Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1067) → Священник Николай Конюхов: Христос сказал, что самая главная заповедь – заповедь любви

Священник Николай Конюхов: Христос сказал, что самая главная заповедь – заповедь любви

№26 (1067) / 2 июля ‘20

Беседы с батюшкой

Начнем наш разговор с Петрова поста. Уже много говорили, что в пост отказываются от излишеств в еде, развлечениях, а чем заполнять время? Появляется свободное время, закипают какие-то страсти…

– Праздность ведет к греху. Чем больше у нас незанятого времени, тем больше соблазна взять телефон и залипнуть в интернете или просто лежать на диване. Обязательно нужно себя к чему-то подвигать.

Если мы просто не пошли развлекаться или ограничили себя в еде, этого действительно мало – нужно еще иметь положительную повестку дня. Есть достаточно понятные ответы, что, может быть, пора наконец-то найти на Бога больше времени (не просто раз в неделю, как сказано в древней заповеди: шесть дней делай, а седьмой отдавай Богу) – мы в воскресенье два часа постояли на Литургии и считаем, что этого достаточно. Во время поста, может быть, имеет смысл чуть больше участвовать в богослужении. Особенно летом в храмах вообще мало людей: и батюшке будет приятно, что с ним кто-то еще молится помимо хора, и для вас это будет полезное времяпрепровождение.

Сейчас лето, хорошая погода. Физический труд – обязательно. Спорт – очень хорошо. Взять какой-нибудь 2-х– или 3-колесный агрегат или еще что-то, быть на свежем воздухе – только не сидеть дома: дома либо просто будешь «разлагаться», либо сразу захочется наесться и какой-нибудь сериал посмотреть. В этом нет ничего греховного, но мы хотим немного от этого отвлечься во время поста – чуть-чуть сместить фокус, заняться чем-то более содержательным, книги почитать. Но почему-то книги летом плохо читаются дома. Возьмите книгу и выйдите все-таки на улицу.

Вопрос телезрительницы из Новосибирска: «Я уже немолодая, упала, сломала шейку бедра, в итоге лежу. Приходит батюшка, причащает и говорит: «Не поститься, раз ты лежишь». А я думаю: как-то надо же пост соблюдать... Может, правило молитвенное увеличить? Что бы Вы еще посоветовали?».

– Все правильно сказал батюшка: когда человек в немощи лежит, то дополнительно налагать на него обременение поста – это возлагать бремена неудобоносимые, и так слишком тяжело. Я сам сидел на карантине. Когда сидишь запертый в квартире с 4-мя детьми, не всегда получается соблюсти все тонкости поста – что тебе привезли в котомке, то и ешь. И Владыка Иларион говорил, что карантин и самоизоляция – не самое благоприятное время для строгого соблюдения поста. Я с этим согласен – такое же особое условие это болезнь человека или нахождение его на срочной военной службе, на атомной подводной лодке. Не нужно забывать, что еда в деле поста занимает 6-е, 7-е место.

Можно молитвенное правило увеличить, какую-то молитву добавить. Если пост Богородицы, может, канон Богородице будете читать, если Великий пост – Покаянный канон или акафист страстям Христовым, в Петропавловский пост можно даже акафисты читать: молитва – творческое делание, что себе выберете. Или, например, вы стали чаще говорить приятные вещи своим близким, или взяли на себя труд отвечать на письма заключенным, у которых пожизненное заключение (мы на приходе занимаемся тюремной миссией, и у нас несколько прихожан отвечают людям, обреченным всю жизнь находиться в заключении или очень длительный срок – они с ними переписываются, поддерживают их. Пару раз показывали мне эти удивительные письма). Это очень непростой труд, но это настоящий пост, то есть человек не может выйти из дома, но зато может сделать легче другому человеку.

Почему только в пост? Почему это не повседневная обязанность христианина?

– Пост – это особые условия, в которых мы хотим исполнять заповеди Христа с чуть большим рвением: накорми голодного, посети больного или заключенного – это то, о чем говорил Христос. А если у человека сломана нога или он инвалид, у него нет возможности куда-то поехать, при современных средствах связи он может написать письмо. Это будет хорошим украшением вашего поста.

А молитва – да, это самый простой вариант в смысле доступности: прибавить себе чуть-чуть правило. Но я бы хотел, чтобы пост был обязательно временем милосердия: в этом смысл – все наши ограничения ведут к тому, чтобы высвободить время для Бога и наших ближних.

Представьте, что Вы оказались в такой ситуации: заболели, и врачи предписывают пост не соблюдать...

– У меня такое было – когда мне делали операцию, врач сказал «забудьте про пост», но я всегда консультировался с батюшкой, у которого исповедовался, – у духовного отца, и старался ограничить себя в чем-то другом: например, не слушать музыку, которую я очень люблю. Я во время поста выключаю радио, слушаю в основном какие-нибудь лекции. Есть в чем себя ограничить: хоть в пользовании телефоном – просто поменьше выходить в интернет, это уже будет замечательным постом.

Я и хотел спросить: с чего бы Вы начали в такой ситуации? В еде ограничить себя нельзя, на что дальше Вы обратите внимание?

– На Бога и на человека: Христос сказал, что самая главная заповедь – заповедь любви. Что я могу сделать, Господи, чтобы Тебе было приятно? Ему будет приятно, если я что-то сделаю своему ближнему. Поэтому все-таки обращу внимание на ближнего. Например, можно обратить внимание, какие проблемы у твоей жены, у твоих детей, твоих родителей.

Пост – это в первую очередь призыв обратить внимание на внутреннюю жизнь?

– Высвободить место: мы от чего-то отказываемся, чтобы у нас появилось пространство, время и средства. Например, мы перестали есть какие-то деликатесы, отказались от мороженого, от походов в ресторан – у нас высвободились средства, и мы их пожертвовали на благотворительные цели (допустим, отдали матери, которая осталась одна с детьми, или онкобольному). Как раз появились средства и время! Раньше ты не мог поехать к отцу на дачу и помочь ему построить баню или еще что-то...

Некоторые говорят, что в пост нужно обязательно ничего не делать или делать что-то конкретное – поехать в монастырь. Почему? Ты можешь поехать к своему престарелому отцу, который не дождется, когда к нему дети наконец приедут, а он сам не может забор восстановить. А тут начался пост, сын приехал к отцу и говорит: «Пап, у меня пост, поэтому я буду тебе помогать, я вообще тебе должен был помогать, но я вот такой нерадивый сын, что все время у меня куча дел – то работа, то конференция, а тут у меня появилось время». Он скажет: «Ничего себе, а что это у вас за религия такая?». – «Христианство».

Интересная получается проповедь христианства через соблюдение поста.

– Да.

Сейчас скорее можно встретить антипроповедь.

– 100%. Приехал внук к своей бабушке, она говорит: «Внучек, я тебе пельмешки приготовила», а он: «Какие пельмешки? Ты что, бабка? Пост! Убери, чтоб я их не видел».

Лето – время, когда, наоборот, больше хочется отдыхать, жарить мясо на природе, а тут Петров пост, как назло?

– Для христианина это не проблема: есть вещи более интересные.

Например?

– Что – каждый день жарить мясо? Денег не напасешься, и это уже будет не так интересно. Нужно уметь себя ограничивать, тем более что с весеннего периода, после всех этих вирусов, очень сильно ослаблен иммунитет, сейчас у многих гастриты. Какое мясо? Пшенная, овсяная каша с утра, тушеные овощи и рыбка (ее сейчас можно, кроме среды и пятницы) – все.

Мы говорили сегодня, как поститься болящим. А как поститься беременным?

– Беременным я рекомендую поститься так, как рекомендует врач: я же не знаю, какие у них анализы, я не видел анамнез – нужно смотреть уровень железа, холестерина. Беременная женщина много чего, может быть, хотела съесть, но не может, ее тошнит. Некоторые беременные вообще есть ничего не могут. Она может съесть только французского кролика – и все. Поэтому там особого выбора нет, пусть съест хоть что-нибудь. Беременной можно все – нужно ее беречь и очень деликатно к этому относиться.

Вопрос телезрительницы: «Я всегда думала о посте: как человек должен его проводить, что думать и делать во время поста? Мы часто забываем, о чем нам говорил Господь: не заботьтесь о завтрашнем дне. Мы живем и поступаем как бессмертные, поэтому мы в растерянности, не знаем, чем заниматься. Если бы мы помнили, что можем прожить сей день, а завтра уже не проснуться, мы бы не только во время поста, а каждый день бежали мириться со своими обидчиками, помогать ближним, старались исправиться, пойти в храм. У нас было бы совершенно другое представление не только о постах, но и о своей духовной жизни. А мы почему-то думаем, что все у нас будет впереди, – и не имеем уверенности, что спасемся, есть только надежда. Если бы человек помнил, что у него есть только надежда, он бы многое стал делать и не спрашивал, как проводить посты. Правильно?».

– Строить планы – это заложено в человеческой природе. Я строю планы. У меня растут дети, дочке 8 лет, она пойдет во 2-й класс, и я уже проигрываю в голове, как это будет, как мой сын через год пойдет в 1-й класс. Но это не от того, что я такой самоуверенный и действительно знаю, как все будет. Я не знаю – я надеюсь, как вы правильно сказали, на милосердие Божие. Я знаю, что Бог меня настолько любит и так часто меня балует, что у меня радостное ожидание этого. Главное, чтобы я Бога не предал. Самый большой страх – быть предателем: что в такой замечательной ситуации, когда Господь всячески тебе хочет помочь и дать счастье, ты ведешь себя как свинья. Вот это самое обидное.

А если бы мы действительно думали о смерти, имели память смертную... Есть замечательный молодежный фильм «Спешите любить»: про девушку, которая больна онкологией. Ее парень узнает, что она больна, и не бросает ее. Нерв этого фильма очень христианский, мне очень понравилось. Действительно, мы размениваемся на чепуху, можем несколько дней проводить в ссоре, хотя в эти дни могли сделать что-нибудь важное, позитивное и интересное. В этом я с вами абсолютно согласен: нужно ценить время, которое мы находимся вместе, возможность сказать друг другу что-то приятное.

Нужно себе напоминать, что ты далеко не бессмертный – Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу». Если Он нас застанет в тюленьем состоянии, когда мы валяемся на диване и ничего не делаем, в интернете смотрим всякую гадость, то это будет, конечно, позор.

Вопрос телезрительницы: «Я не могу понять такую вещь. Помимо хождения в храм, принятия таинств, вечерних и утренних молитв дома и в храме, если у меня мирное состояние души, я могу принимать благодать Бога?».

– Вы очень правильно сказали: «Могу ли я принимать благодать Бога?». По учению христианской Церкви, Бог всем хочет дать благодать, это желание Бога: Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины, Он всем хочет дать эти дары – Он как тот отец, который хочет каждого своего ребенка накормить. Но вопрос: захочет ли человек принять благодать?

Благодать Божию человек может ощутить в детском доме, когда дарит игрушки маленьким детям, у которых нет родителей. Он может ощутить ее, ухаживая за своей больной бабушкой или когда обнимает беременную жену: он ощущает любовь, и Бог есть любовь. И когда мы находимся в состоянии любви (особенно жертвенной любви), то Бог точно посылает нам благодать. Он и так нам хочет ее дать, просто мы не готовы ее в этот момент принять.

Иногда, чтобы увидеть солнце, нужно выйти из метро – пока ты в метро, вряд ли солнце увидишь. То же самое и тут: чтобы почувствовать благодать Божию, нужно выйти из анабиоза и устремиться ввысь – как говорит священник на Литургии, «горé имеем сердца» (с церковнославянского это переводится как «ввысь устремим сердца»). У нас сейчас сердце находится на уровне пояса, где лежит наш телефон, либо на уровне желудка, чтобы поесть, либо на уровне ног, которые устали, то есть внизу. А священник говорит: «Поднимите, пожалуйста, сердце к Небу – ввысь устремим сердца». Если мы устремимся ввысь и будем вести себя по-христиански, то вполне можем принимать благодать Божию.

У нас, к сожалению, эти термины иногда употребляются неправильно.

Ощущение присутствия Божия в конкретном случае может быть не связано с хождением в храм. Просто это известные, верифицируемые способы общения с Богом.

Исповедь – способ покаяния, когда мы знаем, что Бог нас прощает при прочтении священником разрешительной молитвы. Причастие – удивительный, мистический (если хотите) способ общения с Богом через совместную трапезу, где Бог Сам выступает Жертвой, отдает Себя в пищу нам. Удивительные вещи, да? Но это не означает, что мы не можем ощутить Бога, сидя на даче или ухаживая за больной бабушкой.

Вы сейчас отвечали на вопрос, можно ли принять благодать: получается, достаточно желания?

– Иоанн Златоуст пишет, что Бог протягивает к нам руки, и вопрос только, протянем ли мы свои в ответ.

А как же грехи, несоблюдение поста?

– Грех стопроцентно мешает нам. Макарий Великий говорит, что гордость – это железная стена, которая отлучает нас от Бога. Да, грех мешает. И тут вопрос: а как сильно ты хочешь быть с Богом? Если у тебя кирпичная стена, а за ней ребенок кричит: «Папа, мне страшно», то ты будешь эту стену долбить чем попадется, хоть рукой до крови, чтобы пробиться.

А если с той стороны Бог и ты хочешь с Ним общаться? Придется брать кувалду и бить ею, да? По чем бы то ни было: гордости, лени (у нас лень, особенно в последнее время, сильно выигрывает – по отношению к нашей любви к Богу лень вне конкуренции). Человек мне говорит: «Я хотел пойти в храм, но что-то мне тяжело, я устал» (позвонили бы ему и сказали: «У вас на работе трубу прорвало» – он, может быть, и побежал. Позвонил бы ему друг и сказал: «Сегодня Лига чемпионов – пойдем футбол посмотрим, пива выпьем», – он уже в одном ботинке дослушивал бы фразу).

Когда внутренний голос говорит: «Пойдем с Богом немножко поговорим – богослужение совершим, жертву вечернюю совершим, жертву хваления, восхвалим Господа все вместе», то сразу: «Ой, что-то здесь стрельнуло, заболело. Нет, потом пойду, на следующей неделе». Лень, конечно, выигрывает.

Мне кажется, типичная ситуация: хожу на Исповедь каждую неделю. Каждую неделю у меня грехи повторяются, и я их каждую неделю исповедую. Вы сейчас говорите, что достаточно желания, чтобы получить благодать; но я понимаю, что одни и те же грехи исповедую – и у меня возникает чувство, что из-за грехов я не могу принять никакой благодати, как бы сильно этого ни хотел.

– У Господа «благодать преодолевающая, немощных врачующая» – Бог может пробираться к нам даже через эти завалы. Мы недооцениваем желание Бога нам помочь, любовь Божию. Это с одной стороны. С другой стороны, вы здесь затронули две важные темы: частой Исповеди и повторяемости грехов.

Можем их немного развести. У нас есть хронические заболевания, которые полностью не лечатся, но здоровье можно поддерживать – например, диеты (при заболеваниях желудочно-кишечного тракта съешь что-то острое – сразу заболело: нужно соблюдать диету), но вылечиться до конца не получается. То же самое с гордыней. Это не значит, что мы можем ее игнорировать и не лечить хроническую болезнь (особенно это связано с диабетом: инсулинозависимым диабетикам нужно каждый день делать укол). То же самое у нас.

То, что мы произносим одни и те же грехи на Исповеди, конечно, плохо – получается, мы не меняемся. С другой стороны, не надо идеально мыслить про себя, что можешь за один раз победить какой-то грех, особенно если мы Бога не особо просили и как-то очень на себя рассчитывали.

Что про себя думали святые, которые в реальности побеждали грехи? Макарий Великий, когда умирал, плакал. Все прибежали: «Макарий плачет! (его называли земным Богом, ученики называли его святым). Неужели Макарий страшится?» Спросили у него, почему он плачет. «Не знаю, положил ли я начало покаянию…».

Если этот пример применить к каждому человеку, то ни о какой благодати и о желании благодати не будет вопрос даже вставать.

– Он получал благодать. Я говорю, что когда человек становится все более святым, то ощущает себя все более грешным. Святой – не тот, кто чувствует себя, что он большой молодец и праведник.

Христос пришел не к праведникам, а грешников призвать к покаянию. Макарий говорит: «Я до последнего ощущал себя грешником» (в реальности будучи святым).

Грехи мешают нам, но человек все равно стремится к Богу, – и это искренне… Искренность – очень серьезный момент в наших отношениях с Богом: насколько наше движение к Нему искренне – «Господь намерение целует». Может, даже в данный период у человека не совсем светлые чувства и искренность, но он хочет идти в эту сторону, и это уже похвально: Бог за это уже цепляется как за крючочек, даже через это пытается спасти…

Вы говорите, что необходимо прийти к некоему состоянию Царства Небесного внутри. Как совместить постоянную борьбу с грехом, концентрацию на грехе с состоянием радости?

– Покаяние – светлое чувство. У нас почему-то, особенно в молодежной среде, покаяние воспринимается как такое: ты весь загнобленный, грустный, и вообще все плохо. Покаяние – в моменте: оно означает искреннее желание измениться. И когда чувствуешь благодать Божию, совесть становится чистой – как царь Давид, который совершил двойное страшнейшее преступление, мог потом снова радоваться и петь Богу хвалебные гимны, танцевать, когда привезли ковчег.

Видимо, человек может рефлексировать на какие-то события, но это не означает, что он становится недоступен для радости – тем более, что глубокое покаяние приводит к глубокой радости, просто более серьезной (есть радость – веселость: прочитал какой-то мем в интернете и посмеялся; это другое).

А бывает радость, когда видишь, что твой ребенок поступил нравственно без твоей подсказки. Или ты увидел, что твой прихожанин берет и изу-чает какой-то литургический текст. Знаете, какая радость у священника! Необъяснимая. Он не подходит и не спрашивает, где тут специальная магическая вода, богоявленская или крещенская, а говорит: «Хочу узнать, что значит эта молитва на Литургии».

Бывает, к нам относятся как к бюро религиозных услуг или как к магической лавке – это, конечно, очень удручает, а когда мы видим, что людям интересно построить отношения с Богом, вместе что-то сделать, друг другу помочь, это здорово.

Прошу Вас подвести итог и пожелать что-то нашим телезрителям.

– Я желаю нашим телезрителям обратить внимание на людей вокруг. Не искать возможности быть счастливым через много-много лет при соблюдении каких-то условий и не искать особых условий, чтобы быть добрым и быть христианином: эти условия всегда с нами – мы всегда можем их реализовать, только вот осталось подняться с дивана и сделать первый шаг, а Господь поможет. Он нас подхватит и потянет за Собой.

Записали:
Елена Кузоро
и Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс