Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1139) → Священник Олег Патрикеев: Что надо, чтобы жить и радоваться?

Священник Олег Патрикеев: Что надо, чтобы жить и радоваться?

№2 (1139) / 5 января ‘22

Беседы с батюшкой

Невероятно много советов, как жить, чтобы радоваться, но я спросил некоторых людей, как они относятся к этой проблеме, и многие говорили: мы привыкли, что христианство – это постоянная радость, но не хватает энергии, чтобы все время быть в этом состоянии – какие-то треволнения, иногда угрюмые мысли; у кого-то это рождает ропот… Проблема христианского мироощущения очень серьезная… Но Вы улыбаетесь – значит, Вы, наверное, имеете свое мнение. Так что же надо, чтобы жить и радоваться?

– Вы уже ответили: для начала надо улыбнуться – «ведь улыбка – это флаг корабля». Мы должны посмотреть шкалу радости и счастья – у каждого она своя: невозможно подобрать шкалу счастья, подходящую каждому.

Для бедного человека вечер с куском хлеба и водой, возможно, будет счастливым вечером, проведенным где-нибудь в холодной каморке. А для богатого? Я думаю, и икра не полезет. Богатый ищет счастья уже в более серьезных вещах – например в прыжке с парашютом (как в одном из разговоров: «Когда ты обычно бываешь счастлив?» – «Когда я прыгаю с парашютом, иду в горы». – «А ты когда?» – «Я всегда счастлив»).

Мы должны понять, что же такое счастье, есть ли оно в мире? Это какой-то предмет или материальное воплощение этого красивого слова? «Счастье» – это радость, харизма, все время какой-то источник.

Если взглянуть на мир, у мира есть своя счастливая статья. В принципе, когда-то человек достигает удовлетворения и получает счастливые мгновения жизни. Мы не будем перечислять, какие они: каждый из нас чувствовал их и радовался.

Но если взять мир христианский, мы должны посмотреть: кто же счастлив по-настоящему, кто нам показал эту радость? Давайте отмотаем назад не 2 000 лет, а еще больше – до создания мира. Самый счастливый – это Бог: Он есть Источник счастья и любви. По христианскому пониманию, мир сотворен от избытка счастья и любви Бога. То есть это как пенка с молока течет – вот счастье, когда все с избытком.

Этот мир был создан Творцом. Нам осталось понять, почему мы тогда несчастливы: где же ошибка произошла, почему мы частенько горюем, плачем, страдаем?

Кроме рождения есть еще и смерть – о ней мы много говорили и сегодня тоже ее затронем, ведь она входит в расписание нашей жизни: рождение и смерть – две неотъемлемые точки, это с нами произойдет. Все, что будет между ними, – как раз набор моментов нашей жизни, которые могут быть счастливыми...

Один из постулатов психологии говорит, что нужно жить, что называется, наслаждаясь моментом жизни – более того, психологи часто спрашивают, например: насколько Вы осознаете свое существование в этот момент, наполняете ли Вы его радостью и принимаете ли все, что происходит в нем? Иногда кажется, что радость христианина и радость другого разнится. Но если мы представим, что все созданы – верующие, неверующие – по образу и подобию Божию, то мы во многом одинаково воспринимаем и счастье: общение с людьми, близкими, дарение им радости, заботу о детях, стариках… У Вас много детей, и Вы все время радостный: может быть, просто нет никаких проблем?

– Вы очень хорошо заметили, что человеку кажется: когда нет проблем, он должен быть счастливым. А все христианство – это проблема, серьезная проблема. Можно вспомнить: когда был счастлив Христос? Когда был самый счастливый момент у Него? На кресте, когда Он сказал: «Свершилось» – Он совершил то, к чему был призван. Это была Его цель. Значит, достижение цели и есть счастье, радость и любовь. Ты достигаешь цели, а цели у всех разные: кому-то надо достичь первого места в Олимпийских играх. Посмотрите на олимпийских чемпионов, какие они счастливые, радостные. Они преодолели себя.

Вопрос телезрительницы: «Для меня радость и вера в православном понимании – это одно и то же. Я вроде бы верую, а умирать-то боюсь; значит, у меня нет полной веры и полной радости. Как мне соотнести мою веру (я верю, что Христос есть) и мой страх? Вот тогда и буду радоваться».

– Это и вопрос, и ответ. Вы же ответили: когда преодолеете свое неверие. Верить в бессмертие очень трудно. Я отпеваю многих людей и думаю: ну что я сейчас расскажу? Иногда просто молчу, читаю Евангелие, где говорится о Воскресении Иисуса Христа, что мертвые воскреснут. Говорю: «Вы понимаете, о чем сейчас идет речь? Человек, который сейчас лежит во гробе, воскреснет и первым встретится с Христом – быстрее, чем мы. Значит, у кого сейчас больше радости – у него или у нас? Мы плачем, а он радуется, ведь он встречается с Тем, Кто его сотворил». Это написано в Евангелии, мы верим Евангелию – тогда: «Аминь».

А если мы сомневаемся, тогда нужно брать веру не из своего чувства, не из своих размышлений, а из Евангелия – верить, как написано. Тогда будет не моя вера, а та вера, которая дана нам Богом Христом.

«Веруйте в Меня», – сказал в Евангелии Господь. Значит, нам надо верить в Него и в Евангелие.

Мы сейчас верим в то, что написано в газетах, в интернете, и делаем все так, как нам говорят. А если бы Евангелие так же проповедовали по телевизору и по всем каналам говорили «вот так надо верить», «вот так надо делать», «сегодня причастились два миллиона человек» – какая была бы новость, было бы здорово... А у нас немножко другие новости.

Вера зависит от слышания, а слышание – от слова Божия. Нужно только уши раскрыть: все уже разжевано святыми отцами, надо только проглотить – и живи со Христом. «Проглотить» – значит пойти на Причастие, покаяться. Должна быть цель: чего я хочу достигнуть в этом мире?

Мы хотим ощущать постоянную радость, быть на подъеме, просыпаться и говорить: «Слава Тебе, Господи! Я проснулся!» – благодарить Его с радостью и отходя ко сну тоже. Но мы везде читаем: чтобы быть счастливым, сначала нужно претерпеть какие-то очень серьезные проблемы, нести свой крест и прочее, мы приходим на Исповедь, каемся… Даже говорят «угрюмый православный», хотя все должно быть наоборот, ведь жизнь-то православная, христианская призывает: «Радуйтесь, ибо велика ваша мзда на небесах». Почему у нас нет этой постоянной радости? Мы плохие христиане? Мы не верим в Бога? Что происходит с нами?

– Психология человека зависит от внешних факторов. Они влияют на каждого из нас, зачастую это информационное давление. Почему наши родители были радостнее, чем мы сейчас? Они получали хорошие новости: «Надоили пять тонн молока» – подача всегда была радостной. Пускай это было проявлением «правильной политики партии», как у нас говорили, но какую информацию мы получаем сейчас?..

Все зависит от информации: чем ты питаешься, то в тебе и есть. Если питаешься информацией, тебя разрушающей, как быть радостным? Надо отключить источник информации, который тебя не радует, и включить тот, что будет радовать: Евангелие, телеканал «Союз» – включайте его вместо новостей, в которых будут постоянно говорить, сколько и где умерло.

Вы не измените ситуацию в мире, если не начнете радоваться. А радоваться можно только с тем Источником, Который создал этот мир.

Возвращаясь обратно к напечатанной Библии, мы узнаем, когда был человек радостным: когда он был в раю и когда не грешил. Вот тогда он был радостный – он был счастливый, бессмертный, постоянно в общении с Богом, не был подвластен стихиям: просто радостный, счастливый человек, ибо еще не знал греха. Наша задача, получается, – вернуться в рай. И эта дорога примерно такая же, как у олимпийского чемпиона или человека, который хочет нарисовать хорошую картину, написать стихотворение. У него есть мысль, цель, и посредством труда, креста или болезни он достигает ее.

Для христианина более или менее понятно, к чему нужно стремиться… Когда в интернете вбиваешь «что нужно, чтобы жить и радоваться?», то выходят две вещи – «жить и радоваться».

– Браво. И все понятно.

Люди говорят: я понимаю, что это нужно делать, но моя жизнь наполнена проблемами, и я не знаю, куда делась моя детская радость. Но ведь и чем ты старше, тем больше поводов для счастья? Или я ошибаюсь?

– Если сравнить взрослого человека с ребенком, ребенок намного счастливее. Сам Христос сказал: Будьте как дети.

Они счастливы сейчас: они не потом будут счастливыми – не думают, как бы заработать, чтобы поехать на юг и там быть счастливыми. Они счастливы – сейчас.

Нет разницы, что ты ребенку подаришь: 13-й айфон или конфетку – он будет счастливым, ведь это общение.

Сейчас – «миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Жизнь тоже бывает проблемной, со страданиями.

Мы должны понимать антропологию человечества: дух, душа и тело – это лебедь, рак и щука. Как их объединить в одной упряжке? Это проблема всех религий и всего человечества… Мы думаем, что будем счастливыми, когда чего-то достигнем, а оказывается, что это могло быть и не нужно.

Цель христианина – попасть в рай. Давайте приложим все усилия, чтобы попасть в рай. Как туда попасть? Возьмите навигатор и скажите: довези меня в Царство Небесное. Проверьте сами, куда он вас довезет...

Вопрос телезрительницы Ирины из Новгорода: «Если говорить, что мы не должны зависеть от материальных вещей, – это понятно. Но почему есть вещи, которые у человека отнимают радость? Предположим, человек любил кого-то, а другой его не любит. Он пронес любовь через всю жизнь, но как он может быть счастливым, если так и не встретил никого, кого бы полюбил так же? Так у него прошла вся жизнь. Для чего дается нерадостная любовь, без взаимности? Как можно ее преодолеть, если чувства преодолеть невозможно? Они – то, с чем человек не может бороться».

– Прекрасный вопрос. Я буду отвечать не как психолог, который будет успокаивать, утешать и подсказывать, что можно купить вместо мужчины зайчика и гладить его, успокаиваясь.

Дело в том, что мы забыли заповеди, данные всему человечеству через Моисея – не только еврейскому народу, но всему человечеству, которое верит в Единого Бога. Их никак не изменить. Первая заповедь говорит о любви к Богу. Для нас Бог открылся в Иисусе Христе. Значит, первая для нас заповедь – полюбить Иисуса Христа, Его слово, богослужение, молитвы, Его жизнь, смерть, воскресение. После этого мы можем понимать, как нам любить своего ближнего.

Если я влюбился в ближнего, но при этом не люблю Бога, то Господь создает определенную ситуацию...

Есть прекрасная книга преподобного Серафима Вырицкого «От Меня это было». Нам показывают, что если мы разочаруемся в своем друге, то будет подпись: «От Меня это было, ведь ты всю любовь отдал не Мне, а своему другу». Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель: Он тоже ждет нашей любви, и если мы Ему ее не даем, то получаем то, что получаем.

Мы находимся в греховном состоянии, мир находится во грехе, Церковь – воинствующая: мы еще не торжествуем, еще не выиграли на земле, еще в борьбе. Церковь прославляющая на небесах – это наши преподобные и святые: они уже победили, как написано в Откровении, кровью Агнца. Здесь – борьба.

Почему он меня не любит? Потому, что я не люблю Бога. Вот и весь ответ, все наши проблемы. Однажды я исповедовался и говорил-говорил обо всех своих проблемах, грехах, а монах на Афоне сказал: «Перестань перечислять все это – у тебя один грех».

Гордыня?

– Нет. «Все это последствия того, что ты мало любишь Бога. Если бы ты Его любил – не говорил бы эту тираду на полчаса».

«Люби Бога и делай что хочешь», – говорил блаженный Августин.

Есть знаменитый психолог Маслоу, который первым ввел понятие потокового сознания (это очень серьезная вещь). У него есть одно замечание, как стать счастливым. Он пишет, что принятие – один из самых главных, первых принципов: принятие себя, других, природы. Я понимаю, что в Православной вере есть нечто подобное: мы говорим иначе, но научиться принятию очень сложно.

– «Вас затопило? Примите. Машину порезали? Примите», – это легко говорить психологам, очень легко. Многие им верят и даже получают просимое. Они что-то принимают, убеждая себя: ничего страшного, потерплю. Накапливается источник, и терпение – дар Божий – исчезает, начинает тратиться по мелочам. В один момент человек прекращает терпеть, и получается взрыв, ибо не хватает его личной энергии.

Мы должны откуда-то ее получать?

– Конечно: не человеческую энергию, а энергию Святого Духа – только она и есть благодать, только она дает человеку радость. Это единственный источник, других не найдешь.

В Евангелии говорится, что это – то сокровище, которое купец вдруг увидел и все продал (это был маленький камушек, о нем он мечтал), взял его – и радуется. Это зернышко – Царство Небесное, та благодать, которую он принял, и больше ему ничего не нужно: он встретился со Христом.

Встреча со Христом становится величайшей радостью для верующего человека (а для неверующего – суд и осуждение), для него это счастье, к которому надо стремиться. Как мы стремимся встретиться с любимым человеком? Такие приготовления: и помыться, и хорошую одежду надеть!

И галстук не забыть.

– Это обязательно. И идем на встречу с ожиданием, цветами, смотрим на часы – какое переживание! Эта любовь должна быть проявлена к Иисусу Христу: так надо готовиться к встрече с Ним, Причастию. Должно быть переживание («не проспал ли я, все ли приготовил») – это первое. Потом Святой Дух научит и другим действиям.

Это будет уже благодарность Христу. Иногда к Причастию надо приходить с благодарностью. Не просто автоматически перечислять свои грехи («осудил, согрешил словом, делом, помышлением»), – это не покаяние. Лучше благодарить Бога, ведь «благодарение» и есть значение слова «Евхаристия».

Мы стараемся изо всех сил быть верными чадами Господа, и это для нас радость, но вдруг в нее приходят болезнь, скорбь, смерть близких, знакомых. Насколько радость совмещена со страданием, болью, горем? Мы люди простые, и нам трудно совместить их.

– Человек имеет три состава: тело, душу и дух. Болезнь, которую воспринимает плоть, это страдания и боль. Когда мы угождаем плоти, душа начинает соболезновать и ублажать плоть. Это значит, что плоть взяла верх: как рак, который пятился назад, но взял верх над лебедем и щукой. До лебедя нам далеко – хотя бы щуку отпустить, чтобы вода омыла наши страсти, ведь мы страдаем от своих грехов, своей неправды, зависти.

Как от них избавиться? Одно только есть средство – покаяние, истинное покаяние и нежелание больше жить с этим грехом. Как воришка, который пришел, отобрал все хорошие вещи, а тебе дал свои старые, да еще и остался жить в твоем доме. Что нужно сделать, чтобы его выгнать? Нужно позвать полицию. Позвать того, кто сильнее его… Сильнее сатаны, сильнее смерти только Христос – и Он есть любовь...

Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ведь Он нас так любит, как никто из людей: Он умер на Кресте за каждого из нас – это и есть проявление любви. И мы должны ответить на эту любовь. Если ответим, то будем счастливыми людьми.

Если даже мы любим, а нас не любят, то замена этому может быть любовь Христова. И моя любовь ко Христу, и благодарение за то, что Господь мне послал такое неосознанное счастье: быть, любить и не быть при этом любимым человеком, но быть любимым Богом.

– Да. Надо все минусы превращать в плюсы; и быть уверенным, что любую проблему можно решить своим отношением к Богу.

Записали:
Софья Горбачева
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс