Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1067) → Священник Михаил Проходцев: Духовное богатство и мир. Точки соприкосновения

Священник Михаил Проходцев: Духовное богатство и мир. Точки соприкосновения

№26 (1067) / 2 июля ‘20

Беседы с батюшкой

Тема передачи сложная, но интересная… Отец Михаил, я прочел в статье, написанной не для верующих людей (это просто психологическое размышление), что духовное богатство – это чуткость, знание истории своей страны, его прошлого, сопереживание, и один из признаков духовного богатства – живой ум (в принципе, довольно понятные вещи)... Мы знаем духовное богатство святых отцов, знаем и чтим духовное богатство Священного Писания и просто людей, которых ценим. Существуют и такие примеры, как Арина Родионовна – безграмотная, но мы можем сказать, что она была духовно богатым человеком. Что такое духовное богатство?

– Мы с вами православные христиане, и, как вы абсолютно точно заметили, у нас есть неисчерпаемое богатство, к которому мы можем прибегать и находить для себя вдохновение, духовно обогащаться: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание дает нам возможность открыть для себя Бога и познакомиться с Богом. В особенности, открыть Христа и понять, Кто для нас Христос: наш Господь, наш Добрый Пастырь и Друг.

Апостол Павел дает замечательное определение, на мой взгляд, духовного богатства в Послании к Галатам. Я бы хотел его озвучить. Духовное богатство – это жизнь в Святом Духе; возможность стяжать духовное богатство – это возможность жить в Духе, возможность жить с Богом и в Боге. Не время от времени вспоминая, что мы христиане, а постоянно стараясь пребывать в Духе и истине и знать путь, куда мы следуем: в Царствие Небесное, чтобы быть с нашим дорогим и любимым Господом. Вот что говорит апостол Павел. На мой взгляд, довольно емкое определение того, что есть духовное богатство. Плод же духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание – апостол Павел открывает нам совершенно другое, но правильное измерение духовного богатства. Начинается оно с любви и радости: любовь, радость, мир, долготерпение… С одной стороны, эти слова постоянно звучат в Церкви, священники говорят об этом с амвонов, мы имеем возможность прочесть об этом и у апостола Павла, в Евангелии и других Книгах Священного Писания, у святых отцов и современных проповедников.

С одной стороны, вещи очевидные, а с другой – попробуй дотянись до этих плодов, ведь чтобы стать духовно богатым, нужно пройти огромный путь. И если путь пройден, то вряд ли человек, который обрел духовное богатство, сможет сказать в конце жизни: «Посмотрите на меня, какой я красавец: я духовно богат, стяжал все плоды Духа Святого, о которых говорит апостол Павел. Мне теперь не стыдно умирать. Приглашайте телевидение, снимайте меня – теперь я ухожу».

Это было бы странно. Мы с вами знаем примеры святых: никто из них никогда не утверждал о своем духовном богатстве – скорее, плакали о своих грехах и постоянно ощущали свою духовную нищету. Об этом идет речь у апостола Павла: это то, чего нам постоянно не хватает, но что мы можем обрести благодаря Богу, стремлению к Нему, попытке осознать, о чем Он хочет нам сказать, попытке научиться с Ним разговаривать, Его слушать, идти с Ним туда, куда Он нас призывает. Вот это возможность стяжать духовное богатство, которое всем нам так необходимо.

Вопрос телезрительницы: «Зависит ли от человека приобретение духовного богатства? Ведь духовное богатство, по сути, дает Бог?».

– Благодарим за вопрос. Слава Богу, что у всех нас одинаковые шансы – всем нам Господь дает возможность обожиться. Все мы сотворены по образу Божию, у каждого уже есть свои таланты, дары, и человек может их в себе разглядеть и преумножить, обрадоваться этим дарам и использовать их во благо и себе, и ближним, понять, что мне дано, а чего у меня нет.

Каждому из нас жизненно необходимо ответить для себя на этот вопрос, если мы сознательно стараемся идти туда, где истина, путь и жизнь, где Христос. Наше движение должно иметь цель, это логично: движение без цели хаотично и приведет в никуда. Нам с вами дан путь – Господь называет Себя путем. Всем открыта истина: кто-то откликнулся на этот призыв и открыл для себя эту истину, кто-то еще нет, тем не менее, каждому это открыто. И Господь говорит: «Я жизнь» – хочешь быть жив, будь с Богом. Этот призыв обращен к каждому из нас.

Люди спрашивают: «Как узнать волю Божию?». Открой Евангелие и начни читать. Удивительное дело: 10 заповедей и блаженства уже дают возможность понять, какой у нас должен быть вектор движения. Не нужно искать духоносных наставников в укромных уголках страны и мира. Я не против этого (если у кого-то есть такое стремление – пожалуйста), но все гораздо ближе.

В конце концов, у нас есть возможность молиться, если нет под рукой Священного Писания, а молитва – это разговор с Богом. И в молитве мы можем честно признаться Богу: «Посмотри на меня, я просто пуст и гол. Я не нахожу в себе ничего, о чем говорит Священное Писание. Как я могу это обрести? Я не вижу в себе сил для этого. Сколько я ни пытался начать, постоянно спотыкаюсь, и у меня пропадает желание это делать. Помоги мне понять, как мне обрести те дары, о которых говорите Ты и Священное Писание».

Молитва, которой мы начинаем день: «Боже, милостив буди мне, грешному», – то есть мы начинаем этот самый путь. Если мы говорим о Заповедях блаженств, как тут не вспомнить: блаженны нищие духом? Если говорим о духовном богатстве, то, может, правильно, когда духовное богатство начинается с признания своей духовной нищеты?

– На самом деле это очень сложно. Если кто-нибудь и пытался, то наверняка, так скажем, получалось. Человек может обратить внимание, как сложно избавиться от множества заблуждений о самом себе (каждый из нас их имеет). Человек, которого могут считать высокодуховным, тоже может начать вдруг глубоко заблуждаться. Такие случаи бывают, и люди, годами, десятилетиями находящиеся в сане, молящиеся за людей, строящие храмы, не застрахованы от того, чтобы не сбиться с пути. И тогда важно вернуться обратно на правильную дорогу – туда, куда нас приглашает Христос, и осознать себя нищим.

Кому захочется быть нищим? Все мы стараемся даже не думать, что с нами может произойти, что мы можем обнищать, то есть признать себя нищими, не имеющими ничего в плане даров: в данном случае – абсолютно пустыми и не имеющими ничего. Это очень сложно! Как человек может сказать себе: «Я банкрот, у меня нет вообще ничего и с этим надо что-то делать»? В этом очень сложно признаться… Кто-то предпочитает алкогольной завесой закрыть себя и пребывать в пьяном заблуждении. А кто-то может себе честно ответить: я дошел до ручки, надо начинать лечение.

Вопрос телезрителя: «Духовное богатство человека нельзя посчитать, потрогать, пощупать, потискать. Оно есть, но его нет – такая вот замысловатая штука. Но в то же время есть люди, которые духовно богаты, а кто-то нет. Чем же они отличаются?».

– Мы не можем измерить, есть ли у нас духовное богатство. Тем более мы не можем оценить каким-то устройством или тестом, насколько я духовный человек. Как же мы можем говорить, что можем знать о духовном богатстве другого?

Апостол Павел – можно позавидовать апостолу Павлу? Он видел Христа, всю жизнь был Его апостолом, видел других апостолов – имел такие возможности, которых ни у кого из нас нет. Да, он бесстрашно проповедовал и сегодня прославлен в лике святых, мы обращаемся к нему, 12 июля мы будем встречать праздник святых первоверховных апостолов. То есть мы думаем: вот он – точно духовно богатый человек.

Но что сам о себе говорит апостол Павел? Он постоянно стенает, мучается от какого-то жала в плоть, говорит, что доброго, чего хочет, не делает, а злое, чего не хочет, делает. Бедный я человек. Человек, с нашей точки зрения, духовно богатый, считает себя бедным. Он мучается, радуется тому, что ему открылся Христос. Каждый из нас может этому обрадоваться, осознать свою духовную нищету и осознать, что у нас есть Тот, Кто может нас, опустошенных, наполнить благодатью, духом: это наш Господь. Вот со стороны кажется, что апостол Павел духовен, а он так же, как и мы, переживает, мучается от чего-то, что-то его терзает, и он тоже может осознавать себя в какой-то степени пустым.

Так что оценивать кого-то со стороны я бы никому не рекомендовал: «Сосед, – например, – богаче, чем я». Мы не знаем, какие могут быть трудности у этого человека. Если говорить просто про материальные вещи, то очень сложно сейчас состоятельным людям сохранять свои капиталы. В каком плане? В том, что сейчас со всех сторон, в том числе правительство, озаботились: «Их деньги в нашем банке, а почему бы нам не наложить на них больший налог? Или вообще – не арестовать ли их счета?». Как с этим со всем потом быть? Человек может зарабатывать абсолютно честно, но потом возникают совсем другие вопросы. Мы об этом не знаем…

То же самое: мы не можем говорить о духовном богатстве другого человека. Со стороны может казаться одно. Но откройте жития святых, посмотрите жития наших подвижников, пустынников, новомучеников и исповедников: люди духа, – но лишенные абсолютно всего, оказавшиеся в застенках, расстрелянные, не имеющие возможности перед смертью покаяться как положено и причаститься Святых Христовых Таин, получившие пулю в голову или утопленные в озере… Но я не знаю, что они чувствовали в те моменты, когда с ними это происходило, и им не позавидуешь.

Я понимаю, что мы никогда не сумеем сказать, что мы духовно богаты. У кого-то жизнь была от Савла до Павла, а у кого-то, может, и наоборот. Духовно богатый человек на протяжении всей истории – это всегда противостояние этому миру, и мир всегда противостоит человеку духа. Особенно памятен ХХ век. Но неужели люди духовно богатые не могут менять этот мир? Меняется ли этот мир благодаря молитве, узнаванию этого духовного богатства? Или он всегда будет агрессивен, и чем больше ты становишься духовным человеком, тем более мир будет агрессивен?

– Мне очень сложно ответить на этот вопрос: перемены, происходящие в мире, я не могу связать с тем, насколько мы духовно богаты или духовно бедны. Мы с вами знаем, что, когда оскудеет земля праведниками, тогда приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его – будет судить. Если мы посмотрим историю, полистаем энциклопедию, то увидим, что во все времена в каждом поколении были те, кто говорил: «Ну все, дальше уже край, дальше некуда: оскудела земля преподобными. Сейчас прозвучит труба Архангела, и в том состоянии жуткого и ужасного упадка, в каком мы сейчас находимся, Господь и будет нас судить, и спасутся единицы». Сейчас много об этом... Страшно читать! Такое ощущение, что произойдет что-то ужасное, когда смотришь новости, обзоры.

Страх царит в мире, а он сегодня очень могуществен, он побеждает нас и может победить, если мы поддадимся ему, капитулируем перед ним. Это сомнения. Есть множество разных вещей, которые меняют нас, сеют в нас перемены, выскребают из наших истерзанных душ те дары, которые мы могли за свой путь во Христе стяжать.

Очень важно в эти дни менять в первую очередь самого себя. Призыв «давайте сделаем мир лучше» довольно популярен. Предположим, я куплю кроссовки известной фирмы – я сделаю мир лучше, ведь они изготовлены из суперэкологичных материалов, дорожное покрытие будет меньше стираться, меньше будут асфальтировать дороги… Если я куплю автомобиль на газу или электрический, я тоже сделаю мир лучше – как бы «получи наслаждение от вещи, потрать свои деньги!»…

Занимайся медитацией в новых классных кроссовках на своем электромобиле. У каждого человека (и у верующего, и у неверующего) возникает вопрос: как произнесение каких-то слов может что-то изменить в твоей жизни, а потом и в мире? Верующий человек в моменты своего малодушия (к сожалению, мы в него часто впадаем) может усомниться: «Вот пошел бы я сейчас, сделал бы доброе дело, посадил дерево, а вместо этого здесь стою и молюсь, – все равно ничего не происходит!». Это не так.

Мы недооцениваем силу молитвы. Когда действует Господь, мы не можем измерить прибором, насколько молитва действенна. Нужно помнить одно, это очень важный момент – любая искренняя молитва человека, а порой даже и неискренняя. Порой даже если человек просто на автомате что-то произнес, это действенно: Господь услышал. А человек, по своему нерадению и неразумию, не может понять, что Господь его сейчас услышал, – человек призвал Его, и Он действует в его жизни и в жизни другого: в жизни того, кто болен, кто находится на грани жизни и смерти, кто занимается важным делом. Господь действует. Когда мы, люди Христовы, ученики, учимся обращаться к Богу, молиться за себя, меняться сами, молиться за других, Господь щедро откликается на нашу молитву и действует в мире – в агрессивном, странном мире, который, кажется, вот-вот упадет. Но Господь действует, и тайна сия велика есть, что мы еще один день можем прожить.

Вопрос телезрителя: «В первые века на Церковь были страшные гонения. Христианами называться уже было смертельно опасно. Я понимаю тех людей духа, они рисковали жизнью. Как в современном мире определить людей духа, понять, что любовь, благодать, долготерпение – это не благие намерения, которыми известно куда дорога выстлана? В современном мире никаких гонений нет. Как людей духа определить?».

– Мне кажется, на каждом приходе есть такой самый маленький человек, самый незаметный, который меньше всех говорит, но выполняет кучу поручений, мало спит, много трудится, молится.

Люди смотрят на него и думают: вот это человек духа. Можно так попытаться определить. Но угадаем ли мы? Будем ли мы правы? Я не знаю. Может быть, это и так, а может, совсем не так.

Нужно понимать, что люди духа – все те, кто старается услышать, что нам пытается донести Господь, и исполнить это хоть как-нибудь в своей жизни, кто искренне просит об этом Бога и осознает, что он в этом искренне нуждается.

Сказать о ком-то, что это человек духа, я не могу, но я знаю, что возникают в жизни моменты, когда мы вдруг ощущаем переживание, что находимся рядом с человеком, стяжавшим плоды Духа Святого так, как должно, о каких говорит апостол Павел. Истинная любовь во Христе, подлинная радость, душевный мир и возможность долготерпеть, благость, милосердие и вера – не то, что может привести нас в ад.

Но мы как-то уже говорили, что вера есть у каждого человека – можно верить во что угодно, но нужно понять, в какого Бога веришь. Можно верить, например, в разрушение всего мира, искренне этого желать и стремиться к этому, но это с любовью никак не созвучно, ибо Бог есть любовь. Подлинная любовь там, где больше «ты», чем «я», где больше другой, чем я, больше желание быть для другого, переживать мир вместе с другим. Это очень важно – очень важный показатель, чтобы понять, что рядом с тобой человек духа: когда человек умеет дружить по-настоящему. Мне кажется, так.

Все, о чем говорил апостол Павел, без умения дружить недостижимо, на мой взгляд. А человек, который говорит, что любит Христа, а к остальным относится как к людям второго сорта, делит мир на своих и чужих? «Вот эти с нашего прихода, а эти не с нашего, эти вот панки, а эти металлисты»… Тот, кто умеет дружить, не делит людей на панков и металлистов, своих и чужих: он способен разглядеть в человеке такое же творение Божие, такого же человека, потенциально имеющего возможность обожиться; тогда он может и полюбить его, и радоваться с ним.

Мне кажется, радость и сорадость – подлинные плоды духа, ибо мы не умеем сорадоваться, это очень сложно. Наш ближний, например, купил себе что-то очень крутое. Я был свидетелем того, что люди даже переставали общаться друг с другом просто из-за того, что у одного улучшалось материальное положение, а другого начинала есть зависть. Сорадование и радость – вот настоящие плоды духа, если мы способны обрадоваться успеху другого, обрадоваться тому, что другого человека Господь щедро одарил дарами и он научился ими пользоваться.

Есть такие точки, не совсем очевидные вещи, которые внезапно дают нам возможность понять, что перед нами человек, пребывающий в духе. Возможно, нам не раз удавалось увидеть людей, искренне радующихся после причащения Святых Христовых Таин. Пребывание в Духе Святом мы все желаем сохранить как можно дольше. Если вся община причастилась, все радуются, что они прямо сейчас сподобились встретиться со Христом, приобщиться Его Царства, то это люди, пребывающие в Духе. Даже если человек так не считает. Только что вынырнувший из купели Крещения пребывает в Духе (и младенец, и взрослый). Другое дело, как он будет жить потом, но в этот момент он точно в Духе. Можете прийти в храм, посмотреть на человека, только что родившегося для вечности.

Бывает, что не испытал человек слепящей благодати, не обратился еще к Господу так, чтобы радоваться созерцанию этого мира. Может ли человек жить надеждой на это?

– Безусловно. Просто у меня возникает вопрос, что послужило тому, что человек обратился – не просто начал интересоваться...

Обратите внимание: Господь вообще ни одного слова на ветер не бросил – все, что мы читаем в Евангелии, достижимо. Это все из великой любви Бога к нам, это величайший дар, которого мы ищем и можем сподобиться.

Как говорит апостол Павел, кто может сказать, что в нем все это есть? Я такого человека не знаю. Может быть, и есть те, кто спокойно об этом говорит. Христиане ли это? Вопрос.

Суть в том, что мы надеемся и верим, что Господь даст нам возможность эти дары обрести. Но сначала нужно открыть для себя Бога. Как? Вопрос. Нет схемы: Господь каждому открывается по-разному. Можно надеяться и на благодать. Мы постоянно ее ищем и, самое главное, мы постоянно стараемся, как христиане, пребывать в благодати.

В Крещении сообщается благодать Святого Духа. Человек рождается для жизни вечной, а ведь она может оскудеть, это известно. Хотелось бы пожелать всем, чтобы благодать не оскудевала. А чтобы она не оскудевала, нужно общаться с Богом, приобщаться Богу. Общаться через молитву, через чтение Священного Писания, Священного Предания. Приобщаться – это в первую очередь Причастие Святых Христовых Таин.

Столько нового мы можем узнать, ибо у нас есть счастье познания и благодарение Духа Святого, чтобы Дух Божий пребывал в нас. Значит, и богатство духовное будет у нас.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс