Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Заканчивается очередной учебный год, впереди лето. Для студентов это прекрасное время отдыха, а для профессорско-преподавательского состава – подготовки к новому учебному году. С чем входит в него семинария?
– Хочу отметить, что большие перемены произошли в семинарии в начале учебного года: стала действовать магистратура по церковной истории и помимо здания при кафедральном соборе у нас появилось еще одно красивое отдельное большое здание, где мы смогли разместить всех магистрантов очного и заочного отделений и подготовительный курс: в течение всего учебного года занятия проходили в двух основных зданиях (помимо спортивных залов, площадок, где у наших студентов проходят занятия по физической культуре).
Год близится к завершению, у кого-то уже начинаются экзамены, зачеты. Выпускным курсам еще только предстоит сдать единый государственный экзамен, защитить выпускную квалификационную работу. В дальнейшем, как всегда, приемная кампания – заканчивается один этап учебного года, а следующий наступает. Мы уже сейчас готовимся к приемной кампании. К сожалению, мы не смогли провести День открытых дверей так, как хотели, но придумали разные другие варианты, как можем общаться с абитуриентами – диалог уже есть, мы получаем вопросы и отвечаем на них. В общем, жизнь учебного заведения идет: учебный процесс, сессии, зачеты, экзамены, выпускной и – новый поток, новый набор.
Какие воспоминания остались о предыдущем этапе? Чем он запомнился?
– Этот год останется ярким в воспоминаниях не только в учебных заведениях, а вообще во всех сферах жизни нашего общества и страны в целом. Но если говорить о каких-то особых этапах, то могу отметить: мы постарались держаться на том же уровне, на каком всегда была наша семинария.
Мы приглашаем интересных людей, гостей, проводим конференции – наша конференция имеет очень высокий статус, к нам приезжают замечательные высокие гости, которые встречаются со студентами не только нашей семинарии, но и вузов, проводят встречи с православной общественностью. Это такие замечательные гости, как протоиерей Павел Великанов, протоиерей Стефан Домусчи. К нам приезжала Нина Валериевна Квливидзе, искусствовед; она проводила встречи с нашими студентами и со студентами Уральского федерального университета. Особые встречи у нее прошли в Ново-Тихвинском женском монастыре с матушками, которые тоже занимаются иконописью. Такие встречи и лекции сами по себе незабываемы. Много было и других гостей – всех перечислять не буду, но хочу сказать, что это одна из главных характеристик нашей семинарии: у нас раз в каждый месяц проходит интересная встреча.
Мы посещаем интересные места – совершаем паломничества в святые обители, значимые святые места, храмы. Посещаем пожилое духовенство (тех, что находятся на заслуженном отдыхе) – с ними проходят встречи, они делятся опытом. Уже традиционно перед праздником 9 мая приглашаем ветеранов и тех, кто воевал в горячих точках. Устраиваем концерты к Новому году, Рождеству, Пасхе, где тоже бывают гости. Общаемся со студенчеством города: к нам приезжают студенты из других вузов, предлагают свою программу, мы в ответ – свою. Наши студенты стали частыми гостями в других учебных заведениях.
Особо мне хотелось бы выделить Уральский юридический университет Министерства внутренних дел – ректор очень благоволит к нам, проявляет особую заботу о своих студентах, об учебном заведении: когда бываешь у него в гостях, видишь, как там все происходит, как трепетно он ко всему относится, сам загораешься – хочется что-то делать, вносить какие-то новации. Все в принципе понятно, но на самом деле это яркие страницы уходящего учебного года нашей семинарии.
Сейчас дистанционное образование имеет место, его сильные стороны вы используете в своем учебном заведении. А как дальше, в ближайшей перспективе?
– Форма дистанционного обучения будет присутствовать, продолжать совершенствоваться. Мы будем разрабатывать курсы, выделять специальных преподавателей, чтобы они занимались только этой платформой, но полностью перейти на дистанционное образование невозможно и было бы неправильно.
Раньше студента духовной семинарии именовали воспитанником. Думаю, это правильно и четко подмечено, ибо студента не только обучали, но и воспитывали. А воспитание в себя включает очень многое – это и дисциплина: вовремя встать, помолиться, вовремя лечь, прийти на ужин, вовремя прийти на богослужение, подготовиться к богослужению. Дистанционно это сделать сложнее. Конечно, студент может все расписать, как должна идти служба, но нет атмосферы в храме, когда общаешься, прихожане молятся, священник в алтаре и нужно все подготовить для богослужения. Дистанционно это сделать сложно.
Очень важен контакт преподавателя и студента: когда я присутствую на лекции, я вижу глаза своих студентов – вижу, как они усваивают материал, как его принимают. Если что-то не поняли или пропустили, мне приходится сделать какие-то правильные акценты. Студент должен иметь возможность задать вопрос профессору, и это личностное общение очень важно. Студент должен научиться говорить в аудитории, отвечать – этому тоже нужно учиться, без этого никак.
Эти навыки как раз формируются, приобретаются именно в очной среде, когда студент видит, как другие сверстники это делают. Один урок пения чего стоит! Представьте, сидит группа в 30 человек, студент выходит, и ему надо спеть тропарь на какой-нибудь глас. Кто-то сделает это легко – он привык петь дома на клиросе, а кто-то раньше никогда не пел и должен побороть свой страх и стыд: выйти и спеть. Эти уроки важны, потом в храме легче будет служить. Представьте, если очень стеснительный батюшка будет скромно давать возгласы, тогда тот, кто стоит в конце храма, не сможет услышать, какая молитва, какая часть богослужения сейчас идет. Все эти моменты вроде незаметны, не всегда лежат на поверхности, но они очень важны.
Как будет проходить прием вновь поступающих?
– Мы готовы и к первому варианту, и ко второму: если ситуация не позволит вызывать абитуриентов для сдачи вступительных экзаменов, мы готовы провести все дистанционно. Здоровье каждого человека – приоритет, и рисковать мы, конечно, не будем. Поэтому если будут оставаться сомнения, если будут рекомендации со стороны Министерства образования, Министерства здравоохранения и нашего начальства, то проведем прием дистанционно.
Можно будет подать заявку, написать заявление, какое-то эссе, выйти по скайпу (или любой другой удобной программе) на видеосвязь, поговорить, обозначить какие-то моменты. А со временем, когда станет возможно, приехать и учиться.
Если Божией милостью в августе пандемия сбежит от нас, стены нашей семинарии заполнятся смехом, разговорами, громкими голосами студентов – и все будет по-другому.
На какие направления происходит набор? Какие программы действуют в этом году, отличаются ли от предыдущих?
– Глобально ничего не меняется: происходит набор на пастырское отделение (бакалавриат), которое готовит будущих пастырей. Немножко меняется учебный план. Дело в том, что мы стараемся идти в ногу со временем и все рекомендации Учебного комитета, которые поступают, считаем за благословение, которое мы должны выполнить: не оттягиваем их на год-другой, а стараемся в начале года воплотить. Так что какие-то изменения будут: где-то появляются новые дисциплины, где-то появляются дисциплины немного подредактированные, где-то дается больший объем часов на изучение – изменения есть, учебный план поменяется. Это то, что касается бакалавриата.
Если говорить о магистратуре, то магистратура живет первый год, и очень успешно. Ребята получают образование, учатся, выступают с интересными докладами, посещают конференции. Есть у нас планы что-то изменить, открыть что-то новое, но пока мы не будем об этом говорить. В следующий раз, когда вы пригласите меня на беседу, я расскажу об этом: задумки есть.
У нас есть регентское отделение церковного пения, где мы готовим регентов церковного хора – приглашаем ребят и девчат. В этом году стали действовать еще вечерние курсы. По благословению Святейшего Патриарха наша семинария одна из первых воплотила в жизнь такую идею: регентам храмов, не имеющим музыкального образования или имеющим светское музыкальное образование, но не имеющим церковного образования, мы оказываем помощь, поддержку – это экспресс-курсы, где предоставляются книги, литература, ноты, формируются определенные навыки; сейчас регентская школа имеет некий объем подачи учебного материала: ребята не только стационарно учатся, но есть вечерние курсы, и вот эти курсы
Расскажите немножко подробнее о подготовительном курсе, который начал действовать с прошлого года. Будет ли он и в этом?
– Он начал действовать в новом формате. До этого был подготовительный курс, но он считался как 1-й курс семинарии. Чтобы сохранить 5-летнее образование, не терять целый год, мы сохранили 1-й год, назвав его подготовительным. Но в этом году решили немножко поэкспериментировать и сделать его действительно подготовительным.
Ребята живут теперь не в общем здании, а отдельно, при храме Успения Божией Матери: у них свое здание, свои аудитории, к ним приезжают преподаватели, каждый день они посещают богослужение (полная подготовка к богослужению, проведение богослужения и уборка после богослужения – все это на ребятах: батюшка вносит какие-то коррективы, подсказывает, но колокольный звон, приготовление просфор, облачения, пение, чтение на службе – на плечах студентов).
Более того, мы рискнули: они говорят проповеди, хотя по учебному плану проповеди произносят студенты уже выпускных курсов. Мы стали читать каждую среду акафист Божией Матери, и после акафиста в небольшом Успенском храме студент выходит и говорит краткую проповедь, посвященную Божией Матери, молитве к Пресвятой Богородице. Как показывает практика, это оказалось очень важно, и я ни разу не пожалел об этом, не было такой мысли, что зря поспешили.
Таким образом, ребята посещают занятия, выполняют домашние задания, у них очень много пения, чтения на славянском языке: церковнославянский язык – это язык молитвы, богослужебный язык. Иногда смотришь: студент вроде бы уже выпускник, а делает какие-то ошибочки, которые бабушки отмечают. Так вот, мы решили сделать этот подготовительный курс действительно подготовительным. Ребята читают Псалтирь, Евангелие на церковнославянском языке – все это разбирается, объясняется, какие-то слова выписываются.
Подготовительный курс – в особых, тепличных условиях: с ребятами проводится очень много бесед на разные темы, и иногда их ребята задают сами. Мы с ними просматриваем какие-то фильмы и потом их обсуждаем. С ними больше проводим экскурсий – все семинаристы посещают выставки, экскурсии, но с ними (я был куратором этого курса) мы ходим, например, в лес гулять или можем пройтись просто по улице. Если ко мне приезжают какие-то гости, я их тоже всегда приглашаю: чтобы они видели, как происходит общение, в каком формате, как все это нужно организовать, провести. Например, проходят встречи с ветеранами войны, с пожилыми прихожанами, которые уже 20 лет посещают храм (со времен его строительства).
Еще ребята берут интервью – учатся и этому (может быть, в будущем они будут вашими коллегами?): например, у прихожанки юбилей, мы им даем задание, чтобы они поговорили с ней немножко, а потом написали что-то в нашей газете. Ребята это делают. У нас есть социальные сети, где публикуется разная информация, и мы иногда ребятам даем задание написать, например, что прошла служба, а после службы состоялся такой-то концерт. Вот таким образом ребята задействованы. Мне показалось, что это очень хороший опыт – будем его продолжать, и, даст Бог, в предстоящем учебном году подготовительный курс будет в таком же формате.
У этих ребят обучение еще впереди, а выпускникам предстоят сдача единого государственного экзамена, защита дипломных работ и получение диплома на руки. Учебное заведение заботится, куда дальше пойдут студенты? Куда дальше отправятся ваши выпускники?
– Хочется сказать, что это удивительное время для выпускников. С одной стороны, трогательное: человек волнуется, переживает, что его ждет. Я тоже волнуюсь, как их судьба будет устроена. Но перед этим им предстоит сдать экзамены, и это стрессовая ситуация, переживания; в этот момент – особая молитва.
Наших выпускников мы не бросаем, всех распределяем на места служения. Некоторые из них (кто находится в священном сане) уже имеют место служения – приход, где совершают свое диаконское или священническое служение. Тот, кто еще не определился, у кого все только намечается, после того как будет рукоположен в сан диакона или священника, точно так же получит указ на место своего служения.
У нас обучаются студенты не только из нашей епархии, но со всей митрополии, со всей области, то есть из 5-ти епархий. Наши выпускники едут и в соседние епархии – их ждут и в Челябинске, и в Ханты-Мансийске: им там рады, ведь их багаж знаний, их опыт важны и могут там пригодиться.
Все студенты, как правило, получают направления. Ну а те, кто желает, могут продолжить свое обучение в магистратуре в нашей семинарии или в столичных духовных школах, это не возбраняется. Главное, чтобы был интерес, желание и мотивация.
Вы подчеркиваете, что обучение в семинарии – не только образовательный, но еще и воспитательный процесс. В чем заключается элемент воспитания в семинарии?
– Да, я сам все время и себе, и другим напоминаю, что наши студенты – еще и воспитанники, которым мы будем прививать особые навыки (богослужебные, молитвенные и в целом как учиться). Иногда ребята приходят после школы и не знают, как учиться: как составить конспект, подготовиться к зачету, экзамену или семинару. Все эти навыки они приобретают в семинарии. В семинарии они вместе живут, вместе питаются, делят стол, делят аудиторию, несут общие послушания. Поэтому волей-неволей все мы друг на друга влияем, и очень хорошо и правильно, когда это влияние будет нести только положительный заряд. Но всякое бывает в жизни, которое тоже нужно пройти, – и это тоже важный опыт. Бывает, возникает какое-то недопонимание – как разобраться, как разрешить ситуацию? И здесь как раз и помогают воспитательные процессы.
Святитель Феофан Затворник пишет о воспитании, что это очень нелегкое, но благородное дело. Без любви, без самоотдачи, без чего-то настоящего сложно воспитать – дети тебе не поверят; они будут говорить «да», но выполнять свое и жить, как привыкли – у каждого уже есть какой-то опыт: положительный, негативный, опыт доверия или недоверия, разочарования в людях. И наша задача – научить доверять: в первую очередь Богу, что тоже трудно, а потом – друг другу; видеть в том, кто рядом с тобой, образ Божий: человек рядом с тобой – твой ближний, о котором говорил Христос. Кому ты должен помочь? Тому, кто рядом, – он твой ближний.
Вот это и есть воспитание.
Воспитательный процесс не ограничивается только распорядком дня. Это и посещение театров, выставок, общие богослужения – причем не только в нашем кафедральном соборе, но в Храме-на-Крови или в других храмах, куда мы выезжаем на богослужения, где много гостей, архиереев. Это тоже воспитание: студенты видят культуру церковную, видят, как должно быть. Ведь многие не знают и никогда не узнают, как это должно быть, а мы должны воспитать их: сделать церковными, культурными людьми, передать им традицию, красоту Православной Церкви, которую очень важно сохранить и не потерять.
Семинария у обывателя обычно ассоциируется с обучением только молодых людей. Но ведь в семинарии (например на регентском отделении обучаются) в том числе и девушки....
– Да. Екатеринбургская духовная семинария состоит из пастырско-богословского отделения и певческого (регентского), где мы готовим регентов церковного хора. Но это не только для девушек: бывает и парень великолепным регентом и может справляться с этим. Это особый факультет, очень интересный – там приобретают навыки не только хорового пения, но занимаются вокалом, дирижированием, изучением истории Церкви, истории богослужения, литургикой: эти дисциплины раскрывают всю глубину и красоту церковной службы, объясняют, почему нужно служить так, а не иначе, как правильно подобрать репертуар церковного пения для всенощного бдения и Литургии, чтобы создать особый, правильный молитвенный дух, чтобы это не было концертом, но и не было уныло, печально. Всему этому можно научиться – все секреты можно узнать на факультете церковного пения.
Мне так верится и хотелось бы, чтобы в ближайшем будущем девушки могли получать не только образование регента, певчего. Можно открывать и другие факультеты: церковное искусство, иконопись, шитье – здесь у нашей семинарии очень большой потенциал для роста. Я надеюсь, будут какие-то новые предложения для наших потенциальных абитуриентов.
Отец Корнилий, спасибо большое за беседу! В конце программы обратитесь к будущим абитуриентам и зрителям: вдруг что-то Вы не успели сказать, или в разговоре родилась какая-то мысль, которую хочется озвучить...
– Дорогие друзья! Выбор профессии – это всегда волнующе, всегда интересно. С детства мы мечтаем кем-то стать, что-то нас привлекает, влечет к себе, но кто-то из нас слышит в своем сердце зов Божий и призывается к служению Церкви, Богу, людям.
Откликнуться на зов Божий очень важно – постарайтесь услышать голос Божий в своем сердце, сделайте первый шаг. Я уверен, у вас все получится, устроится – и вы будете учиться в одном из самых лучших учебных заведений нашей страны и Урала.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.