Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1097) → Протоиерей Артемий Владимиров: О депрессии и выходе из нее

Протоиерей Артемий Владимиров: О депрессии и выходе из нее

№8 (1097) / 22 февраля ‘21

Беседы с батюшкой

Тема сегодня – думаю, тема вечная, но требующая некоторого разъяснения… Вы жизнерадостный всегда. Есть ли что-то в этой жизни, что могло бы Вас повергнуть в уныние или депрессию?

– Вы не случайно произнесли русское слово «уныние». Эта тема для меня неожиданна, хотя очень интересна: священники знают жизнь и души современников. Попытаюсь вставить в этот ряд несколько слов с этим же значением под разными градусами: депрессия, печаль, русская пушкинская хандра, английский сплин, туга, разочарование, обстояние, фрустрация (хотя не люблю иностранных слов).

С депрессией я свел счеты в юности, когда был студентом Московского университета и только-только приходил к вере. Произошел какой-то странный сбой без видимых внешних обстоятельств, и душа моя по полной вкусила состояния безысходности, подавленности, и продолжалось это не день и не два, даже не месяц. Оглядываясь назад, я вижу, что это испытание было совершенно необходимо. Чем оно было вызвано? Наверное, скрытым эгоизмом – себялюбием, которое лежит в основе всех душевных смущений, бед и несчастий.

Сейчас, конечно, стараюсь беречься как огня одного – грехов, уклонения от воли Божией, нарушения заповедей: вот то, что отсекает нас от источника жизни – Бога. Демоны все до одного подавлены депрессией, более того – отчаянием, и если беречься произвольно от грехов, а чуть что случилось невольно, тотчас говорить: «Господи, прости, Господи, дай силы, укрепи, Господи, это не Твое и не мое – не принимаю», – душа вновь возвращается в русло ей привычного и Богом заповеданного активного, бодрого тонуса.

Поэтому, развивая нашу тему, я бы сказал, что сама депрессия является болезненным психофизическим состоянием. Как говорят знатоки, загнать в депрессию себя может каждый, а вот вытащить себя из этого темного чулана своими собственными силами не дано. В каких-то случаях нужны медики, психотерапевты, но в любом случае необходимо памятовать, что душа жива энергией Святого Духа.

Дух Святой животворит, как говорит преподобный Серафим Саровский, все, к чему ни прикасается. Поэтому, в качестве профилактики, если не хочешь незаметно для себя оступиться и соскользнуть в это неуютное и отягощающее тебя, очень опасное для участи души состояние, старайся всегда утреневать к Богу. То есть внутренне умом, сердцем, душой, телом, всеми фибрами души, клеточками тела тянуться к воскресшему Иисусу Христу, пребывая с Ним в тайной молитве, в молитвенном союзе: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня».

Самый лучший рецепт от уныния – молитва?

– Молитва, подкрепленная определенным образом жизни. Посмотрите на ту молодежь, которая у нас недавно, невзирая на морозы, сама не зная для чего, выбегала вопреки запрещению бабушек на холодные улицы. «Назло бабушке отморожу уши». В депрессию вгоняет бездеятельность, рассеянный, расслабленный образ жизни, неумение, незнание, куда приложить свои силы. Напротив, хлеб сладок и свет мил для труженика. Глаза боятся, руки делают. То есть мы призваны поддерживать молитвенный дух активной жизненной позицией созидания, трудотерапией, – иначе придется прибегнуть к услугам гирудотерапии.

Но в крупных городах (например, Москва – огромный многомиллионный мегаполис, другие российские города) люди работают от рассвета до заката – и все равно чувствуют некую подавленность и уныние.

– Труд должен быть трудом, тебя вдохновляющим. Человек труда может впасть неприметно для себя в уныние, если труд его бессмысленный, душевредный, не очень полезен для общества, если условия труда не соответствуют общечеловеческим нормам. Труд может подавить человека, сломать его… Были трудовые истребительные лагеря. Вспомним прекрасные слова Священного Писания: «Виждь смирение мое и труд мой, Господи». Не просто труд, но еще осознание моей немощи, слабости и вместе с этим упование на Того, Кто является источником сил для нас, обновляет в нас энергию жизни. Это Господь.

Интересный момент по поводу труда – некоторые психологи (западные, конечно же) советуют менять место работы каждые 5 лет: якобы ты уже исчерпал себя и надо идти на новое место. Но у нас так не получается на самом деле: бесконечные трудодни, а менять что-то страшно. Это может быть экономическая ситуация в стране и так далее, и начинаются проблемы, нытье, много всего...

– Я думаю, что более высокооплачиваемые западные психологи во избежание депрессии могли бы своим клиентам посоветовать каждые 3 года менять личное авто. А еще более высокооплачиваемые психологи – «красиво жить не запретишь» – могут с видом экспертов посоветовать вам каждые 5 лет переезжать в новую страну для жительства. Но здесь рациональное зерно только одно: душа человеческая страдает (не говорю «не переносит») от однообразия, монотонности.

Скажем, ведущие такой передачи, как наша, могут просто наскучить зрителям, если словесная подача мысли будет чужда экспрессии, монотонна, что будет говорить о безразличии к высказываемой точке зрения. Но мне повезло. Я больше 45-ти лет педагог, преподаватель русского языка и литературы, поэтому знаю, что даже жестикуляция помогает иногда привлечь внимание ученика, сфокусировать его на предмете речи.

Я могу точно сказать, что наши дети, попав на дистанционное обучение (особенно младшая школа), мало что от этого выиграли. Более того, общаясь с детьми вынужденно на дистанционных уроках, я увидел, что малыши реально истомлены, истощены. К сожалению, вся эта компьютерная техника, это интернет-зазеркалье вытягивают жизненные соки и силы из тех, кто, как синичка, смотрит в уста кобре – устремился всей душой в фосфоресцирующий дисплей. Вот почему совершенно необходимо гулять – «солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Мир нерукотворенной природы – это действительно лекарство для горожанина с его однообразным, безблагодатным укладом жизни.

Какому-то человеку, может быть, и нужны перемены, а стоит ли в своей жизни кардинально что-то менять, если чувствуешь, что так больше нельзя? Как Вы думаете?

– Если речь идет о пивном алкоголизме, то нужно бы завтра вступить в сражение с этой страстишкой. Кстати, оборотная сторона медали любой страсти, любого невоздержания – упадок души, безрадостное состояние духа. Я думаю, что многие наши телезрители, как и я, знают по себе: когда чем-то увлекаешься сверх меры, когда становишься рабом явно предосудительной привычки, страсти, то теряешь детскую жизнерадостность, непосредственность. Поэтому надо с корнем, с мясом и не без Божией помощи вырывать из себя страсти, чтобы возвратиться сначала к мирному, спокойному, а потом и радостному бытию в Боге, что, между прочим, хорошо выражено и в наших детских песнях (и не только детских). «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке» – здесь намечен еще один выход из депрессии: общение друг с другом.

А стоит ли обращаться к психологам?

– Психологи – друзья священников, если только фундаментальные основы своей науки они видят в христианских понятиях о личности, о человеке как существе свободном, нравственном, которое призвано вступить в живой союз с Творцом. Но, простите, если психолог помешан на Зигмунде Фрейде, который находился в тяжелейшей депрессии к концу своей жизни, едва даже не потерял ум, считая, что все зависит в нас от энергии пола... Русский философ Николай Бердяев сказал: «У кого что болит, тот о том и говорит». Психолог сам, вдаваясь в подобный крен, может дезориентировать своего клиента.

Я бы рекомендовал нашим телезрителям знакомиться с творениями того, кто по справедливости получил наименование отца христианской психологии – это святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, автор второй половины XIX века, с его очерками христианского нравоучения, с его замечательной тоненькой книжицей, но дающей фундаментальные знания о душе и о том, как не впасть в депрессию. Книжица называется «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

Мы говорим о земном (о депрессии и так далее), но, если говорить о рае, Царстве Небесном, даже некоторые святые отцы советуют что-то показывать на земных примерах, чтобы дать человеку хоть какую-то надежду. Вопрос от нашего телезрителя: рай и Царство Небесное – одно и то же место?

– Если вникать в Священное Писание, то раем оно называет место пребывания Адама и Евы еще до их грехопадения, пребывания их с Богом. Они были изгнаны из рая, и, конечно, речь идет не столько о перемене геолокации, сколько об изменении их внутреннего состояния. Но если мы вспомним Священное Писание, там есть Голгофа, Крест, Спаситель, два разбойника, распятые справа и слева. Один, находясь в предсмертной депрессии, злословит, произносит хулу, а другой смиренно говорит: мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Из этого следует, что рай и Царство Небесное – понятия едва ли не тождественные.

Я скажу словами русской пословицы: где Бог, там рай, где Бог, там любовь. Единение с Господом в глубинах собственного духа – это уже вступление в Царство Христовой благодати. Не будем слишком усложнять разбор библейской терминологией. Русский народ отождествляет слово «рай» с Царством Небесным, или единением с Воскресшим Христом.

«Рад бы в рай, да грехи не пускают», пока ты их не исповедовал, не покаялся и не изменил свою жизнь к лучшему.

Вопрос телезрительницы: «У нас в семье возникла проблема: около 3-х месяцев у моего мужа на работе большие неприятности. Мы с ним молимся, ходим в церковь, делаем все, что в наших силах, но проблема никак не решается. Скажите, пожалуйста, что делать?».

– Слава Богу, вы дозвонились до телеканала «Союз». Слово «союз» очень многозначное. Был Союз Республик – союз братских народов. А на нашем телеканале вы вступаете в союз со всеми единомысленными братьями и сестрами во Христе. По показателям счетчика на дисплее, эту передачу смотрят чуть больше 5 000 000 человек.

Так давайте мы, миллионы тех, кто видит путеводную звезду Христа Спасителя в своем сердце, помолимся за эту пару! Батюшка произнесет то, о чем в этот момент думают многие: «Господи Иисусе Христе! Молитвами Богородицы, святителя Николая Чудотворца и святой Матроны Московской помоги этому благочестивому человеку, измени обстоятельства от не слишком счастливых к спокойным. Если шеф уж совсем как-то разбушевался, пусть пойдет на повышение, а на его место заступит тот, о ком мы молимся».

Дай Бог – все управится. Будем верить. Позвоните нам на «Союз» – в следующий раз 21 февраля я собираюсь (если живы будем) вновь ответить на ваши вопросы.

Вопрос: «Я не верю, что хлеб и вино – Тело и Кровь Христа. По факту это не так». Давайте развеем эти сомнения.

– Дорогой мой друг! Кому ты не веришь? Если бы ты не верил мне, то имел бы, конечно, уважение. Но с Креста неправду не говорят. Христос есть Истина. Поэтому, когда Он преподает апостолам Чашу и Хлеб со словами: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов, они, как малые дети, чувствуя, что слова Господа выше рационального (однако дышат истинной любовью), склоняют свои главы и воспринимают через это таинство Самого Христа.

В помощь вам, дорогой мой маловерный теледруг, скажу следующее. Представьте, что вы во чреве собственной матери (были когда-то; аналогия, конечно, хромает, но есть над чем задуматься). Мама ест хлеб, имея вас под сердцем. Она вкушает обыкновенный хлеб, который по пути своего следования превращается в кровь. Истинная кровь питает вас, связанного пуповиной с организмом матери.

Батюшка, может, еще такую аналогию провести (мне она очень нравится и приводит меня в трепет): в момент Причащения ты переносишься на 2000 лет назад – в ту самую Сионскую горницу?

– Безусловно. Сам Христос, невидимо предстоящий перед тобой, питает тебя. Я бы немножко смирил Свой ум и сказал: «Господи, кокосовый орех моего ума ограничен. Я немощен. В меня не вмещаются Твои слова, но я верую, Господи! помоги моему неверию вместе со всей Церковью. Я верую Твоим неложным словам, что Ты непостижимо соединяешься со мной в этом таинстве, даруя мне исцеление души и тела, оставление грехов и вечную жизнь».

Нужно чуть-чуть смирения, внимания, чтобы почувствовать беспредельную Божественную любовь. И, поверьте, барабашка сразу убежит от вас.

Можно еще хотя бы немного погрузиться в азы догматического богословия (благо, сейчас для этого есть все возможности) – потратить время на очень полезное чтение и выйти из депрессии.

– Попросту говоря, надо вникать в Священное Писание, чтобы его слова очистили наши ум и сердце: когда в душе водворятся дотоле неведомые покой, мир, тишина, безмолвие, вы поймете, что Сам Бог говорит с вами словами Священного Писания. И все пионерские комплексы исчезнут без следа.

Благодарим за этот вопрос.

– Такие вопросы задают самые въедливые (в хорошем смысле слова) наши телезрители. Я думаю, что за искренность, которую они проявляют, Бог их наградит. В следующее воскресенье этот добрый человек скажет: «Я приобщился Святых Христовых Таин. Какая радость! Господи, где я: на земле или уже на Небе?».

Телезрители постоянно спрашивают, какую книгу Вы можете порекомендовать для чтения? Что читаете? Вы для них ориентир. Посоветуйте что-нибудь – и расскажите про творческие вечера.

– «Как упоительны в России вечера!»… Мне хотелось бы всех участников нашей сегодняшней передачи пригласить 1 марта (легко запомнить), в понедельник, в 7 часов вечера в концертный зал МХАТа имени А.М. Горького на Тверской улице: просто посмотрите сайт – там можно приобрести билет на творческий вечер протоиерея Артемия Владимирова.

Я буду рад поставить вам автограф в своей новой книге «Венец лета Господня», которая будет представлена на этом вечере. Книга посвящена годовому кругу богослужения, на каждую значимую дату будет предложено лирическое стихотворение. Пасха Господня, Неделя после Пасхи, Вознесение, Троица, день Николая Чудотворца...

Жду вас, дорогие друзья! Билеты быстро расходятся. Но те, кто хочет избавиться от печали, уныния, тоски, – пожалуйста, приходите на вечер. Я думаю, что он принесет нам много радости, душевного отдохновения. И мы уйдем из МХАТа с крыльями за спиной. До скорых встреч!

Отец Артемий, спасибо Вам за программу. Спасибо телезрителям за замечательные вопросы. Несколько слов напоследок – и будем прощаться.

– К концу нашей программы я почувствовал, что депрессия от меня отступила. Надеюсь теперь держать глухую оборону. И до следующей нашей встречи постараюсь молитвами наших телезрителей не допустить депрессию даже до входных ворот. Всем вам, дорогие друзья, желаю радости, бодрости, благодарения, смирения и любви – того, что хранит нас от уныния и печали.

Записали:
Елена Кузоро
и Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс