Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В евангельском чтении дня мы немного слышали о воде живой, которую Иисус Христос обещал самарянке – мы уточним, та ли это вода, которая есть в таинстве Крещения, о том ли говорил Иисус Христос, а пока начнем разговор об одном из важнейших церковных таинств. Первый вопрос: как таинство Крещения было установлено?
– Это первейшее таинство вхождения в Церковь Божию. Церковь Христова как живой богочеловеческий организм – это собрание призванных, тех, кого позвала благодать Божия. Человек услышал зов Божий через слово Божие, через проповедь (например, апостола или священника или даже простого мирянина) и почувствовал внутри себя некий интерес к Церкви Божией. И его путь в Церковь, конечно, лежит от интереса через изучение слова Божия, догматов Церкви. Но входит человек в Церковь как раз через таинство Крещения.
Мы, к сожалению, привыкли к тому, что таинство Крещения – красивый обряд (особенно если посвящен крещению детей), а на самом деле в обрядовой стороне сего таинства заложены глубочайшие смыслы. Прежде всего вхождение в Церковь Божию ознаменовано нашим трехкратным погружением в воды во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Это, конечно, отсылка к древней практике, которую первые христиане имели: когда господин покупал раба, он раздевал его, давал ему новое имя, крестил его (погружал в воду во имя свое) и облачал в новые одежды. Все прошлое этого раба должно быть забыто, теперь он целиком и полностью принадлежит новому господину и должен выполнять его волю.
Таинство Крещения как раз и показывает, что мы в Крещении не просто узнали о Христе, не просто поверили в Бога, но крестились, чтобы исполнять волю Отца своего Небесного. В таинстве Крещения присутствует также и духовная составляющая, в том смысле, что это некий завет, ведь его можно по-разному называть – это и завет, и вхождение в Церковь: человек обещает, что будет верным Господу, но и Господь обещает, что сохранит верность человеку. Разница только в том, что это не совсем пропорциональный завет: Бог всегда будет верен человеку, а как поведет себя человек? Как он отреагирует – это уже дело его воли.
Таинство Крещения было изначально: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» – это было даже во времена Ветхого Завета, с этого начал и Предтеча, Креститель Иоанн. Это был общий образ, общее действие: чтобы порвать со своим прошлым, необходимо креститься. Иудеи тоже приходили на воды Иорданские, принимали крещение от Иоанна, тем самым омываясь в знак очищения от своего прошлого, от грехов.
Вы привели пример отношений раба и господина. А насколько этот пример применим к отношениям христиан и Бога? В полемике с язычниками или неоязычниками можно услышать: «Мой Бог меня рабом не называл, а вы рабы покорные – не имеющие права на свободу, на собственное мнение».
– В этой полемике часто присутствует некая ловушка. Так или иначе каждый из нас становится последователем чего-то, что он слышал или видел. И когда человек в наше время говорит, что он свободен от чего-то, он на самом деле обманывается.
Давая возможность человеку креститься во взрослом возрасте, мы на самом деле не даем ему возможности выбора: мир настолько агрессивно относится к человеку, что заставляет его сделать выбор заранее.
Мы на самом деле понимаем, что рабство Богу – это не унижение нас со стороны Бога: это прежде всего рабство, дающее свободу человеку. В какой-то момент мы дословно и щепетильно слушаемся того, что Господь нам повелевает через церковные обряды, через молитвословия. Потом человек научается чувствовать смысл Евангелия, его суть. И тогда мы слышим, как сегодня было сказано в Евангелии, что Господь ищет поклонников в духе и истине: это уже не те, кто цепляются просто за обряд или какие-то житейские мелочи, а люди, которые научились послушанию и через него уже знают, что мы сыны Божии: что мы призваны к сыновнему положению.
Насколько таинство Крещения необходимо? Можно ли спастись без него?
– Невозможно спастись без веры в Господа нашего Иисуса Христа, в Его спасительную Жертву, без признания и осознания этого.
Что касается таинства Крещения: если мы скажем об обрядовой стороне, то в церковной истории были разные случаи, когда крестились даже песком (это описывается в житиях святых). Как говорит Тертуллиан, есть христиане, которые омылись мученической кровью и тем крестились (было и так). Да, в неспокойное время бывали разные ситуации, но в наше спокойное время, конечно, необходимо войти в Церковь Божию: спасение в христианском православном представлении – это не просто знания о Христе, это значит – быть частью Тела Христова. Питаться благодатью Божией через таинство Тела и Крови Христа, через Евхаристию, возможно, только если мы пройдем через Крещение.
Только ли священник может совершать таинство Крещения?
– Классически – да, совершает священник. Но в неспокойные времена, в экстренной ситуации таинство Крещения может совершить и верующий мирянин.
Если мы видим, что на наших глазах умирает человек, то любой мирянин может подойти к нему и спросить: «Веруешь ли ты в Бога, в Отца и Сына и Святого Духа, в Иисуса Христа, Сына Божия?». И если услышит утвердительный ответ на вопрос: «Желаешь ли ты креститься, стать чадом Божиим?», может взять воду, покропить этого человека со словами: «Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». И Церковь признает такого человека крещеным.
Но человек выздоровеет, он должен прийти в храм и дополнить таинство Крещения другими молитвословиями, уже священническими, и таинством Миропомазания.
Вопрос телезрительницы: «Зачем христианину Крещение, если, например, разбойник вошел в рай без Крещения?».
– Часто люди задают такой вопрос, но ситуация была другая. Здесь акцент на то, что вера есть самое главное содержание нашего Крещения: если Крещение только формальное, то оно остается просто обрядом.
Важно понимать, что у разбойника произошло перерождение – и в таинстве Крещения происходит перерождение. В обычной ситуации человек принимает Крещение как знак признания им того, что он христианин и хочет быть в Церкви Божией. Церковь Христова всегда подчеркивала, что вера должна обязательно проявляться вовне. Одно из таких проявлений – таинство Крещения: «Я стал членом Церкви Христовой».
Вы говорили про песок... Обычно Крещение совершается в воде, а для этого должна быть купель. Или можно совершать его еще где-то?
– Есть разные формы, и в Древней Церкви были разные обряды. Кто-то крестил полным погружением, кто-то – только в воде живой (в проточной воде), как сказано в Дидахе. Считалось так: поскольку в таинстве Крещения мы приобщаемся к благодати Божией (под живой водой как раз и понимается Божия благодать), то обязательно нужно крестить в проточной воде. Но в Церкви были разные ситуации. Потом стали крестить в стоячей воде, в купели или просто окропив человека водой (или обливанием).
Вопрос ведь не в этом, а в том, с чем человек приходит к таинству Крещения. Если он верит в искупительную Жертву Спасителя, в Святую Троицу и намерен кардинально поменять свою жизнь, то уже не так важно, каким объемом воды его крестить: само таинство совершается внутри сердца человека, он выходит обновленный, а уже обряд этому просто указывает на то, что жизнь человека поменялась.
Погружение и обливание. Есть ли разница?
– Погружение – это когда человек полностью в воде. Обливание – когда священник берет воду в ладошку и льет ее на голову крещаемого.
Я служу также в следственном изоляторе «Матросская тишина». Возможности крестить человека полноценно там нет, но именно там происходят перед таинством Крещения Исповеди, переворачивающие человека напрочь. И когда я стал крестить в следственном изоляторе, понял, что внешняя сторона таинства – на самом деле на пятом месте, если не дальше.
Что внутри человека? Если просто стремление «красиво поучаствовать» в таинстве Крещения, то это просто обряд – ничего не происходит. Даже можно его погрузить в воду, сделать все чинно, по Уставу. У нас же есть такие выражения: если тебя не погрузили в воду полностью, надо перекрестить заново – даже в Средние века, в Требнике Петра Могилы, была такая формула: «Крещается раб Божий (имярек), аще не крещен».
Интересная ситуация: с кем мы играем? Бог не знает, крещен человек или нет? Или мы что-то там восполняем? Но перекрещиваться ни в коем случае нельзя. Любой человек, который крещен законным, рукоположенным священником, по-настоящему крещен. Точка.
А уже дьявол начинает глумиться над таинством и призывать человека усомниться в таинстве.
Бывает, пожилые приходят к священнику и говорят: «Сынок, не знаю, крещена я или нет». И в этом моменте священнику очень важно не торопиться: нужно помолиться, подождать, поспрашивать обстоятельства жизни этого человека. Потом выясняется: люди вспоминают, что крещены, к тому же они ведут церковный образ жизни, то есть причащаются Святых Христовых Таин, – и тогда слава Богу, что священник не крестил такого человека.
Святой Дионисий Александрийский участвовал в полемике: что делать, если в Церковь Божию приходят люди из еретических сообществ – Церковь Христова не признает их крещение, но так получилось, что они стали причащаться Христовых Таин? И святой Дионисий говорит: поскольку они уже причащаются Христовых Таин, ведут церковный образ жизни, то он их не перекрещивает: таинство Евхаристии уже в них живет, они полноценные члены Церкви Божией.
После этих богословских споров, наверное, в Символе веры появилась фраза: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов»?
– Да, тут очень важно понимать, в том числе и церковным людям, что сила веры нашей не в том, что мы просто покрестились или участвовали в таинстве Исповеди, а верить: Господь прощает наши грехи, которые мы совершили перед таинством Крещения – очень часто бывает так, что человек исповедовался перед Крещением, совершилось таинство, а потом дьявол напоминает прежние грехи этого человека – и тот опять приходит на Исповедь и кается в своих согрешениях… А где же моя вера? Для чего тогда я крещусь? Или я крещусь с верой, что Господь прощает мне эти грехи, или я этот багаж все равно несу с собой в жизни после Крещения.
Помимо веры какие еще должны быть обязательные условия, чтобы таинство Крещения совершилось?
– Это вера, желание измениться, изменить себя по лекалам Евангельским, желание сочетаться с Церковью Божией, стремление не возвращаться к прежней жизни. Древний человек, первый христианин, понимал: когда он говорил, что отрекается от сатаны, это не просто образное выражение; речь идет о конкретных языческих церемониях, в которых участвовали все языческие жители во имя тех богов, которые прославлялись. А в таинстве Крещения он отрекается от этого – он не хочет больше к этому возвращаться. Для этого требуется еще решимость поменяться – то, чего сейчас очень мало: есть много разговоров, философствований и размышлений, но нет дела, нет решимости. Посмотрите, никогда такого не было, чтобы православный христианин так много читал, но так мало делал…
Преподобный Марк Отшельник рассказывает про одного подвижника, юношу. Он пришел к своему духовнику и говорит: «Авва, я хочу спастись, что мне прочитать?». Тот дает ему книжку, юноша приходит домой, открывает книгу и видит первую строчку: «Если ты будешь в своей жизни поступать по совести, ты недалеко отойдешь от спасения». Юноша закрывает книжку, уходит в пустыню и подвизается. Через много десятилетий его находят уже престарелым опытным подвижником. Всего одна фраза!
Из каких частей состоит таинство Крещения?
– Первая часть – огласительные молитвы: священник читает молитвы, призывающие благодать Божию, для привлечения человека в Церковь. Читаются запретительные молитвы: отгоняется злой дух, дьявол; новокрещеный плюет в сторону дьявола, свидетельствуя тем, что он больше не будет работать греху, страсти. Затем он читает Символ веры – наше Credo: 12 пунктов нашей веры. (В Средние века во время таинства Крещения Символ веры произносился трижды, чтобы точно подтвердить решимость. Если крестят ребенка, то Символ веры читают крестные.)
Затем начинается таинство Крещения, в первой части которого мы молимся, чтобы освятилась вода. Потом совершается Крещение и таинство Миропомазания. После этого крещаемый с крестными ходят вокруг купели в знак вечного союза человека с Богом. Читается Апостол, Евангелие. Во время апостольского чтения напоминается, что те, кто крещен был во Христе, облачились во Христа: умерли для греха, ожили для Христа, жизни вечной, жизни по Евангелию.
Дальше – несколько обрядов, во время которых стригутся волосы, омывается святое миро, которым помазывался крещаемый. Этим таинство заканчивается.
Считается, что завершение таинства Крещения – таинство Причащения Христовых Таин, когда человек не просто воцерковился, то есть прочиталась особая молитва в храме Божием, в который его привели, но и причастился, потому что полноценное единение с Церковью Божией происходит в таинстве Причащения Христовых Таин, Евхаристии.
Правильно ли совершать три таинства в одно время, в один день – Крещение, Миропомазание и Причащение?
– У нас исторически сложилось, что таинства Крещения и Миропомазания объединены в одном чинопоследовании. А что касается таинства Причащения, я в своем храме так не делаю.
Если мы крестим в субботу, приглашаем причаститься в воскресенье: тогда новокрещаемый с крестными входит в Церковь Божию как в собрание верных – тех людей, которые причащаются Христовых Таин. Если их причащают сразу после Крещения, многие не приходят в церковь, а так есть возможность прийти в храм еще.
Это действительно хорошая попытка побудить людей хотя бы еще раз прийти в храм.
– Да. Очень ценно, что человек приходит на Литургию, видит верующих людей. Особенно в воскресный, праздничный день, когда вся Полнота Церкви (прихода, общины) собирается и празднует день Евхаристии.
Я полагаю, человек идет в храм получить утешение (мир, исцеление) в таинствах – он приходит в храм, молится (не дай Бог, его кто-то потревожит, не дай Бог с кем-то поговорить – это разрушит молитвенное состояние), потом причащается – и он должен молчать, чтобы состояние мира сберечь; в нем он возвращается домой. Почему для него важно обрести на богослужении состояние мира? Дальше – рабочая неделя: суета, отношения на работе, может быть, неудачные и так далее. Правилен ли такой подход: приходить в церковь, чтобы обрести для себя мир и спокойствие?
– Проблема в том, что мы думаем, что обретем мир и спокойствие, если никто не будет нас трогать.
Христианская логика, Божественная логика, приглашающая человека в христианскую Церковь, – другая: мы умножаем благодать Божию, когда делимся ею; при ее умножении мы сами расточаемся – мы себя отдаем.
Любой человек знает радость от служения другому. Для того, кто хочет закрыться и получить мир, этот мир хрупок – до первого встречного. У нас люди так и говорят: «Искушение: встретил соседку…», – но, простите, это не христианская психология.
Благодать, которую мы принимаем в таинстве Евхаристии, не для нас: она для окружающих. Служение другому человеку предполагает деятельное участие, сопереживание. Мы не гладкие шарики, которые соприкасаются друг с другом в одной точке: мы живые личности, способные служить другому человеку не абстрактно, а деятельно.
Поэтому большая ошибка, если человек ждет мира, приходя в Церковь. Он же может не получить этот мир. Тогда происходит разочарование – и возникает вопрос: «значит, таинства-то не действуют?». Это дьявольская уловка, чтобы увести человека от Церкви Божией.
Первые христиане особенно почитали мучеников. Мученики не сидели в норках. Это были люди, которые после Причастия не боялись сказать: «Я христианин». Не боялись пойти на подвиг. А было гонение на Церковь: запрещалось собираться вместе, читать слово Божие. Тем не менее, превозмогая свои страхи, христиане шли на подвиги, служили другим, болящим людям, умирающим. Здесь невозможен мир в обычном понимании.
Настоящий, глубокий мир возможен только в служении другому человеку. Это нереально без соприкосновения с другими.
Люди приходят в храм за внутренним успокоением, поэтому они не готовы ни с кем общаться, – лишь бы немножко побыть в тишине, может быть, насладиться атмосферой храма.
– Иногда я говорю своим прихожанам, что храм – не место для молитвы в том смысле, к которому мы привыкли: место для молитвы – наша келья, где мы закрываем двери, зажигаем лампадки или свечечки, отстраняемся от внешнего мира (человеку это нужно).
Но храм – место собрания: Христос сравнивает Церковь Божию с брачным пиром. Представляете, на брачном пире все сидели бы вот так? (Положил руки на колени.) Я не представляю. Тем более это были восточные люди: обязательно были смех, песни, вино, радость – как по-другому выражать свою радость?
Поэтому нужно понимать: ты приходишь в храм прежде всего потому, что ты христианин – ты приходишь в гости к Отцу Небесному. Как мы приходим к своим родителям? Мы приходим не за миром, а потому, что соскучились по ним. Здесь наш стол, братья, сестры, папа, мама. Мы смеемся, разговариваем.
То же самое и в церкви: кто-то передал свечку, кто-то попросил что-то поправить или отойти – это не должно нарушать наш мир. На самом деле в любой ситуации он нарушается нашим эгоизмом: в очереди в магазине, в храме, на работе, и виноваты только мы сами.
Храм – место, где собрались чада Божии: братья, сестры. Как мы собираемся на вечере встречи выпускников? Не сидим же с постными лицами – нам интересно, как у кого дела, мы радуемся общению. То же самое происходит в церкви.
Спасибо Вам большое, отец Роман, что были сегодня с нами! Мы поздравляем Вас с престольным праздником в храме в честь Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (возле строящегося храма). Желаю в мире провести оставшиеся Пасхальные дни и дни после Пасхи тоже.
– Благодарю.
Записали:
Елена Кузоро
и Светлана Волкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.