Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1130) → Протоиерей Артемий Владимиров: Наша цель – не просто приблизиться к Богу, а воспринять Божественную благодать

Протоиерей Артемий Владимиров: Наша цель – не просто приблизиться к Богу, а воспринять Божественную благодать

№41 (1130) / 1 ноября ‘21

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрителя: «Я ненавижу своих родителей. Как быть? Понимаешь, что нужно почитать отца и мать, но, вспоминая прошлые обиды, не готов их простить, говорить с ними спокойно, общаться. Все время какие-то препоны».

– Человек – мыслящее существо. Это значит, что мы можем оценивать свою жизнь и все, что наполняет наше сердце. Мы можем и должны выносить нравственную оценку самим себе.

Что есть ненависть? Это черная, разрушительная, демоническая, инфернальная энергия, тождественная вечной нравственной смерти. Что бы ни было поводом к проникновению в ваше сердце этого гееннского огня, какими бы ни были причины того, что сердце ваше отворилось навстречу этому вечному мраку и ужасному состоянию богоборчества, сатанизма, хулы на Святого Духа, если посмотреть на объятия Господа, устремленные к нам с Креста, – тотчас рождается соответствующая реакция: «Господи, это не мое, я это не принимаю, каюсь, что впустил в себя этот мрак… Господи, помоги, очисти! Господи, Иисусе Христе, помилуй меня. Ты есть любовь, Ты заповедал нам любить ближнего своего».

Самые-самые близкие из ближних – это родители: «Пусть через них я видел много горя, пусть им недоставало отеческого, материнского попечения, пусть я не был понят и был обманут в лучших ожиданиях, но через них я введен Тобой, Господи, в этот прекрасный мир, в котором должна царствовать любовь. Даже если мои родители были больны отсутствием родительского чувства к сыну или дочери, я буду смотреть на них (в худшем случае) как психиатр на пациентов: с сочувствием, состраданием. Я – их плоть от плоти, кровиночка и слезиночка. Мне сейчас многое представляется в искаженном виде – прошло столько времени. Родители сами не радуются, что лишили меня золотого детства, в их сердцах уже давно совесть звучит набатным колоколом. Может быть, они давно сокрушаются и каются, готовы просить прощения. Как бы ни было, я не буду этого ждать, но буду молиться об умягчении, просвещении их сердец – это уже есть начало любви. Свет разума, любви, милости пусть снизойдет в мою иссохшую, исстрадавшуюся душу».

Итак, резюме: «Господи, каюсь. Я не хочу распинать Тебя на Кресте. Ты молился за распинателей: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят. Господи, и я прощаю родителей пред лицем Твоим и ангелов…». Живите долго в любви.

Вопрос телезрительницы Ольги: «Моему сыну 45 лет. Он раньше никогда не пил, не курил, он воцерковленный, крещеный, венчанный. Сейчас начал выпивать и курить – запойно пьет пиво. Перестал молиться. Я молюсь, в церковь хожу. Как ему можно помочь?»

– Наш телеканал уже представляется мне духовной «скорой помощью» или духовным министерством чрезвычайных ситуаций. Люди звонят уже не из праздного любопытства, и люди верующие понимают, что жизнь прожить – не поле перейти.

Прежде всего я призываю вас, дорогие телезрители: помолимся за этого господина. 45 лет – и вдруг атрофируется чувство ответственности за семью, угашается чувство уважения к супруге. Как так? Человек венчался, принес обет верности и любви и променял общение с милой сердцу душою на батареи нефильтрованного пива. Пиво уместно в свое время в своем контексте, но не должно превращаться в идола, хмельного демона.

Что имел в виду апостол Павел, когда говорил: И вы, отцы, не раздражайте детей ваших?

– Неумеренной строгостью, бессердечием, трудовой эксплуатацией ребенка. Не теряйте любви, она – источник и проводящая сила воспитания. Не раздражайте – то есть не унижайте их до огорчения, до отчаяния, ведь так легко размазать о стенку маленького человека, так легко не увидеть в нем личностное начало. И горе педагогам, наставникам, родителям, когда они просто затравливают детей, превращают их в каких-то волчат, загнанных в нору. Их дешевые воспитательные средства вызывают одну единственную реакцию: озлобление, отчаяние, ненависть, о которой мы, увы, сегодня слышали, и нежелание жить на белом свете.

Вопрос телезрителя: «Когда Христос проповедовал и с Ним было много людей, Ему сказали: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. Я все время считал, что почитать родителей – это не значит, что им надо благотворить и кланяться каждый день, а когда они постареют и станут немощными, не оставить их без средств к существованию, не бросить».

– «Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто»: есть такие слова ветхозаветного мудреца.

Безусловно, когда родители достигают пожилого возраста, мы должны удваивать наше попечение о них. Пока родители в силе и мы от них всецело зависим (они нас кормят, мы живем с ними под одним кровом), почитание требует выражения в образе благодарности, служения, чтобы мы разделяли с ними их труды, были покладистыми, послушными, признательными детьми.

Вы привели прекрасный эпизод из Евангелия про детей Иосифа Обручника от первого брака (их условно называли братьями Иисуса): они иногда претендовали на какое-то преимущественное внимание, особенно когда Спаситель приступил к открытому служению. В них могла играть ревность, какие-то человеческие чувства, они требовали внимания: «Скажите: пришли домашние, сродники, пусть Он к нам выйдет и даст отчет, где Он вечер будет проводить». Но Богочеловек, Который никогда никого не обижал и был исполнен любви ко всем Своим созданиям, с Божественным величием сказал: «Идите и передайте им: кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».

Спаситель и в этом коротком эпизоде хотел пробудить в них, сродниках Иосифа Обручника, боголюбие, возвести их ум от земли к Небу и таким образом приблизить к Себе, ведь Он и есть истинный Бог, Который заповедал каждому из нас путь исполнения заповедей.

Вопрос телезрительницы Ирины из Ярославля: «Бывает, в жизни мы кого-то обижаем. Я своим бабушкам в молодости перечила, спорила с ними, грубила. Их уже нет. Как мне теперь попросить у них прощения? Слышат ли они меня?»

– У Федора Михайловича Тютчева, нашего замечательного, глубокого поэта и, без сомнения, религиозного человека, есть стихотворение, которое иначе как вещим не назовешь. Мне вспоминаются отдельные строчки этого стихотворения: «Друг мой милый, видишь ли меня?.. Ангел мой, ты видишь ли меня?.. Завтра память рокового дня…» – речь идет о кончине близкой ему души.

Конечно, коль скоро наши ближние, особенно бабушки, с искоркой Божией в руке отошли в мир иной, то им, находясь в Боге, в благодати Христовой, открыт земной план бытия. Мы все по замыслу Божию призваны еще на земле тесно соединиться со Христом, а через Спасителя со всей Троицей, и их Божественные свойства, качества Божественной Ипостаси Сына Божия могут стать нашими, если к тому не будет препятствий из-за нашего эгоизма.

Вас как внучку не обманывает мистическое чувство, что ваши благочестивые сродники видят и слышат вас и с любовью следят за вами из Небесных обителей. Если душа чуткая, нежная и любящая, то для любви нет преград, нет расстояний, нет разлуки. Когда вы по-детски на молитве обращаетесь к Господу, Богородице, очень живо припомните ваших ушедших бабушек и скажите: «Простите меня, я была черствой, глупой девчонкой, могла обидеть. Простите меня». Я думаю, это допустимо как проявление живого чувства любви. Особенно правильно обращаться ко Христу, нашему Наставнику, Учителю и Врачу: «Господи Иисусе Христе, упокой душу моей бабушки, прости ее согрешения, и пусть она меня простит – я ее помню, люблю, молюсь о ней и глубоко раскаиваюсь в ошибках отрочества и юности. Господи, слава Тебе!»

Могут ли ушедшие родственники нас простить?

– Конечно, коль скоро Бог прощает, и они прощают. При жизни не успели попросить прощения? Бог прощает нас, когда у Креста и Евангелия мы каемся в ошибках юности, и сердце сердцу весть подает. Убежден, что наши бабушки, отошедшие в советское, постсоветское время, при жизни смотрели на нас как на дурачков… И, если бы не их молитвы, мы бы не сидели сейчас в студии с умным видом и не вспоминали об их любви. Они уже нас простили.

«Что прощено на земле, – говорит Христос о таинстве Покаяния, – простится и на Небесах». Коль скоро Бог нас прощает, то и все ближние нас простят. Причем мы уже не молодые, не будем повторять тех ошибок черствости, бессердечия, холодности, что свойственны переходному возрасту.

Вопрос телезрительницы Марии: «Мне 32, я не могу найти свое призвание. Родственники и люди занижают мою самооценку как могут, говорят, что я ни на что не гожусь, нет у меня никаких способностей. И от этого у меня депрессия. Нет человека, который помог бы мне хорошо трудоустроиться. Почему люди такие жестокие? Почему в этом мире все сложно? Теперь я считаю себя неспособной и никчемной. Что делать?»

– «Занижают мою самооценку, говорят, что я ничего не могу…» Но это же ошибочное суждение. У Бога нет лишних людей: коль скоро я существую, я воззван Богом к бытию, значит, передо мной головокружительная цель. По замыслу Творца я должен вместить в свое сердце Его Самого, Его благодать, должен еще на земле участвовать в Его жизни. По замыслу Творца я должен стать инструментом Его совершенной воли. После Богом данного очищения, освящения я должен распространять в этом мире Его красоту, порядок и любовь. И всякий человек к этому призван, а уж тем паче крещеный. И вовсе не следует, что Господь от вас отвернулся или переменил этот высочайший о вас замысел и предназначение.

Я рекомендую каждый день прикасаться к чтению Евангелия и посланий апостолов, особенно апостола Павла, который говорит о высочайшей цели нашей жизни, о почести вышнего звания, о стремлении к совершенству. Не отказывайте себе в этом, наша цель – не просто приблизиться к Богу, а воспринять Божественную благодать, дать ей раскрываться в нашей душе через борьбу с собственным эгоизмом. Давайте вернемся с неба на землю. «Нет человека, который помог бы мне трудоустроиться». А вы кому помогли трудоустроиться? Мы должны друг другу помогать взаимно. Чисто потребительская позиция неплодоносна. Вы наверняка к чему-то имеете склонность, имеете свои таланты. Мы из вашего сообщения не можем правильно это понять, какие у вас есть навыки, что вы окончили.

Бесталанных людей нет. Например, есть такое призвание – я не шучу сейчас – консьержка. Мне приходилось видеть на первом этаже домов, когда приходишь причащать людей на дому, светлые и улыбчивые лица: «Здравствуйте, батюшка! Какое счастье, что вы пришли к нам в дом! Дай вам Бог здоровья, батюшка, благословите». Встретишь такого солнечного зайчика в помещении для консьержа – целый день как на крыльях. Поэтому начните с малого. Может быть, эта смиренная и непыльная работенка уже даст вам ощущение счастья. Ведь счастье – это когда ты нужен. А консьерж – очень нужное призвание, за него даже платят жильцы, поддерживая такого человека хорошей зарплатой.

Вопрос телезрительницы: «Я недавно слушала лекцию Алексея Ильича Осипова. Он сказал, что совесть дана каждому человеку, это как глас Божий. Но есть такие люди, про которых говорят „бессовестный человек“. Когда у такого человека просыпается совесть, он может сильно плакать. Я начала размышлять. Чтобы проснулась совесть, нужно, чтобы человек увидел свои грехи, что он делает правильно или неправильно. Но есть же люди, которые знают, что чего-то нельзя делать, а все равно делают по ряду каких-то своих страстей: у человека есть страсти, он знает, что нельзя так делать, но думает: „Да ладно, как-нибудь потом Господь Бог простит“. А так все равно не бывает. Человек должен сначала увидеть свои грехи, потом омыться слезами покаяния, прийти на Исповедь, только тогда у него совесть проснется. Верно? И второй вопрос. Если читаешь по одной главе Евангелия за человека, что это ему дает? Есть даже такая молитва со словами: „Попали, Господи, терния его согрешений“».

– Начнем со второго вопроса. Речь идет о духовном труде любви, который мы можем предпринять. Скажем, не находя общего языка с мужем или с сестрой, с собственной матерью, встречая в ответ отчуждение, непонимание, раздражение, мы читаем ежедневно главу из Нового Завета, умоляя Господа: «Да вселится в эту душу благодать Твоя, попаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Вы предпринимаете труд любви – его Господь никогда не отвергает, не нарушая свободу произволения и того, за кого вы молитесь. И ради вашего труда любви, совершаемого втайне, Господь приближается Своей благодатью к этому, может быть, еще закрытому сердцу.

Итак, труд любви очень плодоносен. Я убежден, что за каждого из нас – здесь ли, на земле, или там, за гранью земной жизни, – кто-то молится, потому что все мы члены Церкви, Тела Христова. И каждый член этого Тела, давая приращение для созидания самого себя в любви, как говорит апостол Павел, слагает к стопам Христа свою любовь и молитвы. А Господь, Который Сам есть любовь, усугубляет Свои спасительные действия в отношении тех, за кого мы молимся.

Что касается проснувшейся совести, то совесть как дарованное Богом различение добра и зла есть у каждого из нас априори, независимо от званий, состояния, происхождения. Но совесть можно сжечь: человек, находясь под воздействием страстей, греховных устремлений, попирает свою совесть. Она кричит, сопротивляется, но можно ее довести до уморенного состояния, что и случается, когда кто-то утвердился в порочном навыке внутреннего ожесточения и темноты, свойственном многим современным людям.

Господь не хочет смерти грешника и так располагает обстоятельства его жизни, не нарушая человеческой свободы, что каждый день предоставляется ему ради одного – чтобы человек покаялся: примирился с правдой Божией, обнажил пред взором Всевидящего Небесного Отца свои неблаговидные деяния, прильнул ко Христу, распятому на древе, и в Его язвах, в Его раскрытом сердце, в Его Божественной Крови обрел прощение и исцеление.

Поэтому вы совершенно правы, говоря, что исцелиться, ожить совестью, как будто собрать ее, распавшуюся на малые осколки, возможно только с верой в Воскресшего Спасителя, с сознательным и глубоким покаянием пред Его лицом, в стремлении изменить свою жизнь, повернувшись от тьмы к свету. И выражается это в особом сокрушенном состоянии сердца. Причем человек может и плакать, а может внутренне скорбеть, о чем прекрасно сказано в Писании: Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Покаяние – это не только рассказанные с чувством грехи, это и милостыня, и самосуд, и добрые дела, и прощение.

– Да, по существу вся наша жизнь должна укладываться в русло покаяния. В том числе и то, что совершенно незаметно никому из моих храмовых друзей и прихожан. У каждого из нас должна быть какая-то маленькая, сокровенная тайна с Богом, предстояние Ему в тиши, уединении.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс