Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
На праздник Троицы у Вас в храме было множество людей. Ситуация с пандемией не повлияла на приход?
– Мне сложно сказать за все приходы, но на нашем приходе это никоим образом не отразилось. Когда только-только начиналась пандемия, мы использовали все необходимые средства, рекомендованные священноначалием для предотвращения распространения коронавирусной инфекции (ношение масок, обработка рук, соблюдение дистанции, обработка лжицы). Еще у нас на приходе приобретен (нашлись благодетели) рециркулятор, чтобы очищался воздух. Все это – чтобы сгладить градус возможного заражения.
Все мы ходим под Богом. Несколько прихожан, в том числе и я, переболели коронавирусом. Я лично в прошлом году месяц (в июле) пролежал в больнице.
Тяжело переносили эту болезнь?
– Было страшно: последствия этой болезни очень неоднозначны. Было страшно, но я молился: «Господи, помоги, вразуми, управь».
Как только мы заболели, я, как настоятель, сказал, что мы должны уйти на карантин. Мы закрыли наше помещение, соответствующим образом его обработали, две недели не совершали богослужений (понятно, меня не было, я был в больнице), никто не мог туда прийти. Всем прихожанам в социальных сетях сказали: побудьте, пожалуйста, дома, поберегите себя, понаблюдайте за собой и в случае ухудшения здоровья немедленно обращайтесь к врачу.
Я думаю, мы вовремя оперативно преградили путь распространения коронавирусной инфекции, и это сыграло положительную роль. У нас буквально только два человека из прихожан заболели, остальных людей мы смогли сберечь.
Это очень актуально сейчас: вновь усиливаются меры по борьбе с этой инфекцией. Не все это принимают, но, судя по вашему примеру, это далеко не излишне.
– Мне знакомы все эти моменты. Находятся люди, которые по любви к Богу, к традициям церковной и литургической жизни говорят: «Зачем это все? Мы же люди верующие. Неужели мы Богу не доверяем?..». Это все правильно. Я таких людей понимаю.
Но есть еще и другая сторона этого вопроса, очень важная, я бы даже сказал, деликатная. Самая главная добродетель, которой должен научиться православный человек, живя на земле, в том числе церковной жизнью, – это добродетель рассуждения. Если есть в нас дух рассуждения, когда мы можем сосредоточиться, взвесить все «за» и «против», – хорошо: все святые всегда призывали к рассуждению на любом этапе жизни. В том числе этот момент действует и когда распространяется коронавирусная инфекция.
Второй момент. Если уж мы православные христиане, тогда нам обязательно нужно исполнить очень важное дело в духовной жизни, которое именуется послушанием. Если священноначалие и власть имущие благословили использовать такие меры предосторожности – возьмите это за послушание, даже если все нутро ваше категорически сопротивляется, и увидите, какой мир будет в вашей душе.
Работа может быть даже с каждым прихожанином. Мы много беседовали с ковид-диссидентами, как их называют, с людьми, негативно настроенными: такая пастырская беседа, что называется, по душам, помогает человеку занять должную позицию, избежать конфликтов, непонимания и жить с миром душевным: экономические, политические, в духовной жизни наипаче протестные настроения никогда не дают человеку никакого блага. Нужно сделать так, чтобы в душе был мир. Как это сделать? Взять все за послушание – и тогда будет совершенно иная ситуация: и здоровье будет крепче, и душа спокойнее.
Вы сказали, что святые отцы призывали к рассуждению...
– Приведу такой пример. Мы знаем, что святитель Феофан Затворник писал письма, давал письменно духовные советы. Одна из духовных чад его однажды спросила: не грешно ли танцевать? Вопрос актуальный не только для XIX века, но и для сегодняшнего времени. И святитель дает очень интересный совет. Он пишет так: сквозь зубы говорю, что можно, но так, чтобы не стыдно было стоять перед святыми иконами.
Казалось бы, если уж мы встали на такие ортодоксальные позиции, можно сказать: зачем танцевать? Вот тебе Псалтирь, молитвослов, ходи в храм Божий... Но святитель прекрасно понимал, что мир многогранен, люди разные (и разные обстоятельства). Есть еще так называемая светская культура, и большинству людей очень сложно избежать ее влияния. Но как жить по-христиански? Вот он и говорит: можно танцевать, – но так, чтобы не стыдно было стоять перед иконами, ведь танец танцу рознь. Здесь мы находим рассуждение архипастыря.
Так и по жизни нашей. Все мне позволительно, но не все полезно. Когда мы хотим жить полноценной духовной жизнью, мы должны руководствоваться не только своими представлениями о духовной жизни, но и получить соответствующее духовное врачевание у священника, у людей духовно опытных, которые пожили и понимают что-то в этой жизни. Наипаче обратиться к святоотеческому наследию – это кладезь, дающий ответы на многие вопросы.
Святоотеческое наследие, духовные наставники, миссионерская деятельность – это составляющие Вашей деятельности: Вы – кандидат педагогических наук, преподаватель, заведующий кафедрой Миссионерского института, где люди получают духовное богословское образование.
– Я рад, что Господь сподобил меня, с одной стороны, получить качественное гуманитарное образование (светское, как мы говорим), с другой стороны – духовное, и быть полезным Церкви.
Наверное, для православного человека полнота бытия наступает, когда он ощущает свою полезность, свою конфессиональную включенность, как мы говорим, и, живя на земле, не просто зарабатывает деньги и ходит на работу (уж простите, что говорю так обыденно), но приносит конкретную пользу людям и видит от своей деятельности положительные плоды.
Господь сподобил меня работать в Миссионерском институте. Это действительно уникальное учебное заведение. Кстати, в этом году институту исполняется 10 лет – тот срок (для любого учебного заведения), когда уже можно говорить об определенных итогах, определенных традициях и намечать планы дальнейшего развития.
Институт помогает ответить на многие мировоззренческие вопросы, он формирует, если можно так сказать, некую церковную элиту в лучшем смысле этого слова: людей, получивших высшее духовное образование, богословское образование, что в будущем смогут ответить на многие вопросы и негативные порой тенденции со стороны секулярного мира.
Вот мы поговорили о мерах, что предпринял наш приход во время пандемии. Надо сказать, что Миссионерский институт тоже не остался в стороне. Наталия Александровна Дьячкова, ректор института, – человек здравый, обладает духом рассуждения (по крайней мере стремится к этому), поэтому, как только начались все эти моменты с пандемией, мы перешли на дистант.
Наличие масок, рециркуляторы, обработка рук, дистанция – эти элементарные меры используются в институте после того, как мы ушли с дистанта. Мы дорожим каждым студентом, каждым преподавателем. Мы дорожим тем, что на сей день вместе, и мы хотим учиться очно: дистант всех тяготит – это вынужденная мера. Поэтому мы делаем все с нашей стороны, чтобы избежать распространения коронавирусной инфекции.
Духовное образование на сегодня – это не только изучение Священного Писания и святоотеческой традиции, но, как получается, еще и сиюминутное решение тех вызовов, с которыми сталкивается духовная школа. Например, где в истории нашего Отечества мы можем найти свидетельства, что учебные заведения уходят на дистант и к студентам предъявляются определенные требования (соблюдение дистанции, масочного режима)? Эти новые вызовы необходимо решать конструктивно, мирно, по-доброму.
У студентов возникают вопросы: «Зачем это нужно? Для чего? А как?..». А наши студенты – люди особые. Многие получают уже второе, а некоторые – даже третье высшее образование (например, три кандидата наук у нас в этом году окончили первый курс: кандидат технических наук из Екатеринбурга, два кандидата исторических наук – из Нижнего Тагила): наши студенты – люди образованные, с определенным притязанием, взглядом на жизнь. Я думаю, среда их определенным образом настраивает, и на многие важнейшие вопросы сего дня они находят ответы, в том числе в стенах нашего института.
Это ведь еще один из способов миссионерской деятельности: человек, получающий образование в институте, должен быть способен отвечать на очень непростые вопросы, которые возникают вокруг него и с которыми к нему обращаются непосредственно.
– На четвертом курсе студенты проходят приходскую практику (организатор катехизаторских, просветительских бесед и вообще просветительской деятельности на приходе). И первая проблема, с которой столкнулись студенты на практике, – люди задают им вопросы. Например спрашивают: «А разве в храме Божием можно заразиться?» – это первый вопрос, возникающий у человека, входящего в храм, у неофита. Надо сказать, что можно заразиться в храме Божием.
«Разве в храме Бог не живет? Разве здесь нет Святого Духа, Который уничтожает все болезнетворные микробы?»
– Можно фантазировать, насколько у человека хватит фантазии. Но если мы называем себя православными, то должны прежде всего обратиться с этим вопросом к святоотеческому наследию. Так вот, студентам было дано задание: найти в трудах святых отцов рассуждения, что в храме Божием заболеть нельзя. Итог этого мини-исследования: студенты сказали, что не нашли, чтобы такой-то святой отец сказал, что в храме Божием заболеть нельзя.
И это работали грамотные, образованные люди…
– Понимаете, можно много говорить и рассуждать, можно или нельзя, но давайте найдем: как сказано об этом у святых отцов?
Представьте: ползет паучок и падает в святую воду. Он что, исчезнет? Нет, паучок останется. То же самое и с микробами: они никуда не деваются. Поэтому все, что в наших силах, мы должны предпринять.
Господь, когда сатана искушал Его в пустыне, говорит: не искушай Господа Бога твоего. Что значит: не искушай? То есть не проси то, что можешь сделать сам. Можешь сам помыть полы – мой. Обед можешь сам приготовить – приготовь. Что-то еще можешь сам сделать – сделай. Курсовую работу за тебя Господь Бог не напишет – только ты сам.
Поэтому я всегда студентам говорю: Бог помогает всем кроме ленивых – ленивым Бог не помогает. Если человек лежит на печи, на кровати, как же сделается работа? Но когда он прикладывает определенные усилия, молится: «Господи, помоги моей немощи, интеллектуальной ограниченности, помоги справиться с тем или иным заданием», то нет сомнений, что Господь Бог поможет, насколько вам это будет полезно.
Еще я студентам говорю, чтобы они работы сдавали всегда вовремя. Пусть работа будет на твердую тройку, но это будет не списанная или заказная работа, а ваша, она покажет ваш уровень включенности по тому или иному вопросу.
Современные реалии дают новые вызовы для духовного образования, для прихожан, для студентов духовных учебных заведений. И милостью Божией мы эти вопросы решаем конструктивно, плавно и полезно для души, имея память, что главное в духовной жизни – дух рассуждения.
Миссионерский институт, как и любое учебное заведение, готовится к горячей поре: абитуриенты узнают информацию, подают документы, интересуются вступительными экзаменами. Как идет приемная кампания?
– Благодарю вас за хороший вопрос. Постараюсь осветить его тезисно.
Напомню: Миссионерский институт не государственное, а частное учебное заведение, учредитель института – Екатеринбургская епархия. Уникальность нашего учебного заведения – в том, что все студенты (на сегодня день у нас две формы обучения: очно-заочная, то есть вечерняя, и заочная) могут получить высшее богословское образование уровня бакалавриата абсолютно бесплатно вне зависимости от того, первое это высшее образование, второе или даже третье.
Если есть желание – мы всегда ждем, и епархия всегда готова содействовать в духовном просвещении людей. Это очень важно.
В чем интерес? Почему людей готовы обучать бесплатно, если везде берут деньги за образование?..
– Миссия Церкви, которая идет еще от святых апостолов, – просвещать. И мы прекрасно понимаем, что, к сожалению, современный человек не готов платить за элитарное образование, каковым есть образование богословское (просто мы не до конца все моменты понимаем).
По сути это элитарное образование: теолог – штучный продукт. Человек, имеющий определенную ценностную ориентацию, готовый решать вопросы через призму вечности, Евангелия – в наш секулярный век дорогой человек во всех смыслах этого слова.
Поэтому епархия, понимая, что проповедь апостолов должна жить, из года в год продолжаться и преумножаться, вкладывает средства, которые у нее есть, в богословское образование.
Екатеринбургская епархия имеет на сегодняшний день два духовных учебных заведения – семинарию, которую тоже необходимо содержать, выделять определенные средства, и Миссионерский институт, на сегодня имеющий государственную лицензию, государственную аккредитацию: институт отвечает всем требованиям, предъявляемым государством и Министерством науки и высшего образования РФ к высшим учебным заведениям. А это стоит определенных финансовых вложений в том числе. Так что здесь нет ничего удивительного.
Удивительно то, что Миссионерский институт – единственный вуз на территории Урала и Сибири. Да, есть семинарии. А где, например, человеку в возрасте, уже социально состоявшемуся, профессионально определившемуся, получить духовное образование? Лишь только в Москве, Санкт-Петербурге. Либо в Екатеринбурге (кстати, география студентов у нас расширена).
В этом году Миссионерский институт начинает очередной прием студентов на новый учебный год.
Отмечу еще, что в этом году с 1 сентября институт, как и все учебные заведения, где реализуется направление теологии уровня бакалавриата и магистратуры, переходит на новый стандарт: он выстрадан Церковью и государством, поскольку мы пережили уже несколько стандартов.
Впервые в этом стандарте около 80% – сугубо богословские дисциплины. Для нас, людей церковных, это большой плюс: есть возможность погрузиться в богословские проблемы, а общегуманитарные дисциплины оставить на обзорном уровне, ведь богослов должен заниматься богословием, педагог – педагогикой, философ – философией. Думаю, здесь есть правильное понимание со стороны государства.
Итак, с 1 сентября начинается новый набор на новый стандарт. Уверен, он будет еще качественнее, нежели предыдущие.
Профессорско-преподавательский состав уже готов, написаны новые программы: все это представлено на сайте института. Желающие поступить в наш институт должны предоставить прежде всего результаты ЕГЭ по истории, русскому языку и обществознанию. Те, кто уже имеет среднее профессиональное или высшее образование, будут сдавать внутренний экзамен. В «Положении о приеме абитуриентов» у нас закреплено, что все студенты проходят экзамен по истории, русскому языку и обществознанию. Думаю, даже тем, кто уже получил высшее образование, будет полезно вспомнить курс школы, настроиться на дальнейшую учебу.
Кроме того, мы просим, чтобы абитуриенты приносили нам рекомендацию от духовников – допуск к вступительным экзаменам это собеседование с духовником нашего института (так закреплено локальным актом – частное образовательное учебное заведение может это сделать, закон мы здесь не нарушаем). Если студент проходит собеседование, он допускается к экзаменам.
Завершая беседу, скажите несколько слов для наших зрителей.
– Желаю всем это лето провести с пользой для себя. Самое главное – помогать близким, помогать своему духовному становлению, беречь себя, помнить о тех предписаниях, которые существуют, проявить послушание по отношению к светской власти и тем предписаниям, что дает священноначалие. Думаю, в таком добром рассуждении мы и достигнем душевного мира, которого я всем желаю.
Помоги нам Господь!
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.