Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Для разминки сразу задам вопрос, который уже давно поступил от наших друзей. Блоггинг сейчас просто заполонил умы и сердца, он бывает разным: и издевательским, и по-настоящему интересным но это серьезное явление нашего общества. Существует еще и так называемый православный блоггинг, когда и священники, и не священники отвечают на вопросы о христианской вере и Православии. Ваше отношение к блоггингу?
– Я блоггингом не занимаюсь – мне это просто неинтересно. Блоггинг – виртуальная реальность, по большей части оторванная от реальной жизни, поэтому мне лично это неинтересно. Что касается того, что кому-то это нравится, а кому-то не нравится: испанцы говорили и говорят до сих пор, что о вкусах не спорят. У каждого есть право выбора, заниматься этим или не заниматься.
Я могу дать какую-то свою оценку, и с ней можно соглашаться, а можно не соглашаться. Это моя личная точка зрения, у меня есть право ее иметь.
Есть еще такой аспект. В виртуальном пространстве, в том числе в некоторых, так сказать, православных блогах, начинают задавать вопросы людям, не имеющим никакого отношения к Православной вере: люди не обращаются к священнику, не читают литературу, не пытаются узнать что-то у знающих людей – они задают вопросы тем, кто вообще не имеет никакого религиозного образования, даже курсов катехизации.
– Здесь есть два аспекта. Во-первых, лицензии для занятий блоггингом (православным, католическим, протестантским или атеистическим) не выдаются – права на это никто не выдает, никто не контролирует этот процесс. В интернете любой может заниматься тем, чем захочет, если не нарушает уголовного права государства, на территории которого занимается этой деятельностью. Во-вторых, обращение к священнослужителю тоже не гарант хорошего и правильного ответа – вот что интересно.
Я думаю, что гарант правильного ответа – это попытка делать критический анализ того, что слышишь.
Многое зависит от человека. Надо всегда использовать удивительное оружие, данное человеку и позволившее ему на протяжении развития цивилизации тоже развиваться: сознание, мозг. Надо уметь им пользоваться. Надо думать.
Надо критически анализировать то, что ты слышишь, видишь и о чем говоришь. Тогда ты можешь получить хороший ответ. Иными словами, как говорил Спаситель, ищущий обрящет, стучащему отворят: надо искать. Мы же хотим все получить сразу и быстро. Нет: Царство Небесное силою берется, и истина достигается усилием человеческой воли.
Вопрос телезрителя: «Я хотел сказать, как мы друг с другом здороваемся. Древние христиане в это вкладывали особый смысл. Мы сейчас механически здороваемся и даже не задумываемся об этом. Я думаю, если я здороваюсь с вами, то желаю вам всего, что читается на Литургии. Весь смысл – в прошениях, которые там читаются».
– Это в продолжение того, о чем я говорил: надо использовать свое сознание – заниматься критическим анализом, правильно воспринимать то, что слышишь, видишь, говоришь. Я как раз на этом и остановился.
Умение пользоваться речью, тем языком, который ты с детства постигал, который впитывало твое сознание, – очень важный фактор. Надо уметь пользоваться речью. К сожалению, не все обладают этой возможностью. Надо над собой работать, надо уметь строить предложения, понимать морфологию, синтаксис. Нас всех этому учили в школе, но надо же продолжать заниматься самообразованием...
Я хочу сказать, что 90% успеха в любом обучении – это усилия и воля самого обучаемого. Если у вас есть желание говорить красиво и правильно, вы научитесь. Если не хотите, ваша речь будет бедна, вы не будете понимать истоков тех или иных слов, этимологии терминов родной речи… У нас очень богатый язык. У нас есть очень интересные выражения, которые имеют иностранное происхождение, но мы об этом даже не знаем. Про эту область филологии можно долго говорить. Я очень люблю беседовать на эти темы, но тогда мы уйдем совершенно в другое поле.
Еще один вопрос, который нам прислали до передачи. Что мы называем православным? Мы говорим «Православная вера», но говорим и «православный инженер», «православный блоггинг» и т.д.
– Православный – это православный. Но это может быть и Александрийский Патриархат, а там Бог его знает, насколько это православно... Я считаю, мы живем в интересное время. У нас есть свои переживания, какие-то турбулентные жизненные потоки, они уносят нас в ту или иную сторону, но они же так интересны – удивительно наблюдать за происходящим!
Вот смотрите, мы живем в те времена, когда взаимоотношения Поместных Православных Церквей такие же, как у общего православного мира с Католической Церковью. Теперь возникает вопрос: а что это? Мы сейчас в таком же положении с православным сообществом (не со всем, но с некоторыми), в каком еще недавно были с католиками: мы говорили, что мы православные, у нас соборность, у нас единство, а вот католики еретики.
Вот, друзья, Господь задает задачки, задумайтесь. Вы так долго кичились, гордились, так было приятно чувствовать себя избранным народом. А что теперь происходит? Может быть, стоит что-то переосмыслить, что было в прошлом? Может быть, все-таки что-то вы не видели, не понимали? Сейчас-то у вас все то же самое. Когда-то вы считали, что у вас только одна оппозиционная сторона – католический мир (может, были еще какие-то частные случаи, мы их сейчас не будем касаться), а теперь у вас такая же оппозиционная сторона в лице каких-то Поместных Православных Церквей...
Это интересно. Это заставляет задуматься и заняться критическим анализом, а не стремиться получить простые ответы на глобальные вопросы. Только Шариков хочет «взять все, да и поделить», чтобы у всех все было: ему говорят – «в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости» (помните? Мы как-то вспоминали с вами это бессмертное произведение Булгакова «Собачье сердце»)… Мы хотим равноправия здесь и сейчас. Нам нужно, чтобы прямо сейчас у всех было по квартире, по дому, по машине, чтобы государство нас содержало, чтобы ответы давали сразу и быстро: «О чем это они там думают? Ну-ка, быстренько ответили и объяснили нам, как жить! Вот, сказали, теперь все понятно, теперь-то все получится!»
Кстати, разнообразные формы блоггинга свидетельствуют, что людей как раз интересует легкая жизнь, легкие ответы. Но наивно верить, что если вам сейчас по-простому ответят, то вы сразу все поймете… «Мы вам обещаем, гарантируем, что вы выучите английский язык за неделю. В город приезжает великий мастер. Вы прочитаете это пособие и за неделю выучите английский язык»: это же сумасшествие! Носитель языка с детства растет в этой культуре, и его сознание постепенно все это впитывает. И то его еще и в школе учат. А мы вдруг решили за неделю выучить. На кафедре филологии людей учат языкознанию 5 лет, а потом еще есть обязательная переводческая или преподавательская практика – только тогда что-то появляется. Все зависит от направления. А мы хотим сейчас… Это просто пример.
Возьмем блоггинг. Появляется какая-то «говорящая голова». Что это за «голова»? Кто этот человек? Что он говорит? Он начинает что-то говорить, мы его начинаем слушать, слушать, слушать...
Самое интересное: чем проще, тем больше нас это одурманивает. Есть же еще понятие нейролингвистического влияния на сознание – это факт. Это зависит даже не от харизмы человека, а скорее от многих визуальных и лингвистических факторов. Человека учат, как говорить: просто, понятно, быстро, делая акцентуацию. Многие это используют. Это интересный момент: чем сложнее и интереснее говорит человек, тем, скорее всего, у него будет меньше почитателей – толпа требует хлеба и зрелищ.
А потом мы смотрим на происходящее вокруг и понимаем, что это было до нас, есть при нас и будет после нас. Всегда люди будут подрываться в Сибирь строить «город солнца», всегда найдутся те, кто поддержит некоего опального игумена, всегда найдутся мелкие группы, которые будут формировать свой культ старцев и свои какие-то «православные» (в кавычках) воззрения, не разбираясь даже, что такое понятие «Православие». Мы знаем, что это перевод с греческого языка термина «ортодоксия»: до сих пор многие богословы и филологи считают, что не совсем корректно переведен этот термин – можно сделать 2 перевода (есть двоякое значение). Может быть, стоило так и оставить греческий термин «ортодоксия»...
Есть термины, которые мы просто восприняли в нашу церковную культуру, не стали их менять, ибо им нет эквивалента в русской речи (например, «ипостась» – греческий термин, в русской речи нет эквивалента этому термину) и лучше их и не создавать: будет путаница.
То же самое произошло с термином «ортодоксия» и со многими другими терминами, в том числе с термином «католикос» (в нашей русской транслитерации мы часто говорим «кафоликос» – например Кафолическая Православная Церковь. Мы перевели на церковнославянский язык слово «католикос» как «соборный» (Соборная Церковь), и это нарушило очень многое в понимании вероисповедания: «католикос» – это не «соборная», в современной русской речи это – «вселенская». Речь о том, что у нас вера имеет вселенский характер – это не в том смысле, что мы собираемся, обсуждаем и вместе принимаем решения, это вообще о другом.
В Символе веры мы говорим, что веруем в Единую, Соборную и Апостольскую Церковь. В греческом языке употреблено слово καθολικὴν, то есть «вселенская» – Церковь, у которой нет национальных границ. Как сказал апостол Павел, нет ни эллина, ни иудея, и все языки она принимает: Церковь по природе своей, как Тело Христово, не может быть ограничена в пространстве, ибо нельзя ограничить Христа.
Национальной принадлежностью Церковь нельзя ограничить: речь об этом, а не о соборности (что «мы вместе встретимся, что-то обсудим») и так далее. Просто это церковнославянский перевод.
Вопрос такой: «Какую духовную силу имеет чтение житий святых?»
– С моей точки зрения, чтение житий святых полезно и назидательно в том смысле, что жития – это добрый пример для нас, христиан: они позволяют нам увидеть, какие удивительные люди были, есть и будут в Церкви. Это значит, что с нами Бог. Святые были, святые есть и будут – и есть среди нас те, кого мы сейчас не считаем святыми, а они таковы. И это чудо. И это приятно.
Только надо уметь читать жития святых внимательно, совершая критический анализ: есть жития, которые в некотором смысле додуманы, и надо увидеть, что было изначально, а всю надуманность профильтровать – как сказал поэт, «сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен!» Вот это надо уметь делать.
Приведу в пример житие святого Патрика, просветителя Ирландии. Он, по преданию, по древнему сказанию, вырос в семье патрициев (кстати, отсюда его имя Патрик) – это особый и привилегированный род в Римской империи. Будучи молодым, он попал в плен, когда был варварский набег ирландцев (Ирландия тогда не находилась под контролем Великобритании), и стал рабом на территории Ирландии. Он познакомился с их культурой, изучил их язык, понял этих людей, эти народы... Патрик вырос в христианском мире (тогда Англия была частью Священной Римской империи, и он вырос в христианском католическом мире). И вот, будучи молодым патрицием, он попал в такие жесткие жизненные обстоятельства, стал испытывать такие глобальные испытания и впервые по-настоящему задумался о вере, стал молиться.
Как-то ему приснился сон: он увидел корабль, на котором он плывет обратно в Англию. Однажды он воспользовался случаем, сбежал и пошел лесами, горами, холмами к побережью в сторону Англии. Он шел по ночам – днем было опасно (если бы его поймали, его должны были либо убить, либо вернуть хозяину), и смог дойти до берега и увидел корабль, что ему приснился. Он подошел и увидел, что это обычный торговый корабль, не военный. В этот момент на корабль что-то грузили. Он спросил, в Англию ли идет корабль. Ему ответили, что да. Он попросил, чтобы его взяли с собой, но ему ответили, что с собой никого не берут, отказали. Он отошел в сторону и подумал: «Как же так? Я же во сне видел этот корабль». Он стоял в стороне, смотрел на корабль и молился. Все погрузили, и вдруг один из тех, кто был на этом корабле, обернулся к нему и сказал: «Так ты плывешь или не плывешь?» Для Патрика это было чудо: это был ответ Бога. Так он вернулся в Англию и в итоге стал просветителем Ирландии, святым и первым епископом этого удивительного государства (теперь, кстати, имя Патрик есть в русских святцах).
Мы говорили про блоггинг. Может быть, мы разучились читать – потому и возникает такое явление?
– Все зависит от личности. Каждый выбирает по себе: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя» – это известный отрывок из стихотворения. К сожалению, в большинстве случаев (и это высокий процент) люди выбирают хлеб и зрелища. И, по-моему, так будет вечно, пока существует Земля. Это то, что есть: это факт.
Со мной можно спорить, но мне кажется, что умение мыслить и искать истину – удел немногих. И не потому, что кто-то прячет все это или пытается оскотинить общество, сделать его необразованным, а потому, что спроса на первое нет. А потом происходит то, что происходит: манипуляции сознанием, обществом, общественным мнением...
Человек либо чего-то хочет, либо не хочет. Я сказал, что мне блоггинг неинтересен, я этим не увлекаюсь. Я слежу за религиозными новостями – я религиовед по светскому образованию и моя должность по связям с общественностью в епархии предполагает, чтобы я был в курсе происходящего. Но среди персональных блогов есть же совсем помойка (я недавно узнал, что есть блог, который называется kalakazo: никогда о нем не слышал, не читал, но случились некоторые моменты, с которыми мне пришлось иметь дело вследствие своего епархиального положения, и информация была на этом блоге. Я его посмотрел и хочу сказать, что это ужас какой-то. Я удивляюсь, почему его вообще читают: там, может быть, и сливают компромат и прочее, но у меня было рвотное ощущение после того, что я увидел). А ведь есть кто-то, кто это читает! Мне потом сказали, что многие священнослужители поглядывают туда, с удовольствием это читают, обсуждают. Вопрос: людям больше делать нечего? Никто не сидит и не читает Александра Сергеевича Пушкина – все читают kalakazo. Я не знаю, о чем тогда говорить.
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодняшнее Евангельское чтение о чудесном лове рыбы (Лк. 5, 1–11) помогает нам очень многое понять. Давайте посмотрим на эту историю с современной точки зрения. Опытные рыбаки, которые прекрасно знали, когда рыба ловится, а когда не ловится, видимо, связывая ловлю рыбы с определенным временем суток и климатическими факторами, говорят Спасителю: сейчас ничего не поймаешь. И ведь не от ветра головы своея они это говорили, а от опыта. А что такое опыт? Опыт – это те границы, те рамки, через которые формируется современное научное знание. Не может быть науки без опыта, и любое научное умозаключение подтверждается опытом.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.