Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1139) → Иеромонах Сергий (Филиппов): Наша задача – как можно дольше сохранять в своей жизни радость Рождества и делиться ею

Иеромонах Сергий (Филиппов): Наша задача – как можно дольше сохранять в своей жизни радость Рождества и делиться ею

№2 (1139) / 5 января ‘22

Беседы с батюшкой

Большие праздники – Рождество Христово и еще святителя Николая, и мы уже говорили о культуре подарков, вспоминали особые традиции. У Вас в Instagram есть рождественские курсы – что это?

– Это курсы «Вместе к Рождеству». Пост заключается не столько в воздержании от пищи, сколько в духовной работе, которую человек проводит, готовясь к тому или иному событию.

Праздник Рождества Христова – двунадесятый, самый важный из двенадцати больших праздников Церкви: Пасха – особый, самый главный праздник, а Рождество – малая Пасха (или зимняя Пасха). Почему? Событием Рождения, Пришествия в мир Спасителя открывается крестный путь воплотившегося Богочеловека Христа. Рождественские венки, которые распространены на Западе, да и в России сейчас такая традиция приобретается, – это символы тернового венца.

Венок, который в американских фильмах на дверь вешается?

– Да, или очень часто в домах ставится со свечами: зажигаются свечи в преддверии 4-х воскресений перед Рождеством. Это символ крестной смерти, страдания, тернового венца, который Господу повесили на голову.

Но сейчас это просто элемент декора?

– Люди не всегда осознают, какие традиции и откуда пришли, к чему должны нас сподвигнуть, приготовить...

Как раз ради этого я создал в этом году специальный аккаунт, где мы вместе готовимся к празднику Рождества Христова. Люди могут задавать вопросы, я провожу прямые эфиры, публикую статьи и материалы о Рождестве, о периоде подготовки – посте: о восприятии поста не как диеты – воздержания не от пищи, а как воздержания от страстей, к чему нас призывает Церковь. Курсы бесплатные, все могут в них участвовать.

Уровень участников разный: кто-то воцерковлен и постится не один год, кто-то только начинает свои шаги в церковной жизни и первый раз пробует поститься, воздерживаться. Важна поддержка, когда вокруг находятся единомышленники, когда есть священник: он может направить, подсказать. Очень часто в интернете что-то насмотрятся, друг у друга спросят какие-то суеверия, и происходит неправильное восприятие парадигмы традиций, праздников, кочующее из поколения в поколение. Задача этого совместного времяпрепровождения – эти заблуждения разбить, построить что-то новое на правильном и твердом основании.

Каждый праздник, каждое событие, даже совсем недавно появившееся, обрастает легендами и суевериями. Я не знал, что рождественский венок – это отсылка к терновому венцу. Какие есть еще интересные рождественские моменты?

– Про английскую традицию – карамель как ручка от зонтика, или перевернутый посох. Некоторые думают, что это тот посох, с которым волхвы когда-то пришли. Можно и так трактовать. Но изначально это буква «J», заглавная буква имени Иисус – тоже символ Господа Иисуса Христа, Который родился в Вифлеемской пещере.

Символ и сама пещера – рождественский вертеп: это пещера, где произошло Рождение. Она имеет свою историческую традицию и несколько направлений развития. С одной стороны, это физический, материальный вертеп в форме пещеры или больших сложных композиций, которые возникают в XV–XVI вв. и изображают события Рождества Христова – пещеру или дом, куда пришли поклониться волхвы. Сначала было поклонение пастухов в пещере, а спустя какое-то время, месяц или два, пришли волхвы. Тогда уже Святое семейство перебралось в дом – поклонение волхвов происходило в доме: у нас очень часто эти события смешиваются, но они происходили в разное время. В одной композиции изображается это событие, иногда 3 фигуры, иногда и пастухи, и волхвы, и ангелы, и жители города Вифлеема, и звери.

Существовал еще вертеп как театральное представление – ящик, который возили по ярмаркам, по домам, куда приглашали знатные и не очень люди. Это больше в западной традиции и на Украине, в Белоруссии, потом уже и в Центральной России. В XIX в. это было широко распространено. Ящик был двухуровневый, один уровень изображал Вифлеемскую пещеру, а второй какое-то событие: про Вифлеемских младенцев, злой царь Ирод, который повелел их убить, и его слуги – все, на что хватало фантазии и реквизита.

И был еще живой вертеп, когда события изображали люди: настоящее театрализованное представление. Он тоже возник на Западе. Изображали не только Младенца Христа, Божию Матерь и Иосифа Обручника, но и жителей Вифлеема, каждый занимается своим ремеслом. Эта традиция восходит к XIII в. и относится к Франциску Ассизскому. Возникла она на севере Италии, потом распространилась в том числе и на западные регионы нашей страны. Многие не знают, как относиться к этой традиции, которая пришла с Запада...

Христианство наполняет какие-то языческие празднования христианским смыслом, содержанием: христианизирует эти традиции. А тут традиция даже не языческая, не иноверная, а именно христианская – католическая или протестантская. Если ее наполнить символизмом православного богослужения, восприятия событий Рождества Христова, ничего плохого в этом нет.

Вертеп получил одобрение в XIX в. от святителя Филарета (Дроздова) – он положительно относился к этой традиции. Сейчас она возрождается у нас: многие храмы устанавливают на территории своих приходов, внутри или около храма вертепы. Иногда это большие вертепы, иногда с живыми животными – туда и овечек, и осликов приводят: у кого какие возможности есть.

Есть мнение: как Рождество встретишь, таким и год будет. Новый год начинается – и тут же праздник Рождества. Есть разные приметы: если крепкий мороз, будет жаркое лето; бушует метель – к богатому урожаю меда, нельзя заниматься рукоделием и так далее. Как относиться к таким суевериям? Что главное в празднике Рождества для нас?

– Главное – это факт Пришествия в мир Спасителя, которого все человечество ждало не одно тысячелетие и томилось от того, что исполнение древнего пророчества, данного Богом в раю при изгнании Адама и Евы, затягивается.

Ожидание избавления от последствий грехопадения было присуще всему человечеству на духовном уровне. Самое главное – не внешнее, чем часто обставляется праздник, а та суть, которая за ним стоит. Смысл в том, что Господь пришел в мир нас спасти: пришел для крестной смерти, для страданий и креста, и, конечно, Воскресения, которое открывает нам возможности нашего воскресения для вечной жизни.

Это праздник благодарности Богу. Праздник, когда мы можем подумать, чем мы можем отблагодарить Господа за эту великую милость, какие дары можем вслед за волхвами принести в Вифлеемскую пещеру? По учению Церкви, праздник – это сегодняшняя актуализация события, которое произошло когда-то во времени, чуть больше 2000 лет назад, но всегда происходит вне времени: Бог существует вне времени, время – категория тварного мира, а Божественная жизнь вне времени. Те события в Божественной жизни происходят всегда и, совершая Божественную литургию, мы становимся участниками Небесной Божественной жизни. Проскомидия как раз и становится началом снисхождения Бога. Когда на дискос кладется специальная просфора, это символизирует Рождение Христа в этом мире.

Мы должны быть благодарными Богу.

В период поста (который, надеюсь, каждый совершал), если мы говорим «не могу поститься», мы лукавим. Да, физически, телесно может быть так, что мы не можем соблюдать пост: врачи не рекомендуют, здоровье не позволяет, находимся в путешествии, тяжелая работа или еще какие-то причины, но духовный пост каждый из нас может соблюдать – и каждый из нас может определить меру поста или самостоятельно, или посоветовавшись со священником, с духовником. В период поста мы должны подумать, как мы можем изменить себя, что мы можем принести Богу в Рождественскую вифлеемскую ночь.

Прежде всего можно посещать богослужения.

– Да, пост – это усилие молитвенного правила, храмового богослужения. Если мы раньше не находили время, то здесь должны постараться – и не потому, что Богу это нужно.

Мы должны понимать, что Богу не нужны ни наши посты, ни наши молитвы, ни жертвоприношения – что мы оторвали от себя деньги, время, кому-то помогли, совершили дела милосердия. Богу это не надо. Все, что мы делаем, мы делаем для себя.

Когда молимся дома, в храме, мы себе оказываем великую милость, себя духовно поддерживаем. В период поста надо совершать дела милосердия – одно из аскетических упражнений, которое нам доступно: найти тех, кто нуждается, и в их лице послужить Христу.

Господь будет нас судить за то, не сколько мы молились и постились, а как мы помогли ближним: посетили ли в больнице, в тюрьме, оказали ли внимание нуждающимся (слово доброе сказали, убрались, продуктов принесли – что угодно)? Каждый может найти.

Если ты врач – окажи внимание своим пациентам (кого-то бесплатно прими, зубы вылечи), адвокат – окажи юридические услуги, и так далее. Каждый может найти применение своим способностям – абсолютно каждый. Подумайте об этом. Давайте оставшееся время поста послужим Богу в лице ближнего.

Церковь постепенно нас готовит к празднику: замечательная традиция, когда за неделю до Рождества поются замечательные стихиры. В Троице-Сергиевой лавре это большое событие, приходит много братьев, певцы поют стихиры на особый напев; это удивительно.

– За несколько недель до Рождества у нас воскресные дни посвящены праотцам – святым отцам, предкам по плоти, которые предшествовали нам.

Сейчас вспоминаем пророков: пророка Наума.

– Потом пророка Аввакума.

Много-много всего, каждый день можно наполнять чем-то особенным: это наша история.

– Это наше богатство, наша литургическая традиция, которая, конечно, не единовременно возникла, а развивалась. Церковь – живой организм. Некоторые думают, что Церковь – это какая-то статичная, архаичная структура. Церковь – это живой организм. Жизнь Церкви очень интересная. Если погрузиться во всю эту традицию и привнести ее в свою жизнь, наполнить свою жизнь – это сундук с сокровищами.

Вопрос от телезрителя: «Кем же все-таки были волхвы? Очень много белых пятен».

– В церковной традиции, в Священном Писании говорится, что они пришли с Востока, какие они принесли дары, диалог с царем Иродом, и что они ушли, не попрощавшись, по повелению Божию. На этом все – в Священном Писании о них больше речи нет.

Есть несколько толкований в церковном предании. Возможно, это предки рассеявшихся по миру евреев. Когда было вавилонское пленение, персидское царство, когда Святая земля была захвачена, часть евреев переселилась, и, помня о том пророчестве, они ожидали Пришествия в мир Спасителя. Они наблюдали за знамениями, и Господь им дал это знамение в виде Вифлеемской Рождественской звезды, которая появилась на небе.

Ученые спорят, что это было: то ли комета, то ли стояние планет в определенной последовательности. На этих небесных явлениях вычисляется дата Рождества Христова – где-то IV или V век до Рождества Христова. Та датировка, которая у нас сейчас есть, не совсем верная: в этом никакого секрета нет, об этом все образованные люди знают.

Одна версия – что это были потомки иудеев, а другая – что это были некие языческие жрецы, которые поклонялись персидским богам, в том числе богу Солнца. Они тоже наблюдали за знамениями, увидели звезду, Господь их как-то вразумил – и они, пройдя за этой звездой, пришли к Вифлеемской пещере. И это неслучайно: святые отцы рассуждают дальше, что это языческий мир в их лице пришел поклониться своему Богу – Творцу, пришедшему в мир.

Вопрос от телезрителя: «Есть замечательная традиция колядования. Это больше украинская тема. Нет ли здесь чего-то языческого?»

– У нас почему так проходит? Все было утеряно за те 70 лет, когда безбожная власть пыталась вытравить из сознания народа любую религиозность, подменяя ее своими идеологическими принципами. Западная Украина до Великой Отечественной войны не входила в сферу влияния советского государства – там эти традиции и сохранились. Отрадно, что у нас они тоже возрождаются.

Конечно, это очень правильно, что люди прославляют рождшегося Христа и этими песнями, колядками, церковными песнопениями тропаря и кондака, которые мы должны знать наизусть. В храмах мы вместе торжественно их поем, тем самым активно участвуем в богослужении: не просто пришли постоять и послушать прекрасный хор, но и сами становимся участниками общего хора.

Конечно, порой привносятся языческие традиции. Привнесение было на протяжении многих веков задолго до нас с вами. Почему? Христианство, придя на нашу землю, пришло не в духовную пустыню. Здесь были очень развиты языческие культы и языческие традиции. Христианство мудро: священники понимали, что это плохо, это все надо оставить и больше к этому не возвращаться, но это уже в крови человека – эти традиции передали бабушки, дедушки, прабабушки, и христианство пытается наполнить их своим смыслом.

Отчасти даже празднование Рождества Христова (его мы сейчас празднуем 25 декабря по старому стилю – 7 января по новому стилю) на эту дату было перенесено потому, что в языческом мире с этого дня начиналось языческое празднование рождения вечного солнца. Изначально Рождество праздновалось вместе с праздником святого Крещения в один день – 19 января по новому стилю, и назывался праздник Богоявлением. Потом, чтобы дать альтернативу языческому празднику и чтобы люди забыли языческие традиции, Рождество перенесли на ту дату. Поэтому, если вдруг привносятся какие-то языческие традиции, их надо осмыслить: если это язычество, – отсечь.

Поклонение каким-то духам, колдовство, гадание – это недопустимо: в христианстве есть прямой запрет «не сотвори себе кумира» и гадание было запрещено уже в Ветхом Завете. Но если это связано с какими-то угощениями, которые люди выносят в благодарность именно за христианские традиции, песни, которые им спели, Вифлеемскую звезду принесли – это хорошие и правильные традиции. Ничего в этом плохого нет.

Все по-православному, духовно. Самый рейтинговый вопрос от телезрителей: почему мы празднуем Рождество 7 января, а католики – 25 декабря? Давайте ответим коротко.

– Коротко – потому что у нас разные календари: есть григорианский, есть юлианский – старый и новый стили. В церковном праздновании мы не перешли на новый стиль, иначе все смещается и из церковной жизни фактически выпадет Петров пост, остальные праздники перенесутся, подготовка к другим церковным событиям будет очень скомкана. Из-за этого не только Русская Церковь, но и Иерусалимская, Грузинская (не могу вспомнить, кто еще, – 3 точно) не переходят на новый стиль. Это не принципиальный вопрос, как мы уже сказали: мы видели, что дата Рождества в истории христианской Церкви часто переносилась.

Вопрос от телезрителя: «Что делать, если ты остался в Рождество одинок, как правильно провести время?» Что посоветовать такому человеку?

– Одиноким можно быть по разным причинам. Может, человек один живет и физически не может никуда выйти – не может храм посетить, никого нет, с кем разделить радость, – это одна ситуация. Можно посмотреть трансляцию, принять участие в богослужении хотя бы online. Хотя, конечно же, лучше в этот день пойти на службу в храм. Кто не может ночью, – во многих храмах утром совершается праздничное богослужение.

Потом начинаются Святые дни – Святки, когда служба особенная. Не надо думать, что мы постились 40 дней, Рождество отпраздновали, дальше можно расслабиться и вернуться опять к своей греховной жизни. Так не надо поступать. Святые дни – как раз чтобы этой радостью делиться с другими.

Если вы физически здоровы, эмоционально одухотворены этим праздником, – значит, надо идти к тем, с кем можно поделиться радостью. Таких людей на самом деле очень много: одиноких, малообеспеченных, детей, брошенных своими родителями, стариков, брошенных своими детьми – каждый может найти такого человека, не надо далеко ходить. Если вы живете в многоквартирном доме, достаточно посмотреть, кто у вас на этаже или в вашем подъезде находится. Если в каком-то поселке в частном доме, в деревне – и там есть такие люди.

Мы на подворье стараемся помогать – в том числе одиноким, малообеспеченным: тем, кто нуждается в материальной и духовной поддержке, выискиваем таких людей. Не надо думать, что они сами к вам придут и будут просить: люди порой могут не знать, что кто-то хочет им помочь, поэтому задача христиан – самим искать таких людей, чтобы поделиться богатством, которое у нас есть.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс