Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1067) → Священник Илия Письменюк: Петров пост

Священник Илия Письменюк: Петров пост

№26 (1067) / 2 июля ‘20

Беседы с батюшкой

Когда появился Апостольский пост (Петров) и с чем это связано?

– Апостольский пост появился в жизни Церкви достаточно поздно. До сих пор нет полного согласия между нашими литургистами, знатоками Устава о точном веке его происхождения: кто-то называет самый ранний период в истории Церкви, кто-то говорит о IV–Vвв. Можно сказать с известной долей точности, что на первом этапе этот пост был направлен на людей, которые по тем или иным причинам не смогли соблюдать Великий пост (например пребывали в путешествии, ведь в те времена перемещение даже между относительно близкими городами занимало достаточно много времени – люди просто физически не могли соблюдать пост во время таких путешествий, были и другие объективные причины несоблюдения Великого поста), и в качестве некоей «компенсации» появился летний пост, который в последующие века был связан в том числе с апостольской традицией – в частности, апостолы после Пятидесятницы, перед тем как выйти на проповедь, сами пребывали в посте, в молитве, и это касалось не только дня Пятидесятницы. Например, когда изволением Святого Духа избрали апостолов Павла и Варнаву для проповеди язычникам, они перед этим молились.

Вспоминая Пятидесятницу, после окончания ее празднования верующие христиане начинают соблюдать Петров пост – тем более в V–VI вв. (да и раньше) достаточно активно развивалось почитание святых апостолов, строилось все больше и больше храмов в их честь. Таким образом, день памяти святых апостолов, который приходится на 28 июня по старому стилю, предварялся соблюдением традиционного христианского поста.

Сколько длится Петров пост?

– В зависимости от дня Пасхи и дня Пятидесятницы: в целом – от 8 до 42 дней; он может быть и совсем коротким, чуть больше недели, и длинным, как Великий пост.

Вопрос телезрительницы: «Я больной человек, мне 82 года. В церковь не хожу. Мне нужно благословение, чтобы употреблять молоко».

– Конечно, если вы в таком возрасте, это благословение вам может быть дано. Употребляйте молочную пищу, если вам необходимо это во время Петрова поста.

Вы сказали, что Петров пост длится около 8-ми недель, бывает и меньше. Получается, он не заменяет полностью Четыредесятницу, Великий пост?

– Заменить его полностью он и не был призван, даже когда его соблюдали люди, которые по тем или иным причинам не могли соблюдать Великий пост. Смысл любого духовного делания (молитва ли это, пост, иные аскетические правила) не в том, чтобы человеку исполнить внешний закон: они нужны самому человеку. Должно быть внутреннее желание.

Люди и в древности, и сейчас могут испытывать чувство неполноты, недостатка, если по какой-то причине не соблюдали Великий пост, могут чувствовать необходимость поговеть, понести какой-то духовный труд. Отсюда, мне кажется, и причина происхождения Петрова поста – потребность самого человека...

Можно привести хороший пример с обстоятельствами нынешнего года. Многие из нас лишились возможности посещать храмы на протяжении достаточно долгого времени. Сейчас, когда возможность появилась, многие прихожане говорят, какая это большая радость – прийти в храм: если раньше многие думали, что это обязанность – прийти в воскресенье на богослужение, помолиться, посещать какие-то службы, то сейчас пришло осознание, какая же это благодать и счастье – возможность свободно посещать храм, участвовать в таинствах! К этому, наверное, и направлены все христианские правила, чтобы человек осознал необходимость исполнения того или иного правила (молитва или пост) для него самого.

Петров пост заканчивается праздником апостолов Петра и Павла. Почему именно к нему приурочен Апостольский пост?

– Традиционно (и в Древней Церкви, и на протяжении всей христианской истории, вплоть до наших дней) апостолы Петр и Павел, которых мы называем первоверховными, пользуются наибольшим почитанием среди других апостолов и проповедников христианского учения. Апостол Петр – за его твердость, веру, в чем-то горячность, апостол Павел – за его разумение, способность доносить христианскую весть до самых разных религиозных, национальных, культурных идей и направлений этого мира.

Апостол Петр стал проповедником христианской веры в первую очередь для иудеев, которые были воспитаны в ветхозаветной религии и культуре, а апостол Павел сумел пронести слово Божие язычникам – людям культуры, которая была не то что далека от христианской веры, но во многом противоположна (и даже агрессивна) по отношению к христианству. Это большой талант, благодать Божия, данная апостолу Павлу, чтобы проповедовать христианскую веру язычникам.

Таким образом, первоверховные апостолы воплотили в себе некую цельность, единство слова Божия, которое донеслось всему миру. После Пятидесятницы как дня основания Церкви пост, предваряющий память двух главных апостолов христианской Церкви, очень логичен: мы отпраздновали Пятидесятницу – день основания Церкви, после этого идет сплошная седмица, когда мы даже не постимся, пребывая в празднике Троицы. После этого в память о служении апостолов и их проповеди мы постимся до дня их святого почитания.

Пост заканчивается праздником апостолов Петра и Павла, но называется Петров. Почему такое невнимание к личности Павла?

– Мне кажется, это просто народный элемент. Я могу ошибаться, но, мне кажется, должно было появиться (во всяком случае, на Руси) какое-то более простое название, и по одному имени оно вполне логично.

Петров пост отчасти призван был в чем-то заменить Великий пост – и по строгости тоже?

– Нет, Петров пост вплоть до наших дней не столь строгий. В Великий пост запрещается вкушение рыбы, во многие дни по монастырскому уставу постановляется сухоядение (хотя монастырский устав все-таки не для соблюдения мирянами в Церкви в плане сухоядения) – его соблюдение требует определенной духовной подготовки и осознанности, понимания, крепости, чтобы не стать больше искушением, чем духовной пользой.

В Петров пост традиционно разрешается вкушение рыбы в субботу и воскресенье и в дни великих праздников (начиная от полиелейного богослужения и выше), хотя существует и традиция, по которой рыбу не вкушают только в среду и пятницу – даже в этом можно встретить разные традиции. В любом случае, лучше получить благословение священника или духовника, и спросить, как, в зависимости от личных обстоятельств, духовно полезнее будет соблюдать пост.

Думаю, у многих возникают вопросы насчет соблюдения Петрова поста, выпадающего на летние месяцы, когда отпуска (да и летнее настроение не очень способствует духовным подвигам). Любой приходской священник сталкивался с вопросами, как соблюдать Петров пост, можно ли взять какое-то послабление, в чем смысл и цель этого поста.

Действительно, из 4-х постов Православной Церкви на лето приходятся сразу 2 – Петров и Успенский пост в августе. Вы отдельно сказали про монашеский пост и про пост мирян. Чем они отличаются, и где сейчас можно посмотреть правила поста для мирян?

– К сожалению, общепринятых, общецерковных правил поста для мирян нет – это факт, ситуация такая. В древности есть свидетельства, что миряне соблюдали пост не обязательно по примеру какого-нибудь монастыря. Но сейчас есть утвержденный Устав, Типикон, где описаны монастырское богослужение и монастырские правила совершения и следования посту.

Как мне кажется, здесь можно привести аналогию. Мы все знаем, что в приходской практике служба имеет отличия от монастырского устава по протяженности, по богослужебным песнопениям, которые могут сокращаться именно потому, что мирянин не имеет возможности большую часть суток (как должен делать монах) пребывать в молитве на территории храма, – поэтому богослужение сокращается. Мне кажется, здесь можно провести аналогию с правилами поста и в питании.

Конечно, нужно различать пост как духовное внутреннее делание и как внешние правила, ограничения. Пост в еде, как мне кажется, должен отличаться для монахов и мирян именно по той причине, что мирянин живет не в монастырских условиях. Здесь можно заметить некоторое развитие в сторону самостоятельного установления строгости. Помню, еще в начале 2000-х годов более традиционной была практика в Петров пост, когда люди вкушали рыбу во все дни, кроме среды и пятницы, а сухоядение практически не было распространено среди мирян. А сейчас все чаще встречаю людей, которые и Великим постом питаются по строгому монастырскому уставу, и Петров пост соблюдают в строгом варианте. Насколько это духовно полезно для каждого отдельного человека, вопрос.

Иногда бывает так, что человек сам для себя берет какое-то правило. У меня был случай в жизни, когда знакомый алтарник буквально себя изводил до полного измождения соблюдением строгого поста – причем даже когда оказался в тяжелом состоянии в больнице, и там отказывался вкушать скоромную пищу.

Эта очень печальная история многому научила меня. Бывает, что человек принимает на себя духовный подвиг, который не может понести. Даже соблюдение нормальных и нужных церковных установлений идет ему во вред и искушение. Потому и говорится, что пост – подвиг очень индивидуальный, его необходимо или хотя бы желательно согласовывать со священнослужителем, который хотя бы немного знает образ жизни конкретного человека, его духовное состояние, его силы. Есть люди, работающие 7 дней в неделю на тяжелой работе (в строительстве, в армии, врачи, борющиеся с болезнью) – если на них наложить строжайшие правила поста, изложенные в монастырском уставе, насколько это принесет людям пользу? Или, наоборот, необходимо проявить понимание и определить меру поста, что будет полезна и в рамках жизни человека в миру?

Мы отделили пост в пище от поста духовного. Допустим, я в жизни умерен в еде, исполняю заповедь Господа «возлюби ближнего, как самого себя» – пост призван во мне усилить эти черты, а я все и так исполняю. Зачем мне ужесточать его?

– Здесь вопрос в мере, которую мы соблюдаем. Каждый человек может сказать от своей совести, но все-таки время любого поста (приготовительный пост к Причастию, многодневный церковный пост) призвано качественно улучшить духовную жизнь человека.

Если человек скажет: «У меня и так очень хорошая духовная жизнь, я полностью ею доволен, мне нечего исправлять», тут два варианта: или он святой, или стоит задуматься о своем мироощущении и понимании себя в христианской вере. Каждый из нас может заглянуть в себя и спросить, что можно исправить.

Да, можно быть умеренным в пище. Есть люди, которые не вкушают мясную и молочную пищу: вегетарианцы. Может показаться, что в отношении еды пост для них проходит в течение всего года. Но пост – это не только еда, еда – второстепенный, внешний момент. Состояние души человека, его отношение к самому себе, к ближнему, отношения с Богом, молитвенное состояние, духовная жизнь – все призвано к совершенству. Мне кажется, каждый из нас видит себя и понимает, над чем ему необходимо поработать.

Как-то я встретил замечательное объяснение про три столпа христианского поста, проведения великих постовых дней. В первую очередь это молитва – время, когда мы больше пребываем в общении с Богом. Если мы не можем увеличить наше молитвенное правило или время посещения богослужения, можно стараться хотя бы качественно улучшить свою молитву: бывает, мы молимся, а ум у нас где-то летает – или исполняем правило чисто потому, что необходимо его исполнить. Нужно постараться хотя бы в эти дни с большим вниманием молиться, читать правила, которые становятся основными в нашей жизни.

Следующее – ограничение себя, даже не только в еде: это моменты развлечений, увлечений – все, что связывает нас в нашей жизни, будучи материальной привязанностью.

Очень важно понять, что мы, христиане, стремимся прийти к состоянию, когда понимаем, что ничто материальное нами не правит. Мы едим, ибо нам необходимо есть, но стараемся не объедаться, чтобы чрево нами не управляло. Мы любим, предположим, смотреть телевизор, увлекаемся спортом, но если это становится частью жизни, без которой мы уже не можем себя представить (например, не посмотрел программу или пропустил сериал – и теряешь покой), то с этой привязанностью неплохо в течение поста попробовать справиться. Будет весьма полезное ограничение.

Наконец, третье (но не по важности): милостыня. Я хотел бы акцентировать на этом внимание – в наше время мы чаще всего понимаем милостыню как материальную жертву, которую мы можем дать (человеку, храму, социальному учреждению, детскому дому), а в древности милостыня понималась по-другому: как я могу отдать самое драгоценное, что есть в моей жизни, для другого человека, пожертвовать самым важным в нашей жизни?

А что самое важное в нашей жизни? Наши сердце и искренность – и (думаю, все согласятся) наше время (очень ценная вещь: мы всегда куда-то торопимся, у нас всегда есть дела). В пост мы стараемся посвящать время богоугодным делам, и это имеет прямую связь с постом телесным, с ограничениями в развлечениях: мы не просто освобождаем время – мы освобождаем его для пользы.

Милостыня для другого человека – попытка войти в его положение, услышать его, попробовать понять или простить, просто выслушать: бывает, нет у тебя времени, кто-то хочет с тобой пообщаться, а ты можешь найти предлог, чтобы с человеком не поговорить, не уделить ему время (близкий это человек или дальний)…

Время поста – когда мы стараемся больше времени проводить ради других. Это может касаться в том числе и семейной жизни: если человек мало времени и внимания уделяет своей семье, об этом жалеет, хочет это исправить, пост – это время попробовать изменить ситуацию.

Как в любом другом длительном посте, смысл поста не в том, что ты соблюдал его, а потом все вернулось на круги своя. Пост – ступеньки, ведущие человека веры к духовной жизни. По-хорошему (хотя это очень далеко от идеала), каждый пост должен что-то новое приносить в нашу духовную жизнь, помогать справиться с каким-то грехом, недостатком, образом жизни, который нам не нравится или не соответствует жизни христианина, и стараться соблюдать это. (Справились мы, положим, с объедением в течение Великого поста – не нужно после этого в Светлую Седмицу сразу объедаться так, что плохо становится. То же касается любых других вещей: отучил себя смотреть много сериалов или фильмов – знай и дальше умеренность, а иначе получается, что мы всегда будем ходить по кругу, а посты будут ожидаться как что-то важное, но временное, не оставляющее следа в нашей жизни.)

Как понять, что пост идет на пользу?

– Сложно сказать, насколько вообще нужно понимать, идет он вам на пользу или нет. Предположим, человек задумается: «На пользу ли мне этот пост?». Потом подумает: «Да, я в течение этого поста сделал несколько хороших дел, прочитал молитвы, вычитал такие-то каноны – я молодец. Все, занавес!». Есть чувство, что это не совсем правильно, да? Мне кажется, пост все-таки призван быть частью христианской жизни, вполне естественной, когда мы усиливаем работу над собой, стараемся что-то исправить.

Можно провести хорошую аналогию с днями Великого поста, когда в 1-ю неделю бывает достаточно тяжело перестроиться на соблюдение постового рациона пищи, на 4-ю неделю это становится нормой жизни для тебя и не то чтобы ты сильно страдаешь или желаешь вернуться к скоромной пище – это становится частью жизни, мы не очень об этом и задумываемся.

В некотором смысле это очень хорошо, когда добро или какое-то христианское делание становится частью нашей жизни, и мы уже об этом даже не задумываемся, не задаем себе вопросов, молодец ли я, хорошо ли поступаю, не хвалим себя и не ожидаем похвалы от другого человека, а делаем добро, делаем правильные вещи просто потому что это норма жизни и не ожидаем особой благодарности ни от других людей, ни даже от Господа.

Близкий родственник позвал на день рождения в пост. Сам он не постится. Вероятность, что у него на столе будут постные блюда, минимальна. Как поступить? С духовной точки зрения, я же не должен его обидеть?

– Вы правильно говорите. Мне кажется, в такой ситуации православный христианин не должен сам напрашиваться на приглашения, празднования. Если же поступило предложение от близкого человека, друга, отказываться тоже неверно – особенно под предлогом поста.

Здесь очень важно проявить свою любовь. Можно вспомнить историю из патерика – не знаю, насколько она шуточная; а может быть, очень глубокая. Однажды 3 монаха были приглашены епископом к нему на прием во время поста. Он их стал угощать мясом. Когда они съели предложенное, он их спросил: «А не хотите ли еще мяса поесть?». Старший из монахов ответил: «А мы не ели мяса». На удивленный взгляд епископа он ответил: «Мы принимали твое гостеприимство и твою любовь». То есть по-настоящему они не нарушили пост: для них мясо было не нарушением обетов, уставов – они проявили любовь к человеку и приняли его любовь по отношению к себе.

Меня эта история очень зацепила: сами бы они не стали, сидя у себя в кельях, вкушать скоромную пищу, но в тех обстоятельствах, у гостеприимного человека (может быть, он был с хитрецой и хотел их искусить), правильно восприняли эту ситуацию.

Ваше пожелание телезрителям на время Апостольского поста…

– В первую очередь хотелось бы пожелать всем крепкого здоровья телесного и – не меньше, а во много раз больше – здоровья духовного, и чтобы наступающие летние месяцы принесли как можно больше благодати в вашу жизнь, любви, чтобы все мы вместе попробовали провести дни Петрова поста с пользой для себя, своей души и тех, кто рядом с нами.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс