Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1140) → Иеромонах Стефан (Игумнов): Почему мы хотим, чтобы наши близкие пришли к Богу в храм? Потому, что это радость

Иеромонах Стефан (Игумнов): Почему мы хотим, чтобы наши близкие пришли к Богу в храм? Потому, что это радость

№3 (1140) / 17 января ‘22

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрительницы: «Имею ли я право молиться за всех усопших православных христиан или на это имеют право только священники? Будет ли для меня грехом, если я завещаю свое тело после смерти науке? Пусть медики-студенты практикуются на моих диагнозах».

– Молиться можно и нужно. В наших молитвенных правилах есть соответствующие слова – поминаем всех усопших от века православных христиан и на Литургии, когда мы на службе в храме стоим, и в келейных правилах есть такие слова. Мы молимся за всех, понимая свое смирение.

Что значит эта молитва за всех? Это означает, что мы ощущаем общность с усопшими. Мы понимаем, что Церковь не только на земле, но и на небе: это важно для нас как знак приобщения к Вселенской Церкви. И мы имеем дерзновение к Богу с сердечным сокрушением просить, чтобы каждый человек был Богом утешен и прощен. Мы понимаем нашу немощь, что мы никакие не молитвенники, не великие подвижники, но по послушанию молимся за всех усопших православных христиан, особенно выделяя тех, кто нам близок. С особым чувством молимся – понимая, что молитвы наши немощны, что Господь решает и определяет участь каждого человека, когда душа его расстается с телом.

Что касается вопроса о завещании тела для научных опытов, можно тут по-разному ответить. Церковь учит, что тело человека должно быть предано земле. Это подчеркивает нашу веру в то, что человек из земли был взят, когда был сотворен, и отходя в землю он возвращается к Богу в свое первоначальное состояние, пройдя путь земной жизни и принеся Богу плод этой жизни в виде своей души. Для Православной Церкви, для христианина обряд погребения очень важен. Но бывают ситуации самые разные. Не всегда, к сожалению, есть возможность получить христианское погребение.

Если речь идет об экспериментах над телом усопшего, даже по его завещанию, мы знаем, насколько это полезно и важно для науки. Кто-то может сказать, что это и благое деяние, и примеров в истории было много, когда даже великие ученые принимали такие решения.

На этот вопрос однозначного ответа нет. Мы знаем очень твердую точку зрения Церкви, что тело должно быть погребено, и мы понимаем, что есть какая-то польза нашего тела для научных опытов. Но насколько велика эта польза? Я просто не настолько просвещен в медицинских или иных науках, чтобы свидетельствовать, что без такого рода опытов невозможно двигать медицину дальше.

Тот, кто принимает такое решение, в том числе и ученые, и врачи, стоит перед большим моральным выбором. Это действительно моральный нравственный выбор – как люди взвешивают здесь критерии, насколько они уверены, что нужно так, а не иначе: это предмет их совести.

Вопрос телезрителя: «Как побороть в себе внутренний страх смерти?»

– Побороть можно только упованием на Бога, молитвой. Нужно смотреть всегда шире.

Все страхи, любые наши ошибочные состояния связаны с тем, что мы зациклены на себе. Мы боимся, ведь в центре внимания я и мои сиюминутные очень мелкие дела – мы не можем шире посмотреть на себя. А если посмотрим, то узнаем, что этот материальный мир – не то, чем человек ограничен. Полезно посмотреть на себя немножко со стороны. Этому и учит Церковь: отойди от себя, от обращенности на свою личность – обрати внимание на Бога. Первая заповедь: обрати внимание на ближнего – возлюби ближнего, осмысляй свое существование в тех реальных пределах, в которых ты существуешь. Человек – не «вещь в себе»: он не живет ради себя и самим собой. Представьте, все убрать из этого мира – и останемся мы одни. Это сложно назвать существованием. Такое существование быстро закончится.

Если у нас будет объемный взгляд на бытие, тогда и страхи наши уменьшатся: мы поймем, что какие-то наши проблемы мелкие, что благие и прекрасные вещи превосходят их во много-много раз, что есть много вещей, ради которых стоит жить, что сама смерть не является конечным злом – за гробом есть много всего и до гроба тоже есть много всего, что мы должны постичь.

Мы должны оторваться от самих себя при жизни, тогда нам будет легче жить. Это возможно с Богом. В помощь нам – чтение Священного Писания. Какая замечательная у нас есть возможность – мы можем с первой страницы начать читать Священное Писание, даже с Ветхого Завета, как Господь сотворил мир. Там все откроется, и в этом бескрайнем и бесконечном мире мы увидим, что мы – песчинки, а наша жизнь в руках Божиих, и при этом она имеет для Бога огромнейшую ценность.

Вопрос телезрительницы: «В псалмах написано: в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. То, что человек идет к Богу, тоже записано в книге? Я пришла к Богу очень поздно. Из любопытства решила почитать Библию: подумала, что если эта Книга такая древняя, то надо ее почитать. Мне было 30 лет. А теперь сыну 30. Он знает, что я молюсь, и он не против этого… Скажите, пожалуйста, от чего зависит, придет ли сын к Богу? Я очень молюсь за это».

– «У Бога все записано». Что это означает? Это означает, что Господь заложил такой мощнейший потенциал в наш мир, когда его создал, что весь этот потенциал должен быть обращен к Богу: Бог, как магнит, притягивает этот мир и каждого из нас. А мы иногда всеми силами стараемся убежать, преодолеть силу притяжения к Богу. Господь каждого предопределил к спасению и каждого ждет. Ждет очень терпеливо, ведь Он хочет, чтобы человек пришел к Нему сам.

Это произошло с вами таким чудесным образом. Думаю, вы и сами не ответите на вопрос, как это произошло, что конкретно побудило вас. Судя по рассказу, не было какой-то мощной истории, мощной волны, которая подтолкнула бы к такому решению. Вы постепенно к этому шли, преодолевая некоторое сопротивление, но в душе вашей что-то происходило.

Наверное, происходило то, что в определенные моменты жизни вы не отталкивали Бога: Он потихонечку звал, давал какие-то знаки Своего присутствия, и ваше сердце понемножку открывалось. И наступил момент, когда вы открыли Священное Писание и были уже готовы в тот момент впустить Христа в свое сердце.

Что касается вашего сына, понятно ваше желание, чтобы он тоже открыл для себя радость жизни во Христе.

Почему мы хотим, чтобы наши близкие пришли к Богу в храм? Потому, что это радость. Мы чувствуем, что открыли что-то такое, что является огромным богатством для нашей души, и нам хочется этим поделиться. Это желание нужно реализовывать, помня, как вы сами шли к Богу. Вас никто не заставлял, – а представьте, если б в какой-то момент кто-то начал бы на вас давить? Хотя, может, кому-то так и нужно. Если человек стоит перед пропастью, куда он может упасть, перед бездной греха, конечно, нужно его удержать, уловить.

Очень тонко нужно подходить к тому, как мы помогаем людям обрести Христа и прийти в храм. Прежде всего это должен быть наш личный пример. Когда люди видят, что нам хорошо, что у нас есть что-то, чего нет у них, это побуждает их заинтересоваться, в чем же дело. Как это показать? Как это сделать не в агрессивной форме?

«Ты почему в храм не идешь? Надо идти»? Это оттолкнет человека. Но мы хотим, чтобы человек шел. Это искусство нашей духовной жизни. Чем больше мы будем понимать законы духовной жизни, законы общения с Богом и с ближним, тем нам будет сподручнее и наших близких приводить в храм.

Это все тайны Божии, когда Господь работает с сердцем человека. А когда речь идет о близких людях (хотя Господь сказал, что для нас каждый человек – ближний), тут включаются и другие механизмы – механизмы любви. Все передается только через настоящую, жертвенную любовь.

Мы хотим поделиться богатством, которое для себя открыли, но часто близкие воспринимают это очень скептически. Почему?

– Потому, что мы сами еще не научились распоряжаться этим богатством. Даже еще не до конца поняли, что у нас есть.

Очень часто происходит сначала внешняя перемена. Обращение человека к Богу и его воцерковление связаны с тем, что его жизнь меняется. У него был один стиль жизни, и многое поменялось. Близкие смотрят и не могут понять. Кого-то это раздражает: человек каждое воскресенье начал ходить в храм. Людям, которые не понимают, зачем это, иногда бывает неприятно на это смотреть. Они не понимают, что с человеком произошло, ведь они этого не испытывают. Им нужно помочь это понять, и делать это очень терпеливо, кротко, с большим смирением. В конце концов, мир сегодня уже не настолько замкнут и закрыт, как раньше. Все слышали, что есть религии, что есть Церковь, христианство, верующие люди, Христос: в нашей стране все об этом слышали – ни для кого это не сверхсенсация. Мы не живем на необитаемом острове.

Речь идет о том, чтобы человек понял истинное значение, истинный смысл и Церкви, и веры в Бога, и того, что мы каждое воскресенье и по праздникам ходим в храм. Мы можем объяснить, зачем это делаем? Если можем – мы молодцы. Если не можем, надо самим понять, для чего мы это делаем; с этого начать – и, если поймем, сможем объяснить и своим близким.

Ранее мы говорили, что нужно перенести акценты со служения себе на служение ближнему, которое всегда несет с собой и получение определенной благодарности, награды, заслуг. Ты служишь ближнему, но за это получаешь похвалу. Как здесь не переместить акценты со служения ближнему, с того, к чему нас призывает Бог, на получение заслуг – служение ради того, чтобы тебя похвалили, вознаградили?

– Это один из самых тонких вопросов в духовной жизни человека и касается буквально каждого из нас. Каждый сталкивался с такой ситуацией. В то же время он настолько глубоко духовный, что даже подвижники, находившиеся на высоком уровне развития, тоже задавались им.

Настоящая духовная жизнь христианина не такая, как у нас зачастую бывает: прийти в храм, поставить свечку, как-то отпраздновать Рождество, стоя на службе и думая, как будем разговляться.

Это духовная брань, борьба человека со своими страстями, чтобы они не заслоняли Бога в душе, чтобы можно отчетливее было разглядеть Лицо Божие. И это серьезнейший труд – дело всей жизни. Это самое трудное, что есть в нашей жизни – посильнее боевика или приключенческого фильма, ведь это настоящая глубокая жизнь и борьба.

Как не возгордиться, делая добро? Как, услышав похвалу, не принять ее на свой счет, а восславить Бога, Который дал возможность сделать доброе дело? Это целое искусство. Давайте будем этому учиться, понимая, что надо делать добро, быть обращенным всегда вовне, а не на свою собственную личность. В каком смысле вовне? Думая о нуждах других людей, а не о своих собственных. Когда нас люди благодарят, мы не должны затворять им уста, ведь это их потребность – человек получил добро, он испытывает благодарность.

Как быть дальше, не надмеваться, не принимать это на свой счет? Если мы принимаем благодарность на свой счет, значит, совершаем ошибку: это Господь нам дал возможность творить добро. Если мы надмеваемся тем, что сделали, то впадаем в гордыню и так далее. Законы духовной жизни описаны и известны Церкви, мы должны четко и ясно их понимать. Чтобы о них не забывать, нужно читать жития святых, что прославились такими подвигами. Тогда мы будем видеть границы. И каждый раз, когда мы совершаем добрые дела или грехи, мы будем, по крайней мере, понимать, что происходит с нами, и выстраивать свою жизнь по этим очень тонким законам.

Это очень сложное делание христианина, но оно благодатное. Через него нам открывается Бог.

Когда мы в каждую из граней упираемся, понимаем, что и туда неправильно идти, и туда, возникает вопрос: а где же правильный путь? Правильный – со Христом. Правильно делать так, как делал Он, – а мы все время куда-то уклоняемся.

Вопрос телезрителя: «Все мы понимаем, что наши усопшие родственники очень ждут молитв от нас. Мне попался канон Паисия Великого. Он читается о тех, кто умер без покаяния. Подскажите, откуда мы знаем, кто покаялся пред Господом, а кто нет? Можно ли его читать обо всех своих усопших?»

– А многие ли умерли с покаянием, удостоились благодатнейшего состояния, о котором мы просим и молимся за каждой Литургией? Мы просим христианской кончины непостыдной, не внезапной. Для чего? Чтобы у нас было время на покаяние.

В то же время мы помним величайших святых (Макария Великого и многих других), которые, уже находясь на смертном одре, говорили, что им не хватает времени на покаяние. Если бы мы об этом думали когда грешим (говоря самим себе: «Ладно, я еще покаюсь»), может быть, это нас бы останавливало.

Конечно, единицы из тех, что жили на земле, закончили свою жизнь в покаянии, когда у них было достаточно времени, а их состояние постепенного перехода в вечность было блаженно – когда они, будучи еще здесь, на земле, уже видели Христа, Который принимает их душу в Свои объятия. К сожалению, большинство из нас не такие. Поэтому и нужно молиться за наших усопших в первую очередь.

Канон для тех, кто умер без покаяния, или какие-то другие молитвы – все это имеет один смысл. Зачем мы молимся за усопших? Мы просим Бога отпустить им грехи, которые они не успели здесь исповедовать: хотели, стремились к этому, но не успели или не в том состоянии отошли к Богу.

Поэтому мы и молимся за усопших: за тех, кто свят, мы уже не молимся, а просим их молитв. Поэтому читайте любые молитвы за усопших, благословленные Церковью.

Молиться за усопших – великое, благодатное дело. Эта молитва нас очень просветляет, помогает понять, что мы принадлежим к Церкви, где нет ни мертвых, ни живых – у Бога все живы. Мы понимаем, что бытие не ограничивается нашим мгновением и что наша жизнь течет в большом потоке человеческих жизней, которые проходят перед Богом. Это, конечно, нам помогает, укрепляет нас в вере.

Когда мы молимся об усопших, мы просим, чтобы Господь простил им грехи, – но мы же знаем, что наши бабушки, дедушки были гораздо более духовные и нравственные, чем мы. Втайне мы надеемся, что они там находятся в каком-то близком к Богу месте. Может быть, они, со своей стороны, получив прощение от Бога, подтягивают нас и помогают нам образумиться, удерживают нас от каких-то безумных поступков. Очень важно молиться за усопших.

Наверное, можно сказать, что заупокойная молитва – практически одно из важнейших дел Церкви?

– Да, одно из важнейших пониманий, что Церковь есть не только Церковь живых – Церковь не только здесь, у нас: она включает в себя и тех людей, которые сейчас восседают у Престола Божия рядом с Богом. Это все единый организм, в котором мы существуем.

Можно ли понимать под смертью без покаяния смерть без Исповеди? Или умирающий может покаяться своими словами перед Богом, и можно верить, что ему действительно простятся грехи, даже если священника не было рядом?

– Во-первых, рассуждая таким образом, мы должны быть очень осторожными. Мы говорим, что сейчас погрешим, а потом покаемся, что можно покаяться и без священника; это все можно, – но далеко не всегда так бывает.

Если у человека был искренний покаянный вопль и действительно никого не было рядом, Господь, наверное, принимает такое покаяние. Но Церковь учит, что должен быть священник, должно совершаться таинство. В экстремальных условиях мирянин может принять Исповедь у умирающего и потом все равно пойти к священнику и передать слова умирающего. Допустимо, что священник заочно прочтет разрешительную молитву, если все соблюдено именно так. Но это редкий случай.

Конечно, мы можем себе представить, что умирающий, если совсем никого нет рядом, говорит с Богом, и, наверное, Господь его не отвергает. Но Церковь учит, что есть прямой и правильный путь: к умирающему мы должны позвать священника, который его исповедует. Нужно стремиться к тому, чтобы все было правильно, без лишних рисков и фантазий.

Сейчас в любом городе России есть храмы. Для чего мы тогда их строили? Святейший Патриарх тоже об этом много говорит, и другие иерархи нашей Церкви. Кто-то говорил, что лучше бы построили что-то другое. Храмы строили, чтобы у всех была возможность в шаговой доступности обратиться к священнику, чтобы он всегда был рядом в очень важные для жизни человека моменты: рождение, Венчание и когда душа разлучается с телом.

Но если вдруг происходит что-то экстремальное, тут и рассуждать не надо. В такой момент душа человека сама рвется к Богу, и человек говорит нужные слова, – но это исключение из правил; тем более если человек до этого никогда не ходил на Исповедь и не знает, как исповедоваться, ему будет тяжело в такой момент.

Давайте позаботимся, чтобы каждый из нас знал, как правильно исповедоваться, для чего это делать. Это важно.

Прошу у Вас, по традиции, напутственного слова, подведения итогов нашей программы.

– Очень интересно поговорили – затронули многие важные темы. Господь дал нам возможность пообщаться в такой прекрасный день – и пусть святитель Николай, как он это и делает, всегда молится за всех нас. Мы просим его, чтобы он нам помогал в жизни, в том числе помог подготовиться к празднику Рождества Христова: чтобы он наставил нас на добрый и правильный путь, чтобы мы думали в оставшееся до Рождества время о важных вещах, о самом главном – о Христе, раз уж мы будем отмечать Его пришествие в мир, и поменьше думали о суете этого мира.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс