Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1126) → Священник Стахий Колотвин: Мы подражаем святому не во всех его действиях, а в тех, которые нас приближают к Богу

Священник Стахий Колотвин: Мы подражаем святому не во всех его действиях, а в тех, которые нас приближают к Богу

№37 (1126) / 1 октября ‘21

Беседы с батюшкой

Сегодня большой праздник всероссийского (или даже мирового) масштаба – день памяти перенесения мощей Александра Невского. Утром была служба, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл в Александро-Невской лавре. Была встреча с первым лицом. Кто для Вас лично, спустя 800 лет, Александр Невский?

– Александр Невский – святой, получивший некоторый рекламный фон. Его почитают как святого даже люди, которые в церковь-то редко заглядывают. В принципе, это хорошо – имеет некий миссионерский эффект. Это его внешняя роль.

Мы знаем его как святого, а кто-то знает его как дипломата, полководца.

– Да, и как политического деятеля. В этом есть очень важный момент, который даже апостол Павел отмечал: он говорил, что с иудеями был как иудей, с эллинами как эллин. Александр Невский спустя 800 лет для разных людей выступает в разной роли – в этом нет ничего дурного, это хорошо: начнем извне и потом будем приближаться к уровню воцерковленного человека, уже стремящегося к Христу.

Александр не только исторический деятель, но и деятель, ставший неким символом и современной эпохи. В 2000–2010-е гг. его образ сплачивает вокруг себя русский народ и дает очень важный перевес против страшной и безбожной кровавой популярности одного коммунистического диктатора, который хоть и происходит из братского кавказского народа, но очень много зла сотворил русскому народу, очень много новомучеников на смерть отправил. И некоторый стокгольмский синдром его популярности сходит на вторые, третьи роли благодаря людям, которые жили на нашей Русской святой земле и просияли у Господа на Небесах, но при этом добились земных достижений. Александру Невскому можно уже за это быть благодарным.

Для меня как любителя истории, даже безотносительно церковной истории, он очень интересный человек. Родился за 2 года до печальной битвы на реке Калке. Родился в Руси, которая была сверхдержавой Средневековья, с которой хотели породниться все короли, цари Европы. Эти богатые времена заканчивались. Растешь в обеспеченном детстве, а потом в подростковом возрасте попадаешь в страшный переплет – монголо-татарское нашествие. Мир переворачивается. Сложно не сломаться. И для наших современников, переживших тяжелые 1990-е годы, развал страны, экономический упадок, фигура Александра Невского очень важна: это пример для каждого из нас, для любого, кто проходит через тяжелый этап. Когда хочется пороптать: «Господи, почему мне этот тяжелый этап выпал?», надо вспомнить, не было ли до этого спокойных этапов? Может быть, Господь дал тебе крепкие детские годы, спокойные годы учебы, несколько лет работы, и теперь ты подготовлен, чтобы переносить самые неожиданные опасности. Александр Невский, получив спокойное детство, а потом очень неспокойные годы, смог не сломаться на фоне разрушений русских городов, а давать ответ новым вызовам.

Что касается невозможности противостоять Золотой Орде, мы смотрим на Александра Невского как на человека, который смог запечатлеть себя в сердцах неуступчивых новгородцев. Он запомнился, и его сыновей просили на княжение в Новгород. Запомнился с хорошей стороны. Сейчас есть различные спекуляции, говорят: «Александр Невский карал восставших, кому-то глаза выкалывали и так далее». По меркам нашего времени, когда бунтовщика не казнят, а выкалывают ему глаза, кажется, это какая-то дикость, но по меркам Средневековья, наоборот, это был верх милосердия: зачем человека оставлять в живых, если он восстал?

По плодам их узнаете их. Самый лучший плод Александра Невского – это Даниил Московский. Сегодня мы тоже празднуем перенесение его мощей, и для нас эта фигура очень важная. Но она важна для любого русского православного человека. Он был похож на своего отца, но при этом был человек совершенно не военный, зато абсолютно дипломатический.

Даниил Московский – младший сын Александра Невского. Александр Невский умирает. Скорее всего, в Орде его отравили. Умирает в 40 лет с небольшим. Старшие дети уже люди взрослые (женились тогда рано). Даниил совершенно бесправный маленький ребенок. Князья, разобрав богатые города, Даниилу отдали деревушку Москву: «Мелкое селение на реке стоит – пусть ему будет. И нельзя сказать, что мы брата своего обидели». Дали ему совершенно негодную деревню, а спустя несколько веков получился почти Третий Рим. За счет чего? Не потому, что Даниил всех вокруг стал завоевывать, а потому, что, наоборот, выступал миротворцем – он мирил своих братьев, племянников. Ему в удел завещали его родственники свои княжества как раз потому, что доверяли ему, зная, что он их не использует как пушечное мясо в междоусобных битвах.

У каждого человека свои сильные стороны. И очень не похожи характером – Александр Невский и Даниил Московский, но как они оба преуспели и в духовном плане (святыми стали), и в политическом! Кто-то думает: я человек энергичный, а ребенок у меня тихий, застенчивый, он в мире затеряется... Нет. Может быть наоборот: буйные себе головы проломят и сгинут, а тихие, застенчивые потихонечку в жизни чего-то добьются. Главное – энергию в мирное русло направлять, надо ребенка загружать больше занятиями, кружками, и он со своей неуемной энергией только радость будет приносить.

Что же для воцерковленного человека значит фигура Александра Невского? Важны слова апостола Павла. Он говорит: умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. Мы подражаем святому не во всех его действиях, а в тех, которые нас приближают к Богу. Нам иногда удобнее включить смирение, но не там, где нам хочется смиряться, а там, где хочется избежать проблем – тогда зарываешь голову в песок. Надо проявить, например, себя, заступиться за того, кого несправедливо травят, подсиживают и так далее. Такая решимость нужна. Александру Невскому надо в этом помолиться. Где-то, наоборот, другой человек скажет: «Я решительный, лезу напролом, всех могу защитить». А посмотри на себя: может, пока одного защитил, 10 человек обидел? Тут тоже Александру Невскому надо помолиться. Это совмещалось в его дипломатичности. Где надо – всех собрать, где-то утешить, утихомирить, не махать шашкой направо и налево.

Для каждого христианина Александр Невский – пример человека в самых разных проявлениях. Он тоже очень может послужить на пути к спасению. Если мы будем ему по-христиански подражать, то для нас не будет проблемой ни его современный государственный культ, ни его образ в кинематографе. Знаменитый фильм «Александр Невский» незадолго до начала Великой Отечественной снимали. И это может нас не то чтобы озлоблять, а настраивать на борьбу с нашим единственным соперником, про которого сказано, что наша брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесных.

Вопрос телезрителя: «Александр Невский защищал западные рубежи. Запад пытался навязать Руси именно веру другую. А ордынцы требовали только материальных подаяний, в религию они не вмешивались. Но ордынцы принесли на Русь идеологию холопства, ханства. Раньше на Руси этого не было. При ордынцах это повлияло на государственное управление и на нашу веру. Это самое страшное, что они нам принесли. Мы по сей день считаемся холопами. Вот в чем проблема. Как вы это объясните?»

– Откроем «Русскую Правду» Ярослава Мудрого (это 250 лет до монголо-татарского ига), и мы увидим, что холопы были уже тогда. Есть крестьянин, который обрабатывает свои земли, и есть холоп, кто служит. Можно сказать, холоп – это тот, кто хлопочет, то есть занят какими-то хлопотами.

Слово «холоп» сейчас обросло отрицательными коннотациями – как во времена Христа слово «фарисей» означало человека, который придерживался определенной религиозной традиции, а сейчас это «лицемер». Во времена Христа, когда Он говорил «фарисеи», Он их не ругал. Почему Он к ним так часто обращался? Они не безнадежные люди, они любили Бога, просто не очень Его понимали. Господь в Евангелии постоянно к фарисеям обращается.

Так и слово «холоп», которое сейчас уже имеет презрительный оттенок, в древности этого оттенка не имело. Это, по сути, доверенное лицо. Как, например, в американских блокбастерах: богатый наследник умирает, и единственный, кто наследует все, – дворецкий, тот самый холоп, который управляет домом. В Евангельских притчах есть домоправитель – это по меркам Руси был бы холоп: у него нет своего крестьянского надела. Крестьянин имеет свой кусочек земли, а холоп хлопочет о своем господине, о своем князе.

К монголо-татарскому игу это не имеет никакого отношения. От них, может, перешла подчиненность. Монголо-татарское иго, наоборот, дало жгучую тягу к свободе, а в плену были и наши западнорусские земли – под поляками, под литовцами. Матерь городов русских Киев стонет под пятой католических магнатов. Под ярмом турок-мусульман стонут болгары, сербы – надо освобождать.

Каждый для себя может вынести что-то свое. Монголо-татарское иго, конечно, тоже было мечом Божиим, наказанием Божиим за века междоусобных войн... В России все было хорошо – торговля, деньги, строились гигантские храмы. Но люди воевали между собой, проливали русскую кровь. Князья нападали друг на друга, дружины рубили друг друга – вот Господь и покарал. Из-за монголо-татарского ига люди наконец сообразили: надо не друг друга, не христианские души ни за что предавать смерти, а объединяться для чего-то большего.

Конечно, монголо-татарское иго принесло много страшных экономических, технических потерь. Страшным было не только то, что изымали все материальное. Самое плохое – угоняли в рабство талантливых кузнецов, мастеровых: если человек чем-то славился, его сразу угоняли в плен. В духовном плане это приучило к некоторому смирению, но при этом и к тяге к свободе.

Если мы посмотрим на самые страшные годы русского рабства, они, наоборот, пришлись на размах внешнеполитического величия. Это XVIII, ХIX века – время крепостного права, особенно начиная со времен Екатерины, которая освободила дворян от службы. Петр I полностью закрепостил крестьян, и они должны были всю жизнь работать на помещика, но при этом помещик должен был либо до смерти служить в армии, либо быть гражданским чиновником, причем без всякой пенсии. Все должны были служить, каждый на своем месте. Екатерина, придя к власти через переворот, разрушила эту систему: дворяне ничего не делают, что хотят, то творят, а крестьяне действительно находятся в рабстве. Мы видим, что другие страны освобождаются, православные народы получают свободу, а русский народ стонет под этим ярмом.

Но никто не может ввергнуть нас в рабство, кроме нас самих. Любой иноземный завоеватель, наоборот, всегда вызовет отторжение. Вспоминаем ХХ век и видим, что пришедшие к нам западные завоеватели как пришли, так и ушли.

Для нас, возрастающих во Христе, пример Александра Невского должен быть примером внутреннего развития человека. Он подчинял себе свои страсти, чтобы приносить людям пользу, направлял их в мирное русло. Александр Невский рос, учился владеть своими страстями. Если бы он с ними не совладал, то уже отвечал бы не Новгород и не Псков, а вся Русская земля, – случилось бы новое нашествие.

Мы, конечно, понимаем, что существует угроза язычества, ислама, католичества и так далее. Но самая главная задача человека, который стремится к святой жизни, – это упование на Христа и молитва. Если бы Александр Невский был только политическим деятелем, дипломатом или полководцем, ничего бы у него не вышло в это тяжелое для всей страны время. Но поскольку он уповал на Господа, Господь ему помог.

Когда педагоги на уроках в школе рассказывают об Александре Невском, они ошибаются, говоря, что вот какой он был молодец – исключительно всего добился сам. Он не сам всего добился, а только с помощью Божией. Без помощи Божией ничего не получится: можно сказать, что наши силы умножаются на помощь Божию. Если же мы отказываемся от помощи Божией, хотим жить по гордости, то все будет умножено на ноль. Любой школьник, по крайней мере уже в средних классах, знает, что если умножать на ноль, то и получится ноль.

А как это – «жить по гордости»? Например, ты начинаешь какое-то свое дело, свое действие – как делать его не по гордости?

– Это самое сложное. Недаром в святоотеческом и аскетическом богословии гордость – это самая сильная страсть, которая все подавляет. Если чревоугодник или пьяница захочет погордиться, втереть кому-то очки, он перестанет есть, выпивать и станет идеальным. Если человек начинает блудить и так далее, из гордости он сможет это превозмочь и будет этим гордиться.

Недаром гордость свалила с небес Денницу и сделала его сатаной. Гордость очень опасна, она заползает в наше сердце, и мы не воспринимаем ее как нечто дурное – нам кажется, что мы сделали какую-то полезную вещь, добились каких-то успехов и это хорошо: «Господи, правда я же сделал что-то хорошее, доброе?»

«Для Тебя, Господи, старался, детей учил чему-то».

– В том-то и дело. А лукавый, по сути, такой ложкой дегтя начинает отравлять бочку меда. Верующему человеку, конечно, проще, ведь когда мы молимся и вспоминаем, что Господь – наша надежда и упование, Он может опять же по нашим молитвам нас смирить.

Иногда люди говорят: «Я вроде жил не безбожно, а по-христиански – постился, молился, отчего же Господь все мне обрушил? Бизнес был – рухнул». Конечно, хочется сказать: «Что же Вы не помогли строить храм, когда бизнес был? А сейчас, когда бизнес рухнул, Вы пришли плакаться».

Но это тоже неплохо – хотя бы так?

– Да, это тоже как бы неплохо. Но я говорю человеку: «Очень хорошо. Если бы Вы не вспоминали о Боге, достигли бы еще большего богатства, умерли бы в своих миллионах и попали в ад. А поскольку Вы надеялись на Господа, Господь в какой-то момент, когда Вас захлестнула гордость, просто взял и чуть-чуть Вас приземлил, чтобы Вы не возносились. Поэтому не надо унывать. Трудитесь снова, добивайтесь успеха снова, но уже с оглядкой».

Самая лучшая профилактика гордости – это некие моменты смирения, которые посылает нам Господь. Есть замечательная пословица – «обжегшись на молоке, дуют на воду». Вот так же и человек – превозносился, но Господь его «заземлил», поэтому лучше лишний раз смириться, быть аккуратнее.

Но есть и другая крайность, может быть, гордость наоборот – отсидеться и смолчать. Человеку кажется, что он молчит по своему смирению, ни во что не вмешивается, а на самом деле в нем говорит гордость: ему просто наплевать на окружающих, поэтому он сидит и отмалчивается – «мое дело сторона». Это такой вид гордости.

Можно сказать: «Гордость только у экстравертов, у интровертов ее нет». Нет, можно быть горделивым и не сказать ни слова. Ты просто проходишь мимо других людей с высоко поднятой головой и ничего им не говоришь, думая: «Вот эти гордецы везде со своим мнением лезут». Может быть, наоборот, твое мнение здесь поможет, поэтому не гордись.

Самый лучший способ победить гордость – это противоположная ей добродетель. Святые отцы говорят, что есть 7 страстей и 7 добродетелей, и самая главная, единственная добродетель, которая может победить гордость, – это любовь. Если ты с любовью относишься к Богу, то будешь помнить, что все успехи посылает тебе Господь, а ты лишь помогаешь Ему в этом деле.

Если ты действительно с любовью относишься к человеку, то даже превозносясь над ним и понимая, что у тебя что-то получается лучше, стараешься сделать так, чтобы не задеть, не обидеть, не дать ему позавидовать тебе: стараешься проявлять заботу о нем. Господь не говорит нам бороться с грехами – Господь говорит нам возрастать в добродетели, а грехи убирать, поскольку они нам мешают. Поэтому, дорогие братья и сестры, нам нужно возрастать в любви, тогда гордость сама отпадет.

Да, это очень важно. Давайте подведем итоги.

– Дорогие друзья! Сей день объединяет нашу Русскую землю – мы празднуем перенесение мощей из одного города, связанного с жизнью Александра Невского, в другой, совершаются крестные ходы. Люди оставляют свои дела, отвлекаются от суеты и уделяют время молитве. Однако не стоит ждать перенесения мощей, каких-то икон – не стоит ждать внешних эффектов.

Предстоящая неделя – трудовая. У нас будет много забот, много дел. Но нам нужно в сердце иметь молитву, обращаться к Евангелию: если мы будем уделять время Господу, вырываться из суеты ради Него, то Он поможет нам справиться со всеми делами, как помог Александру Невскому.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс