Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Недавно Церковь отмечала день Крещения Руси. Сегодня я хотел бы поговорить с Вами о Крещении и о правильной к нему подготовке. Важно ли проводить оглашение перед Крещением и почему?
– Конечно, важно проводить оглашение перед Крещением: человек должен сознавать, что и зачем он делает, что с ним происходит, что надо будет делать потом – причем это «потом» даже важнее.
Важность огласительных бесед имеет 2 аспекта. Первый – собственно Крещение: дар Святого Духа подается не автоматически. Никто уже об этом не говорит, на этом не акцентирует внимание, но факт остается фактом: в Крещении благодать дается по вере крещаемого человека. Чтобы получить благодать, он должен верить, что ее получит, должен верить во Христа, поставить Его на первое место, посвятить Ему жизнь, сознательно отречься от сатаны и «всех дел его и всех ангел его» – отречься от всякого зла. Если он сделает это сознательно, всем своим сердцем, всем существом припадет к Богу как к единственному Источнику жизни, если погрузится в купель, сознательно отвергая все мыслимое и немыслимое зло, которое он делал и которое может сделать, – тогда в Крещении он сможет вместить столько благодати, что вся жизнь его преобразится. И на выходе мы получим святого человека – такого, как целитель Пантелеимон, Георгий Победоносец или еще кто-то из древних, которые в сознательном возрасте крестились и много пользы принесли Церкви. А чтобы это осознавать, надо знать, Кто такой Христос, почему я должен посвятить Ему свою жизнь, отречься от чего-то.
Скажем, почему мешает мое блудное сожительство с подругой Крещению во Христа? Я же этого не понимаю, эту жизнь не отвергаю, Христа и Его заповеди не принимаю, – поэтому со мной ничего не происходит.
Если верующий священник направляет свою молитву к Богу: «Господи, просвети этого человека, озари светом», – благодать сойдет. Но почувствовать ее человек не сможет и практически сразу погребет под пластом разных грехов, страстей, лжи, ересей, а то и похуже – каких-то смертных грехов. А если и батюшки такого нет, то вообще ничего не произойдет, ибо веры нет.
А второй аспект необходимости огласительных бесед – как строить свою жизнь после Крещения. Надо же понимать, что никто сразу не даст человеку, например, права на управление машиной, если он скажет: «Мне папа машину подарил, я хочу права получить. Сколько это стоит?» Ему скажут: «Давай ты поучишься немного – мы не можем дать тебе права, если ты не учился. Ты должен зарегистрироваться в школе, походить на занятия, позаниматься с инструктором». Это – всего лишь машина (тем более что современные молодые люди и так ее могут водить – по компьютерным играм научились).
А тут – жизнь, о которой они не имеют ни малейшего представления: они понятия не имеют, как жить со Христом. И вот об этом им хочется рассказать: потом надо делать так-то и так-то – если так делать не будешь, благодать тебя оставит.
Мы с вами знаем ответ, для чего нужно оглашение, но меня убивает, почему люди этих простых вещей не понимают. Скажем, сейчас главная тема – вакцинация. Человек читает, что это за вакцина, что можно, что нельзя, какие правила соблюдать. Если он идет куда-то поступать, он изучает правила приема. Если идет на работу, изучает, что придется делать, за что он будет деньги получать.
Единственная вещь, которую он совершенно игнорирует, – Крещение: «Давай крести – и все. Ничего мне не надо, я все знаю давным-давно». А потом получается, что у нас вырастают такие люди... То, что ничего не знают о Христе, не умеют жить по-христиански, – это еще полдела. Они разрушают свою душу и свою жизнь. Потому что есть поступки, которые (если их делает христианин) уничтожают человека, убивают – делают его вместилищем не только греха, но и темных сил.
Такой человек делает недопустимые для христианина вещи. Живя без Крещения, он прожил бы спокойно до седых волос, как обыкновенный грешник. Но он посмел надругаться над таинством, проигнорировал попытки священника рассказать ему, что можно, а чего нельзя (по сути, наплевал на ту святыню, которую получил), и темные силы возвращаются в него.
Люди забывают, что Крещение начинается с так называемого чина оглашения, когда священник читает молитвы на изгнание темной силы из человека, заклинательные молитвы, направленные против сатаны. И если человек не делает то, что должен делать как христианин (он же бросил вызов Темному Лорду – самой смерти, плюнул на нее), к Богу не прибегает, то на что он рассчитывает? И об этом тоже нужно знать.
Но меня поражает безумная самонадеянность: «Я ничего слушать не хочу и не буду»… Я веду беседы в храме, разговариваю с людьми. Много раз уже за свою короткую священническую жизнь слышал такое: «Если бы мы знали это раньше, если бы нам это сказали до Крещения, – скольких бед можно было бы избежать!» А кто мешал слушать? Почему же вы не слушали? Врача, инструктора, в аптеке фармацевта слушаешь. Почему ты не слушаешь только одного священника? Он же не хочет тебе зла. Ты пришел креститься, так выслушай его.
Как аргумент в пользу Крещения людей без оглашения, говорят, что и оглашенные, и неоглашенные все равно в церковь не ходят. И это порой приходится слышать и от представителей духовенства. Насколько справедливо, на Ваш взгляд, это размышление?
– Когда такие размышления есть, особенно в церковной среде, понимаешь, что дело ведь не в самом оглашении. Формально я прочитаю 3, 5, 10, 12 бесед, и человек выслушает, «потому что надо». Это ничего не даст: он не стал мне родным человеком.
Ведь изначально какая практика? Вы, например, еще не в священном сане. Вы где-то живете, и по соседству есть ваш сверстник, тоже имеющий высшее образование, у вас совпадают интересы – он тоже не ходит на разные тусовки: ему это неинтересно. И вот как-то вы сошлись во дворе, у вас сложилась беседа. Он приходит к вам домой или приглашает вас к себе, завязывается общение между вами, вы устанавливаете личные связи.
Он высказывает намерение креститься. Вы ему говорите: «Подожди, сначала это изучи. Вот так нужно делать». Он говорит: «О, а я не знал». Начинается эта работа.
Вы начинаете просто рассказывать ему о своей вере и потом говорите: «Слушай, я, конечно, не профессионал, но у нас тут есть огласительное училище, где ведут оглашение профессионалы высокого уровня. Давай я тебя туда запишу, походишь туда». Человек уже подготовленный, имеет базовые знания, ему интересно это. Он слушает огласительные беседы. На первой же беседе ему говорят: «Ты должен теперь ходить в храм. Ты же хочешь быть с Церковью. Не хочешь ходить в храм – до свидания. Зачем тебе это?»
Есть специальный чин – Литургия оглашенных, они слышат слово Божие, за них молятся. А потом начинается Литургия верных – им говорят: «Это только для избранных». Человек знакомится постепенно со всеми членами общины, про него рассказывают, кто он и зачем тут стоит, его все знают, молятся за него. Он начинает поститься, соблюдать все церковные посты, молиться – его этому учат. С ним начинается духовная работа. И когда он стал членом общины, вник в учение, научился молиться, бороться с собственными страстями, воздерживаться, он готов: для него это стало смыслом жизни – собрание этих людей. Он входит в общину – его крестят, и он становится полноценным членом общины.
А если он просто посидел в каком-то кабинетике и выслушал положенное количество бесед – это ничего не даст. Человек входит в Церковь как сообщество только через личные отношения – к кому-то он должен прилепиться, в кого-то должен поверить, кого-то полюбить. Личные отношения приводят его к общине, поскольку это Божия семья, где у него почти с каждым ее членом выстраиваются личные отношения. Он воцерковляется еще раньше, чем сподобляется таинства Крещения. Это процесс.
Смысл не в том, чтобы рассказать необходимый минимум, а в том, чтобы помочь человеку войти в сообщество, в тот ритм, в те правила и нормы жизни, по которым он собирается жить после Крещения. Вот тогда никто не уйдет.
А мы просто формально беседуем, и это ничего не дает: люди скучают, им неинтересно – они делают это формально. Человек, оглашающий их, видя, что не может их зажечь, тоже делает это формально: «Мне главное – отчитать положенный материал». Потом батюшка пришел их крестить: «Ну что? Как веруете?» Они говорят: «Мы выслушали беседы». – «А Бог-то у нас какой?» – «Не знаем – это же не важно. Мы верим в Бога – молимся Ему». Батюшка понимает, что они за 3–6 бесед ничего не поняли, говорить что-то бесполезно, им надо креститься, он машет рукой и говорит: «Да ладно, не мое дело. Это ваше дело». И в результате получается, что люди крестились и ушли – им нужен сам акт Крещения, а строить отношения с Богом и Церковью они не собираются. Вот в чем ошибка.
А теперь трезво посмотрим. Давайте сегодня на всей канонической территории Русской Православной Церкви введем такое правило и будем так принимать людей в Церковь. Это повысит статус Церкви в глазах сообществ, приведет к тому, что там не будет случайных людей. Люди придут туда сознательно – не ради того, чтобы решать за счет Церкви свои собственные интересы. И будет совсем другая практика. Но никто на это не решится.
Когда крестят ребенка, всегда важно подобрать крестного, который смог бы ребенка в будущем воцерковить, научить вере. Как правильно подойти к выбору крестного?
– Мне кажется, с одной стороны, можно отнестись к этому серьезно и найти человека ответственного, достойного. Который – что: будет рассказывать о вере лучше, чем я? Тогда лучше брать катехизатора, который оглашает, – он-то точно лучше всех про веру расскажет. Который будет молиться? Что – правда: молиться больше, чем отец и мать, за ребенка, переживать за него больше, чем папа и мама? Который будет его носить на Причастие? Нет. Года 3 – да, а когда ребенок станет 5-летним, он не будет ходить за ручку с незнакомым дядей на Причастие, пока папа будет сидеть дома. Скажет: «Нет, я с папой». Понимаете?
Мы часто говорим о каких-то ответственных крестных только потому, что эту тему подняли те, кто сами не в Церкви: они хотят крестить ребенка, но не хотят жить вместе с ним церковной жизнью. И вот они ищут крестного, который хотя бы отчасти сделал то, что они делать не хотят. Ищут, чтобы был образованный, надежный, мог водить в храм, защитить, что-то еще сделать (например подарить дорогой подарок): на самом деле этот вопрос об особом статусе крестных поднимается, когда сами родители чувствуют свою церковную несостоятельность и хотят на кого-то этот груз свалить.
Меня всегда умиляют разговоры о крестных, когда я слышу их в околоцерковной среде. «Крестный должен быть такой и такой, вообще святой человек, монах, а лучше иеромонах, архимандрит, который точно вымолит нашего ребенка». Вообще-то такими должны быть родители: все равно ребенок будет ориентироваться на своих родителей. Если они не будут такими, как архимандрит, которого они назначили крестным своему ребенку, он не пойдет за архимандритом.
Родители будут покупать ему гаджет, игровой компьютер, включать ему интернет и радоваться тому, что ребенок сидит дома и играет в игры. Они будут говорить: «Ты эти книжки не читай, а то станешь монахом, читай лучше эти – чтобы у тебя все было хорошо, с женщиной познакомился, чтобы опыт был, чтобы никто тебя не облапошил». Это все неправильно.
Самые высокие требования предъявляются к родителям крещаемого ребенка – не к крестным, а к родителям. Они должны быть молитвенниками, должны быть в Церкви, учить его своей вере. Чему они будут учить, если у них ее нет? Попытка заменить и оправдать свое неверие, немолитвенность тем, чтобы привлечь хорошего крестного иногда дает результат: иногда, если крестный действительно такой Божий человек, у него получается растопить сердце ребенка молитвой, согреть его своей верой. Но, во-первых, этот крестный должен быть действительно святым человеком, а во-вторых, ребенок должен быть какой-то особенный.
Если мы говорим не про особенных детей и крестных, про нормальную человеческую жизнь, то никто никогда в системе воспитания родителей не заменит. Это постулат.
А как доступно объяснить человеку, что Крещение – это, условно говоря, приоткрывание дверей Церкви? Ведь важно не просто креститься, а войти в эту приоткрытую дверь, где скрыто много очень драгоценного.
– Существуют некоторые богословские размышления разных людей в разные эпохи, которые говорят, что есть таинство воцерковления, предполагающее вхождение человека в церковь как в Тело Христово. Таинство воцерковления включает 3 принципиальных момента: Крещение, Миропомазание и Причащение. Если хоть один из них не работает, то человек не воцерковился.
Это некий процесс, приоткрытая дверь. Это не единовременный акт, а начало жизни: человек родился во Христе, он должен дальше жить.
Но стоящий за порогом Церкви и ничего не понимающий думает, что главное креститься, надеть на себя крест и сказать: «Я крещеный». Я не знаю, что они там думают, – что изменится от этого? Я никак не могу понять – пытаюсь искренне поговорить с людьми, когда они приходят креститься, спрашиваю: «Зачем вам это? Чего вы хотите?» Они всегда обижаются, не хотят разговаривать, замыкаются. Я никак не могу понять:что они хотят? Получить Божию защиту? Она в равной степени распространяется и на крещеных, и на некрещеных. Молиться? Вы можете молиться и будучи некрещеным. Что изменится? Дети священников одинаково болеют раком, как и дети некрещеных людей. Что изменится от того, что ребенок стал крещеным или вы сами станете крещеным? Что вы хотите получить? Они не могут сказать, потому что на самом деле ответа нет. Им надо это сделать, а зачем – они не понимают.
Это все равно, что сказать: «Я хочу сходить в перинатальный центр, подержать на руках ребенка. Приятно его прижать, а потом отдать обратно». А не получится. Ты не можешь забрать из перинатального центра ребенка. Ты сначала его зачни, роди, туда положи, выходи, потом получай. Ты можешь, конечно, получить отказника. Трудно, но можешь это сделать, но не можешь его сдать обратно: тебе отдают его, чтобы ты теперь с ним жил. Ты с ним сфотографировался, селфи сделал, в Instagram выложил, лайки собрал и думаешь, что все, что ли? Нет, теперь надо его воспитывать, кормить, растить…
Вот так и с Крещением. Люди думают, что это некий момент: походили, пофотографировались, крестик золотой одели, ребенок такой умилительный, замечательный – и все.
Нет, теперь надо жить со Христом. Но поскольку люди не верят во Христа (в Бога-то они верят – во Христа не верят, Христом не живут, ко Христу не идут), они не могут понять, что с момента Крещения процесс жизни только начался. Это как ребенок родился: даже если он взрослый, он только родился из купели, – теперь надо дальше жить, воцерковляться, чтобы он постепенно стал своим в Церкви.
Естественно, он должен причащаться.
В своем церковном детстве я был на одном приходе (он отдаленный, деревенский, на острове). Там практически никого не было, но поскольку в начале 1990-х гг. храм был достаточно редким явлением, туда периодически приезжали креститься. Батюшка категорически не любил это делать и крестил только тех, с кем удавалось поговорить, расположиться и в ком он чувствовал веру, желание быть с Богом. Когда он крестил (Крещение было назначено заранее – это остров, туда случайно никто не приедет), у него всегда оставались запасные Дары, ими он причащал крещаемого:он не мог отпустить человека после Крещения, не причастив его. Для него это было правило – он причащал всех: если вы крестились, вы должны причаститься. Для него важной была мысль, что что-то недоделано без Причастия.
Я думаю, что так оно и было: то, что у нас сейчас осталось, когда мальчиков или мужчин заводят в алтарь, а потом выводят из алтаря, а девочек или девушек подводят к царским вратам – это и есть знак того, что после Крещения человек приходил и причащался (а крестили раньше на крещальных Литургиях). Пока вы не причаститесь, это выглядит, как будто человека родили, а покормить забыли.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.