Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1116) → Иеромонах Ириней (Пиковский): Святость – это не то, что дается избранным, а то, к чему призван каждый из нас

Иеромонах Ириней (Пиковский): Святость – это не то, что дается избранным, а то, к чему призван каждый из нас

№27 (1116) / 12 июля ‘21

Беседы с батюшкой

Первый вопрос посвящен Петрову посту: почему он еще называется Апостольским?

− Изначально в Церкви существовал только продолжительный Великий пост, но не у всех людей была возможность пройти его поприще. Тогда для тех, кто не смог поститься Великим постом, был устроен Петров пост, который завершается днем памяти святых апостолов Петра и Павла 12 июля. Отсюда и название – Петров пост, или Апостольский.

Скажите, почему память таких разных апостолов, как Петр и Павел (Петр − один из 12-ти, Павел призван позже), празднуется в один день?

− Они действительно разные. Павел не был в числе двенадцати апостолов, он был призван непосредственно Господом Иисусом Христом, когда шел в Дамаск. Но именно эти два апостола благовествовали и основали Церковь в Риме. А Рим, как известно, в I в. был столицей Римской империи. Таким образом, столичная Церковь, созданная трудами, благовестием этих апостолов, получила собственное имя – Римская Церковь. Следовательно, их объединяет не только Рим, но и особое призвание от Самого Иисуса Христа. Как Петр был поставлен во главе 12-ти апостолов Самим Христом, так и Павел был непосредственно призван на служение Господом Иисусом Христом.

Сохранилось очень много посланий Павла, а посланий Петра сохранилось почему-то меньше – с чем это связано? Петр, казалось бы, первый из апостолов…

− Мы не знаем, почему от одного апостола до нас дошло больше посланий, от другого меньше. Ни один из них в этом не меньше и не больше другого. Иконография отражает их почитание Церковью в равной мере. От апостола Петра дошло меньше посланий, но он не меньше потрудился. От апостола Павла дошло больше посланий, и он, конечно, больше сделал в отношении миссии, распространения христианства в Малой Азии, Элладе и Риме. Таким образом, у одного перевешивает количество писем, а у другого крепость веры.

Вопрос телезрителя: «Почему пост назван в честь Петра и Павла? Петр трижды отрекся от Христа, Павел – бывший фарисей, который преследовал христиан (потом был наказан Иисусом Христом, но зрение к нему так до конца и не вернулось). А в честь Иоанна − самого преданного из всех апостолов, который был до конца с Христом и Его не предал, почему-то пост не назвали».

− Вопрос интересный, поскольку апостол Иоанн считается самым высоким из апостолов, с точки зрения богословия: его Евангелие даже называют «духовное Евангелие», и он пишет пророческую Книгу Откровение.

Тем не менее в период земной жизни Иисуса Христа, Спасителя нашего, Иоанн был одним из младших апостолов, он словно находился в тени. Хоть он и припадает к персям Спасителя, но, следуя за апостолом Петром ко гробу, не решается войти туда, пока Петр первым из апостолов не входит в гроб (хотя в это время Петр еще не был восстановлен в апостольском достоинстве).

Из всего контекста Нового Завета мы можем сделать несколько умозаключений. И одно из главнейших то, что Господь ожидает покаяния – изменения образа мыслей. Именно с этого начинается благовестие Царства: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. И поэтому покаявшиеся Павел и Петр ставятся на пьедестал славы не потому, что они были изначально сильны, а потому, что их немощь, которая была удобрена благодатью Божией, привела их к ревности по благовествованию Воскресшего Спасителя.

Мы мало что знаем о том, сколько Поместных Церквей обошел Иоанн. Мы кое-что знаем о его заключении на острове Патмос и последних годах жизни в городе Эфесе. О нем известно меньше, чем об апостоле Павле, который до Иоанна провел в Эфесе несколько лет.

Может быть, поэтому этот пост считается Апостольским: с точки зрения своей миссионерской задачи, чтобы и нас, последователей Иисуса Христа, призвать не сидеть дома, замыкаясь на своих проблемах, а взять в руки Евангелие и прийти к другим людям с Благой вестью, с которой апостолы отправлялись по всему миру: что Христос Воскрес и дарует нам всем надежду на вечную жизнь.

То есть важно не то, как низко ты пал и был грешен, а как ты покаялся?

− Важно не грешить, – но тому, кто согрешил, конечно, важно покаяться. На пьедестал ставится не глубина греха, в который впал человек, а глубина его покаяния. В идеале – не грешить, стремиться идти к Богу чистым, светлым путем, по максимуму отдавая всю свою жизнь, распиная в себе похоти и страсти, чтобы приобрести небесную славу. Но покаяние апостолов для нас, конечно, пример надежды, что Господь даже тому, кто был самым близким и отрекся от Него, дает шанс возродиться к новой жизни.

Да, это важно: в конце Апостольского поста нас ждет память апостолов Петра и Павла, и мы должны брать пример с апостолов. Какие бы Вы отметили черты апостолов Петра и Павла, которые могут помочь нам в течение поста?

− Среди черт апостола Петра я бы выделил две. Первая − крепость веры. Апостол Петр был готов за Христа взять в руки меч. Вторая черта – это его простота, которая выражается в искренности чувств и выражения мыслей, в доверии Господу: как искренне он отрекся, проявив слабохарактерность, так же искренне и горячо доверился Господу, когда Тот ему поручил пасти Своих овец.

У апостола Павла я выделил бы тоже две черты – искренность веры и интеллект, находчивость. Апостол Павел был мастером слова: он не только виртуозно умел истолковать Ветхий Завет, но и обращался в некоторых случаях даже к языческой письменности. Он был дипломатом – это мы видим, например, в его проповеди в Ареопаге: он искусно и тонко выстраивал диалог с языческим, отчасти даже враждебным, миром.

В Евангельском чтении, мне кажется, есть загадочные для каждого слова: не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Они говорят нам о доверии Богу, но в приложении к жизни они очень странные: как же не заботиться о завтрашнем дне и что есть и пить, если на этом основана вся наша жизнь?

− Для начала хорошо бы вспомнить исторический контекст. Как осуществлялись домашние заботы 2 000 лет назад в Палестине? Когда женщина готовила еду, она понимала, что на жаре еда до следующего дня пропадет. Следовательно, в день выпекания хлеба нужно было растереть зерно (чтобы сделать муку), замесить тесто, в этот же день испечь хлеб и съесть его, не оставляя на следующий день.

Мы видим это и в более древние времена – во времена странствования иудеев по Синайской пустыне. Моисей, испрашивая манну, предупреждает народ, что крупа будет выпадать каждый день, поэтому не нужно оставлять ее на следующий день, перед субботой же будет выпадать на два дня. Все, что оставлялось на следующий день, поражалось червями и пропадало. Исторический контекст этих слов говорит о предупредительности: не пытайся перехитрить естественные природные явления, Бога, Который дает тебе соответствующую заповедь.

Но это не означает, что человек, оправдываясь этими словами, не должен планировать завтрашний день. Есть и другие слова, подтверждающие это. Если наступает на какое-либо государство вражеское войско, государь должен посчитать, сколько у него есть готовых к строевой службе воинов. Если вражеское войско больше, он должен просить о мире (вплоть до того, чтобы идти на какие-то уступки). Или если строитель башни не посчитал прежде строительства своих издержек, то он построит башню так, что она рухнет, и люди вокруг будут смеяться.

Есть притчи Спасителя, помогающие нам интерпретировать процитированные вами слова о заботе о завтрашнем дне: они скорее говорят о том, что человек обязан позаботиться о своей семье, будущем и быть предусмотрительным, но забота не должна быть суетной, иначе человек начинает фантазировать, строить несбыточные планы, а самое главное − идет по пути нарушения заповеди Божией.

Еще одна из Евангельских цитат: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Как тогда эти слова понять правильно? Можно ли их понимать как призыв к предусмотрительности, а не к тому, что Господь и так накормит?

− Любая интерпретация Священного Писания должна исходить из исторического контекста, филологического анализа, святоотеческого направления мысли. И только потом уже можно переходить к приложению Священного Писания к современности. К сожалению, из этих пяти ступеней современные любители исследований Священного Писания часто обращаются только к последней. Такое впечатление, что они хотят адаптировать слова к своему пониманию. Возьмем цитату о птицах небесных, которые не сеют, не жнут. Еще есть образ полевой лилии, которая одевается в одежду красочнее, чем у Соломона. И еще есть слова: кто из вас, заботясь, может приложить себе росту хотя на один локоть? И про то, что без воли Отца Небесного и волос с головы вашей не упадет.

Если собрать вместе эти притчи и образы, можно понять, что хотел сказать Спаситель: мы не можем прыгнуть выше своей головы. Человек сам себе не может прибавить росту на локоть (то есть 45 см), не может запрограммировать день своей смерти (только сумасшедшие люди кончают жизнь самоубийством) и день своего рождения.

Это означает, что есть нечто, не отданное нам в распоряжение: мы не вправе менять свой пол, цвет кожи, что-либо кардинально изменить – таковы Божии законы (мы их называем законами природы). Но нам дана большая свобода и право распорядиться теми талантами, которые у нас есть.

Мы не должны быть обеспокоены тем, чтобы превратиться в какое-то другое существо: птица не может стать рыбой, а рыба не должна стать птицей.

Человек должен оставаться человеком, используя свои стартовые возможности. Он должен реализовать себя, чтобы те 10, 5 или хотя бы один талант преумножить и принести хотя бы столько же. А больше и не требуется: все в равной степени получат награду от Господа своего.

Вопрос: «Святые люди были смиренными и всю жизнь достигали святости. Мы читаем, например, о Сергии Радонежском, что он жил смирением, но не думал, не размышлял, как ему смириться. И второй вопрос: как достичь святости и святости во Христе (когда не я святой, а Христос во мне – святой)?»

− Вопрос связан с очень важными темами – это благодать Святого Духа, смирение и святость. Действительно, богодухоносные учители Церкви неоднократно нам говорили, что святость приобретается по милости, благодати Божией как награда за смирение, кротость, миролюбивость, терпение, благоразумие (то, что святые отцы еще называли бдением за своей душой, любомудрием).

Сергий Радонежский как образец святого являет нам пример кроткого человека: это не означает, что он был неэмоциональный и равнодушно относился к политическим нестроениям, набегам кочевников на Русь, но у него была черта, которой порой нам, людям приземленным и отягощенным своими мыслями и фантазиями, не хватает, − упование на Бога, доверие Ему. Он старался к каждой ситуации относиться с духовным рассуждением, был внимателен к себе, к тому, какими чувствами движим. Конечно, мы до конца не знаем, что было в душе преподобного Сергия Радонежского. Но всем известны слова преподобного Серафима Саровского, который водительствовался тем же Духом, что и Сергий: «Стяжи дух мирен − и тысячи вокруг тебя спасутся».

Наверное, эти слова актуальны для каждого из нас. Если в нас будет смирение перед заповедями Божиими, будет жажда Духа Святого (о ней Господь говорил в Своей Нагорной проповеди), тогда мы почувствуем результат смирения и сможем стяжать тот нетварный свет, о котором говорил преподобный Серафим.

Второй вопрос был посвящен разграничению понятий «святость» и «святость во Христе».

− Если говорить о христианской святости, она не может быть без нашего представления о святости во Христе.

Как мы можем представить себе христианина, который свят для Бога, но не свят для Иисуса Христа? Ведь путь к Отцу лежит через Сына: Он являет нам Собой Отца. Тот, кто почитает Отца, должен почитать и Того, Кого Отец послал на землю, то есть Иисуса Христа, Сына Божия.

Мы настолько становимся причастниками к святости Отца, насколько впитали в себя Христа. Если Христос живет в нас, мы приобретаем видение того, какими Бог нас сотворил. Когда мы читаем молитву «Отче наш» и говорим «да святится имя Твое», то вспоминаем, Кто дал нам эту молитву: Сам Господь Иисус Христос. Молясь ею, мы почитаем Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

Апостол Павел сказал: живу уже не я, а живет во мне Христос. Поясните, что это значит? Как это проявляется в жизни?

– Конечно, мы не должны себе представлять некое переселение душ: будто бы душа Христа вселилась в мое тело, и уже не я говорю, а говорит во мне Его Личность. Речь здесь идет о ценностях, которыми я живу.

Есть люди эгоцентричные. Мотивация такого человека – это его «я» его ego: поступки мотивируются его личным мнением. Его цель – стяжание личной славы, личного богатства или удовлетворения самолюбия. Когда апостол Павел говорит уже не я живу, но живет во мне Христос, скорее всего он намекает на то, что теперь он живет не своими ценностями и не ради себя, а живет ценностями Христовыми, добывает не свою славу, а ищет прославления Иисуса Христа, стараясь угодить не себе. Иначе он не стремился бы пострадать за Христа ради благовестия Его имени.

Он хочет сказать, что живет уже не своими ценностями: все то, ради чего он живет, Христово: Его заповеди, Его благовестие, искание Его Царства и славы. Тогда запечатлевается в человеке образ Иисуса Христа, когда он в полноте пытается реализовать те ценности, которые Христос в него всевает благодаря Его живительному слову.

Вопрос телезрителя: «Говорят, молитва матери достанет со дна морского. Можно ли матери молиться о создании семьи своего сына и о том, чтобы он приобщился к Церкви, к вере? Не затрагивает ли это его свободы воли?»

– В литературе есть мудрое высказывание: «Благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания», – поэтому надо понимать, что подобные слова не должны быть поводом для злоупотребления.

Выбор веры человеком в своей жизни – это его личный выбор. Если человек не желает ходить в церковь, мы его насильно туда не затащим.

Другое дело – молитва матери. Примером тому святая мать блаженного Августина – она вымолила, испросила у Бога милости, чтобы Господь вразумил сына. Молилась она долгие годы, и наконец что-то произошло… Я рекомендую прочитать замечательную книгу блаженного Августина «Исповедь», где он описывает свой жизненный путь ко Христу, как достаточно в позднем возрасте он познал жизнь со Христом. В частности, он описывает силу действия молитвы матери. Молитва матери была кроткой, смиренной: она не требовала от Бога, чтобы Он одномоментно поменял жизнь сына. Она вручала его в руки любящего Отца, испрашивая милости, чтобы Сам Отец Небесный наставил и уберег ее сына.

Так и мы можем и должны молиться за наших ближайших сродников: но наша молитва не должна быть жесткой или жестокой – это не желание наказать, покарать, остановить, отбить руки, если они тянутся не туда, куда нужно, а молитва к Отцу, чтобы Он переменил Свой гнев на милость, чтобы уберег от злоключений и дал хоть чуть-чуть о Себе знать, чтобы наконец сын или дочь вразумились.

Заключительные слова для наших телезрителей…

– Мы начали беседу с разговора о Петровом посте. Это важный пост: хотя исторически он появился как некое зеркало Великого поста для тех, кто не смог поститься Великим постом, это не умаляет его значимости.

Пост помогает нам очистить свою душу от страстей, усмирить плоть, уделить время для размышлений о Боге, о нашем призвании, о том, что Господь сделал для нас и что мы делаем для Него. Пост – это не просто ограничение себя от вкушения мяса, молока и яиц. Это мысль о том, зачем мы живем, зачем себя ограничиваем от падений и к чему призывает нас Господь.

Следуя стопами апостолов Петра и Павла, мы можем увидеть путеводную нить, увидеть Вифлеемскую звезду: изучая жизнь, биографию, житие этих апостолов, мы больше чувствуем, что святость – это не то, что дается избранным, а то, к чему призван каждый из нас.

Поздравляем всех с началом поста Петра и Павла и желаем во всем помощи Божией.

Храни вас всех Господь Бог!

Записали:
Наталья Богданова
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс