Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Завтра день памяти святителя Василия Рязанского и Всех святых, в земле Рязанской просиявших. Расскажите, пожалуйста, об этом святом и о празднике.
– Очень часто, посещая разные уголки нашей страны, я с удовлетворением слышу, что местные жители молятся святителю Василию, нашему земляку. Он жил в XIII в. во времена монголо-татарского нашествия, претерпел искушение не от внешнего врага, а от муромчан, когда был епископом города Мурома. Как повествуется в житии, в его окнах стало появляться подобие обнаженной женщины – дьявол такие устраивал приражения. Жители города сказали: «Раз ты заявился как святой человек, покажи-ка нам свою святость» (в наше время тоже так говорят: раз священник – должен быть святым). Василия Рязанского решили наказать, а некоторые даже замыслили убить его. Святитель попросил времени до утра, отслужил Литургию и вышел к реке Оке, благословил реку, снял с себя мантию, положил ее на воду, и мантия стала твердая, как ладья, он встал на нее и поплыл против течения, имея в руках только икону Божией Матери. Сначала муромчане, увидев такое чудо, раскаялись, просили его вернуться, потом, видя, что он удаляется, стали просить молитв.
Так он прибыл в городище Рязань (cейчас это место называется Старая Рязань – там нет жилья, людей, только старые раскопки: второе нашествие Батыя в конце XIII в. полностью уничтожило этот город). Василий Рязанский вторично таким же чудесным образом переселился в город Переяславль Рязанский, который с XVIII в. перенял наименование древней столицы – города Рязани. Там сейчас находятся мощи святителя.
В 1609 г. святитель Феодорит Рязанский перенес мощи святителя Василия с места их погребения в укрепленный кремль. Это было Смутное время, поруганию подвергались и храмы, и святыни, и мощи. С тех пор более 400 лет отмечается дата перенесения мощей святителя Василия Рязанского – и в этот же день принято праздновать собор Рязанских святых.
Вопрос телезрителя: «Что такое смирение в действии?»
– Человек очень часто подвергается искушениям, испытаниям. Святитель Игнатий говорит о невозможности избежать их. Преподобные отцы называют это поводом к смирению.
У нас всегда есть выбор, как поступить. Очень важно, что у нас в сердце: хорошо, если Евангельское учение, заповеди Христа. Тогда в момент испытания мы выбираем правильный путь. Но, бывает, торопимся и в цейтноте делаем ошибки.
Церковь и святые отцы советуют откладывать решение, если это возможно, чтобы поду-мать, помолиться. Если же мы ошиблись, есть путь покаяния: Господь не осудит, не отвергнет нас, всегда даст возможность покаяться.
Тут проявляется другая сторона смирения – когда мы признаем свою вину перед Богом. Когда мы были детьми, нас наказывали родители – например ставили в угол. Для чего? Чтобы мы осознали свою вину и сказали: «Я больше так не буду». Это сыновнее, дочернее смирение перед родителями. Такого же смирения ждет от нас Бог. И Церковь призывает нас именно к этому.
Вопрос телезрителя: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит – как сокрушить свое сердце, что это значит?»
– Сокрушенное сердце – это душевные слезы, плач о своих плохих, злых, греховных поступках. Мы сокрушаемся перед Богом, что сотворили зло, хотя имели все, чтобы его не делать. Какой бы грех мы ни совершили, сокрушение сердечное помогает прийти к покаянию: десь дорог-то немного – все они ведут к покаянию. Ведь это квинтэссенция Евангельского учения.
Сейчас дни празднования Сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Сегодня еще и день нашего Крещения, когда мы, как апостолы, получили Духа Святого. Господь начал свое учение со слов: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Это начало Его проповеди после Крещения, а конец – примите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся.
Нас никто не обязывает расшаркиваться, раскланиваться направо и налево – важно сокрушение перед Богом: с таким душевным устроением легко просить прощения и у того, кого мы обидели, – никакой гордыни не возникнет.
Вопрос телезрителя: «Неправильно ли чувство разочарования в Боге?»
– Произошла какая-то душевная травма у человека. Не имея, может быть, жизненного опыта, каким образом ее исцелить, человек, ошибаясь, обвиняет Бога. Как можно обвинить Его в каких-то своих или глобальных несчастьях? Святитель Феофан Затворник на вопрос одной женщины, почему ее сын не пошел по тому пути, по которому хотелось ей, не обличая автора письма, а вразумляя, поправляя ее, объясняет, что сын не имеет опыта общения с Богом, не знает, к кому обратиться, когда ему бывает трудно. А трудно бывает особенно человеку, живущему без Бога, как бы он себя ни обманывал.
Чувство разочарования в Боге – стопроцентно неправильное.
Хорошо, если есть кто-то, кто мог бы помочь найти душевную рану, неустройство в душе человека, ропщущего на Бога, разочарованного в Боге, чтобы его исцелить. Тогда у того и отношение к Богу изменится. Конечно, надо себя и понуждать. Ведь, допустим, артист, певец, чтобы хорошо выступить, много тренируется. Спортсмен, чтобы достичь хороших результатов, много тренируется. Человеку духовному, чтобы не возникло разочарования в Боге, нужно каждодневно, как предписывает Церковь Мать, совершать, как минимум, молитвенные правила и дела любви, милосердия к ближним, поучаться, по примеру Богородицы, в Священном Писании, Евангелии. Тогда в день испытаний, нужды мы поступим правильно, у нашей души будет хороший иммунитет, она будет защищена от эпидемии греха, неправильного отношения к Богу и сохранится.
Вопрос, может, и наивный: мы все хоть раз в жизни разочаровывались в Боге – бывают какие-то неудачи, еще что-то, видишь несправедливость и задаешь вопрос: «А где же Бог?» Я понимаю, что это в какой-то степени можно назвать грехом. Или же это наша слабость? Бог же не обидится, что на Него обиделись…
– Не всегда так бывает. На самом деле это внешний помысел, приражение, как называют святые отцы, мысль, внушаемая лукавым духом. Но, привыкая к его внушениям, его помыслы принимая за свои, мы потом словно бы руководствуемся ими как своими.
Святые отцы нас учат, что помыслы бывают трех родов, – от Бога, свои собственные и от дьявола. Мы совершаем соответствующие поступки, а потом уже судим по плодам их – как Христос говорил, «по плодам их узнаете их». А помыслы разочарования в Боге мы слышали едва ли не в самом первом диалоге человека с дьяволом, древним змием, еще в раю: «А прав ли Бог?»
Можно сказать, немножко утрируя, что эта беседа была такой: «Что вы так очарованы Богом? Он вас обманул, – говорит дьявол. – Разочаруйтесь в Нем. Вы сами будете как боги, нарушьте заповедь Божию».
В конце концов, здесь гордыня: «Да я же могу» – Раскольников у Достоевского сказал: «Кто я, тварь дрожащая или право имею?» Так и здесь: «Да, ты право имеешь, поступи так… Поропщи на Бога».
Можно на кого-то свалить проблему.
– Да, так легче. Почему-то считается: если дети страдают, значит – Бог их наказал. Бог есть любовь, как Он может наказать невинное дитя? Здесь явное несоответствие.
Почему тогда дети болеют?
– Внимательный человек не может не заметить: если родители живут нерадиво, то их дети, как правило, страдают.
Они страдают, но не наследуют что-то от родителей? Мне кажется, это надо разделить…
– Вот летит реактивный самолет, за ним остается большущий след, его видно издалека...
Человек сделал зло – об этом частенько говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: наши мысли, слова, дела (мы злобствуем, ругаемся друг с другом) духовную среду засоряют, очерняют, отравляют. Кстати сказать, он советовал чаще приглашать священника, даже если квартира освящена, совершать молебен, каяться – это очень важно.
А понять, почему дети страдают за грехи родителей, нам помогла бы образность, которая заложена и дана в Евангелии Иисусом Христом, аллегория. В подавляющем большинстве народов в течение всей истории человечества (до пришествия Христа, в эру христианства, в эру Святого Духа, когда сошел Святой Дух) было принято ассоциировать семью с чем? Даже генеалогическое древо – с деревом.
Образ дерева или растения поможет понять происходящие в семье вещи. Родители несут функции корней, а дети – наши ветви. Если корни отравлены, гниют, то не могут не страдать ветви. А на ветвях внуки, еще веточки, ответвления – правнуки. Поэтому в Библии говорится, что неразумно жить нераскаянной жизнью. Если люди в грехах умирают, страдать могут потомки до третьего или четвертого поколения.
Конечно, используется и у святых отцов, и в новозаветное время такой термин, как наказание. Мы этого не отвергаем, но, мне кажется, здесь есть отголосок ветхозаветности – в Ветхом Завете постоянно об этом говорится: грех – наказание, земля разверзлась, огонь сошел с неба. Но в Новом Завете есть другие слова – например, «вразумление». «Наказание» от слова «наказ» – родительский наказ, заповедь: в этом смысле я обязательно получу за свои деяния по всей строгости закона, пусть даже Божия Закона.
Если страдают наши дети, надо не Бога обвинять, а смотреть внутрь себя. Я встречал многих отцов, которые стремятся во время болезни детей, внуков, правнуков не только родителей призывать к Исповеди, но и дедушек, и бабушек. Я встречал (гораздо меньше) врачей, которые на Исповедь посылали, когда сталкивались с болезнями детей, не только их родителей, но и дедушек, и бабушек. То есть они обращали внимание на то, что это очень важно.
В нашем Рязанском государственном университете один специалист, доцент медуниверситета, на основании научных теорий и практик таких педагогов, как, например, К.Д. Ушинский, на основании святоотеческого учения и познаний в области медицины сделал вывод (это конкретная работа) о том, что грех в обществе заразен, токсичен и распространяется он по тем же законам, что эпидемии в медицинском смысле. Это очень интересная точка зрения, ведь мы думаем: я согрешил, спрятался, никто не увидел. Может, и каяться не надо, а на самом деле все это очень токсично.
Это духовная среда, которую Церковь, Евангельское учение, святые отцы призывают блюсти. Господь апостолам и нам говорит: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть. Апостолы часто говорили, чтобы мы блюли себя, и святые отцы: у Феофана Затворника сколько об этом поучений, чтобы мы были очень внимательны к себе… А мы пренебрегаем малыми вещами – тем же утренним, вечерним правилом, и не прибегаем к Евангелию: люди могут 20 лет раз в году причащаться, исповедоваться в Великий пост, а Евангелие ни разу за 20 лет не откроют… А некоторые даже молитвослов не знают, просто привыкли раз в год причащаться.
Это говорит о том, что миссия наша не очень слышна, или мы ее не ведем, или мы чем-то другим заняты помимо этой миссии.
Великая Суббота – почва для миссии: человек пришел, и не сказать слово было бы, как минимум, упущенной возможностью. Конечно, во время Венчания легче заложить духовное направление: как правило, приходят причастившиеся супруги. А отпевание? Да, человек в горе, надо помочь пережить его, но он, может, и в храм больше не придет. Утешая его в горе, пастырю надо постараться дать ему какую-то духовную составляющую, какой-то ключик найти – и так использовать каждую возможность.
Вопрос телезрителя: «Как Вы считаете, для чего был создан источник зла сатана, ведь Творцу был известен личностный потенциал Денницы и других бесплотных сил, духов?»
– Бог не творил зла – ошибка считать, что Бог сотворил зло. Бог дал всем существам начиная с ангелов свободную волю.
Как ангелы были способны к падению, так у них есть способность к восстанию – есть такая святоотеческая мысль, но мы не видим ее практического выражения. На человеке мы это видим. Если человек сочетался со злом, даже если он внутри себя совесть свою попрал, все равно столько примеров, когда он восставал и переставал делать зло! Воли Божией на зло нет никогда. Это древняя, еще гностическая концепция дуализма, что добро и зло равнозначны.
Есть такой, на сегодня уже академический, пример, его приписывают еще молодому студенту Эйнштейну. Я отвечу словами молодого студента Эйнштейна. Профессор в аудитории говорит следующее: «Если Бог сотворил мир, а в мире существует зло, значит – Бог сотворил зло». Такая логическая цепочка. Молодой студент встал и посрамил профессора. «Профессор, а существует ли тьма?» – «Да, конечно». – «А существует ли холод?» – «Да, конечно, мы знаем, что он существует». – «Нет, не существует. Тьма – это характеристика состояния отсутствия света, а холод – характеристика состояния отсутствия тепла. А зло есть характеристика отсутствия любви».
Очевидно, Денница удалился от Бога, он остался одинок, без любви, вне любви, и зло им овладело – гордыня. Мы сегодня говорили об этом: это первый грех, он считается сатанинским.
Бог не творил Денницу злым – Денница был одним из высших архангелов, был посвящен в высшее состояние ведения, то есть в высшие ангельские чины, которые имели не знания в нашем понимании, а именно ведение – познание сути вещей: он не познавал вещи, а знал, чем они движимы, как действуют, из чего состоят. Ни один ученый, ни одна наука к этому ведению еще не приблизились. Но он избрал по данной ему свободной воле зло, стал злым – источником зла, образом зла.
А почему Бог не уничтожил это? Вопрос такой тоже задают: Он же мог искоренить зло на корню и предотвратить много вещей?
– Конечно, есть искушение объяснить и доказать, что Бог так поступил потому-то и потому-то. Господь отвечал притчами в таких случаях. В одном таком приточном ответе апостолы говорили: «Ты нам силу дал, мы все плевелы уничтожим, пожнем их». А Господь говорит: «Нет, – вместе с плевелами мы можем нечаянно уничтожить добрый колос».
Бог есть любовь, и все мы Им, даже те, кто творит зло, любимы: Он ждет, пока мы покаемся. Господь, конечно же, бывает, и останавливает. Преподобный Амвросий Оптинский говорит, что есть две причины, два повода, когда Господь забирает человека из этой жизни: первая причина, когда человек уже готов в Царствие Небесное, вторая – когда он безнадежен.
Здесь Господь уже, конечно, пресекает зло. Просто нам этого знать не дано, от какого зла таким образом нас Господь оградил. А все остальные, если живут, еще способны на исправление, покаяние. Либо есть еще какие-то иные премудрости Божии, пути и замыслы.
Такой вопрос к нам пришел: «Вы были лично знакомы с Авелем (Македоновым)? Можете что-то рассказать?»
– Да, конечно, по милости Божией. В этот же день, 23 июня, в праздник святителя Василия Рязанского, в 1998 г., я, тогда еще молодой дьякон, год только служивший в сане, пришел на исповедь к отцу Авелю, а служба была в Успенском соборе – трудно представить, каких он масштабов: кто был в Пскове, поймет – там Троицкий собор огромнейший. Я подошел к отцу Авелю на исповедь и говорю: «Батюшка, мне приходит мысль: может, пойти к архиерею, попросить, чтобы рукоположил меня в сан, на приход отправил?» (надо сказать, что у меня особых певческих данных не было)... Отец Авель мне сказал: «Я уже 53 года в сане. За 53 года только один раз сказал архиерею: Владыка, я думаю, так лучше, и до сих пор жалею об этом». Я был диаконом еще четыре года. Ни разу меня этот помысел больше не посещал.
Отец Авель – наш молитвенник, прозорливый старец, о нем написано много свидетельств, фильм снят. Есть хорошие воспоминания о нем. Расскажу не о себе, а о моей хорошей знакомой, бывшей воспитателем Рыбинского детского дома, его духовном чаде. Она в одиночку воспитала, подняла на ноги девочку. Девочка оканчивала школу, нужно было позаботиться, чтобы репетиторов нанять. А какая была тогда, в начале нулевых годов, зарплата у воспитателей в детском доме? Ее пригласили в другое место педагогом, оплата тысяч на пять больше, она пришла к отцу Авелю и говорит: «Нужно, батюшка, девочке помочь». А он ей говорит: «Тебя Бог когда-нибудь оставлял?» – «Нет, батюшка, никогда не оставлял». – «И не оставит. И это твои дети. Это твой крест, твое благословение». Девочка окончила школу с золотой медалью, потом вуз с красным дипломом. Дали двухкомнатную квартиру. Когда дочь училась еще в вузе, владельцы крупной компании имели на нее виды, чтобы поставить директором производства в Рязани. Все произошло по молитвам отца Авеля.
И по смирению, по любви.
– И по смирению, конечно.
Спасибо Вам большое, что нашли время приехать к нам в Москву. С праздником святителя Василия Рязанского Вас и наших телезрителей! Благодарим Вас за то, что были с нами. И вечная память всем нашим павшим героям.
– Да, Царствие Небесное и вечная память. Божией помощи всем нашим телезрителям. Мы сегодня вспоминаем Сошествие Святого Духа, – а Господь нам заповедовал, чтобы мы были едины. Пусть Святой Дух нас объединяет всегда.
Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.