Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1132) → Иеромонах Стефан (Игумнов): Когда происходит истинное покаяние, перестраивается система ценностей

Иеромонах Стефан (Игумнов): Когда происходит истинное покаяние, перестраивается система ценностей

№43 (1132) / 8 ноября ‘21

Беседы с батюшкой

Преподобные Оптинские отцы известны по всей России… Я предлагаю обсудить несколько цитат, которые они произносили. Люди их записывали, запоминали и часто пользуются ими в жизни.

Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Начинать должно с благодарения за все. Начало радости – быть довольным своим положением». Как это – «быть довольным своим положением»?

– Очень часто мы ищем подвигов ревностных, христианских, хотим подражать великим отцам или, как минимум, монахам, которые подвизаются где-то в суровых условиях, и забываем, что каждый из нас Богом поставлен в очень похожие условия. Каждый из нас поставлен на то место, где мы должны быть довольны своим положением, должны начинать наш каждодневный труд будничной христианской жизни с благодарения, как его начинает любой монах в самом далеком монастыре, в самой пустынной келье: он встает и начинает благодарить Бога – первая утренняя молитва с этого начинается. Любой возглас перед молитвами и есть благодарение Богу. Священник произносит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков» – это благодарение Творца, Создателя нашего и Спасителя.

Каждый из нас, когда думает о чем-то сверхъестественном, взыскует каких-то сугубых подвигов и даров, должен думать, что все это у нас уже есть, и за это надо благодарить Бога.

Преподобный Амвросий отмечает, что стоит принять свое положение – и к тебе приходит радость. Это важно для человека в принципе, не только для христианина: обрести радость – это смысл жизни.

– Безусловно. Кто в миру этого не понял, придя в монастырь и там этого не поймет. Будучи послушником в монастыре, он все равно будет недоволен своим положением: не то послушание дали, отправили чистить картошку вместо того, чтобы пасти коров, и так далее – это будет бесконечно.

Второй момент данного мудрого изречения: это простой житейский закон. Если ты будешь благодарить за то, что есть, то тогда и устраиваться все в твоей жизни будет так, как угодно Богу, и так, как это соответствует твоему внутреннему состоянию. Если все время будешь роптать (ропот – противоположность благодарению), то всегда все будет валиться из рук, всегда будешь недоволен любым своим положением, в которое тебя Господь ставит.

Чтобы принять свое положение, нужно начать благодарить Бога за то, что у тебя устроилось?

– Да. Чтобы в жизни все было хорошо, чтобы внешние обстоятельства соответствовали внутреннему устроению души, нужно всегда благодарить за то, что имеешь. Такой просто закон духовной жизни, чтобы была гармония, иначе будет диссонанс.

Обратимся к словам преподобного Варсонофия Оптинского: «Если случится согрешить, верь в милосердие Божие, приноси покаяние и иди дальше, не смущаясь». Насколько это сложно – принеся покаяние на Исповеди, продолжать путь не смущаясь?

– Это второй очень важный закон. Вторая важная тайна, которую нам открыли святые Оптинские отцы, помогает нам бороться против дьявольских атак, нападений на нас.

Одна из уловок врага рода человеческого – в том, что он сначала пытается нас сбить с ног, свалить, как сильный соперник, а потом добивает. Мудрый совет дают нам Оптинские старцы: чтобы мы мгновенно поднялись – не лежали и не ждали, когда враг нас добьет.

Нужно всегда уповать на милость Божию. Как бы ты ни упал, встань и иди дальше, всегда верь, никогда не теряй веры, что Господь поддержит. Это оружие в наших руках против нападения врага рода человеческого.

Преподобный Никон Оптинский пишет: «Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле». Очень интересная мысль про самооправдание. Как от него избавиться? Кажется, что оно помогает в жизни: ты совершаешь ошибку, тебя обличают, а ты оправдываешься, и сходит все на нет. Но это же обман?

– Это безусловно обман. Самооправдание – очень тонкая духовная вещь, которая неприемлема в нашей жизни. Это не связано с предыдущим состоянием, когда речь идет о том, что мы должны верить в милосердие Божие когда покаялись… Совершили грехи, осознали их и думаем, что Господь нас не простит за них? В том случае мы должны понимать, что за искреннее покаяние Господь прощает нам грехи.

А самооправдание – это самообман: как сказали отцы, оно закрывает нам глаза на правду. А как мы можем совершать правильные поступки, если не ориентируемся в том, что происходит в нас самих? Самооправдание, саможаление – это не те духовные состояния, которые нам нужны. Нам нужно понимать, как избежать самооправдания.

Нужно понимать очень четко и ясно простую истину: перед Богом мы грешны бесконечно – мы согрешаем всегда и мы виноваты в своих грехах; никто, кроме нас, в них не виноват. Например, соседка спровоцировала на грубый ответ. «Она нагрубила, и мы ответили». Она виновата, не мы? «Мы тоже виноваты, но не только мы» – вот так начинается самооправдание.

В своих грехах всегда виноваты только мы. Это первое. Мы должны раз и навсегда это понять. Второе, что нужно понять: нас спасает не самооправдание, не то, когда мы эти грехи пытаемся перед самими собой и перед Богом как-то умалить на Исповеди – это часто происходит: как будто это будет способствовать тому, что нам Господь простит грехи. Нет же, наоборот: если мы признаем полностью свою вину.

Вера в милосердие Божие должна быть непоколебимой – это часть нашей христианской веры: Господь милосерден, Господь всегда нас принимает в Свои объятия, если мы действительно каемся и признаем свои ошибки, а не оправдываемся.

Вопрос телезрительницы: «Никак не могу понять, что значит «и хорошее дело бывает неприятно Богу»?»

– Бывает и такое. Но это мы называем хорошим делом с точки зрения наших человеческих представлений: не все дела и поступки, которые нам кажутся хорошими, таковы на самом деле – примеров можно привести много.

Истинные хорошие, благие дела всегда угодны Богу. К таковым относятся: наша собственная работа над нашей душой, покаяние, смирение, осознание, кто мы есть перед Богом, стремление исправиться и так далее. Все, что касается комплекса работы над собой, исправления себя, – это очень хорошие дела, которые нас приближают к Богу, и Господь их принимает.

Дела, которые относятся к нашим ближним, например… Здесь все бывает гораздо сложнее. Нам кажется, что мы что-то хорошее пытаемся делать по отношению к нашим близким, а это – проявление нашей гордыни.

Допустим, по нашему мнению, человек как-то согрешает явно, а мы хотим его исправить. Мы можем действовать совершенно разными способами для исправления этого человека – можем действовать своим примером, любовью, терпением, а можем по-другому: принуждением, оскорблением, что он плохой, грешник и так далее… Нам-то кажется, что это доброе дело: мы пытаемся его исправить и ему помочь, – а Господь на это смотрит иначе. Он видит, что здесь проявляется наша гордыня и что мы сами падаем в пропасть греха, когда так поступаем. Таких примеров очень много – нам сложно правильно провести грань между тем, что есть добро и что есть зло, и только чистое христианское сердце, только пример святых угодников Божиих могут нам здесь помочь.

Вы говорили про веру в милосердие: мы должны верить в милосердие Божие, осознавая, что мы бесконечно грешны… Как это не превратить в состояние, когда мы можем подумать «Бог простит нас в любом случае, ведь Он милосерден: что бы мы ни делали, приходим на Исповедь, и Он нас прощает»? Он же еще и наказывает…

– Бывает, мы приходим на Исповедь и произносим грехи, но совершенно не чувствуем покаяния в сердце... Мы тоже можем себя обманывать в таких случаях.

Очень часто бывает, что человек в чем-то уже каялся, священник говорит, что не надо второй раз каяться, но человек чувствует, что душа его еще болит – не произошло чего-то важного в его душе, когда он каялся в прошлый раз: тогда для него во многом это было формальное покаяние.

Я не говорю, что нужно дважды и трижды каяться в одних и тех же грехах, если они больше не повторяются. Но каждому из нас знакомо, как трудно покаяться до глубины души…

И теперь представьте, что именно такое покаяние принимает Бог. Просто формальное перечисление грехов (а их перечислить очень легко) – это нечто другое.

Господь ждет глубинной перемены нашего сердца: чтобы мы перестали совершать тот или иной грех, чтобы мы его оплакали. И если такое покаяние действительно происходит, человек всей душой это ощущает. Он может потом много лет продолжать переживать совершенный им грех, и это совсем не означает, что Господь не простил его, – это означает глубину покаяния.

Это очень и очень трудно. Глубоко ошибается тот, кто считает, что он может грешить, а потом покаяться. Покаяние – не просто произнесение своих грехов на Исповеди перед священником. Далеко не так. Это огромный труд души. Это, собственно говоря, и есть основной труд нашей духовной жизни, то, в чем она вся и заключается: стяжать покаянное чувство, – что далеко не просто. Если мы будем относиться к этому поверхностно, то никакого покаяния не будет. И тогда не будет и прощения. Это очень опасно.

Вопрос телезрителя: «На Исповеди искренне раскаиваюсь в своих грехах, которые в себе осознаю. Это получается умом или разумом. А как узнать, кается сердце или нет?»

– Вопрос очень сложный и личный.

Узнать об этом можно тогда, когда прекращаешь совершать грех, в котором каешься. А во-вторых, покаяние преображает душу настолько, что происходит чудо с человеком: он меняется, когда действительно кается. Это невозможно не понять.

Если не в сам момент таинства, то по прошествии какого-то времени ты чувствуешь, что стал другим: меняется система ценностей. Ведь почему мы совершаем грех? Почему нам так трудно каяться? Потому, что у нас система ценностей перестроена.

Теоретически мы знаем, что должно быть на 1-м месте, на 2-м, на 3-м, – но на самом деле все не так. На самом деле все равно у нас на первом месте хорошо покушать, поболтать с кем-то (с той же соседкой упомянутой кого-то обсудить), поспать подольше, поменьше сделать, кого-то обмануть, чтобы нам было хорошо, больше заработать денег и поменьше потратить на добрые дела, подольше посидеть у телевизора – это можно перечислять долго.

Мы так делаем? Делаем. Значит, это и есть наша система ценностей. Значит, для нас это на 1-м, 2-м, 3-м, 4-м месте. Где у нас Бог? Где покаяние? Каждый может для себя ответить.

Когда происходит истинное покаяние, перестраивается система ценностей. И для человека уже не телевизор на первом месте, хотя есть, конечно, прекрасные каналы (как канал «Союз»), очень важно их смотреть, но не развлечения, не перечисленные мною вещи...

Человек ощущает, что для него самым главным становится Бог, Христос: Его подвиг ради нас, Его крестная жертва. Человек понимает, что боль ближнего и страдания того, кто находится рядом с ним, для него важнее, чем его собственные хотелки. Вот критерий, по которому мы можем понять, что с нами произошло нечто похожее на истинное покаяние: изменилась система наших ценностей.

Система ценностей в христианстве достаточно понятна, она изложена в Евангелии. К ней можно прийти – и она перестанет меняться? Или же ее достичь невозможно и изменения происходят в течение всей жизни?

– Церковь говорит, что это возможно. Истинные святые к этому приходили.

Можно достичь такого состояния, когда у человека формируется устоявшаяся и непоколебимая система христианских ценностей. Этого смогли достичь избранные святые путем огромных усилий всей их жизни.

Антоний Великий сколько десятилетий прожил в пещере, сколько искушений претерпел, прежде чем достиг состояния, которое называется святыми отцами непадательным... Это процесс, путь, по которому мы идем. И может так происходить (и так и происходит): только наводится порядок в нашей душе, только мы обретаем какой-то ориентир, выстраивается система ценностей – и опять все рушится, когда мы сделали неправильный выбор: предпочли не Бога, а того, кто борется с Ним и с нами, не добрые дела (о которых как раз спрашивала наша собеседница) – не истинно добрые дела, а те, что приносят удовольствие нам самим. Выбор мы совершаем каждый раз и вновь можем вернуться к состоянию, когда на первое место ставим самих себя и свои удовольствия. Вот и все.

Вопрос телезрителя: «Справа от Христа был распят разбойник – он на Исповедь не ходил, не каялся, но первым попал в рай. Только Бог может определить, правду ли говорит человек, на самом ли деле кается. Никакой священник это не определит: человек может его обманывать и только притворяться, и это будет считаться Исповедью и покаянием. На самом деле знает только один Бог об этом. Тогда, получается, все бесполезно?»

– Конечно, только один Бог. Церковь так и учит: не священник прощает грехи, а Господь. Священник как человек, наделенный специальной благодатью и имеющий опыт служения другим людям, помогает кающимся, направляет их на верный путь – помогает глубже покаяться, понять, что такое грех, что такое не грех, помогает избегать ситуации, когда человек вместо того чтобы каяться начинает обвинять других в чем-то. Вот что делает священник.

И еще во время Исповеди священник исполняет одну важную роль – он свидетель между человеком и Богом. Если не будет такого свидетеля, человек окажется в ситуации, когда легко может впасть во власть самообмана: нужен обязательно кто-то – Господь неоднократно говорил в Евангелии об этом. Ему важно всегда, чтобы людей было двое, и тогда Он посреди них. Сколько раз Он такое говорил? Это важно. Есть в этом какой-то закон, какой-то замысел Божий: чтобы был еще свидетель.

Священник произносит тайносовершительные слова и свидетельствует перед Богом, что пришедшему на Исповедь прощаются грехи – свидетельствует перед Богом и перед этим человеком, но прощает грехи истинно только Бог.

У разбойника на кресте был Сам Господь рядом, Который и Спаситель, и Первосвященник, и Царь, Истинный Властитель мира и наших душ. Он сразу ему простил грехи, когда увидел его сердце. Но точно так же происходит с каждым из нас – об этом не надо забывать.

Когда мы стоим у аналоя, там лежат Евангелие и крест. Зачем они там лежат? Чтобы мы помнили, что в этот момент мы и есть те самые разбойники... В этот момент у аналоя мы решаем, по какую мы руку от Христа и что произнесем.

В данном случае, конечно, никто не осмеливается Бога хулить, хотя, наверно, и бывают какие-то такие случаи: осуждение ближнего, кого-то другого – не себя. Тогда ты соответствующий разбойник с одной стороны. Или осуждаем себя и говорим: «Боже, помилуй мя, грешнаго». Тогда ты – разбойник, которого простил Бог.

Телезритель спрашивает: «Мы знаем, что Бога нужно благодарить за все, что происходит в нашей жизни. Но как благодарить Бога, если несколько лет подряд умирают родственники? Это какие-то испытания? Как это осмыслить и как за это можно благодарить Бога?»

– Очень трудно пережить, когда умирают близкие, трудно это принять. Мы лишаемся чего-то такого, что нам очень близко, дорого, без чего мы не можем жить.

Но что есть в данном случае благодарение Богу? Это понимание, что Господь сделал так, как лучше и для них, и для нас. Господь принял их души – и если мы не верим, что Господь принял их души, и не просим об этом, то как мы будем благодарить?

Если мы своих близких любим и просим, чтобы Господь простил им их грехи и принял их в Царствие Небесное, значит, мы уже в это верим. Раз мы в это верим, значит, мы и благодарим Бога, что Господь так премудро устроил, что люди, покидающие этот мир, обретают вечную жизнь. Как тут не благодарить?

В таких ситуациях в душе с огромным трудом, мучением, болью, но происходит некая перестройка системы нашего отношения к миру, системы ценностей: когда мы понимаем, что, оказывается, конечный результат, когда человек может пребывать с Богом в вечности, – это самое главное.

Когда мы молимся за усопшего, мы просим именно об этом – не о чем-то другом.

Еще просим, чтобы Господь утешил нас, чтобы нам не было так тяжело. Но в конечном итоге мы просим, чтобы Господь принял этого человека в вечные обители. И когда мы осознаем, что это значит, то, конечно, в нашем сердце скорбь меняется на радость.

В заключение прошу у Вас краткое напутствие для наших телезрителей.

– Давайте не будем никогда унывать, забывать, что Господь – Тот, Кто нас создал: Он нас любит и ждет, когда мы пройдем экзамен нашей земной жизни и бросимся к Нему в объятия. Мы должны жаждать этих объятий, всегда о них помнить и руководствоваться в нашей жизни, в том числе духовной, именно стремлением к Богу, а не стремлением к самим себе.

Никогда не будем унывать, всегда будем утешать себя мыслью, что Господь милостив. Но и не будем обманывать самих себя, умаляя собственные прегрешения.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс