Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда мы говорим о молитве, возникает очень много вопросов: о многословии, о том, что молитва – один из самых тяжелых моментов в ежедневной жизни христианина… Есть молитва Иисусова – она краткая и очень простая, а у краткой формы еще даже существует кратчайшая, которую мы произносим в самых опасных случаях: «Господи, помилуй». Часто это просто фраза, а если бы человек произносил ее искренне во всех случаях, то было бы очень хорошо… Прав ли я?
– Да, молитва Иисусова очень проста: даже 2-летний ребенок, только научившийся разговаривать, сможет сложить слова в предложение, и получится формула, которая должна, по мнению многих, нас от чего-то спасти, дать состояние радостного «эфира» и так далее.
Но мы должны подойти к истокам – сделать расследование: откуда она взялась, нужна ли она сейчас и можно ли ею молиться не только монахам, которые дают обет, что молитва Иисусова – один из основных видов их деятельности, когда они полностью меняют свое времяпрепровождение, сознание. К этому готовятся, поэтому в монахи сразу не берут.
Молитва Иисусова хороша тем, что состоит из Исповеди – исповедания: в этой молитве все Евангелие, вся наша просьба, любовь ко Христу, желание. Когда человек понимает, в чем его желание, тогда происходит понимание, как просить так, чтобы это исполнилось.
Когда мы многословны в молитвах, долго готовимся к Причастию (может быть, это правильно для тех, кому полезно), читаем 3 канона, то мы часто не понимаем: «Что в них такого? Почему я должен каждый раз читать 3 канона, когда уже чуть ли не наизусть знаю эти слова?»… Ведь сердце часто остается абсолютно пустым.
Молитва Иисусова работает не сразу – это не заклинание, не бормотание и не магические слова, прочитав которые ты оказываешься в железном «куполе», где тебя никто не достанет.
Люди часто спрашивают, с чего начинать молитву Иисусову… Есть много формулировок, но мне больше всего нравится семисловие. Цифра 7 богата наполнением: 7 красок радуги, 7 нот. Когда смешиваешь эти краски, получается картина: из одной краски тяжело нарисовать картину, а когда их под рукой 7, картина получается неплохая.
Иисусова молитва очень похожа на ноты: начинаешь ее петь, и она живет в тебе, как музыка в музыканте. У музыканта в голове всегда крутится музыка: он либо ее сочиняет, либо проигрывает, либо находит новые мелодии или вспоминает старые. Молитва Иисусова художественная, и, чтобы научиться ей, нужно уметь петь, рисовать, нужно стать помощником Богу. Но без учителя тут, как и в любом другом виде искусства, трудно. Думаю, нужно начать с азов, но с учителем.
Семь – это «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»?
– «Грешного» – это прекрасная 8-я нота, нота будущего века. Семь нот до «помилуй мя» вполне достаточно. В греческой молитве еще меньше: 5 нот, на богослужении 2 – и ты уже чувствуешь приближение прошения, ведь Иисусова молитва – прошение, просьба, исповедание.
Можно расшифровать каждое слово по отдельности – «Господи»: мы обращаемся к Господу. Мы ведь не можем никого назвать Господом…
Я много читал об Иисусовой молитве и встречал самые разные мнения, как нужно произносить молитву. Отцы говорили: «Чистишь картошку – молись Иисусовой молитвой». Сейчас, наверное, можно ехать в трамвае и не болтать по телефону, а тихо молиться про себя. Раньше говорили, что СССР самая читающая страна – сейчас мы тоже «читающая страна»: все в телефонах... Если бы мы читали Священное Писание, в нашей стране все было бы по-другому.
Вопрос: можно ли молиться Иисусовой молитвой в транспорте, при готовке – в бытовых условиях? Для нее нужно благословение Священноначалия или можно молиться дерзновенно?
– Какое-то время люди испрашивали, можно ли молиться по четкам... Четки все-таки атрибут монашеский. Когда я вижу их у человека на руке, у меня смущения нет, но у других священников оно может быть.
20 лет назад я был в одном из храмов, и у меня на руке были четки. Вдруг батюшка подходит и говорит: «Что это у тебя?» Я ответил, что это четки. Он спросил, зачем они мне. Я сказал: «Молиться». «А как ты молишься?» – «Очень просто: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»». Я честно отвечал ему, что для меня это нормально. Может, его смутило то, что они высвечивались? Естественно, не нужно этого делать напоказ.
Что происходит во время молитвы? Примерно то же, что и в сказке Пушкина: балда брал кнут и начинал в тихом омуте гонять чертей. Молитву слышишь не только ты: твой ум, как радиоприемник, слышит частоту не только Божественную, но и бесовскую, ведь мы часто принимаем помыслы, которые не хотелось бы принимать. Как научиться с ними работать? Например, ты принял помысел и говоришь «Ой, как я подумал...», – но это не ты: тебе подбросили крапленую карту, а ты ее схватил.
У темных сил есть ключ к нашему разуму, а антивирус – Иисусова молитва, которая закрывает ум от этих помыслов. Тогда ты начинаешь быть свободным от них. Это уровень, когда ты не только говоришь молитву, но она переходит в качество. Как в спортзале: берешь большие гири не сразу, но постепенно. Затем просыпается интерес, мышцы играют – потихоньку возрастаешь. Но то возрастание – духовное, в зеркале его не увидишь и мышцы не потрогаешь. Результат другой: в духе ли я, мое сердце, мои мысли? О чем я думаю?
После молитвы Иисусовой думают о милосердии, любви к ближнему, прощении, забытых грехах: этот всплеск можно записать и открыть на Исповеди. Иногда Господь вскрывает наше внутреннее «я», и мы думаем: «Куда это теперь девать?» Нужно было чуть раньше сделать так, чтобы ты не облил грязью другого человека, не изменил его жизнь, не сказал слов проклятия: сколько плохого мы бы могли не сделать в своей жизни, если бы эта молитва была у нас на устах!
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я знаю, что первым, кто исповедал Иисуса Христа Богом, был Фома. Он сказал: Господь мой и Бог мой! А кто первым именно в молитве Иисусовой назвал Иисуса Христа Сыном Божиим? Кто первым произнес эти слова?»
– Сказал Петр, когда Иисус спросил: а вы за кого почитаете Меня? Ученики начали переговариваться: кто-то за пророка считал, кто-то за другого. Только Петр сказал: «Ты Сын Бога живого». Тогда Иисус ему ответил: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах».
Именно исповедание Иисуса Христа Сыном Божиим – основное действие в этой молитве. Эта молитва наполнена всем процессом спасения человека.
Мы начали со слов «Господи», предстали пред Господом – имя Ему Иисус Христос, Он Сын Божий. Что мы просим Его сделать? Помиловать нас. Когда человек только начинает молитву, ему полезно делать ударение на «грешного», чтобы вызвать дух покаяния: именно через покаянное приближение ко Христу получаешь просимое. Надо вспомнить Евангелие: если просишь – получаешь.
Сколько раз читается молитва Иисусова в день? У некоторых даже есть маленькие счетчики… Раньше давались послушания в 100 – 200 молитв, в зависимости от успеха – духовник смотрел за преуспеванием учеников в духе: как у них с послушанием, нет ли противных мыслей?
Молитва Иисусова входит в человека, вскрывает его, и он думает: «Боже, вот я какой, оказывается…». При этом он помнит, что призывает Бога помиловать его, и получает прощение.
Вот для чего мы молимся: чтобы получить прощение, исцеление. Наверное, для меня нет просьбы лучше, чем «помилуй меня, грешного».
Вы сказали о Петре и его исповедании… Помните, Господь сказал: на сем камне Я создам Церковь Мою? Иисусова молитва может быть для нас основанием, камнем, на котором можно строить здание своей духовной жизни. Но возможно ли впадение в прелесть, когда произносишь эту молитву (даже внутри себя) напоказ?
– Я так не умею. Может, кто-нибудь из артистов и смог бы – помните, как Петр Мамонов (Царствие Небесное) читал 90-й псалом? Хотя мы все видели, как он молился: он молился внутри себя, по-настоящему.
Мы подсмотрели за его молитвой, но здесь не было прелести. Прелесть – тонкая грань, ее не заметить с первого, второго, третьего раза: человек может долго играть святого, но ведь не Иисусова молитва его делает таким. Она «вскрывает» его. Я не видел людей, которые через молитву Иисусову приходили к прелести.
Когда у тебя есть духовник, ты исповедуешь ему помыслы, все то, что приходит после молитвы. Если, конечно, человек обвешался четками, повесил на грудь кресты и другую православную или инославную атрибутику, но ходит и показывает себя, можно понять, что у него в уме что-то не то, – но это единицы, один из миллионов.
Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Я каждое утро с Божией помощью читаю Иисусову молитву 33 раза, по числу лет жизни Иисуса на земле. Второй вопрос: говорят, что на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи нельзя резать круглое, – это правда или суеверие?»
– То, что вы читаете молитву Иисусову, прекрасно. Старайтесь следить не просто за чтением молитвы, а за тем, что будет после нее: когда мы садимся за стол, то видим кушанья, а когда покушали, ощущаем радость от пищи и благодарим Бога.
Молитва – сильнейшая энергия, которой можно питаться. Многие святые этой молитвой и питались. Посмотрите: нет ни одного святого, который бы эту молитву не принял за основу своей жизни. Что же главное в Иисусовой молитве? С чего начать? С Евангелия. Надо раскрыть Евангелие, найти там эту молитву и посмотреть, к чему она приводит. Первые слова как Иоанна Крестителя, так и Иисуса Христа: «Покайтесь». Значит, молитва должна привести к покаянию. Если мы говорим, что уже покаялись, тогда надо быть святыми: «Иди и не греши», – говорит Господь блуднице, когда та покаялась. А если еще грешишь, то покаялся не так, как это должно быть – значит, не было пока той грани, когда понимаешь, что дальше за грехом смерть.
Святой преподобный Силуан Афонский говорил: «Держи ум во аде и не отчаивайся». Почему во аде? Мне нравится радоваться, чтобы ум мой воспарял к небесам, а нам советуют спустить ум в ад – ибо к нашему уму есть подход у темных сил.
Особенно прекрасно читать молитву перед сном. А если начинаешь читать с детьми, то дети уже с маленького возраста узнают, Кто такой Иисус Христос – это единственное имя во всей Вселенной, перед которым склоняются все ангелы Небесные и все люди на земле. Другого варианта нет и не будет, нет другого имени ни на земле, ни под землей, которым мы бы могли спастись.
Евангелие об этом говорит, и Сам Христос говорит перед Тайной Вечерей: Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Просите, и дано будет вам, – но мы не будем просить так, как в «Золотой рыбке»: мы просим одного – помиловать нас. Это будет самый лучший подарок от Христа, когда мы будем помилованы. Когда благодать сойдет на наше сердце, мы поймем, что, оказывается, можно жить без греха.
Во время богослужения мы очень много раз произносим: «Господи, помилуй». Зачем нам нужно произносить так много раз слова Иисусовой молитвы? Как во время Литургии в чистоте произнести: «Господи, помилуй»?
– В этом случае пригодится опыт Иисусовой молитвы. Святые отцы говорят, что на Литургии, если ты не знаешь смысла слов самой Литургии, молитва Иисусова будет помогать познавать ее через Дух Святой. Он приоткрывает главные азы и смысл литургических песен, молится ведь не чтец – мы все молимся: весь клир, священники, прихожане – это Единая Церковь. Мы все в храме – Тело Христово, поэтому надо дополнять друг друга. Бывает, что и священник может в чем-то ошибиться, какое-то слово пропустить. Мы же не будем его осуждать. Надо дополнить молитву, ведь мы одно целое.
Вопрос телезрителя: «Мы молимся Иисусовой молитвой, когда готовим еду или находимся в дороге. Но иногда она приходит сама по себе, когда выполняешь не совсем чистые работы, – например, косишь траву или работаешь с землей. Начинаешь думать: уместно ли сейчас молиться Иисусовой молитвой?»
– Вы сейчас раскрыли тайну своих помыслов. То есть во время Иисусовой молитвы к вам пришел помысел: а могу ли я сейчас заниматься Иисусовой молитвой?
Как вы думаете, чей это помысел, откуда он пришел, неужели это вы так подумали? Это враг рода человеческого: он отвлекает от Иисусовой молитвы и будет отвлекать всегда, ведь для него это погибель, смерть. Он бежит как от огня от имени Иисуса Христа: они его тоже знают – и трепещут перед ним.
Вспомним Евангелие, когда Христос пришел в синагогу, и один из бесноватых закричал: «Знаем Тебя, Ты Святый Божий!», – они знали по имени Иисуса Христа. Но Христос запретил ему: замолчи. На помыслы от лукавых надо стараться не реагировать и продолжать свое делание.
Прополка земли очень похожа на прополку нашего сердца. Земля – это сердце, а сорняки – грехи, которые сеет дьявол в нашем сердце и которые проросли. Что надо сделать? Прополоть. То есть продолжать читать Иисусову молитву и выдергивать сорняки – и представлять, что выдергиваешь сорняки-грехи из своего сердца. Когда увидел чистую грядку, то сказал: «Господи, слава Тебе!» Завтра – то же самое: 2 дня не помолишься – снова все травой заросло. Поэтому непрестанно молитесь – об этом говорит апостол Павел.
Иисусова молитва – это наставление апостолов. Они именем Иисуса Христа исцеляли, крестили (первые Крещения были Его именем), из мертвых воскрешали, они претерпевали гонения и побои за имя Христа и радовались этому. Надо читать Деяния, чтобы понимать, что все Евангелие насыщено этим именем.
Если возьмем Ветхий Завет, то увидим, что имя Господа воспевалось – у каждого пророка был призыв: хвалите имя Господне. Но имя Господне было скрыто от людей, потому что имя – это сущность. Как можно познать сущность Бога? Невозможно. И для этого пришел Христос – Он рассказал людям об имени Бога, и сейчас мы можем обращаться к Богу по имени: Иисус Христос.
Когда мы научимся искренне произносить «Господи, помилуй!», наверное, в нас что-то поменяется. Но не встречали ли Вы людей, которые постоянно находятся в состоянии алкогольного опьянения? Привычка непрестанно молиться тоже продолжается даже во сне: если целый день проводишь в церкви, то церковь и снится... А если все время проводишь в греховном делании, это продолжается и ночью? Прав ли я? Или наша жизнь разделена на день и ночь – на грех и праведность?
– Вы правы: если чем-то занимаешься днем, этим же занимается твое сознание и ночью. Что такое дело, работа? Сначала приходит помысел («не пойти ли за грибами или на рыбалку?»). Потом начинаешь этот помысел обслуживать – начинаешь искать либо деньги, либо корзинку для грибов, либо молитвослов: все зависит от помысла, который к тебе пришел. Помысел приходит по твоей природе, он накоплен годами, это твой характер.
Может быть, добрый помысел к тебе уже и не приходит, когда ангел говорит: я велю каждый день ему сделать это, а он не делает. Зачем много раз говорить? Мы будем молиться за этого человека, за его душу, чтобы она каким-то образом спаслась, чтобы какая-то ситуация разрешилась в его жизни. Ангелы оставляют человека, добрые помыслы не приходят – приходят земные, а они не всегда добрые.
Когда человек начинает молиться Иисусовой молитвой, она удивительна тем, что проникает в подсознание – это нормально, бояться этого не нужно. Начинаешь вдруг дышать этой молитвой.
Когда я заболел коронавирусом, мое дыхание стало настолько отделено от тела, что я не мог понять, где мое тело, где мое дыхание. Я стал понимать, что каждый вдох может быть последним. Ум уже не чувствовал и не понимал, дышу я или нет. Когда я стал вставлять в дыхание имя Иисус Христос, тогда понял, что дышу и живу. Если бы я умер в тот момент, я бы умер с этим именем – и попал бы в рай, ведь с этим именем спасешься: призови имя Господне – и спасешься, об этом говорит все Евангелие. Это имя дает тебе свободу. Познай истину…
А Истина – Христос: познай Его имя, и оно сделает тебя свободным. От чего свободным? Мы разве рабы? Свободным от греха, ведь мы рабы греха.
Для начала познакомьтесь с Иисусом Христом не как с Богом, а хотя бы как с Человеком, Который вас любит и понимает все ваши проблемы. Самое главное, чтобы у каждого человека было желание, как у Адама, выйти навстречу Богу – если бы тогда Адам сказал Богу «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!», мы бы сейчас жили в раю.
Спасибо за непростой разговор. Многие тайны этой молитвы перестали существовать для нас, хотя для каждого человека молитва Иисусова – своя собственная: она хоть и общая, но личная. Если наша главная задача – обожение, без нее это сделать труднее.
– Невозможно жить без нее: без имени Иисуса Христа мы не выживем.
Записали:
Софья Горбачёва
и Ирина Обухова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братия, высокие представители государственной власти, братия и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником для града Петрова, для всей страны нашей, для Церкви нашей, для народа нашего!
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.