Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1116) → Протоиерей Игорь Илюшин: Как стать христианином?

Протоиерей Игорь Илюшин: Как стать христианином?

№27 (1116) / 12 июля ‘21

Беседы с батюшкой

Нам кажется, что христианином не становятся, а это происходит даже помимо нашей воли: вспомним Крещение, когда детей еще в пеленках несут креститься… Но мы крестим по вере, а часто ребенок растет в неверующей семье. В этом случае гарантированно ли человек, принявший Крещение, уже христианин?

– Да, тема глобальная. Христианин – величайшее звание, по сути – это воин Христов. И слава Богу, что сейчас, уже в постсоветское время, появился институт оглашения, когда люди, изъявляющие желание креститься или крестить своих детей, проходят беседы перед Крещением, на которых они, возможно, впервые слышат о важности изменения своей жизни и о том пути, что им предстоит пройти в Церкви Христовой.

Человек получает как бы залог благодати Духа Святого в Крещении. Да, он именуется христианином. Можно быть в Теле Христовом, но в то же время оказаться из-за своей неправильной жизни вне этого Тела. Поэтому, когда речь заходит о крещеных безбожниках, то это большая проблема для Церкви Христовой, но это и некая данность.

Здесь можно провести такую параллель. Вся Церковь Христова – это Христос, страдающий на Кресте. И все мы, члены Тела Христова, сострадаем с Ним – являемся как бы частичками Его Тела благодаря тому, что причащаемся и стараемся жить со Христом. Люди, которые крещены, но ничего не исполняют, живут совершенно не по-христиански, оказываются как раз тем гвоздем, которым Христос прибит ко Кресту: они пребывают как бы в Теле Христовом, но приносят величайшую боль и Самому Господу Иисусу Христу, и всем другим членам Тела Христова.

Если отпевают крещеных людей, ставших этими самыми гвоздями, ведь говорят при этом: «Со святыми упокой». Мы просим прощения у Господа за них? Я не знаю, как можно просить у Господа со святыми упокоить тех, кто стали этими гвоздями в руках Христа…

– Мы обязательно должны молиться за тех, кто отступил. Человеческая природа обратима, пока есть молитва за человека заблудшего. В притче об одной потерянной овечке Господь пошел за ней и нашел ее. Мы не должны стараться делать выводы ни о ком, а должны стараться смотреть на свою жизнь.

Когда мы начинаем этот величайший путь христианства, хорошо, если огласительные беседы, которые провел священник или катехизатор, не прошли мимо нас и мы начали молиться, ходить в церковь. Если это ребенок или просто отзывчивый человек, то ему Крещение запало в душу, как семечко, которое постепенно должно прорастать. И оно действительно прорастает.

Человек находится просто на каком-то этапе, и мы должны всегда смотреть с состраданием на заблудшего, с нашей точки зрения, человека: ни в коем случае не с осуждением, а с болью – как Христос смиренно терпит на кресте боль от гвоздей, не противится этому, страдает. Эта страдающая любовь действительно может исцелить погибших, на наш взгляд, людей. Но все-таки мы надеемся на милость Божию, не стараемся судить, а предоставляем суд Господу.

Вопрос телезрительницы: «Меня зовут Мария. Какая молитва лучше, чтобы хорошо начать учебный год?»

– Я так полагаю, что Мария учится в школе и собирается переходить в очередной класс или поступать куда-то. Вот правильное направление – христианин отличается от других тем, что он молится. Поэтому обратиться ко Господу в молитве очень важно.

По традиции мы обращаемся к тем святым, ходатаям, заступникам пред Богом, которые уже жили на земле и которым плохо давалось учение. Сразу же вспоминается преподобный Сергий Радонежский – он не мог научиться читать (у него были с этим проблемы) и сам усердно молился. Мы знаем из его жития, что ему явился старец, который повелел ему читать. После этого мальчик Варфоломей стал так читать, что получал только пятерки в той школе, где совсем недавно получал плохие оценки.

Но самое главное – обратиться к Господу Иисусу Христу. Мы не должны забывать, что в нашем звании христианина прежде всего пребывает Сам Господь Иисус Христос – Богочеловек, Который полностью воспринял нашу человеческую природу, соединил ее с Божеством. Обращаясь к нашему Господу, мы от Него получаем все просимое, если стараемся, прикладываем к этому определенные усилия.

Сам Господь сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» – не просто пространно изъявляйте желание, придя в храм, поставив свечку: свеча – только символ молитвы, образ пламенеющей молитвы к Господу (если мы посмотрим, то в Древней Церкви свечи были как освящение, и потом уже им стало придаваться значение некой жертвы Богу и символа молитвы). А самое главное – это молитва, которая идет от нашего сердца, от нашей души. Конечно же, Бог поможет Вам учиться и получать замечательные оценки.

Самое главное здесь – желание: Сам «Господь намерение целует», если оно искреннее. В этом случае мы действительно найдем помощь Господню.

– Да, по той причине, что человек, когда встает на этот путь, должен всегда стараться не просто искать выгоды, защиты от Бога.

Если спросить людей, которые приходят к Крещению, для чего они это делают, то большинство отвечают: «Чтобы Бог ограждал, чтобы никто не сглазил» – их цель другая. А на самом деле путь, чтобы стать христианином, очень тяжелый.

Когда человек вступает в Церковь (если он уже взрослым приходит к Крещению или просто начинает ходить в церковь, будучи крещенным в младенческом возрасте), когда происходит какая-то беда (просто Господь как-то открывается или человек сталкивается со смертью), он начинает задумываться о бессмертии души, о вечной жизни. Он приходит в церковь, и получается так, что на этом пути ему предстоит пройти множество испытаний.

Человек встречается с тем, что не всегда видит взаимную любовь собратьев, о которой он читал в книгах.

Бывает даже, что дьявол настолько ополчается против человека, что тот начинает болеть после того, как приходит в церковь, или у него что-то не получается, или его увольняют с работы, или еще какие-то другие испытания происходят.

Невольно подкрадывается бесовская мысль: «Видишь, ты стал ходить в церковь, а тебе стало еще хуже. Зачем ты это делаешь? Живи без Бога. Не нужно тебе ни молиться, ни в храм ходить». А тут еще нужно и поститься, и молиться, и соблюдать церковные правила, заповеди Божии. Здесь очень важно человеку стремиться к истине, открывающейся сердцу человеческому благодаря дарам Святого Духа, данным в таинстве Крещения. Человек начинает чувствовать своим сердцем, что здесь, конечно же, есть истина. Но дьявол тут же предлагает человеку множество искушений и пытается его всячески вытолкнуть из церкви.

Вопрос телезрителя: «Какую книгу Вы рекомендовали бы для изучения Ветхого Завета?»

– Очень важно изучать Ветхий Завет: здесь мы можем прослеживать путь, который прошли люди от самого сотворения далее – богоизбранный народ, – сохранив заповеди Божии, и насколько сложным он был. Это очень важный момент.

Конечно, Ветхий Завет обязательно нужно читать с толкованиями, иначе можно искуситься. Бывает так, что крещеный человек, только что вступивший в церковь, начинает читать Библию с первой страницы (а это Ветхий Завет). После прочтения о сотворении мира, о грехопадении встречается с такими сложными моментами, которые очень трудно принять. Человек начинает спотыкаться на этом и не понимает написанного. Поэтому очень важно читать с толкованиями.

Одно из таких толкований я могу порекомендовать, нашего преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии, я лично хорошо его знал, он был нашим учителем. Это Игорь Цезаревич Миронович – замечательный библеист, он знал всю Библию наизусть. Он гонял нас по Библии в течение двухчасового занятия, и мы в течение семинарских лет слушали его с упоением. Многие здесь, в Санкт-Петербурге, его знают. Царство ему Небесное, замечательный преподаватель. И уже после его смерти вышла книга лекций по Библейской истории. Я думаю, ее можно найти. Я советую именно эту книгу, поскольку я лично слушал его выступления.

Как он молился – об этом тоже можно сказать два слова. Особенно запомнилось, как Игорь Цезаревич читал Шестопсалмие в храме. Он выходил в храм и читал его наизусть. Это было потрясающе для меня как студента, пришедшего только учиться в семинарию: «Как можно знать это наизусть?»…

Толкования от Московской духовной академии выложены на сайте Предание.ру – там можно спокойно найти толкования по всем темам.

Телезритель задал вопрос по поводу Ветхого Завета, а ведь часто мы исключаем из своей жизни ветхозаветную историю – хорошо, если изучаем Евангелие. И возникает вопрос: можно ли быть христианином, не читая Евангелие? Надо ли хотя бы раз в неделю, когда мы идем в храм, подготовиться и прочесть его на русском языке, чтобы понимать? Или нужно полностью положиться на богослужение и отказаться от собственного религиозного образования?

– Обязательно нужно читать Священное Писание. Можно посмотреть на богослужение, на всю нашу христианскую жизнь. Просто надо стать учеником Иисуса Христа – то есть следовать Его заповедям. А как мы это можем делать? Только если мы с Ним общаемся. Общаться мы можем как раз через Священное Писание.

Мы должны все это прочувствовать, глубоко изучить, обязательно прочитать всех евангелистов, все послания, множество толкований, а не одно. Сейчас имеется возможность слушать проповеди разных священнослужителей благодаря современным технологиям.

Самое главное – не просто набираться знаний. Мы знаем категорию людей, как бы принимавших Бога, но Господь их как раз обличает (книжники, законники). Не просто так Господь уделяет большое внимание этому. К сожалению, и внутри Церкви может такое быть. Бывает, что человек в эйфории, в розовых очках начинает смотреть на все. И потом вдруг сталкивается с какой-то неправдой в среде церковных людей. Это испытание необходимо преодолеть: бывает такой первый этап пути христианина, когда человек поначалу всех видит святыми. Потом он вдруг начинает видеть грешных, начинает их оценивать, затем начинает выделять себя – даже может появиться какой-то статус. Вот здесь есть опасность остаться в статусе видения и осуждения грехов других людей. Но видя грехи другого не следует осуждать его – не нужно кого-то понукать, говорить и обличать властно и праведно. Нужно поступать так, как это делал Христос: сострадать, показывать своим примером. Тогда этот человек может исцелиться, тогда может почувствовать эту боль и изменить себя.

Вопрос телезрителя: «Может быть, прекратить практику крещения младенцев, а вернуться к тому, как было в древности? Сначала надо умом прийти к вере, а потом уже креститься, тогда будешь настоящим христианином. А так получается, что Крещение – в долг?»

– Нужно понимать, что благодать Божия, дающаяся человеку в Церкви, действует врачующе. Нельзя закрыть доступ в Церковь для простых, обычных людей, которые на сегодняшний момент изъявили желание принять Крещение. Например, приснился кому-то сон – и он почувствовал сердцем, что есть Бог. Это и есть первый шаг к Крещению. Все остальное уже зависит от устремления самого человека.

Проходит лет 10–20 – человек в Церкви, он уже все знает: прочитал Библию, может цитировать Евангелие, молитвы наизусть. Хорошо разбирается в грехах – начинает определять людей: «Этот фарисей, этот лицемер, книжник, еще какой-то грешник», – но на этом уровне человек может и остановиться. А путь христианина – это когда человек преодолевает эту ступеньку и идет дальше.

Когда он, видя грешного человека, умеет его прощать искренне, в душе, когда умеет не осуждать его, умеет за него помолиться и страдает о нем. Страдает не от того, что он видит его жителем ада, а страдает с любовью, желая ему спасения. Тогда человек сеет семена Божией любви.

Апостол Павел говорит: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,– то я ничто. Человек может иметь множество даров, даже чудотворение, но не иметь любви. А любовь – это Христос.

На этом пути еще есть одна уловка: когда человек дезориентируется и начинает относиться к священнику, духовному отцу как к святому. Это тонкая грань. У нас один Спаситель – наш Христос: не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения, – только на Господа возлагайте свое упование.

Если будет Христос нашим Царем, Богом, Другом, Воздухом сладчайшим, – тогда мы обретем счастье. Враг нас бьет, смеется над нами, обижает, но мы становимся в некотором роде бессмертными.

Христианин не сокрушается от того, что поражается какой-то болезнью, утратой, но иногда даже верующий человек обращается к Господу с недоумением: «Господи, а за что же мне такое? А почему я, а не кто-то другой?» Человек, идущий по пути христианина, пребывает в блаженстве, в счастье от любого своего состояния. Он перерождается, как золото в горниле, когда большой кусок золота в печи обжигают до высоких температур: все инородные металлы отваливаются – и остается маленький кусочек, но чистого золота. Говорят: мал золотник, да дорог. Так и христианин становится в конце своего пути уже таким, что душа его готова принять Христа и Царствие Божие.

Как стать христианином, объясняется довольно просто, христианский путь описан и в литературе. Но чем больше узнаешь, тем больше возникает вопросов… Как я, недостойнейший человек, обращаюсь ко Христу, причащаюсь? Ведь этот огонь может попалить и меня. Возникает недоумение: насколько я (раб и червь) имею право прибегать к Телу и Крови Христа?

– Не надо об этом задумываться – надо идти к этому из любви к Господу. Если мы будем смотреть на свои грехи логически, то всегда будем недостойны – так можно не дойти до Причастия.

Даже апостолы долгое время не могли понять, о чем говорил Христос: когда Он говорил им, что Ему следует пострадать, говорил о Голгофе, они не воспринимали эти слова. Когда пришли воины в Гефсиманский сад, апостолы разбежались в страхе и ужасе. Даже когда жены-мироносицы возвестили радостную весть о Воскресшем Христе, засомневались и не поверили. Уверовали они только когда Христос к ним явился Сам. В Евангелии от Матфея, в последней главе, в момент вознесения Господа Иисуса Христа, часть апостолов от 70-ти, которые там были, тоже засомневались.

Это все говорит о том, что нужно проникнуться любовью ко Господу: если ты любишь Господа, то понимаешь, что это величайшее твое счастье. Как в притче о сокровище, скрытом на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то, – или о купце, ищущем хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

Множество святых с большой радостью следовали путем христианина. Мне нравится пример Царской Семьи – Святых Страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, Царевича Алексия: с какой любовью они посещали богослужения, молились, чтили все посты, можно прочитать в дневниках Николая II и Александры Федоровны… Как они организовали канонизацию преподобного Серафима Саровского, как они шли несколько километров вместе с другими паломниками, – с радостью, благоговением! Как Александра Федоровна в Государевом Феодоровском соборе рядом с алтарем молилась по всем богослужебным книгам, пела Богу молитвы, вышивала церковные воздухи, облачения, – насколько это все было пронизано любовью! И это несмотря на то, что у них были грехи, как и у всех людей.

Господь пришел (Он подчеркивал это многократно), спасать грешных, пришел к обычным людям. Надо только следовать этим путем, а не искать тысячу причин, почему нельзя пойти в храм… Если человек принимает какой-то бесовский помысел, значит его это устраивает. Это говорит, что человеку истина не нужна, он ее не принимает. Когда человек идет этим путем, он идет путем страданий.

Вот почему Христос на Кресте всегда распятый. Путь христианина – это путь страданий, но именно он приносит человеку величайшее блаженство. Такому человеку уже все равно – посмотрите на мучеников: они страдали и не чувствовали боли – нет, физически они ее, конечно, чувствовали, но она не доставляла им проблемы по той причине, что они были убеждены: благодать Божия принесет им большее блаженство и большую радость после встречи со Христом.

В современном обществе слишком много соблазнов. Стать христианином сейчас, на Ваш взгляд, сложнее, чем, например, в ХIХ веке, когда вера не была гонима?

– Я бы так не разделял периоды. Господь каждого человека поставил в свое время – и каждый должен с радостью принимать тот период, что ему послан. Все люди совершенно разные, но Господь открыл Себя для всех. Самое главное – захотеть любить Бога и ближнего. Если эта любовь будет переполнять сердце человека, человек отречется от своего и получит от Господа величайшую благодать и встретится со Христом.

«Времена не выбирают, в них живут и умирают…» Как стать христианином? Наверное, надо всю жизнь искать ответ?

– Всю жизнь нужно идти этим путем. Ошибок человек может делать много, Господь иногда специально попускает человеку упасть. Если бы человек не согрешал, он впал бы в прелесть, в гордость. Грех приносит пользу тем, что, правильно его преодолевая, человек исправляется, отрешается, убегает от греха и действительно становится христианином.

Записали:
Елена Кузоро
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс