Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1134) → Архимандрит Феофилакт (Безукладников): Надо быть строгими к себе, но милостивыми к окружающим

Архимандрит Феофилакт (Безукладников): Надо быть строгими к себе, но милостивыми к окружающим

№45 (1134) / 1 декабря ‘21

Беседы с батюшкой

Вопрос от телезрителя: «Можно ли воспринимать Бога как друга?»

– Нужно. Господь говорит про псалмопевца Давида: нашел Я мужа по сердцу Моему. Давид нравился Ему как личность. Про Антония Великого сказано, что он имел такое дерзновение перед Богом, что беседовал с Ним, как мы с вами сейчас. Он задавал Богу такой вопрос: «Господи! Почему одни живут немного, а другие – до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие богаты?», а Господь сказал ему: «Не твое дело лезть в судьбы Божии, думай о своем спасении». Видите, какой у них был доверительный, непосредственный разговор? Теперь это все – наше святоотеческое наследие.

Очень важно, чтобы молитва начиналась так, как нас учит Церковь, как написано в молитвослове (например, утренние молитвы, вечерние или перед святым Причастием). Для чего? Чтобы мы молились тем же образом, что и святые отцы. Они нам помогают правильно молиться, обращаться к Господу Богу. Эти молитвы абсолютно не исключают частную молитву. У каждого из нас она есть – например, мы говорим: «Господи, исцели меня от болезни» («помоги мне сдать экзамен» или «благослови мое путешествие!» и так далее). И еще говорим: «Благодарю Тебя, Господи! Слава Тебе! Не оставь меня, Господи! Помоги мне!» Святые отцы пишут, что даже частная молитва со временем может полностью вытеснить молитвы по молитвослову. Возьмите творения Симеона Нового Богослова: у него молитва переходит в богословие, а богословие переходит в молитву – вот такое высокое духовное состояние. Всем вам (и себе) этого желаю.

Вопрос от телезрителя: «В Писании сказано, что Авраам просил Господа за Содому и Гоморру. Бог сказал: «Пощажу, если там будет хотя бы десять праведников». Почему же Бог попустил большевистский переворот? Неужели не нашлось 10-ти православных праведников, чтобы этого не было? Столько жертв... В России были церкви, монастыри, люди причащались, исповедовались. А потом эти же люди с остервенением срывали кресты и сбрасывали колокола. Почему это произошло?»

– За всех ответить невозможно. Но можно аккуратно обозначить некоторые исторические моменты, обращаясь к статистике. Начну с цитаты преподобного Амвросия Оптинского, которая мне очень нравится. Он в середине XIX века, за 70 лет до революции, сказал такие слова, что народ сохраняет свое бытие до тех пор, пока люди спасаются добровольно: «Дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварить первое». То есть люди добровольно, сознательно ведут подвижническую жизнь, их никто не заставляет: они сами идут на молитву в храм, постятся, делают добрые дела, исполняют заповеди и волю Божию в своей повседневной жизни. И после смерти они наследуют жизнь вечную. Амвросий Оптинский говорит, что народ обязательно должен приносить плод. Такова была Русская земля.

Но дальше надо сказать, что последние 50 лет перед революцией народ начал охладевать к Церкви, вера в Бога у него начала умаляться. Элита разложилась еще раньше, а уж когда народ отошел от Церкви, то произошла катастрофа. Например, из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» известно, что в 1916 году храмы посещало только 10% населения – причем тогда было обязательство хотя бы раз в год причаститься в церкви и принести справку об этом, иначе могли уволить с работы. Люди венчались, крестились: Церковь была частью Министерства просвещения (это был отдельный департамент) – частью государственной структуры и занималась тем, что теперь делает ЗАГС, – но даже в этих условиях только 10% населения посещало храмы.

Дальше преподобный Амвросий говорит, что если люди добровольно не будут подвизаться, жить богоугодно, то Господь пошлет скорби, гонения, болезни и все прочее. Так и случилось с нашей страной, и те, кто попал в лагеря и кого водили на допросы, пытали, расстреливали, уже это понимали. Они стали молиться к Богу, стали исповедниками, мучениками. Таким образом наша Русская земля снова стала приносить свой плод.

А дальше преподобный Амвросий говорит, что есть и третья, более ужасная стадия: если ни добровольно, ни принудительно нельзя добиться от народа, чтобы он спасал свои души, то он просто истребляется с лица земли. А каким образом, это уже техническая часть: например, всех выкашивает эпидемия или происходит война, ядерный взрыв, голод...

Слава Богу, что мы остановились на второй ступеньке. Поэтому мы верим, что наш народ еще жив, Русь еще жива. Но нам надо вернуться к первой стадии − Святой Руси.

В чем идеал христианства? Благолепие с благочестием. Как апостол Павел говорит в своих посланиях, что даже если у человека все есть, он все равно сохраняет благочестивый образ жизни. У нас сегодня не хватает совести. Что делает человек, у которого появляются деньги? Бежит в самый богатый ресторан, покупает самый роскошный автомобиль, едет на Канары или куда-то еще. Это большое искушение. Надо уметь не только в бедности говорить: «Господи, помоги! Не оставь меня», но даже когда ты богат. Надо уметь жить и в богатстве, и в бедности. Пускай нам Господь поможет этому научиться.

Молитва – разговор с Богом. Как правильно молиться?

– Это беседа души человека с Богом.

Мы должны Бога любить. Любовь – высшая управляемая сила души. Ее можно сравнить с лучом, прожектором, и нужно знать, на кого его можно направлять, а на кого нельзя. Прежде всего мы должны этот прожектор направить на Бога, а Он нам ответит Своей любовью, встречным лучом, который очистит, освятит и укрепит наш луч. Даже когда мы любим друг друга, нам надо стараться это делать через призму Евангелия, Христа. Есть большая разница между тем, как мы хотим друг к другу относиться, и тем, как нас этому учит Господь. Святые отцы говорят, что Евангелие открывается только по мере его исполнения – иначе мы будем только скользить по поверхности, а глубина, внутренняя сила Евангелия останется для нас тайной.

Когда мы будем молиться со смирением, читать Евангелие с благоговением и стараться исполнять написанное в нем, то почувствуем законы духовной жизни, их закономерности. Мы будем чувствовать, как Господь нам отвечает во время молитвы, у нас появится личный опыт. Отсюда происходит слово «религия»: по-латыни оно означает связь живого Бога с человеком. А эта связь бывает только через личный опыт, когда мы молимся и чувствуем, что Господь нам дает, а что нет.

Например, у вас есть сын или дочь. Они вас просят о чем-то, и вы слушаете их внимательно, но это не значит, что вы будете делать все, что они просят. Так и Господь: Он слышит все наши просьбы, но исполняет только то, что нам полезно.

Надо понять, что Господь как Отец Небесный очень любит, когда мы к Нему обращаемся с просьбами: хотя Он и так видит наше сердце и все наши намерения, ему очень приятно, что мы даем Ему место в нашей жизни. А когда мы строим планы и в них места Богу нет, Он говорит: «Вы уже все без Меня решили – Я вам уже не нужен». И что Он делает? Он просто рушит планы, и у нас ничего не получается. Именно поэтому наши предки говорили: «Без Бога ни до порога». Они обязательно просили благословение Божие перед каждым делом и говорили: «Господи, благослови!» А в конце каждого дела: «Слава тебе, Господи!» Так жили наши предки, и нам так же нужно поступать.

Вопрос от телезрительницы: «Для чего Господь попускает, что дети друг друга убивают? Может, у них психика нарушена? Такой великий грех совершили! Как это понять?»

– Вопрос очень большой. Попробую ответить кратко. Все начинается с того, как эти дети появились на свет Божий, были родители венчаны или нет. Один батюшка говорит так: «Ты дал себя своему ребенку в семени, и все. Воспитывать уже поздно: что ты дал, то и будет в нем раскрываться».

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил мне в частной беседе: «Наши предки до революции, когда в супружестве собирались совокупляться, делали земные поклоны и полностью не раздевались, чтобы было как можно меньше похоти, страсти». Что ты передаешь ребенку? Ведь в этот момент приходит Бог и дает бессмертную душу. Муж дает сперматозоид, жена – яйцеклетку, а Бог – бессмертную душу, и надо быть готовым к приходу Божию в этот священный, очень важный момент. А теперь это бывает в ночных клубах в пьяном, табачном, наркотическом угаре. Обстановка порой бывает очень тяжелая.

Вот рождается ребенок, мы его крестим. Церковь дает крестного папу, крестную маму, чтобы они тоже молились за него. И родители, и крестные, и священник, который крестил, будут отвечать за этого ребенка и молиться. Поэтому детей надо причащать, водить в храм, давать святую воду, помазывать святым елеем, прикладывать к святым мощам и чудотворным иконам. Эти благочестивые навыки лучше прививать с самого начала. Об этом написано у Феофана Затворника.

Есть поговорка, что надо воспитывать ребенка, пока он поперек лавки лежит: когда уже вдоль, поздно. Это даже ученые подтверждают: все закладывается в ребенке на бессознательном уровне. Он лежит и, казалось бы, ничего не понимает, – а святые отцы говорят, что грудной ребенок в храме видит и слышит ангелов. Как только ребенок родился (может, пусть 40 дней пройдет, чтобы мама была при крестинах), нужно скорее крестить его, чаще водить в церковь на богослужения, особенно на Святое Причащение, чтобы на него воздействовала благодать Божия.

Ужасные, катастрофические вещи, о которых вы говорите, − это последствия грехов родителей или такого воспитания. Это результат, и у него обязательно есть предпосылки. Никогда не надо отчаиваться: надо воспитывать ребенка. Родители и крестные, взявшие на себя ответственность за ребенка, должны нести ее до гробовой доски: и молиться, и стараться словом, а особенно личным примером, воздействовать на своих детей. Никто с нас этой ответственности не снимал. Не надо говорить много слов – нужно показывать пример своей личной жизни. Это лучше действует, чем многие слова.

Вы говорите о страшных событиях. Пускай нас Господь от них спасет. Нельзя забывать, что миром правит Бог. Если ребенок погиб в раннем возрасте, нам это больно, очень жалко. Очень страшно видеть маленьких детей в гробу. Мне приходилось отпевать и младенцев, и подростков. Очень тяжело это делать, но надо помнить, что душа этого ребенка уже созрела для вечной жизни. Суть чина отпевания младенцев состоит в просьбе: «Господи, Ты лишил этого младенца земных благ, не лиши Небесных» – Церковь об этом молится.

Можно эту тему и дальше развивать: например, жили ли родители в период беременности и кормления грудью супружеской жизнью. Приведу фразу преподобного Нила Мироточивого: «Если родители в период кормления грудью или в период беременности жили супружеской жизнью, то пускай они не надеются, что их дети будут в старости за ними ухаживать» – он такую закономерность выявил. Если мы посмотрим на окружающую жизнь, то увидим, что это сбывается: дети выросли, родители состарились, и у этих детей нет чувства почтения, уважения, благодарности, признательности, заботы, любви по отношению к родителям – они называют их предками, кричат на них матом, даже бьют, сдают в дома престарелых. Вот где кроется один из корней этого (но я не говорю, что единственный и самый главный).

Дети рождаются в одном роддоме, ходят в одни ясли, в один детский сад, в одну школу, но потом почему-то одни идут в тюрьму, а другие становятся добрыми, порядочными, трудолюбивыми, усердными людьми. Надо родителям об этом крепко задумываться, когда они создают семью: это очень большая ответственность.

Вопрос от телезрительницы: «Как утвердиться в том, что Господь меня спасет? Я достойна ада, и у меня такое чувство, что Господь меня не спасет...».

– Вы рассуждаете правильно, но чуть-чуть однобоко. Святые отцы говорят так: «Наше спасение лежит между страхом и надеждой». Страх у вас есть: слава Богу, вы увидели свою немощь, грехи и абсолютно правильно говорите, что вы по грехам достойны ада.

По праведному суду Божию всем нам уже подписан приговор: гореть в аду. Но есть еще милость Божия. Как ее можно пробудить? Тут открываются нам некоторые секреты. Например: Не судите, да не судимы будете. Если мы в своем бедственном положении не будем осуждать другого человека, то и Бог нас не осудит на Страшном Суде. Он скажет: «Да, были у тебя грехи, и ты достоин ада. Но раз ты не осуждал другого, то проходи в рай». Можно спастись и легко войти в рай одним только неосуждением и прощением другим их вины перед тобой. Кто-то перед вами виноват, а вы простите ему от сердца, попросите у него прощения и скажите: «Господи, я ему прощаю, но и Ты прости мне мои большие грехи».

Есть такие принципы, которые даже в бедственном положении дают нам шанс, надежду на спасение. Господь говорит: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Милосердия мы можем проявить не так много: наши возможности ограниченные. Пускай это будет символически, но все равно знаки проявления нашего усердия в милосердии. Хоть у меня одна копейка, но я могу ее пожертвовать. И Господь примет ее как лепту вдовицы, которая положила больше всех.

Делать маленькие добрые дела. У святых отцов есть теория делания маленьких добрых дела: ты сделал, но немного – помоги кому-то через дорогу перейти, дай кому-нибудь одежду, что у тебя лежит в кладовке (может, кто-то в ней нуждается), дай пищу или пожертвуй копейку. И Господь, взирая на эти дела милости, милосердия, и нас тоже помилует. Запомните: мы идем по лезвию − между страхом и надеждой.

Вопрос: «Как мне быть? Обращалась к гадалке 5 лет назад, епитимью мне не накладывали, я периодически причащалась, но ведь не имела права. Раскаиваюсь. Надо ли нести наказание? Что делать?»

– Епитимья – не наказание: это способ исправления. Мы должны понять, что батюшка – не жандарм, не прокурор.

У нас есть в Требнике, за какой грех на сколько лет надо отлучать от Причастия. Но, во-первых, это возможный предел. А во-вторых, у священника есть право давать или не давать епитимью. Самое главное, чтобы человек вышел из этого греха: вот какая стоит задача перед священником.

Например, в мединституте хирурга обучили, потом ему дали все эти скальпели, ножи, и он поехал в глухую деревню, и делает операции, и смотрит, где, что и как потребно: так и батюшка. Это указание по епитимьям в Требнике совершенно необязательное: очень многие святые отцы говорят, что если раньше врачевали через отлучение от Причастия, то теперь от большинства грехов надо врачевать наоборот – тем, чтобы призывать к Святому Причастию, ибо у людей порой просто нет сил выйти из состояния греха. Наоборот, их не надо отлучать.

Действительно, все гадалки – слуги дьявола, сатаны. Когда человек себя добровольно, сознательно отдает во власть дьявола, это очень страшно. И потом очень тяжело будет вырываться из пут дьявола. Это можно сравнить с тем, как рыба попалась на червячка, а на самом деле там был крючок, но и крючок – не самое страшное, а страшное – это жало: если даже рыбак захочет рыбку отпустить, снять с крючка, жало не дает. Если рыбак попробует вытащить крючок, он выдирает все внутренности этой рыбке, она порой шипит в руке. Так же трудно вырывать жало дьявола, когда он вонзил его в человека.

У Василия Великого был такой случай: одна женщина пришла к нему с тем, что бесы ее мучают. Он стал за нее молиться. Ему явился бес и говорит: «А что ты за нее молишься? Она моя. Она добровольно себя отдала в нашу власть». И тогда святитель Василий Великий (а он был как патриарх, глава Церкви) собрал всю Церковь. Можете себе представить, все верующие стояли в храмах всю ночь с поднятыми руками и вопияли за эту женщину: «Господи, помилуй!» – и только к утру из нее вышел бес.

Кто хочет пойти к гадалкам, подумайте: ради вас соберут ли всю Церковь и будут ли стоять всю ночь с поднятыми руками и вопиять: «Господи, помилуй!»? Мне кажется, это маловероятно. Поэтому лучше туда не ходить, а то отдадите себя во власть дьявола, как будете потом вырываться из этих пут? Очень тяжело, с кровью, со слезами. Лучше не шутить с этим.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс