Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Владимир, первый вопрос – от телезрителя: замечено, что от усталости, печали и уныния помогают некоторые эстетические наслаждения (кино, музыка, книги, живопись и прочее). Насколько они допустимы для христианина?
− Конечно, допустимы: тут никакого спора быть не может. Книги для христианина − вообще пища духовная. Для нас очень важны Священное Писание, святоотеческие книги. Можно читать и художественную литературу. Мы часто детям, подросткам советуем читать фантастику, интересные приключенческие книги. Мне кажется, это полезно: у них появляется навык чтения.
Кинофильмы можно дифференцировать: есть шедевры, а есть такое кино, что лучше не смотреть. Очень важно, чтобы был духовный наставник, который мог бы подсказать, что лучше смотреть. В целом кино − это тоже искусство. Есть хорошие классические фильмы.
Живопись – тоже часть нашей культуры. К ней можно отнести и иконопись, хотя, конечно, не совсем корректно называть иконопись живописью – это отдельный пласт культуры. Я знаю многих, кто именно через иконопись воцерковились, стали христианами, а начинали с искусствоведения: изучали древних иконописцев, их биографии, жития (например, преподобного Андрея Рублева, которого Церковь даже канонизировала).
Архитектура – это море духовной эстетики. Если взять, например, даже наш стольный град Москву, то можно написать целую энциклопедию по ее архитектуре: один храм не похож на другой, один монастырь красивее другого. Можно по ним изучать эпохи и исторические пласты. Вся эстетика церковной архитектуры вызывает отзыв в сердце. Посмотрите даже на Кремль: какие там красивые соборы – например Успенский собор потрясающего архитектора Аристотеля Фиораванти.
А какая красота в Великом Новгороде: там стоят изумительные храмы домонгольской Руси. Я стараюсь хоть раз в год бывать в Великом Новгороде, чтобы зарядиться духовной силой. Там находятся мощи моего святого покровителя − святого благоверного князя Владимира Новгородского (17 октября его память) – это замечательная личность, один из первых русских святых. Он сделал великое дело − положил фундамент русскому Православию, и этот фундамент − Софийский собор − до сих пор цел. Тем, кто там не был, рекомендую обязательно съездить в Великий Новгород, посмотреть на эти толстые стены, потрясающие фрески. В соборе, кстати, много святынь, хранятся мощи святых угодников: святителей, новгородских благоверных князей. Когда с этим соприкасаешься, это дает великую духовную силу. Я каждый раз уезжаю из Великого Новгорода окрыленный. У меня, как правило, весь год удачный, если я съездил помолиться святому благоверному князю Владимиру Новгородскому. Я чувствую его сильную поддержку.
Как правило, из Великого Новгорода далее мы едем в Санкт-Петербург. Там, конечно, тоже красота: соборы, храмы, Александро-Невская лавра. Где вы еще увидите храм с двумя колокольнями? Огромный, изумительный Троицкий собор с прекрасной акустикой, в котором сохранилась традиция ежедневно совершать две Божественные литургии (очень важно, когда в храме постоянно совершается молитва), или Никольский, Исаакиевский соборы – про эти памятники можно говорить часами. Чесменская церковь в честь Чесменского сражения – гармоничная, замечательной барочной красоты...
Эстетика для любого человека, тем более христианина, имеет очень большое значение. Мы знаем, что наш Господь имеет имя − любовь. Мы всегда об этом говорим, но забываем, что у Бога есть другие имена. В том числе Бог есть красота. Есть знаменитая фраза Достоевского из романа «Идиот» – «красота спасет мир». Действительно, кто с этим спорит? Сердце даже озлобленного человека, когда он видит красоту, начинает потихоньку отогреваться, и рано или поздно он все равно придет в духовную норму. Так что эстетика для нас очень важна.
Можно перечислять часами наши русские шедевры, и музыкальные, и архитектурные, и художественные, иконописные – сколько нам осталось прекрасных икон, которые хранятся в Третьяковской галерее: «Троица», «Спас» Рублева... Слава Богу, сейчас это можно все увидеть в музеях, они сотрудничают с Церковью и хранят эти памятники. А хранить их очень дорого, и музей порой помогает храму это делать.
Потрясающая древнерусская эстетика – это наш фундамент, который нельзя отрицать.
В России были разные эпохи: Древняя Русь, послемонгольская Русь, барокко, классицизм. Я считаю, что ни в коем случае нельзя отрицать никакие стили: это просто неуважение к собственной истории. К сожалению, мы сейчас видим зачастую, что люди продвигают свои вкусы: эта эпоха мне нравится, а эта не нравится, эпоха Дионисия хорошая, а эпоха Симона Ушакова плохая. Совершенно тупиковый путь, на него вставать ни в коем случае нельзя. Это наше национальное достояние – мы должны это знать, помнить и ценить. Любой стиль и эпоху надо изучать, любить и ничего не отрицать.
И в архитектуре есть разные стили. Например церковь Покрова на Нерли: когда мы видим ее гармонию, пропорции, нам кажется, что человек просто не может такое сделать. Видимо, у архитекторов домонгольской Руси были какие-то секреты. Сейчас, наверное, трудно повторить эти пропорции. Когда смотришь на этот храм, чувствуешь, что это – шедевр. С этим никто не будет спорить – это уже классика, но надо ценить и другие стили. Например, в Санкт-Петербурге существует очень красивый классический стиль: белые позолоченные иконостасы. Это тоже наша история, культура.
Я считаю, это наше великое достояние, наша энциклопедия, фундамент. Порой у нас не хватает вкуса, и мы начинаем выбирать какой-то один пласт, а другие отбрасывать. Ни в коем случае так не надо делать – пусть будут у нас и Симон Ушаков, и Феофан Грек, и Андрей Рублев, и Дионисий. Есть еще современные, очень талантливые иконописцы. Нельзя сравнивать иконописцев: они все разные, жили в разные эпохи, имеют разные жизни. Это все великое наследие, достояние нашей Руси.
Вопрос телезрителя: «Когда я была моложе, читала каждый день стоя 150 раз молитву „Богородице Дево, радуйся“. В связи с возрастом и болезнью я уже так не могу делать. Можно ли мне читать эту молитву лежа или сидя? И второй вопрос: если человек не живет по воле Божией, не значит ли это, что он живет по воле злых духов или по своей воле?»
− Конечно, можно и нужно читать молитву «Богородице Дево, радуйся» и лежа, и сидя, и в транспорте, и дома, и в храме. Конечно, в храме, когда собирается много людей, молитва самая сильная, зто видно и из Священного Писания – Господь говорит нам: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Тем не менее молиться надо всегда – и святые отцы всегда нам давали пример непрестанной молитвы.
Если человек в болезни или оказывается в больнице, как он может молиться стоя? Естественно, можно и нужно молиться и лежа, и сидя. Мы в семье молимся стоя. Но бывает, что кто-то из детей заболел, лежит с температурой. Мы ему говорим: «Сегодня ты молишься лежа». Малыш лежит, но все равно участвует в молитве, и мы за него молимся – читаем молитвы, чтобы Господь его исцелил. И если человек уже в преклонных годах будет молиться сидя или лежа, это не грех.
Читать 150 раз «Богородице Дево, радуйся» − это замечательно. Это правило дано преподобным Серафимом Саровским. Люди приезжают в Саров, ходят по Канавке и читают эту великую молитву, гимн Божией Матери. Я в этом году сподобился съездить в Дивеево. Радостно было приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, пройтись по Канавке, почитать молитву «Богородице Дево, радуйся». Мы ездили всей семьей и получили огромное духовное наслаждение от посещения Дивеева.
По поводу второго вопроса о воле Божией: здесь потребуется наше смирение, мудрость и рассудительность. Если мы делаем доброе дело и стараемся его довести до конца, то бывает, что появляются какие-то силы, пытающиеся нас остановить. Что это за силы? Бесы, действующие через людей. Здесь надо проявить упорство и не поддаваться на эти искушения, соблазны. Нужно выполнять волю Божию, которая определяется тем, что призывает к милосердию и добру. Если вы чувствуете что-то неладное, то это не воля Божия, а искушение. Волю Божию надо стараться исполнять твердо, не обращая внимания ни на какие искушения. Нужно стараться бороться. А как? У нас, христиан, только 2 способа борьбы: молитва (о чем мы сейчас говорили) и система самоограничений (то есть умеренный пост).
У каждого свой пост. Допустим, у египетских монахов был свой режим поста, у людей XVII века – свой. У многодетной мамы, которая еще и в положении, естественно, свой режим поста, и мы не можем запретить ей пить молоко. Или, например, у людей в преклонном возрасте часто бывают проблемы с костями – им тоже можно давать какие-то послабления.
Но лучше держать пост средним путем, как говорили святые отцы, как завещает Церковь: в среду и пятницу постные дни, когда мы отказываемся от мясного, молочного, сыра, яиц. А остальную пищу – картошку, фрукты, овощи – надо употреблять. И если мы боремся с помощью поста, то все бесы от нас отходят: они боятся, когда человек начинает поститься.
Но, бывает, человек начинает оправдывать себя, хотя попоститься может, говорит, что больной, имея в виду какие-то несущественные болячки. Как правило, перед каждым постом ко мне приходит группа наших прихожан, говорят: «Батюшка, благословите на молоко». Я говорю: «А надо ли это? Может быть, все-таки чуть-чуть потерпите? И Господь укрепит ваше здоровье. Попробуйте без молока и станете крепче, здоровье укрепится».
Единственная просьба – не ударяться в крайности. Приходит ко мне девушка и говорит: «Я не могу поститься». Спрашиваю: «Почему?» – «Открыла календарь, а там написано, что сегодня должно быть сухоядение, можно есть только сухие финики». Я говорю: «Миленькая моя, это не для Вас такой режим поста. Лучше посоветуйтесь с духовником, и он скажет, что Вам, студентке с гастритом, лучше утром поесть супчик или кашу».
У нас должен быть нормальный, адекватный пост: не нужно брать на себя те подвиги, что брали пустынники, отцы, достигавшие таких высот, которые нам даже не снились. А мы пытаемся с 1-го этажа сразу прыгнуть на 20-й. Так не получится, для души будет только хуже. Все нужно делать умеренно – идти средним путем, как завещали нам святые отцы.
Вы упомянули, что в церкви молитва сильнее. Как это правильно понимать?
– Я думаю, здесь присутствует некая тайна, ее, может быть, мы до конца не понимаем. Вообще, в нашей Церкви много тайн – тайна Брака, тайна Святой Троицы.
Люди вместе молятся: видимо, Господу угодно, чтобы мы были вместе. Во-первых, когда мы вместе, мы начинаем учиться сосуществовать в мире, любви, единомыслии. Во-вторых, я как-то слышал проповедь нашего Святейшего, и она меня очень убедила. Он сказал: «Ничто не требует такой концентрации сил, как молитва. Мы с вами стояли сегодня на службе два с половиной часа, но ведь не все время мы концентрировались на молитве. Наше сознание чем-то развлекалось: воспоминаниями, мыслями, может, заботы мира сего вторгались в нашу память. Может, смотрели на тех, кто рядом с нами, и мыслями куда-то уходили в сторону. Это результат естественной ограниченности нашего естества. Но что происходит в церкви? Когда наша мысль отвлеклась, рядом оказывался такой человек, который молился, молился очень напряженно. И получается, что чем нас больше, тем сильнее наша молитва к Богу... Поэтому приходите в храм. Помните, что здесь ваша слабость, в том числе и в молитве, будет восполнена силой другого человека, которого вы, быть может, не знаете и никогда внимания на него не обратите, но он где-то рядом стоит и молится, когда у вас нет сил на это. Это и есть общая молитва Церкви, которая достигает Господа. И Господь отвечает на эту молитву».
Пока тот сосредоточивается, идет другая молитва, то есть идет некая трансляция молитвы. Когда же стоит один человек, его молитва какая-то разрывная. Практически все жалуются, что, когда они стоят на вечерней молитве очень уставшие, они не в состоянии сосредоточиться на 20 минут, чтобы прочитать молитвы. Естественно, человек отвлекается мыслью, а потом говорит: «Батюшка, я грешен – не могу сосредоточиться».
Я сам порой тоже отвлекаюсь, когда читаю вечером молитвы: думаю, что у меня не получилось, что нужно сделать завтра. А потом говорю себе: «Стоп. Я молюсь или ерундой занимаюсь?» То есть у любого человека присутствует такой грех – рассеянность, отвлечение. А когда двое или трое собраны, идет мощная трансляция молитвы – и чем больше людей, тем сильнее молитва.
Мне вспоминается великий наш святой праведный Иоанн Кронштадтский. Когда он служил, храмы всегда были полные, все истово молились. И сам батюшка молился, и, как правило, по его молитве происходили чудеса, когда собиралось много людей. Я думаю, батюшка возгревал всех таким своим молитвенным состоянием.
Вспоминаю, что меня действительно убедили слова нашего Святейшего. Эту его проповедь я услышал давно и подумал, что, когда стоит много людей, молитва действительно укрепляется. Но молитва – это тайна, до конца все равно не открытая. Молитва – общение с Богом, разговор с Богом. И для Него, когда мы вместе, молитва уже являет собой любовь, общность.
Для Господа самое главное – чтобы мы любили друг друга. Мы знаем, что первая заповедь – возлюби Господа своего, а вторая, подобная ей, – возлюби ближнего своего. И эта заповедь – ответ на вопрос, почему молитва сильнее в храме. Мне это видится именно так.
Вернемся к вопросу об искусстве. Бытует мнение, что искусство (кино, живопись, музыка) в России в последние десятилетия деградирует. Так ли это?
– Если глобально смотреть на это, то человечество действительно идет по пути регресса – хотя многие это оспаривают.
Мы очень недооцениваем наших предков. Храмы домонгольского периода стоят до сих пор. Велика культура Древней Руси! К сожалению, она утеряна в силу определенных обстоятельств. В искусстве то же самое.
Но не все так однозначно – в иконописи, например, сейчас есть очень талантливые иконописцы. Если человек живет духовной жизнью, Господь дает дар. Если талантливый человек в душе не очень духовный и пытается просто зарабатывать, то и иконы будут не совсем настоящие. Это и есть деградация: когда человек теряет духовную жизнь.
Как трепетно люди относились к Православию во времена Александра Невского… Дети учились на Псалтири... Первые наши святые благоверные князья Борис и Глеб просто взяли и сами сдались Святополку. Многие не понимают, почему они так поступили. Потому, что у них были смиренные сердца: они искренне верили в Евангельские заповеди и искренне их исполняли. Сейчас происходит некоторое лукавство.
Духовная деградация очень тесно связана с деградацией в искусстве. В любую эпоху жили талантливые духовные люди. Мы знаем многих святых XVIII и XIX веков. А XX век сколько дал нам святых – сколько у нас новомучеников... Вчера праздновали память священномученика митрополита Петра (Полянского): чистой жизни был человек – какого достиг смирения! И это наш современник.
К сожалению, деградация искусства связана с деградацией духовной жизни нации, человечества. Почему произошла революция? Потому, что люди перестали ходить в храм, молиться – перестали жить духовной жизнью. Это случилось не сразу. К этому шли долго… Потом опомнились. После революции масса людей стала возвращаться обратно в храмы, но было уже поздно: все разрушили.
В своих воспоминаниях митрополит Антоний (Храповицкий) писал: чувствовали, что надвигается беда, буря. Но изменить уже ничего было нельзя…
Если начнем жить по совести, будем читать молитвы, ходить в храм, читать Евангелие, стараться делать своим близким добро, жить в семье по-человечески, не ругаться, то многое изменится. Порой мы сидим за телевизором и осуждаем своих соседей, друзей. Дети это слышат. Надо следить за своим языком, чтобы никого лишний раз не осудить, не раздражаться – это называется духовной жизнью. Если мы к этому будем приходить, то Россия встанет с колен. И искусство у нас будет настоящее.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.