Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрительницы Ирины из Ярославля: «Может ли православный верующий, который носит крестик и ходит в церковь, также носить и использовать древние славянские символы (лунница для женщин, коловорот для мужчины)? Мне подарили и говорят, что это православный символ, его носили наши предки».
– Строго сказать, идол в мире ничто. Но не просто же так человек будет носить этот символический знак на себе: он придает ему какое-то значение и силу, он свое внутреннее состояние как-то настраивает на связь с этим символом.
Если человек носит крест, он полагается полностью на Бога. Для него крест – не просто символ отвлеченный, это символ любви Бога к нам и защита, орудие победы Господа над дьяволом, над злом. Соответственно, крест – это защита во всех непредвиденных обстоятельствах жизни. Когда человек крестится или целует крест в каких-то неожиданных или даже трагических ситуациях, то ситуация меняется и он сохраняется именно через обращение к Богу.
А через этот символ что человек хочет получить? Наше заигрывание с пониманием, что наши древние предки носили и почитали эти символы, не очень хороший пример для подражания этому, ведь наши предки до Крещения Руси были язычниками. Тот же князь Владимир: как он жил в то время, когда почитал языческих богов? Это не пример для нас.
Настоящему христианину не надо носить такие знаки на себе.
Чтобы не впасть в соблазн и не начать приписывать им какую-то сверхъестественную силу. А если относиться к этому просто как к украшению?
– Носить красивую безделушку рядом с крестом – не очень хорошо: ставится равенство между крестом, серьезным знаком нашего спасения, и безделушкой, красивой вещью.
Если не приписывать этому какого-то особого действия и не поклоняться этому, тут ничего опасного нет.
Велика опасность с другой стороны: кто-то это увидит и может интерпретировать неправильно – предположить, что носящий языческие символы приписывает им какую-то силу, и так этот ближний может впасть в искушение.
Меня смутила фраза, что это символы православные и их носили наши предки. То есть, может, предки не до Крещения Руси, а предки в XVIII–XIX вв.?
– Я таких случаев не знаю. Конечно, были всякие отклонения, но мы сейчас говорим о православных. Не надо ориентироваться на тех, кто мог заблуждаться: это не пример для нас. Мы смотрим на тех, кто по-настоящему верил, кто был церковным человеком.
Вы хорошо сказали: не соблазняй ближнего – судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Если я знаю, что идоложертвенное для меня ничто, я этим не смущаюсь, а для близкого это может быть серьезно. Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего: через это гибнет душа моего близкого, слабого в вере. Тут разные уровни.
Когда семинарист или молодой человек из академии становится диаконом, потом священником, ему открывается новая жизнь, новые грани, о которых он раньше не знал, много с чем ему приходится расстаться и принять новое: главное – это практически ежедневное Причастие, и надо сохранить благочестивое отношение к Святым Дарам и к подготовке к этой великой Жертве Христовой.
У него открывается новое: постоянное общение с Богом, открываются новые грани этого общения, раскрываются новые горизонты в его жизни, он исповедует людей, для него открываются немощи близких и свои собственные. Все это для него потрясение (я говорю по себе и по тем батюшкам, которых знаю). Все это ведет человека в новую жизнь, и он возрастает.
Он не будет открывать новых вещей, которые для него открылись, для своего близкого, если это может смутить близкого: для того это будет соблазн – он только пришел в храм, еще только учится жить по Евангелию...
Кто давно живет в Церкви, знает, что Церковь – это лечебница. Все мы здесь не ангелы: мы пришли спасаться, исцеляться – у всех свои немощи, страсти, и ты с этим примиряешься, где-то оправдываешь человека. Как говорится у святых отцов, надо ненавидеть грех, но любить грешника: близкого не надо ненавидеть – его надо любить, а грех надо ненавидеть и стараться исправлять плохую ситуацию так, чтобы греха не было.
Иногда получается, что тот, кто только пришел в храм, думает, что в храме все должны быть святые, небожители, а его приняли не так, поговорили очень строго (и даже злобно), и он начинает смущаться. Таких моментов надо избегать, через это мы теряем души, которые могли бы спастись и быть потенциальными наследниками Царства Небесного.
В начале 2000-х годов была одна присказка. Пришла в храм девочка в короткой юбке, накрашенная, не знает ничего, пошла сразу к иконам, стала молиться. И бабушка, которая мыла свой пятачок, начала на нее кричать: «Как ты могла здесь пройти, ты все испортила, да и в каком наряде ты пришла!» Девочка в слезах развернулась и ушла. Такой встречи она не ожидала, она шла к Богу в искренней вере, что Господь ее любит, и она считала, что и тот, кто трудится в церкви, тоже ее полюбит. Но увидела другое. И этой бабушке явилась Божия Матерь и сказала: «Я эту девочку 15 лет вела к встрече с Собой, а ты за 5 минут ее отвратила навсегда». Очень показательный пример.
Надо быть очень осторожным, чтобы не смутить своего близкого. Поэтому если я знаю, что мои близкие смутятся, если я ношу этот медальончик, то я не буду его надевать. Если нравится он мне, то его спрячу, буду любоваться где-то, но не смущать своих близких.
Вопрос телезрителя: «Согласно Книге Бытие, Бог на 5-й день создал животный мир и только на 6-й день – человека. Откуда появились тогда смертоносные бактерии и вирусы? Списать это на грехопадение человека не получится, ведь они были раньше, чем был создан человек. В Писании сказано и научно доказано, что они появились сами по себе в процессе эволюции, это еще можно понять и принять. Но если их создал Бог, это понять и принять невозможно, появляется вопрос: зачем?»
– Я могу высказать свою точку зрения. Я не могу опираться на научный багаж, так как у меня его нет, но я слушал, как рассуждали некоторые священнослужители, преподающие в Московской духовной академии, например, Священное Писание Ветхого Завета.
Они говорили, что Господь создал весь огромный мир, а с грехопадением человека смерть вошла в жизнь этого мира. До этого животные жили в мире: есть ссылки на Священное Писание – что, например, плотоядные животные рядом с травоядными и не вредят им, у них мир, любовь и согласие, но с грехопадением человека весь мир изменился, исказился. Мне кажется, даже могла произойти какая-то мутация бактерий в результате грехопадения.
Как сказал Господь Адаму: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят». То есть раньше этого не было – земля была проклята за грехопадение Адама.
Сначала все было здорово, чисто и хорошо, он не страдал от перемены погоды, и перемен таких резких не было, а теперь стал страдать, чувствовать разные потрясения для своего организма: это и болезнетворные бактерии, и перемена погоды, и условия, которые не соответствовали его нормальной жизнедеятельности. Я вижу в этом отрывке для себя лично ответ на ваш вопрос.
Мое скромное мнение, что человек после грехопадения стал подвержен атакам вирусов, бактерий, как он стал подвержен атакам хищных зверей.
– Возможно.
Вопрос телезрителя: «Адама и Еву изображают так, как люди выглядели всегда. Значит, их сыновья и далее внешне были, как мы? Понимаю, что в каждый период истории внешность меняется, речь меняется. Бог создал человека по Своему образу и подобию. Так были ли дикари?» Сразу ли человек был сотворен таким, какой он есть сейчас?
– Некоторые богословы говорят, что в эту область можно входить, рассуждая очень осторожно: очень многое неизвестно. Раскопки говорят, что человечество зародилось 30–40 тысяч лет назад. Из этого наука делает вывод, что человек такой, как мы, появляется в этом промежутке времени, а до этого были австралопитеки, питекантропы и так далее... Мы не знаем, насколько прародители были человечны. Но они уже имели религиозные воззрения, у них был культ: культ солнца, например, – это говорит о том, что в них было религиозное чувство.
Мы не будем отрицать, что люди были дикарями, и раскопки говорят об этом, но насколько эти люди с нами связаны? Опять-таки неизвестно. Мы знаем, что после потопа человечество в лице Ноя и его сыновей стало размножаться, и это были уже совсем другие люди: те, что были до потопа, все были потоплены водами. Были ли они похожи на нас? Мы этого не знаем, ведь выжил только Ной.
Мы знаем, что после Ноя появились разные расы – и негроидная, и монголоидная, и европеоидная... Предполагать, что мы были похожи на дикарей, я не могу – потоп как-то останавливает мою мысль, дальше она не идет.
Вопрос телезрителя: «Очень сильно завидую успешности чужих детей: у моей дочери все не так. Знаю, что зависть – грех, раскаиваюсь в нем, исповедую его и снова завидую. Подскажите, как с этим грехом бороться?»
– Надо пересмотреть свое отношение к дочери. Если почитать психологов, все говорят, что мы родом из детства, проблемы, которые возникают и у наших детей, и у нас самих, идут из детства. Где-то ребенок недополучил любви, где-то понижена самооценка, где-то его зажимали, неправильно воспитывали, поэтому сейчас обстоятельства жизни складываются таким образом.
В первую очередь надо пересмотреть свое отношение к дочери, второе – если кажется, что дочка неуспешна, как ему видится, а другие успешны, мне думается, надо вспомнить житие преподобного Никона Радонежского.
Преподобный Никон пришел к батюшке Сергию, горя желанием быть рядом с ним, быть под руководством этого великого наставника. Но что происходит? Преподобный Сергий отсылает его к своему ученику Афанасию в Высоцкий монастырь и говорит: «Тебе не место здесь». Казалось бы, все плохо, все рухнуло: такой великий авва не прозрел сердце, желание быть рядом с ним, любовь к нему, стремление быть монахом. Но он смирился, воспринял это как волю Божию… В житии говорится, что преподобный Сергий, провидя будущее Никона, видя, что он имеет такие дарования, что его можно после себя поставить наместником монастыря, игуменом, подобным ему, отсылает его, чтобы уже пришел в монастырь не юнец, а опытный муж.
Мне думается, надо положиться на волю Божию, молиться о своей дочери и верить, что Господь измышляет о дочери что-то лучшее: не надо сразу ставить на ней крест. Эта ситуация решается в двух направлениях. Первое: положиться на волю Божию и молиться о счастье дочери. Второе: переменить свое отношение к ней, посмотреть, может быть, где-то неправильно себя вел, постараться ее поддерживать, всячески оказывать знаки внимания и любви, чтобы она обрела устойчивость: «Доченька, не все так плохо, мы тебя любим – значит, ты уже успешна, это уже хорошо. Ты нужна этому миру, нужна Богу, не просто так ты появилась в этом мире, а предназначена для особой миссии». Если это будет, то постепенно (я в это верю) ситуация с дочерью обязательно изменится.
Вопрос телезрителя: «Вопрос по сегодняшнему Евангелию. Господь в притче приводит такие слова: прежде чем построить башню, надо рассчитать свои финансовые возможности (выражаясь современным языком, составить бизнес-план), прежде чем начать военные действия, провести военный совет, – только тогда быть учеником Христа, идти за Ним. Как это можно соотнести с текущим днем? Что надо взвесить, спланировать, прежде чем стать христианином?»
– В этом вопросе я вижу два момента, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, дар рассуждения: это самый высший дар, по учению святых отцов. Например, св. Кассиан Римлянин говорит, что дар рассуждения – основополагающая добродетель. Об этом же говорит прп. Антоний Великий.
Без нее невозможно жить духовной жизнью, идти по жизни и спасаться: всегда надо обдумывать все свои поступки и размышлять, как это скажется на твоей жизни, как ты будешь действовать, подвизаться в тот же самый Рождественский пост (какие взять на себя ограничения и как себя вести, чтобы было тебе на пользу).
Второй момент – смирение, основополагающая добродетель. Некоторые говорят, «смирение» – это «мир души», но некоторые считают, что это «мера»: знать свою меру – очень важно, на что ты способен.
Отец Иоанн Кронштадтский говорил, что следует правилу древних отцов и постоянно изучает, исследует себя.
«Познай самого себя» – основная направляющая в жизни. Исследовать себя и понять, кто ты есть, какая твоя мера. Сейчас это не так актуально, но, например, в 1990-е годы, когда мы пришли к вере неофитами (многие из неверующих семей, многие вообще не зная, что такое Православие, начитавшись жития святых), ринулись в бдения, посты, стояние на коленях, многие повредили свое здоровье – они не размышляли, как говорится в Евангелии: «Что я имею для построения этого здания? Какая моя мера, что у меня есть в наличии и что я могу сделать, чтобы это было успешно предпринятое дело, чтобы я его хорошо закончил?» Чтобы не было тех, кто потом будет смеяться надо мной и говорить: «Вот этот человек начал дело и не смог его закончить. Он стал строить башню и не смог ее завершить».
Как раз об этом говорится: что мы должны всегда рассуждать, спокойно взвешивать свои силы и то, что мы можем сделать доброго на небольшом промежутке времени (например, Рождественским постом): как можем исправиться – не для галочки, а для себя? Какие шаги можем предпринять, чтобы стать лучше, и что из того, что нам сейчас вредит, мы можем убрать из своей жизни?
Как это сделать? Читать жития святых, читать Евангелие, изучая его через толкование святых отцов. Мне думается, что эта притча Господа об этом нам и повествует.
Как правильно провести оценку в духовной жизни?
– Мы хотим, чтобы все было безболезненно: мы – дети этого времени, и нам нравится жить в комфорте, чтобы все было хорошо, успешно. Но не надо забывать, что духовная жизнь – это вызов самому себе, что-то новое в жизни: следование за Христом – такие шаги, которых ты раньше не делал.
За счет этого может быть много ошибок, отклонений. Путем проб и ошибок ты сам идешь в ту сторону, которая тебе показывается в Евангелии.
Например, очень хорошо говорил протоиерей Сергий Баранов, что многие, начитавшись святителя Игнатия (Брянчанинова), говорили: «Как бы нам заниматься Иисусовой молитвой и не впасть в прелесть?» А он говорил, что нам оставлены стереотипные воззрения. Какая здесь прелесть? Мы даже маленькой толики не делаем, не подвижничаем, как те, кто жил в ХVIII или ХIХ веке, – какая здесь прелесть? Надо творить, действовать – Сам Господь тебя учит на этом пути – и доверяться Богу.
Когда ты выходишь из зоны комфорта, ты делаешь что-то новое. Например, говорит святитель Феофан Затворник: если ты в одних и тех же правилах застоялся, утренние и вечерние молитвы уже никак тебя не задевают, то ты можешь менять правило – по количеству времени заменять его на другое. Можешь прочитать «Богородице Дево, радуйся» вместо утренних молитв, заменить акафистом: это новая струя, что-то новое в жизни, она будет тебя учить и наставлять. Можно попробовать и в какой-то день прочитать 50 раз «Богородице Дево, радуйся» и посмотреть, как это в твоей жизни отзывается.
Сегодня женщина очень хорошо сказала: «Начну читать Евангелие, заполнять свою жизнь чтением Библии». Замечательно! Как раз такие шаги и показывают, что человек старается, изучает, а Господь на этом пути начинает его вести. Но если ничего не делать, бояться ошибок и того, как бы не упасть, то можно в бездействии провести все дни своей жизни, не исправиться и закончить свою жизнь в унынии, малодушии. А это не очень хорошо.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.