Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1126) → Протоиерей Александр Рябков: Нужно ли Богу наше поклонение?

Протоиерей Александр Рябков: Нужно ли Богу наше поклонение?

№37 (1126) / 1 октября ‘21

Беседы с батюшкой

Казалось бы, очевидно, что если мы обращаемся к Богу, то обращаемся к Нему в поклонении: Бог заботится о нас – Он любящий Отец, и как мы, сыновья, можем не любить Его, не уважать? Поклонение – очень сложное понятие. Что же это такое, и как православным христианам понимать это слово?

– Очень много слов в Евангелии, связанных с поклонением. Господь говорил самарянке: придут времена, поклоняться будут Богу в духе и истине. Очень часто церковные слова, термины понимают превратно – даже самая простейшая молитва «Господи, помилуй!» понимается людьми так, что якобы человек просит не казнить его: «Помилуй» – это «не казни», некая амнистия.

Это очень узкое понимание. Слово «милость» – не только помилование преступника, нарушителя закона или каких-то предписаний: это еще и дарование благ, щедрот, талантов. Если я ищу прощения грехов, проще сказать: «Господи, прости меня» – и понятно, и просто. А говоря «Господи, помилуй!», я прошу именно милости – духовных даров, которые наполняют душу благами, что посылает нам Святой Дух.

Мы молимся: «Царю Небесный, прииди и вселися в ны». Мы полностью не можем описать, что дает нам вселение Святого Духа, но мы можем представить, что приходит вместе с благодатью Духа Святого в сердце, ум, душу человека: я представляю, что это – мир, тишина, покой, радость…

Когда мы говорим о поклонении, у нас тоже это понятие может сужаться, урезаться – редактироваться и редуцироваться лишь до раболепного преклонения перед величайшей силой.

Да, Бог – наш Отец Небесный: сравнение с отцом или с матерью земными очень понятно и просто иллюстрирует эту тему – мы преклоняемся перед отцом и матерью, хотя уже взрослые и пожилые, седые и сами имеем детей и даже внуков. Если наши родители живы, мы перед ними преклоняемся.

Мы преклоняемся перед ветеранами, перед заслуженными людьми, перед их талантом, служением, жертвенностью, которую они принесли на алтарь Победы или вложили в наше воспитание (если мы говорим о наших родителях и дедах, прадедах). Преклоняемся даже перед усопшими. Преклоняемся перед подвигом, перед каким-то служением или жертвой.

В Боге есть забота, достоинство Отца: поклонение этому не ущемляет наше достоинство – наоборот, это нас возвышает. Господь принес Жертву за наше спасение. Поклонение Богу – это поклонение величайшей Жертве, которой мы спасены.

Нужно ли Богу наше поклонение? Если мы обратимся к православной и церковной догматике, то увидим, что Бог самодостаточен: Он ни в чем не нуждается.

Наши родители остро нуждаются в нашем почитании, послушании, любви. В этом нуждаются наши близкие: все люди нуждаются в любви близкого, родственника, который живет с ними под одной крышей. Особенно нуждаются в этом люди пожилые – для них непонятно, почему их заслуги, труды, бессонные ночи над нашей колыбелью не находят в нашем сердце отклика или почитания. Мы сами, будучи родителями, нуждаемся в послушании и почитании наших детей.

Господь в этом остро не нуждается – у Него нет этой потребности. Он не скорбит, не расстраивается, не испытывает ущемления, недостатка, как испытывает это человек, которого обидели непочтением. При этом мы помним Его слова: милости хочу, а не жертвы – Господь ждет от нас милости.

Есть догматическое утверждение, что Бог ни в чем не нуждается, но сотворил нас и мир в первую очередь чтобы излить на нас Свою любовь. Мы балансируем на грани: с одной стороны, мы не можем сказать, что Бог нуждается в нашем поклонении, но, с другой стороны, видим, что Бог желал сотворить личности, которые испытывали бы Его любовь, на которых Он изливал бы Свои дары – на человека, в целом на человечество. Здесь важно не терять баланс, не уклоняться в одну или другую сторону.

Язычники утверждали, что их боги нуждаются в жертвах. Бог не нуждается в таком поклонении: Он не страдает, Его Божественная жизнь не терпит урона, но Господь желает нашего спасения.

Он в какой-то мере испытывает страдание, крестные страдания за нас, если мы живем греховно. Все проповедники в страстные дни или в конце Великого поста говорят, что мы снова распинаем Бога, будучи искупленными Его Жертвой, совершая и повторяя смертные грехи, продолжая жизнь во грехе и страстях, низводящих нас до уровня животного или даже ниже.

Говоря о поклонении, особенно церковном, в Священном Писании мы можем видеть разные утверждения. С одной стороны, через пророков Господь говорил гневные слова израильскому народу: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их». С другой стороны, по слову пророка и царя Давида, Он говорит: жертва Богу дух сокрушен. Господу приятно наше поклонение в духе и истине – в нашем сокрушенном покаянном духе: Господь радуется именно такому поклонению перед Ним.

Мы не можем сказать, что Бог без внимания относится к нашему поклонению или нашей молитве. При этом, конечно, мы должны понимать, что поклонение Богу требуется в первую очередь нам самим.

Мы можем перенести понимание поклонения, преклонения и почитания в светский регистр – как мы сейчас говорили про родителей, про наших предков, пожилых людей, ветеранов: они чувствуют, что достойны поклонения, почитания – это чувство вполне законно.

Теперь перенесем это понимание несколько в другой контекст, когда это поклонение перед отцом, матерью, дедушкой или ветераном необходимо нам самим, почитателям подвига, жертвы или служения родителей.

Это мне необходимо. Если я потерял возможность или умение преклоняться перед какой-то величайшей жертвой, особенно жертвой нашего народа в Великой Отечественной войне, например, то я сам ущербен. Если человек не почитает своих родителей, он сам в первую очередь ущербен. Он деградирует, он что-то очень важное потерял в своем личностном развитии. Если человек не чувствует необходимости поклонения перед величайшей святыней, то в нем есть некая ущербность, деградация и деструктивность.

Плодотворная жизнь зиждется на поклонении чему-то высокому, какому-то смыслу. Христос – Логос, смысл. Когда для отдельного человека утеряно умение поклоняться высшему, надмирному смыслу, для него все теряет смысл.

Отвлечемся от религиозного контекста: у любого человека должен быть какой-то пантеон почитаемого. Иногда, к сожалению, это оборачивается идолопоклонством: человек поклоняется идолам (это необязательно поклонение чему-то приземленному – материальному богатству, красивым вещам, телесным удовольствиям, хотя и это тоже случается) – творчеству, искусству, таланту отдельно взятого художника, композитора, артиста.

Это очень урезанное поклонение высочайшему – мы забываем, Кто Податель этих талантов художнику, композитору, артисту, архитектору, писателю.

Культура всегда начиналась с религиозного культа: конечно же, истинная культура всегда прославляет Бога, и когда мы отрываем культуру от Подателя талантов, она рано или поздно оборачивается антикультурой и становится языческим идолопоклонством, а не прорывом и устремленностью нашего сознания, души, ума к надмирному, вечному.

Говоря о поклонении Богу в духе и истине, мы понимаем, что это поклонение вносит в нашу жизнь смысл надмирный, непреходящий, утвержденный не в нашей земной реальности, а в реальности Божественной.

Многие ученые, мыслители (да и каждый из нас) задумывались о смысле жизни. Конечно, проще всего (к сожалению, это сейчас очень часто случается) людям заменить общение с Богом, сочетание души с Ним какими-то преходящими смыслами: что-то приобрести, купить, съесть-выпить – и почувствовать телесное удовольствие. Проходит это впечатление, и человек снова видит свою жизнь бессмысленной.

Можно ли научиться поклонению в духе? И этот вопрос приведет к другому: можно ли научиться вере?

− Мы ведь здесь речь ведем не о психосоматической практике, не о телесном режиме, который может раскрыть вложенную в нас любовь.

В нас есть образ Божий – зеркало, по слову святых. Но его надо верно направить на солнечный луч, тогда его отражение упадет на нашего ближнего или мир.

Важно не пытаться из себя что-то выудить, выдавить. Из себя мы можем только выдавить раба греха (по слову нашего классика). Надо выдавливать из себя раба какого? Раба греха. Зеркало своей души разворачивать к Богу, и Господь отразится в нас.

Вопрос телезрителя: «Христос собрал праведников и грешников и сказал праведникам: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне Как эти слова Христа сочетаются с внутренним великолепием убранства храма?»

– С одной стороны, это не должно быть в ущерб делам милосердия. Другое дело, что не каждый мирянин знает, как приход и духовенство помогают своим пасомым. Зачастую священник делает все это не напоказ: не может, как и любой христианин, делать напоказ – если делаешь напоказ, вряд ли окажешься в числе праведников: праведники нелицемерно, искренне говорят: «Мы не знаем, когда это делали», а тут человек знает: «Я сделал» – и, как власть имущий, переступает порог Царства Небесного: «Где тут место, которое я заработал за то, что делал добрые дела?»

Мы помним, что храм олицетворяет собой рай: храм – Небо на земле. Церковное убранство должно передавать торжественность богослужения, момента Литургии, на которой Небо сходит на землю. Благолепие не только внешнее – это и благолепие пения, и все созидается материальными средствами: если в храме будут голые стены, не будет церковного пения, будет ли это православный храм?

Зададимся вопросом: насколько для нас важна традиция? Если в храме не будет икон, не будет ли это нарушением догматического богословия и канонов, сохраненных для нас жертвой многих мучеников? Икона в храме очень многое значит, она пишется иконописцем на вполне материальной доске, которая тоже готовится, и это оплачивается: много вещей оплачивается, чтобы храм был воистину православным. При этом православные храмы занимаются социальной работой и благотворительностью.

Мы вспоминаем, как Господь наводил порядок в храме: гневно выгонял торгующих. Вспоминая этот эпизод, надо полностью его разобрать, чтобы не было недоумений. В Иерусалимском храме, для удобства прихожан, появились «обменные пункты» валюты – приходя из разных мест Римской империи, люди приносили свою валюту, а в церковную кружку можно было бросить только лишь иудейские деньги. Для удобства паломников территория храма была предоставлена для таких вещей – конечно, мы не можем сегодня сопоставить убранство храма с этой ситуацией. Еще для удобства прихожан в храме продавали скот, который приносили в жертву (это могли быть быки, агнцы, голуби) – паломнику, чтобы не идти на базар или птичий рынок, можно было купить все в храме: это было ошибкой, но она возникла из желания сделать жизнь прихожан удобной.

В первую очередь прихожанам казалось неправильным, что Господь изгонял обменивающих валюту торжников или торговцев скотом. Но мы понимаем, что это совсем разные вещи. Если мы сегодня видим, что в храме свечи отпускаются за какую-то цену, то должны понимать, что свеча не упала с неба – она приготовлена из материального сырья. При этом сам храм реставрируется, обновляется, убирается (особенно к празднику), свет, теплые батареи – все это тоже требует оплаты. Об этом, к сожалению, мы почему-то забываем.

Я знаю храмы, которые целиком и полностью содержатся на средства прихожан – есть люди, способные заплатить за электричество и так далее. Поразительно, но ведь это делание – тоже поклонение: служба, которую человек делает ради Бога (наше церковное выражение: мы трудимся ради Бога).

– Давайте вспомним другой Евангельский эпизод, когда грешница в покаянии омыла ноги Христа, отерла своими волосами и драгоценное миро возлила на Его главу. Мы знаем, что тратой дорогого мира возмущался Иуда – он как бы выступил защитником нищих.

Есть Евангельское пояснение: он носил ящик для пожертвований. Ни о каких нищих он, разумеется, не переживал, не думал, а думал, как бы эти деньги поделить – или даже не делить, а попросту присвоить. А Господь дорогого вещества не отверг, не сказал: «Отойди от Меня. Ну-ка, сколько это стоит? Давай продадим».

Евангелие надо читать целиком и полностью. Подход сектантский, еретический – выдергивание, отгораживание цитаты из всего Евангельского содержания. Что такое сектантство? Некий сектор – вырезание какого-то понятия из церковной традиции. Отрыв от церковности, от традиции и контекста Евангельского, церковного, святоотеческого Предания ведет к тому, что происходит урезание и тление смыслов (мы в акафисте просим у святых и Господа посрамления «лукавого тлителя смыслов суетного века сего»). Дьявол – «тлитель смыслов»: он нарушает смыслы через редуцирование Евангельских слов, церковных понятий, доведение их до примитивного, узкого прочтения. Это тоже, к сожалению, случается.

Поклонение Богу должно быть сбалансированным: в виде молитвы, заботы о храме, где совершается Божественная литургия, его благолепии, заботы о своем ближнем. Никто не говорит, что должно быть что-то одно: только молись и больше ничего не делай. Мы можем среди наших современников, особенно нецерковных, услышать такое утверждение: «В Евангелии же сказано: не молитесь на глазах у людей – зачем вы на глазах друг у друга молитесь?» (я такое тоже слышал).

Но, с другой стороны, в Евангелии много и других слов, что Церковь основана Христом и только в ней спасение. Но Церковь без собрания быть не может, и это собрание происходит в доме Божием – храме. Если мы обратимся к Древней Церкви, то даже до конца гонений у христиан древних времен были места, где они собирались – это было даже до Миланского эдикта, прекращения гонений. Поэтому, с одной стороны, мы помним слова святых, что Литургия – небо на земле. Но она созидается не только тем, что священник может где-то в поле или в лесу служить (хотя и такое случалось, но во времена гонений). В идеале совершение Литургии – это храм, освященный престол, антиминс, который лежит на престоле и освящен Правящим архиереем.

Это тоже нельзя терять из виду – святыня должна храниться в подобающем месте. Мы знаем, что многие люди не могут прийти в храм, их надо причастить на дому – запасные Дары должны храниться в месте, подобающем значимости этой святыни.

Для православного христианина здесь все объективно понятно. Для человека внешнего, который, может быть, не знает, что такое Тело и Кровь Христовы, не в полной мере понятно, почему необходим храм.

Приходя в храм, мы молимся в окружении святых, на нас взирающих с икон. Важно помнить и понимать, что икона – это богословие в красках, это утверждено Вселенскими Соборами. Иконопочитание – неотъемлемая часть нашего вероучения.

Поклонение Богу в духе и истине, таким образом, проявляется и в личной молитве, когда мы просим у Бога любви, благодарности, смирения, Царствия Небесного нашей душе уже сейчас, живя на земле: чтобы мы ощущали Царствие Божие через мир, тишину, покой, радость о Христе Иисусе, – а это достигается любовью, благодарностью и смирением. Мы просим у Бога: «Приди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны», – чтобы Он пришел и властно от всего противного Ему нас очистил – это поклонение в духе и истине. Конечно же, это связано с заботой о храме и нашем ближнем. Все это должно быть сбалансировано: одно без другого быть не может.

Глядя на ваш храм, я вспоминаю его историю. Во время войны ближайшие деревянные дома разобрали на дрова, а храм не только не пострадал, но люди приходили к нему и молились даже возле него. В особенности когда случается беда в жизни, в стране, – человеку поклонение особенно нужно: оно помогает вере.

– Мы сегодня попытались глубоко разобрать смысл нашего поклонения Богу, говорили о храме. Действительно, это особенное место в нашей реальности, когда мы живем в суете, в окружении травмирующих душу событий: нас травмирует не только суета, обыденность, но и отсутствие подлинной культуры.

Приходя в храм, мы входим в иную реальность. Переступая порог храма, переступаем порог рая. Семисвечник в алтаре изображает собой райское Древо жизни, из алтаря износятся плоды Древа жизни – Животворящая Кровь и Животворящее Тело Христа.

Человек, даже не совсем воцерковленный, приходя в храм, отрешается от всего, что окружает его в быту, или на работе, или там, где ему приходится бывать. Даже святые древности (например Иоанн Златоуст) говорили о важности храма, – не только собрания, но именно храма, ведь и тогда в городе было много искушений. Выходя из дома, говорил Златоуст, иди скорее не на стадион, не на гладиаторские бои, а беги в храм, где слово Божие и Святая Жертва. Так призывал святой Златоуст – направлять свои стопы в то место, где человек получит поддержку: молитвенную, духовную и даже – очень часто – материальную.

Спасибо за такую замечательную беседу. Мне кажется, что с каждым возникающим вопросом нужно прийти к священнику, задать его и получить ответ, который захочется понять.

– Да, вопросы возникают, на них надо отвечать. Главное, мы должны быть честны, подходить к вопросам без предубеждения, а предубеждения, к сожалению, часто мешают вникнуть в тему и для себя ее по-настоящему выяснить.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс