Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1134) → Священник Андрей Лысевич: Если человек всей своей жизнью будет служить Христу, он приобретет великое сокровище вечной жизни

Священник Андрей Лысевич: Если человек всей своей жизнью будет служить Христу, он приобретет великое сокровище вечной жизни

№45 (1134) / 1 декабря ‘21

Беседы с батюшкой

Господь говорит: Кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Что значит потерять душу свою ради Христа?

– Во-первых, нужно понять, что означает слово «душа». «Душа» (др.-греч. Ψυχή – «душа», «дыхание») здесь должна быть расценена в соответствии со вторым значением этого слова в греческом языке: не как дух человека и способность общаться с Богом, а прежде всего как его жизнь, его способность жить в этом мире своей жизнью. Христос очень тонко играет значением этого слова, повторяя вроде бы одну и ту же формулировку: в Евангелии часто повторяется это слово, но оттенок смысла всегда немножко меняется – в одном случае Христос имеет в виду временную биологическую жизнь, а в другом – жизнь вечную и общение с Богом.

Слова кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия должны быть, прежде всего, отнесены к святым мученикам, которые свою жизнь отдали ради Христа, пожертвовали собою ради Него. Таких людей Господь благословляет и поставляет в самое основание – фундамент Церкви. Мученический чин – самый почитаемый среди святых, и это действительно те, кто всегда имел самый большой авторитет и уважение среди членов Православной Церкви.

До сего дня мы очень глубоко почитаем святых новомучеников и исповедников: они засвидетельствовали свою веру – несмотря на ужасные, лютые гонения на христиан в годы советской власти, они тем не менее исповедовали свою веру во Христа.

Здесь есть еще один очень важный момент. Потерять душу свою, отдать свою душу за Христа – это можно понять несколько иначе. И это наиболее близкое для нашего времени понимание этих слов, поскольку христианская Церковь свободна от гонений: Божией милостью мы пока не испытываем гонений или тяжелых притеснений, Господь дает Церкви время тишины и покоя.

Отдать душу свою за Христа можно и сегодня. Каким образом? Всякий, кто всецело свою жизнь посвящает Христу, может быть соотнесен с этими словами Спасителя. Как говорил апостол Павел, если для человека жизнь – это Христос, то смерть станет для него великим приобретением, в котором он приобретет жизнь вечную – жизнь с Богом, обретет свою душу в смысле вечной жизни.

Я всех призываю в своей жизни поставить Христа во главу угла как Цель своего бытия, как Цель своей жизни, а все, что есть в этой жизни, в том числе и саму жизнь, расценивать как некое средство, как инструмент к соединению со Христом, к пребыванию с Ним. Если человек всей своей жизнью будет служить Христу, он приобретет великое сокровище вечной жизни.

Как потерять свою жизнь ради Христа, чтобы приобрести Христа? Мы ставим Христа Целью нашей жизни, но как подойти к ней?

– На этом пути учителем может быть только Сам Господь Иисус Христос, и дать простые инструкции в этом отношении невозможно: каждому человеку Господь уготовал свой путь святости, о каждом Он промыслил свой путь спасения и свою меру святости. Единственным наставлением, путем познания того, как нам свою жизнь посвятить Христу, служит для нас Евангелие.

Такой возвышенный вопрос задаете: «Как душу, жизнь посвятить Христу?», – а начать надо с очень простого: откройте Евангелие и прочитайте от начала до конца со вниманием. Если что непонятно, обратитесь к священнику из близлежащего храма или прочитайте толкования, вникните в текст Священного Писания. Если какие-то фразы Вам понравились, выучите их. Простейшие советы...

Когда мы сталкиваемся с простыми людьми, с прихожанами, очень часто оказывается, что этот совет крайне актуален. К сожалению, до сих пор люди читают Священное Писание недостаточно часто, недостаточно внимательно. Если читать Евангелие каждый день, заучивать какие-то цитаты, вникать в них, то это будет первым шажочком на пути отвержения своей жизни ради Христа.

Дальше – тоже очень простой момент отречения. Некоторые говорят: «Я ради Христа готов на все». Хорошо. Господь дал в сутках 24 часа, а сколько минут ты тратишь на молитву – на разговор с Тем, ради Кого ты только что обещал всю свою жизнь отдать? Вот человек говорит: «Я за Христа всю свою жизнь отдаю», – а в итоге оказывается, что не может постоять и 10-ти минут на утренних и вечерних молитвах. Понимаете? Получается, что всю жизнь готов отдать, а 10 минут утром – нет. Итак, второй момент – это молитва.

Третий момент. Человек говорит: «Я всю свою жизнь Христу отдам, а в воскресенье в храм прийти не могу – у меня нет времени». Как же ты всю жизнь Христу посвятишь, если не можешь посвятить Христу одного дня в неделю? Тоже вопрос.

Четвертый момент. Приходит к нам некто и говорит, что нуждается в помощи. Мы говорим, что всю свою жизнь посвятили Христу, а того, кого Господь нам послал, нуждающегося в нашей поддержке и помощи, отталкиваем...

Это такие маркеры по нашей жизни, по которым мы можем оценить, действительно ли мы свою жизнь готовы отдать Христу – или мы это только говорим, а на деле своей жизнью распоряжаемся как хотим: что хотим, то и делам. Молитва, участие в таинствах Церкви, чтение Священного Писания, доброе отношение к людям, доброжелательность, благожелательность – это маркеры.

Что еще значит жизнь свою отдать за Христа, посвятить Христу? Это значит следовать Его путем, идти за Ним: стараться подражать Ему, быть Его учеником по-настоящему – как Он жил, как действовал, так же и действовать в своей жизни. Что мы видим во Христе? Мы видим, что Христос имел такую великую благожелательность к людям, такую великую благонамеренность, что ради этого блага, которое Он пришел принести людям, даже отдал Свою жизнь – Он действительно пошел на смерть, чтобы дать людям возможность спастись.

Нам в своей жизни следует подражать этому – постоянно напряженно думать, какую пользу, какое благо мы можем принести людям, нас окружающим. И даже если это несение блага и добра людям иногда может стоить нам каких-то трудностей, неприятностей, то нам нужно пойти на жертвы ради Христа.

Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Иоанна Христос говорит ученикам: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. Он здесь как бы разделяет Себя с Богом: Бог отдельно, Он отдельно. То есть Он говорит не как Бог, а максимум как пророк. Как это объяснить?»

– Здесь Христос говорит об открытой Им на земле вере во Святую Троицу. Речь именно об этом. Христос говорит: веруйте в Бога, имеется в виду – в Отца, и в Меня веруйте – то есть веруйте в Меня как в Отца. Он говорит о Себе не как о пророке, а, скорее, этой фразой утверждает Свою Божественность: Он призывает Своих учеников веровать в Него как в Бога – точно так же, как они веруют в Отца. Но, понимая, что этот вопрос окажется очень сложным для учеников и для Церкви в целом, Он говорит: да не смущается сердце ваше – ведь действительно человеческому уму это непонятно: тайна Святой Троицы для человека неизъяснима – это крест для человеческого сознания. Когда человек приступает к этой тайне, его сердце начинает смущаться непониманием, незнанием. В чем причина этого?

Дело в том, что мы живем в пространстве и времени, а Бог пребывает вне пространства и времени: Он больше этого мира – Он Создатель этого мира. Мы оцениваем свое бытие и вообще бытие кого бы то ни было в рамках категорий тварного мира, и этими категориями мы никак не можем понять Творца. Для нас это запредельная реальность, потому мы не понимаем этого, сердце наше смущается. А Христос говорит: «Да не смущается сердце». И имя – это не только Отец, имя – это некий объем знаний о Боге, в том числе знания о Боге как о Святой Троице, это вся полнота имени Божия, которую открыл нам Христос через Свою проповедь.

Это знание действительно иногда может быть непонятно, но если человек верит Христу, то все эти непонятные ситуации так или иначе разрешаются в его сердце. Просто надо именно веровать, ведь без веры невозможно вместить в себя настоящее знание.

Я люблю приводить здесь, может быть, немножко сложный пример, насколько вера важна для человеческого знания, но это пример из обычных светских наук, ведь в основании каждой науки лежит вера – ее обычно именуют ученые важным термином «аксиома» (утверждение, которое принимается без доказательства, на веру). Мы видим свет и понимаем, что это некая часть пространства (как и воздух). Тот, кто живет исключительно этим миром, конечно же, будет смущен, если узнает, что свет распространяется порциями. Оказывается, маленькие обрывки света летают в этой аудитории. Неужели человека, имеющего, например, средневековое или более древнее сознание, это не смутило бы? Конечно, смутило бы, ведь он не смог бы понять, как это может быть. А теперь мы верим, что свет распространяется порциями. Люди стали проводить эксперименты, и оказалось, что вера конструктивна с точки зрения объяснения процессов этого мира. На основании этого возникла так называемая квантовая физика, квантовая теория.

Здесь примерно то же самое. Мы не можем понять, как это: Бог один и Бог − Святая Троица. Это неизъяснимо, – но мы верим в это. Дальше мы начинаем своей духовной жизнью проводить некий эксперимент. И опыт Церкви тоже есть большой эксперимент осмысления того, что Христос принес на землю, что Он сказал людям; и Церковь понимает, что учение о Боге Святой Троице – это действительно так, и Троица достойна величия Творца.

Вопрос: «Батюшка, Вы сказали читать Евангелие: там все просто и ясно написано. Я с Вами согласна, низкий поклон Вам. Все заповеди прекрасны, и хочется по ним жить. Думаешь: начинаю жить по заповедям, а не получается. Многие бы хотели жить по заповедям и отдать жизнь за Христа. Но мое мнение, что это ведь не человеческие силы: человек сам ничего не может. И Господь говорит: без Меня не можете делать ничего».

− Да, вы абсолютно верно говорите: без Бога мы не можем творить ничего.

В этом смысле дело нашего спасения − это вопрос прежде всего действия благодати. Мы спасаемся не верою, не делами, а благодатью: мы спасаемся через благой Божий дар. Но благодать приемлется в сердце человека по мере его личных усилий, его личной веры: через дела и веру призывается благодать и изводится Духом Святым в сердце человека – это тоже очень важный аспект. Никто не может спастись своими силами.

Если предположить, что человек спасается верой, это значит, что он сидит и говорит: «Я верю». А это самоубеждение. Никто, даже протестанты, я думаю, не понимают веру именно таким образом.

С другой стороны, как мы можем спастись делами? Что бы я ни сделал, какие бы труды ни совершил в этом мире, они меньше песчинки морской по сравнению с величием Божиим и тем даром, что Бог дал мне в виде моей жизни. В этом смысле дела наши ничтожны.

Но если мы имеем в себе доверие Богу и дела, соответствующие нашей вере, то мы приемлем от Бога дар. И именно в этом смысле мы понимаем, что через веру и дела спасается человек: вера и дела привлекают благодать в его сердце и дают ему спасение.

Конечно, без Бога невозможно ничего сделать. Пробуйте, старайтесь, трудитесь над этим – и Господь действительно восполнит Вашу немощь, видя Ваше рвение и старание. Единственное, что мне остается здесь отметить (в общем-то, Вы своим вопросом все сказали), − это то, что от нас требуется лишь смирение сердца: мы должны не величаться пред Богом, а смиренным сердцем стараться непрестанно трудиться для Него.

Здесь речь зашла еще о заповедях. Это одна из моих любимых тем, поэтому я хотел бы на ней остановиться. В Ветхом Завете около 600 заповедей. Хотя некоторые говорят: 10 заповедей (Декалог Моисея). А в Новом Завете сколько заповедей?

Называют 9 заповедей блаженств. Но я подозреваю, Вы скажете, что их две?

− Я скажу: одна.

Дело в том, что заповедь буквенная, данная словами, − это не то, что мы должны действительно считать заповедью жизни, заповедью спасения. Нет, не эту заповедь я имею в виду, когда говорю, что заповедь в Новом Завете одна. Одна заповедь − это Господь наш Иисус Христос. Иисус Христос − это живая заповедь. Он во всем подобен нам, кроме греха. Я поясню: это может показаться не совсем понятным.

Заповедь − правило жизни, образец, требование, некое лекало, которому человек должен соответствовать. И в этом смысле Иисус Христос, Его жизнь, Его Личность, Его Ипостась есть самая главная, самая живая, настоящая, соответствующая делу нашего спасения, заповедь для каждого из нас. Мы должны призвать Его имя, веровать в Него, совершать дела, соответствующие Его жизни и тому, что Он явил нам.

Об этом мы говорили, когда определили, что Христос должен быть Целью нашей жизни и к Нему нам следует идти определенным путем. А как понять, ты действительно идешь верным путем, что он ведет к цели, то есть ко Христу? Можно встретить на своем пути какие-то знаки? Как отличить, какие из них от Бога, а какие от дьявола?

− Очень просто. (На самом деле, вопрос великолепный.) Многие, мне кажется, задаются этим вопросом, но немногие находят ответ. А ответ на поверхности: он настолько простой, что нужно просто открыть Новый Завет, посмотреть внимательнее апостольские послания. Уже 2 000 лет назад он, оказывается, был дан.

Давайте порассуждаем. Каковы признаки настоящей духовной жизни? Человек старается жить духовной жизнью, старается следовать за Христом, и в нем что-то происходит, что-то появляется. Что же это может быть? Может быть, суровость? Человек становится суровым – ни на кого не смотрит, ни с кем не разговаривает, бороду почесывает, и, если вдруг к нему кто-то во время молитвы подойдет, он ему по лбу ложкой двинет – может быть, это признак духовной жизни? Мне кажется, нет. В Евангелии я такого не видел.

Другой вариант. Может быть, признак духовной жизни – это какие-то сверхъестественные чудеса? Если человек совершает чудеса, то он духовной жизнью живет? Это тоже не может быть признаком, потому что Христос призывает нас к несколько иному. В Священном Писании такой заповеди нет – творить чудеса.

Как признаки истинной веры учеников, наряду с любовью между учениками, Христос поставляет некоторые (например, аще и что смертно испиют, не вредит им – и так далее). Эти признаки в Церкви были, но они не главные в духовной жизни. Это очевидно.

Так вот, какие же настоящие признаки духовной жизни? Апостол Павел говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Вот эти признаки, и человек должен внимательно их в себе наблюдать, фиксировать – есть они или нет. Если есть эти признаки, то это некий знак, что он верно ведет духовную жизнь. Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание – именно это должно появляться, когда человек ведет духовную жизнь.

А еще: чему Христос Он призывал Своих учеников учиться у Него? Может, Он призывал учеников: «Научитесь от Меня воскрешать мертвых»? Или сказал: «Научитесь, как Я, ходить по воде»? Или, может быть, дал какие-то предписания, как хлеба умножать? Христос сказал ученикам: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». То есть кротость и смирение – еще два признака, которые здесь должны быть добавлены. Человеку нужно следить, чтобы в его душе была радость, чтобы вокруг него была радость, люди вокруг были радостными, что общаются с ним, ведь приятно с таким поговорить, чтобы у него на душе был мир и он не пребывал в смятении, переживаниях, как сейчас, к сожалению, многие пребывают в таком смятении по поводу болезней, лекарств, средств врачевания от этих болезней, – а ведь все это, простите, от лукавого: это разрушает мир в сердце человека.

Если он живет духовной жизнью и вся его жизнь – Христос, неужели ему так страшно понести какой-то ущерб от тех или иных искушений или трудностей, какого-то вреда... Ведь вся жизнь – Христос: я в руках Христовых, и того, что Господь обо мне промыслил, я не избегу, и у меня не получится прожить ни минуты дольше того, что Христос определил для моей жизни. В этом смысле, если человек действительно верит во Христа, мир в его душе водворяется.

Любовь к людям... Нужно перестать осуждать – не должно осуждение в душе расти, постоянно умножаться, оно должно помаленьку сходить на нет в идеале. По крайней мере, злоба, едкость осуждения должны как-то проходить в человеке, если он действительно идет за Христом.

Воздержание – способность в чем-то себя ограничивать, воздерживаться от каких-то непристойностей...

Вот признаки – откройте апостола Павла, посмотрите внимательно и постарайтесь исполнить эти правила.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс