Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1116) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Живите с Богом – с Богом человеку можно преодолеть все и вся, и опыт Церкви нам это показывает

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Живите с Богом – с Богом человеку можно преодолеть все и вся, и опыт Церкви нам это показывает

№27 (1116) / 12 июля ‘21

Беседы с батюшкой

Есть вопрос от Серафима: «Как известно, празднословие опасно. Но как понять, где проходит граница между необходимым разговором и праздным словом?»

– Что значит «необходимый разговор»? Наверное, сегодня у нас с вами необходимый разговор: идет эфир, когда мы можем обсудить что-то важное в жизни.

Когда собираются двое и начинают перемывать кости остальным окружающим, – это, наверное, уже празднословие. Когда люди разговаривают, лишь бы просто поговорить, чтобы продолжить общение, не имея внутреннего соприкосновения, внутренней искренности по отношению друг к другу, тогда опять же получается празднословие.

Все, что не идет на пользу нашему внутреннему духовному деланию, будет праздными словами: они ничего хорошего в нашей душе не оставляют и не дают нам никакого духовного опыта, а, к сожалению, утягивают нас в празднословие, пустословие. Как часто бывает: ради красного словца что-то сказали, а потом только начинаем думать…

Наш народ вообще очень мудрый, не зря говорит: слово – не воробей, выпустишь – не поймаешь. Но мы часто вначале говорим, а потом начинаем думать. Чтобы не было празднословия, прежде чем говорить, надо думать, о чем мы говорим с окружающими.

Вопрос телезрителя: «Известно, что, когда иудеи отмечали праздник песах, они выпивали четыре чаши вина. Но была еще наполненная пятая чаша, к ней никто не притрагивался: считали, что если Илия придет, наступит конец времен – и он, выпив эту чашу, возьмет ответственность за грехи людей на себя. Когда Христос молился в Гефсиманском саду, Он говорил: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня». Не об этой ли чаше Он говорил в этот момент?»

– Наверное, прообраз Чаши – искупительной Жертвы Христа Спасителя – в этом есть. Конечно, не конкретно об этой чаше Христос молился в Гефсиманском саду. Но как образ Искупления та чаша была. Ведь здесь, в Гефсиманском саду, Чаша тоже является образной: Христос знал о страданиях, на которые Он идет, и человеческое, присутствующее в Нем (мы не должны забывать, что Он был не только Богом, но и Человеком), на какой-то момент взыграло в словах «Да минует Меня чаша сия».

Но умение принимать волю Божию («Не Моя, но Твоя воля да будет, Господи») – вот чему нам надо научиться.

Евреи считали, что искупятся грехи верующих иудеев Илией – он возьмет их на себя. Христос тоже взял на Себя искупление грехов, но это не значит, что все они простятся без нашего участия. Мы должны потрудиться, чтобы наши грехи простились, принести добрые плоды покаяния Богу, чтобы эта Чаша, которую Господь испил до дна ради нашего с вами спасения, не была напрасной.

Следующий вопрос телезрителя: «Как Вы считаете, как скоро наступит конец времен?»

– Этот вопрос беспокоит весь христианский мир с момента Воскресения Господа. Я неоднократно в наших беседах на телеканале «Союз» говорил о том, в чем разница между нами и первыми христианами, ожидавшими конца света.

Основная масса людей слышала об Апокалипсисе – Откровении Иоанна Богослова, о том, что сказано: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один. Апостол Иоанн в Откровении тоже подтверждает эти слова, сказанные Христом при жизни и записанные в Евангелии, когда ученики спросили Его о конце света: Господь им дал ответ.

Ко всем предсказаниям о конце света надо относиться так же, как к смерти человека: бояться смерти не физической, а духовной. И первые христиане с радостью ждали конца света, хотя понимали, что придет вначале антихрист, будет его царство, но потом придет Христос – и будет радость жизни вечной во Христе.

Мы же сегодня забываем о Втором Пришествии Христа Спасителя, искупившего наши грехи. Он придет, чтобы открыть для нас объятия и принять тех, кто постарался быть с Ним до конца. Мы сейчас живем в ожидании не того, когда придет Христос: вопрос задается, когда будет конец света, не потому, что Христос придет, а потому, что конец света – это прежде всего страдания и мучения, пришествие антихриста.

На протяжении новозаветной истории постоянно были времена, когда имелись предпосылки того, что конец света близок. И современный мир, к сожалению, ничем от предыдущего не отличается. Конечно, если посмотреть на то, что происходит сегодня в окружающем нас мире, то уже близко, при дверях, этот час.

Но он приближается с момента Воскресения Христа Спасителя, и мы не знаем, завтра он будет, или послезавтра, или через 10, или через 100 лет.

Мы должны быть мудрыми, а не юродивыми девами – должны в любой момент ждать Христа Спасителя, чтобы быть готовыми к этому со своими добрыми делами, с исправлением своей жизни, со стремлением духовно возрастать. Хотя бы с желанием иметь все это и стремлением к этому.

Не всегда получается что-то сделать, но «Господь и намерения целует» – не надо сидеть и ждать, как это делали некоторые старообрядцы в ожидании конца света: ложились в гроб и ждали, когда же наступит обещанный конец света. Ничего не делали, а потом оказывалось: надо вставать и дальше жить.

Живите со Христом здесь, в этой жизни – и там, в вечной жизни, тоже будете жить со Христом.

Когда-нибудь конец света будет – молитесь, чтобы Господь не дал вашим детям видеть страшного пришествия антихриста, которого мы все боимся. Но помните, что за ним все равно будет Царство Божие, ибо придет Христос. А нам, даже если мы и доживем до этого времени, дай Господь сил и крепости преодолеть те испытания и искушения, что верующий человек должен преодолеть.

Сегодня, к сожалению, иногда нас ставят в такие условия, когда мы тоже должны делать выбор, что для нас важно, дорого.

В продолжение темы о конце времен. Часто люди читают разные предсказания каких-то старцев, которые сейчас православные святые, и связывают некоторые предсказания с нашим этим днем. Как правильно к этому относиться? Может быть, это вредно?

– Да никак. Мы люди: читаем, конечно. Но ничего полезного для души там по большому счету не находишь, и неизвестно, сказал ли это старец.

Относиться к этому надо так, что «есть такое мнение». И вакханалия, и беспредел, к сожалению, присутствуют в нашей жизни: это один из показателей приближающегося конца света. Но нам надо жить по-христиански – убегать от всего этого.

Очень не хотел касаться этой темы, но теперь нас ограничивают от посещения ресторанов, ночных клубов. Верующий человек должен сказать: «Слава Богу – Господь ограждает нас от греха». Так что, может быть, соблазн был бы пойти, а тут нас и не пускают. Обратите свой взор на внутреннее духовное состояние. Что Бог ни делает – все к лучшему.

Господь в жизни всегда дает возможность выбирать. Выбирайте, с Богом вы или без Бога. Что важнее: наше внутреннее состояние или получение каких-то благ? Жизнь вечная прежде всего или благосостояние здесь, на земле? Конечно, хорошо бы совместить и то, и другое, чтобы все было хорошо. Но рано или поздно все равно приходится делать выбор: мы с Богом или без Него.

В каждом времени есть сопутствующие концу света события – они происходят и сегодня. За XX век мир очень далеко ушел вперед: за тысячелетнюю историю такого прогресса развития не наблюдалось никогда. Можно сказать, от сохи до космоса. Мы еще в начале 1990-х годов считали фантастикой сотовый телефон, а сегодня без него жить не можем. А времени прошло совсем немного…

Жизнь стала скоротечна – посмотрите, как летит время. Мы знаем предсказание, что в конце времен, хотя в сутках будет столько же часов, в часах – столько же минут, в минутах – секунд, время будет лететь. Посмотрите, как скоротечно пролетает наша жизнь, когда дни становятся часами, месяцы – днями, а года – месяцами: не успеваешь оглянуться – и года нет… Сегодня, к сожалению, такое ощущение есть и у молодых, и у людей среднего возраста, и у пожилых.

Казалось бы, все делается, чтобы нам было удобно, чтобы мы все успевали, а мы не успеваем ничего.

Если раньше женщина успевала и детей рожать, и за домом следить, и заниматься домашним хозяйством, и вручную стирать, ходить полоскать белье зимой на речке в проруби, то сегодня, имея всю домашнюю технику и передвигаясь не на телегах, а на машинах и метро, мы все равно ничего не успеваем. И, к сожалению, идол у нас – телевизор: он отнимает много времени, как и интернет.

Вопрос телезрительницы: «Я с 2007 года и по сей день нахожусь только в квартире – я инсультник. Благодаря вашему каналу мне гораздо легче жить. Я бы с удовольствием исповедовалась в церкви, но не могу этого сделать физически. В 2012 г. приглашала к себе священника, исповедовалась у него, а после этого уже исповеди не было».

– Наверняка у вас есть знакомые – ведь кто-то к вам ходит, помогает, продукты приносит. Среди них наверняка есть верующие люди, посещающие храм. Можно с ними поговорить, попросить, чтобы они сходили к батюшке, объяснили ему ситуацию.

Понимаете, приход священника не означает, что он должен обязательно получить за это деньги. Да, кто-то благодарит, помогает, – но если человек не может этого сделать, это не значит, что он должен жить вне Причастия.

Это беда наша: думаю, такая проблема существует у многих людей, когда есть такое стеснение. Не должно этого быть – это ложное стеснение.

Священник приходит исповедовать и причащать Святых Христовых Таин. Получается, что мы живем вне евхаристического общения со всей Церковью из-за ложного стыда.

Попросите кого-то из своих близких поговорить со священником. Не думаю, что настолько очерствело наше духовенство, что не пойдут навстречу. Сейчас в храмах, как правило, есть люди, которые помогают в катехизаторских вопросах, социальном служении. Может, они помогут, возьмут вас под контроль.

У вас есть телефон – вы же сейчас дозвонились. Попробуйте позвонить в ближайший храм, если уж некого попросить, чтобы в храм сходили. Объясните свою ситуацию по телефону – не стесняйтесь сказать, что вы пенсионерка, малоимущая, что у вас нет денег, но очень хотелось бы причащаться Святых Христовых Таин. Я уверен, что на вашу просьбу откликнутся, будут приходить к вам и причащать.

Не причащаться 9 лет – это очень страшно. У апостолов был такой порядок (апостольское правило): человек, не причащавшийся в течение двух недель, отлучался от Церкви. А мы сами себя отлучаем от общения со Христом, от принятия Тела и Крови Христовых…

А это единственное, что нас в этой жизни подкрепляет, помогает духовно возрастать и держаться в каких-то духовных границах. Если Причастия в нашей жизни не будет – это погибель для нас.

Вопрос: «Как бороться с грехом осуждения?»

– Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы.

К сожалению, уйти от осуждения тяжело. Вначале надо дорасти до рассуждения. Но где грань между осуждением и рассуждением? Главное, чтобы в осуждении не было злобы. И мы должны видеть, что мы сами несовершенны.

Человек, которого мы осуждаем, может быть, принеся покаяние, подобно разбойнику на кресте, получит прощение, а мы за свое осуждение получим вечное поругание.

Любовь надо в себе взращивать. Ведь Христос любит всех – и даже на кресте Он не проклинал никого, не ругался на тех, кто Его распинал, но молился Отцу Небесному: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят».

Сегодня, видя то, что происходит, мы часто возмущаемся, осуждаем кого-то: нам кажется, были бы мы на том месте, сделали бы по-другому, жили бы иначе. Но всегда легко говорить, что мы могли бы сделать. К сожалению, часто получается так, что, достигая того или иного места, мы начинаем уподобляться тем людям, которых когда-то осуждали.

Надо с любовью ко всем относиться, где-то пожалеть: какие же несчастные люди, что же они делают? Они же не ведают, что творят... Хуже, если люди ведают, что творят, но делают. Таких надо еще больше пожалеть: это еще большая беда в жизни. С любовью, сопереживанием, состраданием относиться к людям – и так, наверное, потихонечку от осуждения избавимся.

Ну а что наше осуждение? Осудили, а дальше – что? Кроме того, что себе внутренне навредили, ничего не изменилось в нашей жизни.

Мы осуждаем начальника, но не приходим к нему и в лицо ему это не говорим. В общественном пространстве, в интернете иногда духовенство начинает обличать служащую братию, что-то происходящее в Церкви... Для чего это делается? Чтобы что-то в жизни изменить, сделать что-то полезное? Или чтобы создать себе определенную популярность на определенной волне?.. Зачем осуждать? Пожалеть надо, помолиться и сказать: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».

Вопрос: «Как сохранить веру и спокойствие в нашем жестоком мире?»

– Мир всегда был жестоким – он никогда не был другом христианина с момента пришествия в мир Христа Спасителя. Да и в ветхозаветные времена так было. Вспомните пророков: их избивали, не принимали. Сказано в Священном Писании, что нет пророка в своем отечестве: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.

Праведников всегда поносили, не принимали – читаешь жития святых и понимаешь, что основная масса людей относилась к святым при жизни в лучшем случае с насмешками. Вспомните, как насмехались над блаженной Ксенией Петербургской, не понимая ее юродства, – а сегодня мы почитаем ее как святую. Преподобного Серафима Саровского многие современники тоже не понимали, осуждали. Хорошо, если при жизни успевали раскаиваться, что были не совсем справедливы по отношению к нему.

Это было всегда – ничего нового в сегодняшнем мире не происходит. Ничего нового в духовной борьбе не придумано. Может быть, чуть больше соблазнов… Мир тот же – он пытается уловить наше внимание: и в Древнем Риме были зрелища, и сейчас тоже зрелища – только тогда шли в Колизей смотреть, как терзают христиан или как воины дерутся, а сегодня можно пойти в ночной клуб или просто включить телевизор, залезть в интернет. Но можно этого не делать, а встать перед иконой, сосредоточиться и помолиться. «Но это же неинтересно, сложно, тяжело…»

Но какая радость бывает от того, что ты себя заставил, понудил! Самое сложное – понудить себя встать на молитву. Пусть даже молитва будет невнимательная и скоротечная, но какое потом наступает внутреннее удовлетворение, что ты себя в какой-то ситуации переборол! И в этом счастье.

А когда просидел у телевизора, ничего, кроме сожаления, потом не испытываешь. Только думаешь: «Господи, сколько времени пропало, а так и не отдохнул. А надо еще делами заниматься, что-то делать!»… Это беда. К сожалению, у меня тоже не всегда получается с этим бороться.

Вопрос: «Часто мы просим святых помолиться о нас – например ˮСвятый Архистратиже Божий Михаиле, моли Бога о насˮ. Почему мы это делаем? Почему мы молимся святым? Почему нельзя молиться напрямую Богу?»

– Можно молиться Богу напрямую, и мы молимся Ему, по большому счету, напрямую.

К сожалению, наша христианская психология такая, что мы не столько просим святого помолиться за нас Богу, сколько просим, чтобы святой нам дал что-то. А надо, ощущая свою внутреннюю духовную скудость, неимение своих духовных сил, просить святого быть предстателем, помощником в нашей молитве, чтобы он вместе с нами помолился Богу, попросил Его о нас.

Люди обычно говорят: «Вот, блаженная Матронушка нам помогла»... Это не Матронушка, а Господь по ее молитвам. Если мы придем к мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в Донской монастырь, или к мощам Илариона (Троицкого) в Сретенский монастырь, или к любым другим святыням и искренне будем молиться, неужели тот или иной святой не будет ходатаем за нас перед Богом? Конечно, будет.

Но душа человеческая такова: одного человека мы любим больше, другого – чуть меньше, третьего совсем не любим. Так и в жизни духовной, к сожалению: какой-то один святой нам ближе. Так и с храмами: в нашем понимании есть «свой храм», а есть «чужой храм». Мы должны помнить, что храм – это дом Божий, где бы он ни был. Но в храме, куда мы ходим постоянно, мы себя почему-то чувствуем уютнее, чем в ином храме, куда приезжаем в паломничество, например. Это наше человеческое проявление, и с этим надо бороться.

Давайте подытожим нашу беседу.

– Дорогие телезрители, братья и сестры! Хочется пожелать, чтобы две недели поста, которые нам предстоит пройти, прошли не впустую для нас, а с пользой для нашего внутреннего духовного делания. Чтобы мы, задумываясь даже о конце света, о чем сегодня так много говорили, не страшились и не боялись того, что надо будет преодолеть какие-то испытания, но радовались тому незаходящему Свету, Который за этим придет и озарит нашу жизнь.

Живите с Богом – с Богом человеку можно преодолеть все и вся, и опыт Церкви нам это показывает. Совершая сегодня память всех святых, от века просиявших, мы видим, что с Богом люди преодолевали такие мучения, которые, казалось бы, человек преодолеть не может.

Имейте крепкую веру. Имейте такую любовь к Богу, какую Он показывает в отношении нас. И тогда, может быть, мы станем боголюбивым народом: не только Бог будет любить нас, но и мы отдадим Ему частичку нашей души и любви за Его Жертву, которую Он принес за нас по любви к нам.

Спаси всех Господь!

Записали:
Елена Кузоро
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс