Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1130) → Протоиерей Игорь Илюшин: Психология покаяния

Протоиерей Игорь Илюшин: Психология покаяния

№41 (1130) / 1 ноября ‘21

Беседы с батюшкой

Когда мы говорим о покаянии, у многих людей не возникает радостного чувства... Мы говорим: «Надо вычитать Покаянный канон», нас все время призывают каяться в своих грехах. Такое ощущение, что покаяние − очень скорбный труд. На Ваш взгляд, это так?

− Люди, делающие первые шаги в храме, действительно прежде всего сталкиваются с покаянием: первое таинство − Исповедь. На ней должно происходить покаяние, и человеку сложно настроить себя на это. Начинается поиск грехов, а это неприятно. Получается, что человек забывает о смысле покаяния. Мы знаем, что греческий термин μετάνοια («метанойя») означает «изменение ума, изменение образа мыслей, переосмысление своих действий». Есть исследование, что русское слово «покаяние» (обычно никто не разбирает его происхождение) произошло от 2-х слов: «хаяние» (ругание себя) и «покой» – с одной стороны, мы должны увидеть в себе грех, произнести его, а с другой стороны, должны обрести покой. Если мы обретаем покой, значит, наше сердце наполняет радость от прощения грехов.

Исповедь – ядро покаяния. Покаяние не заканчивается Исповедью: это более глобальное состояние переосмысления своей жизни. Если мы говорим о психологии покаяния, то наше психологическое состояние не должно быть удручающим, унылым: мы не должны осознавать себя самыми ужасными и страшными грешниками, иначе можем впасть в уныние. Мы должны обязательно смотреть на Господа Иисуса Христа, чтобы наше покаяние приобрело истинный смысл.

Покаяние − дар Божий: нужно понимать, что без Него мы не сможем по-настоящему покаяться, измениться. Мы обычно сравниваем себя с другими – мы знаем, что Господь Иисус Христос пришел спасти все человечество от грехов, и на фоне глобального человечества я, конкретный маленький человек, не так уж сильно и нагрешил. Соответственно, мы сравниваем себя обычно с явными грешниками, и на их фоне мы праведники. На самом деле мы должны смотреть не на грешников.

Есть книги для подготовки к Исповеди – в них перечислению грехов конца и края нет; бывает, люди приходят на Исповедь и начинают перечислять все это. Но мы должны приобрести в покаянии умилительный сердечный плач. Покаяние − это плач Адама, который и согрешил, и вроде бы получил прощение, но потерял рай и возможность видеть Бога.

Вопрос телезрителя: «Грех в мыслях наносит душе рану и нуждается во врачевании. Как поступать, если замечаешь, что в мыслях кого-то осудил, на кого-то рассердился, кому-то позавидовал?»

− Покаяние должно иметь 3 направления. Первое – чистота мыслей, помыслов, сердца (то, о чем вы спросили). Второе − молитва, обращение к Богу, и третье − принятие своей жизни, своего креста. Бывает, человек на Исповеди начинает рассказывать о своих бедах, невзгодах, как ему тяжело, сложно противостоять злу или нести болезнь – все это для него безрадостно.

Еще Иоанн Предтеча (провозвестник покаяния) говорил, что необходимо приносить плоды покаяния. А ими будут как раз чистота сердечная, молитва и принятие всех тягот, скорбей – любых жизненных обстоятельств – с благодарностью и радостью.

Вы помогаете людям, попавшим в очень тяжелые ситуации, в том числе алкоголикам и наркоманам. Они тоже каются, но я понимаю, что здесь покаяние должно быть особым. Здесь страсть видна, она обнаруживается и ими самими, и Вы тоже о ней знаете. Вы следите за этими людьми, за их духовным ростом или духовным падением?

− Да. Понятно, что в первую очередь должно быть покаяние в грехах, общение с Богом. Священник − лишь свидетель прощения грехов, но он еще и наставник, который может направить человека, подсказать, куда ему двигаться дальше.

Действительно, такие явные проявления, как алкоголизм и наркомания, греховны – и это большой повод для покаяния.

Очень важно называть грех и сознавать себя грешником. Например, в сообществах анонимных алкоголиков высказывание человека в группе начинается со слов: «Здравствуйте. Я алкоголик». Точно так же и здесь. Можно сказать: «Я, грешный, недостойный раб Божий, предстою перед Тобой, Господи. Исцели меня!»

Но это не удручает человека, не ввергает его в уныние по той причине, что он мысленно не смешивает себя с понятием зла, греха, не сравнивает себя с дьяволом – не говорит, что я и есть зло.

В том-то и дело, что мы все – царственное священство, как сказано в Писании, мы все сыны и дочери Бога: мы должны себя сравнивать с Богом и, глядя на Него, мы видим свое несовершенство.

На Исповеди у нас должны возникать эти нотки покаяния, желание исправиться, тянуться к Богу, в сторону света, добра. При этом у нас остается видение своего греха, своих недочетов. Когда на соревнованиях бегут, соревнуются и кто-то споткнулся и упал, у него же от этого нет отчаяния, уныния – он все равно бежит дальше.

Именно с таким сознанием будет психологическая радость, желание. Господь сказал: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный, – это недосягаемая планка.

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «В Евангелии читал, что покаяние любого грешника всегда сопровождается конкретным действием. А теперь у нас на Исповеди можно до Второго Пришествия рассказывать о своих грехах, каяться, плакать. Если никаких действий не предпринимать, то никакого покаяния вообще нет – получается одна болтовня».

– Страшно, когда на Исповеди происходит просто перечисление чего-то без участия сердца, сердечного сокрушения. И в Ветхом Завете, и везде есть призывы к покаянию – вспомним 50-й псалом царя Давида: какой это был вопль человека, который потерял чистоту сердечную, упал, но хочет исправления, хочет, чтобы жертву, а именно сокрушенное сердце, принял Господь… Он говорит (а мы понимаем, что Писание богодухновенно), что жертва Богу – именно сокрушенное и смиренное сердце. Это не самобичевание, но желание исправиться, сожаление о содеянном, взывание к Богу, чтобы Господь исцелил, ниспослал помощь.

Но, с другой стороны, есть такая притча. Согрешили 2 монаха и ушли из монастыря.

Потом к ним по благодати Божией пришло покаяние, они вернулись в монастырь, и старец сказал им: «Вам дается такая епитимья: 40 дней каждый из вас должен пребывать в своей келье и молиться. Потом подойдете ко мне, и я приму вас обратно в число братии». Один монах после 40-го дня пришел к старцу. Тот спросил: «Что ты делал?» И монах ответил: «Я каждый день плакал, молился, сердечно сокрушался». Спросил другого монаха: «А ты что делал?» – «А я радовался, славословил и благодарил Бога, что у меня есть возможность вернуться в число братии». Старец сказал, что оба приняты в число братии. Получается, что и такое, и такое покаяние приемлет Господь.

Бывает, человеку необходимо поплакать перед Богом, когда у него окамененное сердце. А бывает, что он приходит в церковь (особенно если впервые) и говорит: «Не понимаю, что происходит, почему я плачу: я просто слышу служебные песнопения, и у меня текут слезы». Это хорошо: душа начинает исправляться – она чувствует чистоту, окаменение сердца растопляется, и идут слезы. Это зависит от психологического устроения каждого, но в итоге человек все равно наполняется радостью, что имеет возможность служить Богу, молиться.

В таком покаянии идет именно славословие, ведь далее в Церкви мы участвуем в таинстве Причастия, а это уже – встреча со Христом, принятие величайшего таинства и наполнение Божией благодатью радостного славословия.

Мы каемся в одном грехе постоянно – в осуждении. Мне понравилось, когда один батюшка в проповеди сказал: «Что такое осуждение? Каясь, мы говорим Господу, что воруем у Него прерогативу судить»… Мы не очень хорошо понимаем степень покаяния, которая должна приходить: иначе прав Евгений, говоря, что никакого плода мы не приносим, – а мы должны приносить плод изменения своего образа жизни, чтобы с чем-то проститься. Какой Вы бы дали совет? Выбрать один грех и бороться конкретно с ним – так приносить плоды? Или бороться сразу со всеми?

– Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что только тогда мы можем считать грех побежденным, когда испытываем к нему ненависть. Можно сказать, если грех нам еще не предоставляет негативных чувств, чувства содрогания при одной мысли о нем, значит, мы еще не покаялись, еще на стадии покаяния, исправления, но плода нет. Многие святые отцы говорят: чтобы по-настоящему победить грех, уходят десятилетия. Без милости Божией это не происходит. Просто называние греха без желания исправиться – это еще не покаянное чувство.

Вопрос телезрительницы Надежды из Воронежской области: «Когда идешь исповедоваться, так хочется, чтобы батюшка какую-то епитимью назначил, – а он говорит, что я еще слишком слабая, поэтому не назначает. Но если бы мне ее назначили, я бы старалась, вспоминала, за что ее назначили. Вот в этом психология покаяния как раз и заключается: дайте мне наказание, хоть маленькое, но чтобы я его исполняла и вспоминала свои страсти».

– Священники имеют свой опыт общения с людьми на Исповеди. Я, наверное, все же соглашусь с тем священником, который Вам не назначил епитимью.

Если мы будем назначать епитимьи по правилам, то у нас в храмах не останется людей: бывает, отлучают от Причастия на несколько лет за некоторые грехи. Человек сейчас настолько немощен, удален от церковной жизни, что факт его прихода в храм и покаяния мы уже расцениваем как некий подвиг. Если дать еще какую-то епитимью и отлучить на время от Причастия, то он просто обидится: есть такие примеры – люди, которым назначили строгую епитимью на Исповеди, потом приходят в храм через годы, преодолев свою гордость.

Епитимью можно накладывать, но не всем: человек, много лет ходящий в храм, сильный в вере, может понести строгую епитимью и не будет воспринимать ее с обидой и огорчением.

Это вопрос нашего времени – советский период был периодом безбожного атеизма и, хотя в 1990-е годы у нас открыли храмы, люди стали изучать священную литературу, все равно мы не воспитаны психологически в послушании Церкви; оно только сейчас начинается, когда вырастает первое поколение по-настоящему воцерковленных людей. Но их мало, и наши храмы, к сожалению, не переполнены.

К покаянию нас призывают разные обстоятельства: болезни, неурядицы в семье, финансовые проблемы и так далее. Но мы воспринимаем их не как призыв к покаянию, а как наказание, обвиняя при этом Бога. Почему мы не готовы воспринимать Божии призывы через беды? Как увидеть и услышать их?

– Главное в покаянии – это принятие своих скорбей и своей жизни с благодарностью к Богу. Это возможно только человеку, который хочет этого и ходит в храм. Задача священника – направить его на благодарность Богу: не должно быть уныния, недовольства своим существованием, что проявляется в осуждении, гордости, скрытом ропоте на Бога. Человеку необходимо приобрести радостное сердце.

Господь учит: если брат принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. С «поприщем» в Римской империи был связан такой закон: когда она оккупировала Иудею, каждый римский солдат имел право остановить любого еврея, дать ему свою амуницию, которая весила около 20 кг, и заставить ее нести. Еврей был обязан идти это поприще (1 600 м) – следовать за воином в любом направлении. Когда Господь Иисус Христос нес Крест, схватили Симона Киринеянина, и тот нес Крест до Голгофы: Симон не имел права отказаться.

Были христиане, которые, исполняя закон Господа Иисуса Христа, сами искали воинов и предлагали им пройти поприще. Пока они шли и несли амуницию, они проповедовали о Христе. Были случаи, что христиане приводили к Богу римских воинов (к их числу относится Корнилий – сотник, который именно так пришел к вере).

Вопрос телезрителя: «Что нужно делать, чтобы на Исповеди не повторять одни и те же грехи? И второй вопрос. У меня есть соседка, которая лицемерит, говорит неправду. Что мне делать? Сказать ей об этом или оставить все как есть?»

– Мы грешим постоянно. Первородным грехом поражено все наше человеческое естество. Мы будем до последнего дня под этим грехом, ибо он в нас проник.

Человек призван бороться с грехом, ведь дьявол имеет доступ к нашим мыслям и всегда пытается искусить: ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Нападает на человека, когда человек совсем этого не ожидает…

Поэтому нам надо до последнего дня просить у Господа прощения в своих грехах. Это первое. И второе: стремиться к святости, чистоте. Святость Господа для нас недосягаема, это вечная работа для нас, однако Господь по Своей милости нас освящает. Поэтому покаяние – это великая милость Божия.

Что касается того, чтобы другому человеку сказать о его грехе, тут надо быть очень осторожным: не каждый вправе указывать на ошибки другого. Надо быть уверенным, что другой не обидится, услышит и примет замечания. Иоанн Лествичник учил: если человек не спрашивает совета, а мы начинаем его учить без его согласия, это насилие по отношению к нему – мы как бы невольно начинаем его обличать. Человек обижается.

Телезрительница говорила о повседневных грехах, в которых мы все время каемся. Может быть, они нам нужны, чтобы не возгордиться победой над ними?

– Я бы не сказал, что они нам нужны: они попущены нам. Господь попустил, значит, в этом есть определенный смысл. Есть русская поговорка: нет худа без добра. Если Господь попускает случиться чему-то плохому, значит, потом выйдет что-то хорошее. Христианин должен принять любое свое падение без отчаяния.

Мы знаем пример Иуды, который вроде бы совершил покаяние, даже в каком-то смысле исповедал грех – пришел к первосвященникам и сказал: согрешил я, предав кровь невинную. Он назвал грех и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам. Но все же благодать Божия его не коснулась. Его гордость не дала возможности принять факт греха.

В отличие от него Петр принял факт греха и услышал прощение. Господь трижды спрашивал у него: любишь ли ты Меня? И Петр услышал ответ: паси овец Моих. Отчаяние и гордость Иуду привели к самоубийству. Покаяние приводит к радости, освобождению, к чувству свободы от греха: нет уныния, ты славишь Бога, наполняешься радостью даже при сердечном сокрушении. Когда грешники каются на земле, ангелы Божии радуются на небе.

Это хорошее знание о покаянии, надо его беречь. Покаянный духе приобретается все-таки молитвой – или частой Исповедью? Или покаянный дух можно выработать, прочтя, например, «Лествицу»?

– Главное – сильное желание самого человека: жажда Бога, правды, истины. Это не должно быть посредственным признанием своих грехов: да, грешен, напишу грехи, прочитаю на Исповеди. Нет.

Должна быть работа над собой, победа над грехами. Должен быть плод, который заключается в том, что человек забывает про грех и уже не видит его. Как в притче про двух монахов, увидевших у реки девушку. Она не могла перейти реку. Один монах взял ее на руки и перенес. После чего второй монах перестал даже с ним разговаривать, а потом стал упрекать, как тот мог прикоснуться к девушке и перенести ее. А первый монах ответил, что он перенес ее и оставил на берегу, а тот ее до сих пор несет. Это пример того, что человек достиг плода: не видит греха. Сделал дело и забыл про него.

Оставить грех – одна из главных задач в работе над покаянием.

– Научи нас, Господи, видеть свои грехи, каяться в них и радоваться победе над ними и освобождению от них.

Записали:
Наталья Богданова
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс