью осуждения, а во славу Божию.

Когда мы говорим о прошедшем времени, есть ощущение, что мы исключаем себя из него – мы думаем: «Я не виноват в том, что со мной произошло в этом году, – это некая история, не связанная со мной». При этом я о себе думаю: «Я хороший, а все, что было, – ошибка, и наказание, которое я получил, – неправильное», – и я думаю, что теперь новый год, и хочу по-новому жить. Возможно ли ощущать новую жизнь и желать счастья благодати Божией, если я свое прошлое не связываю с самим собой?

– Человек действительно может преобразиться. В христианстве мы знаем немало примеров, когда люди вели определенный образ жизни, а потом с ними происходили некие обстоятельства – и они совершенно преображались, становились духовными. Это тоже непростой период: должен быть кто-то, кто поможет человеку в его духовном становлении… Скажем, возможно, Глеб Борисович, вам завтра стать космонавтом? Никак не получится. И нейрохирургом вы тоже стать не сможете. И пианистом тоже.

Мы должны понимать: чтобы мы преобразились, нужно много потрудиться. Труд должен быть для нас достаточно понятным, должны быть люди, которые могут помочь, – и это должны быть грамотные люди.

Труд предполагает, что человек работает во славу Божию, и Господь ему помогает: Он прикладывает усилия, необходимые человеку в данный момент, чтобы он проходил духовное становление. Ведь только Господь знает, сколько ему нужно, чтобы достичь меры определенного духовного совершенства: это действительно находится в руках Божиих. Если человек предал себя в волю Божию, предоставил себя Богу, Господь пытается сделать все возможное с помощью человека, чтобы тот действительно стал Божиим – наследником Царствия Небесного.

С помощью человека – ключевые слова.

– Мы же понимаем, что человек – не компьютер. Душа, созданная Богом, впитывает в себя благодать Божию, Божественную энергию, и Господь, благодаря Своей Божественной энергии благодати действуя на нашу душу, дает определенные команды нашему телу и мозгу – в том числе жить дальше во славу Божию.

Вопрос телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «У меня вопрос по Евангелию, я уже давно думаю, как это понять. Когда Господь учил следовать за Христом, Его просили, чтобы Он отпустил его домой похоронить своего отца, а Господь сказал: позволь мертвым погребать мертвых. Как понять, что это означает? Объясните, пожалуйста».

– Спасибо за вопрос. В Священном Писании это место всегда отмечали особым образом. Действительно, каждому очень важно предать себя полностью воле Божией – отказаться от всего мирского. Когда человек остается один на один с Богом, предает себя в волю Божию, дальше он совершает именно то, что ему диктуется Духом Святым, то, что необходимо совершать во славу Божию. А когда человек заботится о каких-то мирских вещах, совершенно забывая о духовной жизни, Господь стремится каждому такому человеку напомнить, что о вечности забывать ни в коем случае нельзя.

Мертвым погребать своих мертвецов: речь идет о том, что на земле немало тех, кто прожил чисто формальную жизнь. Мы знаем немало наших современников, которые утром встают без всякой молитвы – поели-попили и пошли на работу, с работы пришли – поели-попили, посмотрели футбол, хоккей, легли спать. На этом все. Так у человека проходит жизнь изо дня в день, из года в год – ни о какой духовной жизни, ни о каких духовных запросах речи нет. К сожалению, многие жили и живут именно такой жизнью (она так или иначе варьируется: у кого-то может быть поход на ночную дискотеку, но это никак не связано с вопросами духовной жизни).

Когда мы разъясняем Священное Писание, то говорим: мы должны всегда помнить, что жизнь с Богом важна и необходима каждому из нас. Если мы наблюдаем рядом с собой людей, которые не ведут духовный образ жизни, у которых он, может, неправильный и греховный, мы должны к этому иметь правильное отношение: мы должны понимать и осознавать, что такая жизнь Богу не может быть угодной – Ему угодна именно жизнь со Христом. Священное Писание, если мы его читаем, постоянно дает нам возможность отвечать на те или иные вопросы, в том числе на вопросы нашей современности. Сталкиваясь каждый раз с той или иной ситуацией, мы должны вспоминать Священное Писание – на современные вопросы прямых ответов мы не найдем в нем, но духовная жизнь рассматривается достаточно детально.

На сегодня Русская Православная Церковь стремится к тому, чтобы появляющиеся вопросы не оставались без ответа, мы пытаемся отвечать на новые вызовы нашего времени.

Надо осознавать, что, отвечая на те или иные вопросы сегодня, мы думаем, что будет в будущем. Это есть уже определенное стратегическое планирование. Мы понимаем, что нам важен прорыв, но за прорывом должно последовать постоянство: если не будет постоянства в будущем, то и прорыв окажется совершенно бесполезным.

Важно еще помнить, что никакое зло не может быть оправдано, аргументировано и рассмотрено в перспективе светлого будущего.

Мы всегда должны понимать, что Господь ждет от нас тех добрых дел, которые помогут нам в дальнейшем трудиться во славу Творца и Создателя.

Вопрос телезрителя: «„Отдайся воле Божией“ – эта цитата звучит отовсюду. Что это значит? Жить по Евангелию или ждать, как Господь управит, и при этом не шевелить и пальцем? А начинаешь шевелить – ничего-то не получается».

– Конечно, жить по Евангелию, – но под руководством духовно грамотных людей. Это очень важно. У нас немало людей, старающихся жить по Евангелию, не только в нашей стране, но и во всем мире, являются верными чадами нашей Русской Православной Церкви. Конечно, не все получается – бывают ситуации, когда из рук все валится.

Бывает. Причем тогда, когда думаешь, что уже начинаешь жить по заповедям Божиим...

– В этот момент человеку посылаются испытания, их нужно пройти достойно: человек не должен впадать в печаль, уныние, пребывать в тоске, но постараться разобраться в том, что не получается.

Вокруг нас есть люди, которые могут прийти к нам на помощь. И действительно, они приходят и помогают, когда мы просим.

Кроме того, когда мы чистосердечно просим Господа, Господь нас не оставляет... Был такой случай, когда апостолы пошли в одно место и почувствовали, что благодати Божией с ними нет. Они разворачиваются и идут в другое место – и там понимают, что Дух Святой с ними.

Поэтому бывают такие ситуации, когда не пришло время осуществить то или иное доброе дело.

Телезрительница сказала замечательные слова, что, отдаваясь в руки Божии, нельзя жить и пальцем не пошевелив. Но здесь и начинается самое главное делание, ведь если ты ничего не делаешь, то мертва твоя вера.

– Довериться во всем Богу – это и просто, и сложно одновременно. Когда мы видим какого-то человека рядом, допустим, это наш начальник, нам значительно проще: начальник так решил, я выполняю его решение – вся ответственность лежит на начальнике.

А в отношениях человека и Бога непосредственно Бога мы не видим. Но мы просим, чтобы Бог нам помог, благословил то, чем мы хотим заниматься, – и встает вопрос: угодно ли Богу то, чем мы хотим заниматься? Здесь все выявляется: насколько мы кроткие, терпеливые, смиренномудрые, насколько сможем в тех условиях, в которых находимся, совершать то, что будет на благо и нам, и обществу...

Здесь очень показательна приходская жизнь, когда есть настоятель и есть всегда возможность прийти получить благословение и заняться именно тем, что пойдет на благо Церкви. Поэтому я очень рекомендую не обходить стороной руководство храма – обращаться к нему с просьбой. Батюшка постарается рассмотреть ваш вопрос: благословить или объяснить ситуацию так, как он ее видит. И вы почувствуете, что через священнослужителя к вам придет воля Божия.

У нас на Руси всегда было традицией обращаться за помощью к духовно грамотным людям, спрашивать их совета, как поступить. У нас на Руси всегда были и блаженные, и старцы, и прозорливые люди – сколько у нас было святителей праведных, священнослужителей, да и мирян было немало праведных… Поэтому мы видим, что Церковь возрождается, есть немало духовно грамотных людей – к ним можно и нужно обращаться.

Я вспоминаю, как в свое время студентом я после занятий в семинарии всегда имел возможность зайти к нашему Правящему архиерею Владыке Иоанну и с ним побеседовать на те или иные духовные вопросы, а в дальнейшем и о приходской жизни: что и как лучше грамотно делать. Владыка всегда шел навстречу, объяснял и помогал. Вспоминаю нашего митрополита Владимира – он тоже помогал и объяснял что-то и не стеснялся этого, не чурался никого – ни простых людей, ни священнослужителей; у нашего Владыки сегодня день хиротонии – 59 лет служения, это большой срок.

Немало у нас священнослужителей, которые на приходах ведут беседы и очень многим помогают в жизни. В Петербурге, в Москве, в других городах я знаю немало таких архипастырей и пастырей. Владыка Нестор Ялтинский, например: к нему любой человек может в храме подойти и побеседовать, и он всегда ответит на духовные вопросы. Владыка Пятигорский, помню, после всенощного бдения всегда оставался и беседовал с прихожанами, совершенно спокойно, открыто. Так что у нас есть возможность получить ответ на те или иные свои вопросы – главное, не стесняйтесь: идите в Церковь, здесь вы обретете настоящую, подлинную жизнь.

Записали:
Анна Топорова
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс