Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Родился святой 5 ноября 1881 г. в д. Вотяково Чистопольского уезда Казанской губернии в семье крестьян Тимофея Александровича и Ксении Ефимовны Вотяковых. В 1899 г. Михаил окончил Саврушскую церковноприходскую школу и получил удостоверение о знании и праве преподавания хорового пения. В 1899–1901 и в 1903 гг. Михаил прослушал учительские педагогические курсы в Казани, в 1901 г. выдержал экзамен на звание учителя церковноприходской школы в комиссии при Чистопольском духовном училище, в 1903г. – экзамен на псаломщика и поступил псаломщиком в храм Святителя Николая в с. Жукотино Чистопольского уезда.
10 декабря 1906 г. Михаил был рукоположен во диакона ко Входо-Иерусалимской церкви Богородице-Сергиевского Черемисского женского монастыря в Царевококшайске. Все это время он состоял в должности учителя в различных церковноприходских школах и в школе Министерства народного просвещения. В 1911 г. диакон Михаил выдержал испытание на получение сана священника и в 1914 г. был рукоположен во священника к Покровскому храму в с. Кумья Козмодемьянского уезда.
В этом храме в 1917 г. у отца Михаила начались искушения. Староста храма с некоторыми своими единомышленниками обвинил его в вымогательстве денег за требы и в небрежном исполнении обязанностей священника. Управляющий Казанской епархией, будущий священномученик епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) назначил расследование, оно не подтвердило обвинений, возводимых на пастыря, однако крестьяне подписались под решением об удалении священника с прихода. 1 ноября 1917 г. некоторые прихожане обратились к епископу Анатолию с просьбой обжаловать это решение – они писали: «На дознании отец благочинный спрашивал только лиц со стороны обвинителей... С целью примирения прихожан со священником отец благочинный собрал 23 октября сход, но об этом сходе прихожане были извещены не все, а только лица недовольные... Когда же крестьяне стали колебаться и высказываться за примирение, то отец благочинный стал писать приговор об увольнении священника, и когда прихожане колебались подписывать этот приговор, то он стал их уговаривать, что им скоро вышлют другого, и тогда они подписались. Приговор этот был подписан в присутствии меньшей части прихожан; в приходе насчитывается сто девяносто домохозяев, а приговор подписали только десять домохозяев. Излагая это, мы просим Ваше Преосвященство приговор этот считать недействительным и самое дознание неполным и односторонним...».
Епископ согласился с ними, и отец Михаил был оставлен служить в этом храме, однако отношения между ним и прихожанами оставались напряженными, и в 1919 г. он был переведен в храм Святых Равноапостольных Константина и Елены в с. Кулаково Козмодемьянского уезда. Приход был беден, а во время гражданской войны и голода еще более обнищал, и положение священника, у которого была большая семья, стало и вовсе отчаянным.
В 1921 г. прихожане храма в с. Красный Яр Чистопольского уезда стали просить отца Михаила к себе, но пока прошение дошло до епископа Мамадышского Иоасафа (Удалова), тоже будущего священномученика, управлявшего тогда Казанской епархией, туда был определен уже другой священник. В 1923г. храм в с. Кулаково закрыли, и отец Михаил был назначен в Покровский храм в с. Сарсасы. Во время служения на этом приходе он был возведен в сан протоиерея. В 1929 г. протоиерей Михаил был арестован по обвинению в агитации против хлебозаготовок, но через несколько месяцев за недоказанностью обвинения освобожден. В 1930г. его направили служить в Троицкий храм в с. Чистопольские Выселки вместо скончавшегося там священника.
В 1929 – начале 1930 гг. власти приступили к насильственному созданию колхозов и массовым арестам сопротивлявшихся коллективизации крестьян, а вместе с ними и духовенства.
20 апреля 1931 г. председатель и секретарь сельсовета в Чистопольских Выселках составили акт, в котором писали, что «священник Михаил Вотяков... каждую службу выступает с “проповедью”, где упоминает колхозы. Сельсовет считает, что Вотяков в церкви... ведет антисоветскую работу... агитирует против колхозного движения. Настоящим сельсовет считает, что Вотякова необходимо изолировать...». 22 апреля отец Михаил и с ним 11 крестьян были арестованы и заключены в тюрьму в г. Чистополе.
29 апреля следователь допросил протоиерея Михаила. Из всех предъявленных ему обвинений священник признал только то, что действительно обращался к церковному совету, чтобы ему помогли уплатить часть налога, но церковный совет ему в этом отказал.
30 апреля следствие было закончено и составлено обвинительное заключение; все арестованные обвинялись в том, что «они, будучи настроены враждебно по отношению к советской власти и представляя из себя контрреволюционную группировку, вели систематическую агитацию и распространяли провокационные слухи, направленные к ослаблению советской власти и срыву проводимых ею мероприятий, используя в этих целях религиозные предрассудки масс».
12 июня 1931 г. тройка ОГПУ приговорила священника и некоторых крестьян к расстрелу. Протоиерей Михаил Вотяков и крестьяне были расстреляны 18 июня 1931 г. и погребены в общей безвестной могиле. Священномучениче Михаиле, моли Бога о нас!
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телекана «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.