Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1139) → Протоиерей Артемий Владимиров: Давайте, друзья, дышать верой во Христа и любовью к людям

Протоиерей Артемий Владимиров: Давайте, друзья, дышать верой во Христа и любовью к людям

№2 (1139) / 5 января ‘22

Беседы с батюшкой

Апостол Андрей Первозванный особо почитается в нашей истории. Он пришел на место, где сейчас Киев.

– Еще нужно упомянуть о Тавриде неподалеку от Херсонеса. Я сам видел, где плещутся волны у дикого берега, стопу, запечатлевшуюся на камне (указывают даже, что есть случаи благодатной помощи, исцеления). Не будем забывать еще и город Сухум (осенью я побывал в Абхазии). В этом городе сошлись одновременно три апостола: Андрей Первозванный, нашедший вскоре в скифских степях свою мученическую кончину, апостол Матфей и Симон Кананит. Это единственный город, кроме Иерусалима, где встретились три апостола.

И хотя скептики (ученые и историки) еще в XIX в. сомневались в этой гипотезе, но Андреевский флаг и главный орден России в честь Андрея Первозванного свидетельствуют, что святой апостол Андрей опекает шестую часть мира под названием Русь. Говорят, что следы его духовно запечатлелись до Валаама.

Имя «Андрей» значит «мужественный». Хочется поздравить тех, кто получил имя в честь этого замечательного апостола (среди них есть и сотрудники нашего телеканала «Союз»), и пожелать им мужества. Мужество нам необходимо, чтобы быть выше всяческих страхов и нести свой крест ответственности и долга для того, чтобы трудиться не за страх, а за совесть.

Вопрос телезрителя Евгения: «У меня вопрос о притче о талантах. Как я знаю, у иудеев это денежная единица, мера веса, ею измеряли золото или серебро. Говорят еще, что таланты – свойства человека, которые нужно развить. Почему этому нерадивому рабу такое жестокое наказание – выбросить во тьму внешнюю, в преисподнюю, за то, что он золото не преумножил или не выявил свои таланты, не стал великим музыкантом? За это не может быть такое жестокое наказание. Если оно такое жестокое, значит, что-то другое подразумевалось под этим? В чем духовная составляющая этих талантов?»

– Вопрос очень глубокий, относится он к изучению Евангелия. Батюшкам отрадно слышать такого уровня вопросы.

Мы имеем дело с притчей. Все притчи Христа говорят не столько о земных реалиях, сколько о Царствии Небесном. Под талантом, который на языке иудеев и греков того времени означал меру серебра или золота, нужно в соответствии с символическим языком притчи прежде всего иметь в виду дар Святого Духа – Божественную благодать, дарованную нам в Крещении.

Назвался груздем – полезай в кузов: кому много дано, с того много и спросится. Божественная благодать не терпит стагнации, залеживания – это вечно действующая Божественная сила. Поэтому ставший причастником Божественной благодати должен всегда подвизаться, всегда действовать, всегда думать о ее умножении, в противном случае человек становится недостойным дара Святого Духа, угашает его.

Эта притча говорит о сугубой ответственности христианина пред Господом, излившим на нас Свои дары. Закопать серебро в землю – это загнать благодать Божию на периферию нашего сознания, жить исключительно мирскими интересами, оказаться непокорным, упрямым перед Богом и так загубить то, что дано.

Ты рожден летать, а всю жизнь ползал… В этом смысле язычник, чуждый Христа, потерпит меньшее наказание – он будет судим своей собственной совестью, а христианин, коль скоро не обрел через трудничество крыльев смирения, молитвы, любви, чистоты, не позволил Христу вселиться в свое сердце, будет наказан строже, чем человек, чуждый Господа.

Как определить, в чем ты талантлив? Если ты придумал себе какое-то занятие, осваиваешь новую профессию, как определить, по воле Божией это или нет?

– Бесталанных детей не существует: в этом убеждены мы, педагоги. Искусство воспитателя и учителя в том, чтобы пробудить этот талант, найти его в человеке и помочь развить его.

Главный талант чад Церкви – это нетленная, вечная, светоносная, Божественная благодать. И пусть даже ты не получил никакого образования, не писатель, не блогер, а обычный человек, но дар любви к Богу и к людям – это то, чем мы все почтены. Коль скоро мы разовьем в себе два начала – смирение (то есть это мыслить о себе скромно) и любовь (то есть милосердие), все остальное приложится.

Но все-таки нужно быть полезным людям. Говорят даже с неким укором: хороший человек – это не профессия.

– Хороший человек – не профессия, но хороший человек всегда будет востребован. И, безусловно, талантливый в любви, в смирении сумеет развить все другие таланты. Напротив, если эгоизм пожирает тебя, то рано или поздно у тебя отнимется и то, что ты думаешь иметь.

Трагически завершается жизненный путь талантливого, даровитого человека, если он гребет под себя, тянет одеяло на себя. Напротив, «что ты отдал – то твое, что ты спрятал – то пропало».

Нет предела совершенству. И пословица «век живи – век учись» имеет продолжение: век живи – век учись, как следует жить; говорят, что это полная версия этой пословицы. Можно сделать вывод: если постоянно развиваться, не останавливаться в своих делах, то какой-то талант проснется.

– Безусловно. Еще вспомним Петра Ильича Чайковского, который говорил, что в сердце человека талант – это только 5%, а остальное – твой труд, который ты должен направлять на развитие, очищение драгоценного камня, чтобы он стал бриллиантом.

Вопрос телезрителя: «После Шестопсалмия как зажигаются свечи? Как зажигать свечи, паникадило? В разных храмах по-разному: где зажигают, где не зажигают – получается, как хотят, так и делают. Есть правила церковные, где написано, что зажигаются свечи после возгласа «Господь, явися нам»? Что такой возглас означает? Он действительно явился к нам дать свет? Важно это или нет?»

– Не нужно смущаться вариативностью местных обычаев. Сколько приходов, сколько епархий, столько своих традиций и отклонений: это все-таки не воинский устав, не атомная ракета подземного базирования, предполагающая однозначную инструкцию включения и запуска. Здесь все – живое.

Полиелей – самая важная часть богослужения утрени, с греческого переводится как «обилие света». В этом смысле совершенно правильно, что после Шестопсалмия, когда в храме приглушается свет, тушатся свечи, вдруг вспыхивает паникадило, вновь свечи зажигаются – это символизирует Христово Воскресение.

Мы только правили всенощную под воскресный день либо Христово Рождество – народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет… А в какой именно момент в храме происходит зажжение свечей, не так важно: на возгласе с амвона «Господь, явися нам», исходящем из уст диакона, или при пении праздничного тропаря. Везде местные обычаи диктуют свое.

Важно обращать внимание на символику праздника: часто даже забываешь, что за каждым движением, за каждой деталью богослужения скрывается духовная суть.

Давайте поговорим о культуре дарения, о подарках в нашем православном обществе. Скоро праздники – какими должны быть подарки?

– Под старость я стал размышлять чаще, что Бог вложил в меня Свой бессмертный образ, Он воззвал меня к бытию. Я существую, и это Его дар – подарок, который я не могу оценить в полной мере. Вся моя жизнь – это дар. То, что мне дано, – это знак Божественной щедрости, отозваться на этот подарок, на этот дар священной жизни я могу только приучая себя постоянно благодарить и славословить Творца.

Бог пришел в этот мир и отдал нам Свою жизнь, взойдя на крест и вкусив смерть вместо нас. Он Воскрес – и отдает нам Свою жизнь. Мы стали причастниками этого дара через таинство Крещения и вкушение Божественной благодати.

Опять-таки, говоря о культуре дарения, мы видим, что наш Спаситель безмерно щедр – Он не оставляет Себе ничего. Еще тогда, когда мы были неблагодарны и злы, Он дарит нам Самого Себя без остатка – символ этого распятие и Его руки, раскинутые с креста.

«Вы Мои ученики, если будете любить друг друга, если у вас будет любовь», а любовь – это прежде всего самоотдача, жертва. Любовь побуждает нас отдавать, а не ждать, пока нам послужат и что-то дадут.

Когда речь идет о такой приятной стороне нашей жизни, как дарение подарков, прежде всего нужно заботиться о теплом расположении души: делать все не по внешнему долгу, а потому, что мы сами хотим прикоснуться к душе человека – хотим умягчить сердце, растопить его. Делаем это, чтобы восторжествовало единомыслие и любовь.

Когда ты принимаешь подарок, всегда шестым чувством чувствуешь, с каким расположением тебе его дарят: с холодным, безучастным сердцем, для галочки, или это действительно подарок, о котором человек думал – хотел, чтобы это было мне дорого, чтобы я оценил по достоинству его внимание. Мы всегда фиксируем, кто и с каким расположением нам подарок преподносит.

Бывает, приглашая на день рождения или праздник, люди заказывают подарок, и тебя это как-то смущает. Можно ли так делать?

– Если отношения действительно дружеские и подразумевают отсутствие всякого официоза, то нужно только это словесно оформить: «Я вижу, Иван Иванович, что Вы очень напрягаетесь – не парьтесь: мне нужна зимняя резина для моего Highlander». Друзьям все позволено.

Ну, это же не подарок получается?

– Самое важное – сердечный импульс, который исходит из глубины души... К своим 81 (или около того) годам я пришел к тому, что самый лучший способ провести день рождения (он у меня совпадает с днем рождения короля Норвегии, мы одновременно празднуем день рождения) – это что-то подарить людям, не ожидая подарков.

Мы понимаем, что ничем вещественным душа удовлетвориться не может: она жаждет благодати Святого Духа.

В свой день рождения я всегда стараюсь собрать побольше людей и поделиться чем-то, что сопряжено с литературным творчеством, духовной беседой, пригласить музыкантов; действительно приподнять души, содействовать их просветлению: «Возьмемся за руки, друзья» – в наше время, когда люди разобщены, это очень ценно. Зачастую будничное течение жизни не обходится без стрессов, переутомления. Создать с Божией помощью атмосферу бескорыстного радостного общения – вот задача всякого юбиляра.

Иногда пишут: «У меня нет друзей, я никому не нужен». Но получается, что человек сам ничего не делает, чтобы у него были друзья, окружение, чтобы день рождения не проводить в одиночестве. Надо стараться собирать вокруг себя людей, дарить любовь.

– Как тут не вспомнить слова Священного Писания? Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

В этом смысле щедрость души, маленькое усилие, которое мы должны предпринимать, чтобы кому-то облегчить проживаемый день, всегда отзовутся в нашей жизни праздником: это непреложный Божественный закон.

Как не пожалеть человека, сетующего на недостаток любви и на жестокосердие? «И скучно, и грустно, и некому руку подать» (или пожать). В Евангелии нам представляется образ милосердного самарянина. Думаете, как человек отозвался на милосердие этого скромного самарянина, который возлил вино и елей на него, израненного разбойниками, заплатил за постой в гостинице? Думаю, нашел его, и это была дружественная связь на всю жизнь.

Как мы относимся к врачам, искусство которых спасает нам жизнь? Мы имя этих людей прячем в сердце, нам ничего не жалко за возвращенное здоровье. Благодарность – одна из самых важных черт личности, которую нужно развивать в детях.

Вопрос телезрителя Владимира: «В псалмах есть такие слова: Скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих кое есть, да разумею, что лишаюся аз. Вы говорите: проси благодати Святого Духа. Таланты – это дары Святого Духа, подарки от Бога, которые ты должен преумножить. А если человеку за 60–70, какие таланты может он просить у Бога?»

– Сегодня у нас в основном мужчины задают вопросы, и они говорят о едином на потребу – о Евангельских тайнах вечного бытия. Священник поневоле вздрагивает, понимая свою ограниченность и немощь. Просим у Господа вразумления, как ответить удовлетворительно на этот вопрос...

Хотел бы отослать к апостолу Павлу, к 12-й и 13-й главам Первого Послания к Коринфянам, где апостол говорит о вышеестественных дарах Святого Духа: говорении на иных языках, даре пророчества, даре управления Церковью, а затем добавляет: «Но я покажу вам превосходнейший путь» – и в 13-й главе говорит о высшем даре, о венце всех добродетелей – любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

В этом смысле мы, приступая к Небесному Отцу, по свидетельству святых отцов, наших наставников, должны быть достаточно скромны и осторожны, ибо слаб человек.

Спросить можно многое, а вот удержать в своем сердце мудры те, кто прежде всего просит у Господа очищения сердца от страстей, прощения грехов, стяжания, собирания, смирения и любви. Если есть смирение и любовь, такой человек удержит и иные дары, которыми Богу будет угодно вас просветить. Действительно, смирение – это бездонная полость, куда войдут, если Господу это будет нужно, и дары поразительные, вышеестественные.

Вспомним святителя Николая Чудотворца. Он появлялся во время морской бури перед кораблем, мог остановить палача, уже занесшего меч над невинными узниками (такую силу давал ему Господь). Он прозирал, по Божию благоволению, мысли и намерения людей, останавливая злых и поощряя добрых, под его руками умножались какие-то земные дары...

Но нам всего лучше смиренно просить у Господа Бога здоровья, чтобы трудиться далее, и мирного устроения души. И просить Господа Бога даровать матушке России твердую поступь, которой бы она вступила в 2022 год.

Если человек остался одинок, что нужно сделать, чтобы эти праздники прошли для него не зря?

– Говорят, что именно в уединении, когда мы обращаем ум и сердце к Богу, мы имеем возможность в благодати Святого Духа соединиться со всем человечеством, со всеми братьями и сестрами.

А когда мы находимся в физическом общении, мы часто занимаем себя досужими разговорами, тема ускользает куда-то в сторону от духовного, и не всегда после этого общения на душе будет «тишь да гладь, Божия благодать». Иногда это общение прямо сопряжено с какими-то греховными страстями: раздражением, гневом, отягощением себя земными благами.

А в уединении, когда вы взираете на полуосвященные лампады и образ Иисуса Христа и сердце ваше обнимает мыслью не только живущих, но и усопших, вы вступаете в действительное (хоть и незримое) общение со всем страждущим человечеством. И, молясь за ближних и дальних, вы обретете от Господа такое наполнение Духом Святым, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Поэтому я не хочу разделять уныние и тоску тех, кто говорит: «Вот я в четырех стенах совсем один, смотрю в одну точку. И зачем меня мать родила?»

Давайте, друзья, дышать верой во Христа и любовью к людям. А ангел-хранитель неизменно бывает с нами. И пусть он не поднимет вместе с вами бокал шампанского, но опустит на ваше воспаленное чело свое белоснежное крыло, и сердцу станет так легко...

Прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Передо мной здесь часы, и за все время нашего прямого эфира секундная стрелка не сдвинулась ни разу. Поэтому, мне кажется, мы беседовали под знаком вечности.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс