Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1130) → Сященник Иоанн Коханов: Задача священника – помочь человеку подойти к Чаше подготовленным

Сященник Иоанн Коханов: Задача священника – помочь человеку подойти к Чаше подготовленным

№41 (1130) / 1 ноября ‘21

Беседы с батюшкой

Сегодня в Евангелии мы слышали историю о прокаженном, которого исцелил Господь, – и в конце описано, как Христос велит прокаженному никому не рассказывать о случившемся чуде. Почему Господь часто в Евангелии запрещал исцеленным проповедовать об этих чудесах, ведь они могли стать хорошей проповедью?

– Здесь есть два важных момента. Первый: Господь проявлял смирение. Он потом говорит Своим ученикам: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Господь проявляет такое смирение, чтобы о Нем не разносилась излишняя слава, чтобы не создавался излишний ажиотаж, экзальтация, чтобы люди стремились видеть в Нем больше Учителя, Пророка, чем Чудотворца.

Второй момент: имеют место реалии того времени. В иудейской среде по Закону Моисея запрещено было прикасаться к прокаженным, и если человек прикасался к прокаженному, то тоже считался нечистым: по ветхозаветному закону о чистоте такой человек должен был пройти период очищения – несколько дней пребывать в уединении, не вступать с людьми в общение, не находиться среди людей. Это создавало дополнительные трудности для проповеди.

Господь и когда был на земле в телесном виде, был и Учителем, и Чудотворцем, и сейчас Он остается для нас и Учителем в Евангельских словах, и Чудотворцем, к Которому мы часто прибегаем с молитвой – зачастую именно о чудесах. Как Вы считаете, сейчас мы приходим к Богу за наставлением или все-таки за чудом?

– Что становится побудительным мотивом для обращения к Богу – чудо или нечто другое? Из практики христианской, церковной жизни, житий святых, из жизни известных верующих людей мы видим, что на пути обращения к Богу ими движет нечто большее, нежели просто чудо – хотя, казалось бы, чудо великое дело. Какой-то внутренний запрос есть у человека по отношению к тому, для чего он живет на земле.

Есть Бог или нет? Такие сущностные вопросы возникают.

Иногда это внутреннее состояние поиска, тоски, трудности, житейские печали побуждают обратиться к поиску Бога. А чудо может явить для нас пользу – Господь посылает чудо, чтобы человек в своей вере укрепился: чудо не главный мотив, а средство, помогающее укрепиться в вере.

Люди больше идут в храм и к Богу в попытке найти ответ на какой-то глубинный вопрос, нежели просто в поисках локального чуда?

– Безусловно. Есть, конечно, и те, кто ищет и чудес. Но обычно, даже если чудо находят, они его либо чудом не считают, либо быстро их поиск гаснет.

Что считать чудом, а что не считать?

– Хороший вопрос. Традиционно в светском поле для человека чудо – это что-то сверхъестественное, из ряда вон выходящее. Приснопамятный отец Димитрий Смирнов часто, когда его спрашивали, что такое чудо, говорил: «Жизнь – это чудо. Если я живу – это чудо». Действительно, для христианина по мере углубления в вере, по мере приближения к Богу приходит понимание: то, что мы живем – можем действовать, трудиться, радоваться тому, что нас окружает, – уже чудо.

Вопрос телезрителя: «Можно ли причащаться без поста?»

– Если священник видит, что человек искренне желает соединиться со Христом через таинство Причащения, то может дать ему такое благословение. В моей практике бывают такие случаи, когда человек искренне хочет общения с Богом через таинство Причастия, но в силу разных причин не может поститься.

Сегодня праздник – он пришел, вырвал себя из житейской бытовой суеты, и священник принимает решение допустить его к Причастию, даже если он не постился. Ведь Господь нам всем говорит через Евангелие: «Милости хочу, а не жертвы, суд без милости не оказавшему милости».

Мы проявляем друг к другу христианское милосердие. Был такой духовник протоиерей Георгий Бреев, он московскому духовенству рассказывал, что за свою священническую практику ни разу никого не отлучил от Причастия: всех, кто приходил к нему просить благословения на причащение, благословлял.

Главный момент для желающего причаститься это желание соединиться со Христом, быть с Богом. Препятствием может быть неверие в таинство Причащения, в Тело и Кровь Иисуса Христа, нашего Господа.

Пост, скорее, упражнение, помощь человеку в подготовке к Причастию. Если он может пост понести, Церковь ему в этом помогает и благословляет его. Мы перед таинством Причащения постимся 3 дня в современной приходской практике – если человек может, то постится; если он этого не может делать в силу болезни или того, что был в пути, дороге, в силу экстраординарных случаев, священник может благословить подойти к Чаше.

Мы не можем ответить задающему этот вопрос напрямую, лично: формат телеканала предполагает общие и упрощенные ответы. Если сложно поститься 3 дня или день, это не повод прекращать причащаться – это не должно быть тем препятствием, которое ты сам себе начинаешь выдумывать. Церковь пойдет навстречу… Вы упомянули про епитимью, которую отец Георгий никому не давал. Нужно ли человеку стремиться за епитимьей, если он чувствует, что в чем-то грешен? Бывает, люди думают: они настолько грешны, что священник должен дать им епитимью.

– Слово «епитимья» сугубо церковное. Оно означает, что человеку даются некие молитвенные правила, какой-то свой пост, чтобы как-то потрудиться и исправить свой грех. Если он хочет, ищет этого, то священник ему поможет.

Сегодня не принято напрямую говорить: вот тебе епитимья. Скорее будет такой разговор: «Батюшка, как мне помолиться? Как потрудиться, чтобы как-то почувствовать, что я грех отработал, помолился? Что мне делать?»

Священники часто дают советы человеку взять на себя какое-то молитвенное правило. Тут зависит от состояния души, от его настроя: я не буду стремиться заставлять человека что-то делать. Если в нем есть такой посыл, желание, потребность к особому молитвенному правилу, подвигу, конечно, я постараюсь ему дать наставление, которое помогло бы ему в его стремлении. Тут зависит от готовности, желания человека – если оно есть, Церковь идет навстречу, пытается помочь.

Важно все делать с рассуждением.

Не должно быть страха у человека, что сейчас пойду, а батюшка скажет что-то строгое, даст мне епитимью, скажет, чтобы я не причащался, лучше тогда вообще буду дома сидеть и молиться. Это неверно.

Все в Церкви построено на любви: это главный принцип. Устами апостолов говорится: Бог есть любовь. Господь Иисус Христос говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Епитимья не предполагает запрета на Причастие?

– На одном собрании среди духовенства был поднят вопрос, отлучать ли человека от Причастия. Отец Георгий Бреев искренне считал, что нельзя: ведь человек слаб, немощен. Господь знает, что мы немощны и слабы, поэтому Он дает возможность приобщаться к Его Телу и Крови вопреки нашим немощам, по Своей любви. Если Бог имеет такой замысел о нас, то кто мы, чтобы Ему в этом противиться?

Но бывают случаи, когда человек не верит или не понимает, что происходит. Тогда на плечи священника ложится ответственность перед Богом, какое решение принять, как помочь человеку подойти к Чаше. Он может посоветовать подготовиться внимательнее, через какое-то время прийти в храм. Задача священника – помочь человеку подойти к Чаше подготовленным, насколько это возможно в его состоянии. С другой стороны, не стать препятствием на его пути к Богу.

Вопрос телезрителя: «Когда читаешь утреннее или вечернее правило, мысли иногда теряются. Грех ли это?»

– Грех возникает, когда мы сами по своей воле увлекаемся этими мыслями, когда мы на них поддаемся и теряем внимание на молитве. Церковь считает, что это действия дьявола и его помощников, нечистых духов: они пытаются отвлечь нас от молитвы. Пока это борьба, когда мы стараемся молиться, пытаемся свой ум повергать в слова молитвы, эти помыслы не становятся грехом. Святые отцы Церкви говорили, что в такой борьбе Господь человека благословляет, укрепляет, он будет Богом вознагражден за такую борьбу. А если кто-то поддается на такие помыслы, начинает рассуждать с ними, входить с ними в диалог, тогда, конечно, он согрешает.

Как правильно вести борьбу с помыслами во время молитвы, чтобы не впасть в искушение – чтобы они не отвлекли от молитвы? Они наступают, нападают: как удержаться, не пустить их дальше ума?

– Почти все подвижники, многие преподобные об этом говорили примерно одинаково. В чем ценность таких советов? Это опыт, который люди переживали сами. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: если помыслы тебя настигают, пытаются тебя побороть, призови всем сердцем имя Господа нашего Иисуса Христа, и все бесы отступят от тебя. Такой совет и здесь тоже. Мы стараемся в молитве ум и сердце возвращать к словам молитвы, которые мы читаем, умом и сердцем обращаться к Богу, не вступать с помыслами ни в какой диалог.

Один из важных советов: чтобы молитва продолжалась в любых условиях – когда мы едем в транспорте, метро, идем по улице, если наше сердце настроено на молитву, все равно мы будем молиться, несмотря на внешние факторы. То же происходит и здесь, только это внутренняя, невидимая брань.

У святителя Феофана Затворника есть поучения о молитве. Он предлагает, используя опыт святых отцов, в самостоятельной домашней молитве выполнять следующие правила: во время молитвы стараться сохранять внимание и готовиться к молитве заранее, приступать к ней с подготовкой. Как мы читаем с вами в молитвослове? «Прежде чем ты начнешь молиться, постой немного до тех пор, пока не утихнут твои чувства, и затем с вниманием и благоговением произнеси: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Постой еще немного и только потом начинай молиться». С Богом начинай молитвословие. Очень хороший, дельный совет, опять же пропущенный через опыт святых отцов.

Третий совет: оканчивая молитву, сразу не переходить к мирским делам и заботам, а дать себе небольшую паузу, чтобы настроиться на день грядущий. И четвертый немаловажный совет: в течение дня, да и всей жизни, что бы мы ни делали, где бы ни были, стараться умом и сердцем обращаться к Богу с краткими молитвами, прошениями, отрывками из псалмов.

Это очень полезные советы: они дают нам всю картину, как молиться.

Вопрос телезрителя: «Как впустить Бога в свою жизнь, открыть Ему дверь?»

– Пример нам дает царь Давид в Псалтири: взыщите Бога, и жива будет душа ваша – человеку нужно взыскать Бога, обратить к Нему свои мысли, посвящать Ему дела – во славу Божию творить, как апостол Павел говорит, все делайте в славу Божию.

Требуется желание погрузиться в глубину веры, жизни Церкви; не нужно бояться – обычно человек боится резкой перемены в своей жизни, боится, что вся его прошлая жизнь сгорит: он боится, что если придет в церковь, то потеряет себя. А храм – это самый главный путь к Богу. Господь так устроил, что создал Церковь как пространство спасения, и без нее нет полноты спасения для человека. Тут просто нужно дать себе возможность без страха подойти к Богу, к Церкви, довериться Ему: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

Соответственно, Господь идет навстречу нам, открывает Себя по мере нашей готовности. Более того, все таланты человека, его добрые качества, способности, наоборот, раскрываются в Боге. Вот что важно понимать. Если по мере своего углубления в Церковь мы будем это понимать, вера принесет радость, мы обретем какой-то смысл – и тогда уже сам по себе отпадет вопрос, как приблизиться к Богу.

Да, и священники регулярно говорят, что когда человек приходит (в значении «первый раз обращается к Богу») в Церковь, его жизнь меняется… Когда впускает Бога, жизнь меняется: как здесь не испугаться потерять самого себя, если ты открываешься навстречу переменам?

– Для нас во многом пример – это Святое Евангелие: Сам Господь, Который со страниц Священного Писания к нам обращается. Он обращается к Своим апостолам, а через них и к нам, и Он говорит, чтобы мы ничего не боялись, чтобы у нас не было страха.

Если провести внутреннюю работу, самостоятельно открыть Евангелие и посмотреть, сколько раз Христос говорит, чтобы ученики не боялись, можно сделать для себя удивительное открытие – Господь говорит об этом много раз, повторяя в разных формах «не бойся, малое стадо», «не соблазняйтесь», «не бойтесь, что отвечать» и так далее. Поэтому, конечно, должно быть доверие Богу, а оно рождается по мере углубления нашей веры, по мере приближения к Нему. Это взаимный процесс и довольно естественный, когда мы открываем свое сердце Богу в доверии.

Как это объяснить человеку со стороны? Наверное, с точки зрения логики. Если мы верим, что Бог есть, что Он – Источник всякого блага, добра, всей правды и истины, если Он сама Любовь, то, естественно, все то, что идет от Бога, совершается под знаком любви, блага для нас. Соответственно, все, что от Него, имеет это наполнение, идет нам на пользу, ведь Бог знает сердца ваши, как мы читаем в Священном Писании.

Зная человека, Господь знает и то, что ему на самом деле нужно и потребно, что пойдет ему на пользу. Если исходить из этих установок, пребывать в таком устроении, можно надеяться на то, что мы это все и обретем, – и благо, и добро. И страх действительно уйдет: как говорил апостол Павел, любовь изгоняет страх.

Есть вопрос от телезрителя по схожей теме: «Почему у меня тяжело на душе? Выплакаться бы, и станет легче. А я уже целый год не могу плакать. Значит ли это, что от меня отошел Святой Дух? Или что это значит?»

– Вопрос очень личный. Тут надо поговорить со священником либо с духовником, если он есть. Причин может быть много. Святые отцы в древние времена выделили особый вид печали – «печаль беспричинная» (современные психотерапевты назвали бы ее депрессией). Это состояние иногда бывает, и даже святые отцы, монахи-подвижники, чьи изречения и мысли мы читаем в древних патериках, это знали и чувствовали – опытным путем проходили.

Наверное, человек уже пробовал и молиться. Мы в любом случае молитву не оставляем: бывают периоды жизни, когда возникают искушения, и наша задача – не только бороться с искушениями, но духовную борьбу не оставлять. Это тоже серьезный опыт: процесс борьбы тоже очень важен – в борьбе с искушениями, даже если это состояние уныния, все равно приобретается опыт. И Господь нам помогает в этом, находится рядом.

Можно вспомнить эпизод из жизни преподобного Антония Великого, житие которого было записано блаженным Иеронимом, где Антоний рассказывал о себе, что он долго молился Богу, чтобы грех ушел от него – он очень долго боролся с определенным грехом. И упал в изнеможении, сказал: «Господи, ну где же Ты? Почему не приходишь?» И Господь открыл ему, что в момент его самой тяжелой борьбы Он был рядом, был готов поддержать, если тот упадет…

Хочется пожелать этому человеку, чтобы у него тоже было понимание, что Господь все время рядом – Он не отступит, если мы сами этого хотим.

Депрессия, уныние не связаны с отсутствием Святого Духа?

– Конечно, нет. Дух Святой дан нам в таинстве Крещения, и человек уже стал членом Церкви, частью церковного Тела Христова.

Дух Святой отступает только когда мы сами фактически отгоняем Его – страстями, неверием, греховной жизнью, когда перестаем вести борьбу с грехом. Тогда скорее мы отдаляемся от Бога, чем Он от нас. Вот в чем смысл.

Почему Господь говорит в Евангелии, что всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем? Это означает, что неверие, противление Богу и есть хула на Духа Святого: когда человек знает, что нельзя грешить, что грех разрушителен для него, но намеренно этот грех совершает. Намеренная жизнь в грехе действительно отдаляет нас от Бога, от Духа Святого.

В заключение хотелось бы попросить Вас подвести итог передачи и что-то пожелать нашим телезрителям.

– Мне хотелось бы пожелать нашим телезрителям сохранять радость веры – чтобы никакие трудности, искушения не омрачали ее. А чтобы она сохранялась, нам всем важно сохранять связь с Господом через молитву, чтение Священного Писания, общение с Богом в храме. Хочется пожелать всем нам сохранять эту радость и использовать для этого все средства Церкви. Тогда ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем, как говорит апостол Павел.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс