Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (1063) → Протоиерей Димитрий Кулигин: Должно ли православному христианину быть современным?

Протоиерей Димитрий Кулигин: Должно ли православному христианину быть современным?

№22 (1063) / 2 июня ‘20

Беседы с батюшкой

Понятие «современность» имеет для нас сейчас особые нюансы. Отец Димитрий, насколько сейчас (я не имею в виду только пандемию) православному человеку искусительно жить?

– Я думаю, не сложнее, чем обычно: христианину всегда было сложно жить в современном мире. Здесь стоит пояснить, что такое современность, современный мир: находящийся в этом времени, идущий в ногу с настоящим временем. Нужно ли православному христианину быть современным? Я бы ответил, что нет: православный христианин должен не то чтобы не идти в ногу со временем, а быть впереди него. Я бы сказал так: если кто-то пытается быть современным, то он уже опоздал.

Почему так? Был ли современным Христос, когда пришел в Иудею? Он сказал: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить его». Однако для Его современников (заметьте, современники были людьми верующими – они не отрицали Бога, более того, это был богоизбранный народ) Его речь, Его поступки были несовременны: они опережали тот образ жизни, который тогда был.

Здесь очень интересно, насколько может православный христианин быть современным и что подразумевать под современностью? Вы можете сказать: «Батюшка, Вы тут аллегории какие-то устраиваете». Но все-таки, на мой взгляд, это очень важный момент, который христианин должен всегда понимать.

Я думаю, если мы будем гоняться за некой современностью, всегда будем опаздывать. А вот если будем идти за Христом, тогда современность будет идти за нами.

Мне кажется, ошибочно полагать, что надо стараться везде найти некую современность, которой мы должны подражать и за которую должны хвататься. Мы – создатели современности. В конце концов, организм Церкви универсален: Христос и вчера, и сегодня, и завтра один и Тот же – если мы это будем помнить, какие-то вопросы у нас сами собой могут исчезнуть – и мы не будем допускать ошибок, которые люди часто совершают.

Далее: если смотреть в бытовом плане, Церковь находится в некоем настоящем времени. Настоящее, определенное время (даже сей день) предполагает и технический прогресс, и какие-то веяния, и Церковь должна как-то на это реагировать. Действительно, как Церковь может реагировать на то или иное новшество, на ту или иную проблему?

Мне кажется, очень важно держать в уме две вещи – скажем так, две современности. Одна современность – в богословском плане, а Церковь вне времени, Бог вне времени. Эту мысль надо помнить. С другой стороны, Церковь должна как-то реагировать на какие-то моменты нашей жизни. Этих моментов может быть масса, и они всегда будут. Это как в природе: всегда что-то растет – вычисти землю, и все равно на ней что-нибудь да вырастет (другой вопрос: что вырастет).

Часто церковным людям говорят: «Вы должны быть современными». Я бы задал вопрос: на что призвали в таком случае? Я слышал, что одного священнослужителя возмущенно упрекали (причем он человек современный, миссионер): «Как же Вы, современный человек, не можете понять, что это надо сейчас в нашей жизни? Как же Церковь остается ретроградной, консервативной?». Речь шла об экстракорпоральном оплодотворении.

Если современные технические, медицинские средства дошли до чего-то, Церковь все равно должна задавать нравственный вопрос. Что бы это ни было: компьютер или просто какая-то книга, – надо рассматривать современность в контексте нравственности.

Вопрос телезрителя: «Есть такое высказывание: безумие делать одно и то же, повторять снова и снова одно и то же, при этом ожидая получить абсолютно другой результат. Как это связано с богослужением, когда повторяется одно и то же из года в год: молитвы те же и действия те же? Что тут современного? Если бы Христос ходил и читал одни и те же псалмы с утра до ночи, не думаю, что за Ним ходило бы столько людей».

– Насколько я понимаю, вопрос был: зачем талдычить одни и те же молитвы? Может быть, что-то новенькое взять? Вопрос совершенно справедливый: человеку в жизни часто хочется чего-то новенького.

Например, сколько можно есть одну картошку? Как бы она ни была вкусна, она может надоесть. Как можно смотреть один и тот же фильм? Как бы он ни был хорош, хочется чего-нибудь нового. Желания мирского человека именно таковы – новшества.

Другое дело, надо ли это? Если какое-то обновление, то да. Что касается молитв, у нас есть самый простой пример и самая простая молитва: «Господи, помилуй». К ней, наверное, могут быть самые большие претензии – чаще всего именно она и повторяется. Сколько можно говорить: «Господи, помилуй»? Даже, бывает, люди ее не к месту употребляют.

С другой стороны, давайте возьмем тех, кто эту молитву практиковал как Иисусову: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного». Задайтесь вопросом: почему есть и были люди (и я думаю, будут), которым эта молитва настолько понравилась, что они по-другому и не хотели? Они и не могли и были глупыми, а настолько в эту молитву вошли, что им было ее вполне достаточно, чтобы общаться с Богом.

Что такое молитва? Это разговор с Богом: я говорю Богу некие слова молитвы – так вот, человеку было этого вполне достаточно.

Часто, когда человек любит, он только эти слова и может произносить: «Я тебя люблю» – у него душу распирает, ему хочется много чего говорить, но все сводится к словам: «Я тебя люблю». Примитивно ли это? Скучно ли? Или все-таки какие-то слова могут в себе нести что-то сконцентрированное, что вполне может быть самодостаточным и может не надоесть? Это же вопрос не только молитвы. Я привел банальный пример: что такое кино, картошка? Но есть важные вещи. Молитва – это важно. Любовь – важно.

А если говорить о новом, вы задали очень интересный вопрос. Если говорить о современном мире, он построен на частом обновлении. Такой «западный принцип» – через 5 лет надо все менять: машину, квартиру, жену. А правильно ли это на самом деле? Квартиру – ладно, смените. Машину – да. А жену, мужа? Может, еще и детей менять? Если вам в том, что касается молитв, не нравится повторение, подумайте: может быть, вы чего-то не понимаете в словах? Это не укор.

Самая распространенная молитва с евангельских времен – «Отче наш». Христос не призывал к разнообразию, Он говорил: «Молитесь так: “Отче наш…”». Помню, когда я стал все больше и больше погружаться в церковную жизнь (естественно, это была одна из моих первых молитв), какое-то понимание вдруг пришло не через месяц-два, а когда я был уже воцерковленным человеком: я помню, это было не в храме и не было мистическим откровением – мне никто не являлся, но на какой-то рядовой, домашней молитве вдруг пришло ясное осознание самых простых слов.

Перечитайте молитву «Отче наш» – именно перечитайте: простые же слова. Но какое-то слово для меня вдруг заиграло как драгоценный камень…

Часто человек хочет нового потому, что то, что он имеет, не понимает. Поэтому попробуйте понять. Молитв у нас, мне кажется, предостаточно. Может быть, даже больше, чем мы могли бы вместить. Но то, что мы имеем, порой не понимаем… Я делюсь с вами собственным опытом.

Не только молитву «Отче наш», но и другие молитвы я только со временем смог понять, и до сих пор что-то происходит. Какие-то прилагательные я больше понимал в связи с тем, что у меня было в жизни: когда никаких проблем нет, радость – это одно. А когда вдруг с кем-то печаль, какой-то конфликт, я, например, слово «мирность» понимал вдвойне, втройне.

Молитв очень много. Мы просто их часто не понимаем. Я вам желаю проникнуть в то, что вы имеете, со всей душой, от всего сердца.

Сейчас мы часто слышим: «Давайте Литургию будем служить на русском языке!». Более того, от очень известных пастырей я слышал, что в Москве много храмов, мол, ничего страшного, если в 10-ти из них будут службы на русском языке. Дело в желании обновить Церковь, в том числе и Евангелие: исключить церковнославянский язык из общего употребления, чтобы всем было все понятно. Прокомментируйте это.

– Это действительно очень серьезная проблема, вопрос и часто укор. Часто укор мы слышим со стороны.

Ни для кого из моих прихожан в этом проблемы нет. Более того, я бы сказал, в этом проблемы вообще нет. Чаще так говорит человек, который только пришел в храм и для него церковнославянский язык – закрытая книга.

У компьютера тоже есть свой язык. Мы же не требуем, чтобы компьютер подстраивался под нас – мы стараемся понять его язык. В других областях жизни мы не гнушаемся понять тот или иной язык. Появляются новые слова, которые выходят из социальных сетей. Это люди воспринимают нормально, а церковный язык почему-то становится проблемой? Мне кажется, здесь вопрос банальной лени: не человек хочет идти к Богу, а чтобы Бог шел к нему. Здесь проявляется эгоцентризм.

Я изучал эту тему и столкнулся с тем, что переводы часто могут быть ошибочными. Я старался пользоваться и современными переводами на иностранные языки и пришел к выводу: если идти путем, которым пошли на Западе протестанты, все время переводить на современный язык, то это будет бесконечно: чем дальше, тем больше и быстрее язык меняется. Надо быть очень осторожным – мы все равно за этим не угонимся. После таких изысканий я стал приверженцем того, что больше надо давать комментарии – не гнаться за переводом целиком библейского Писания, а, скорее, его комментировать.

В свое время я для себя решил перевести утреннее, вечернее правило, Последование ко Причастию, то есть самые ходовые молитвы. И столкнулся с тем, что на самом деле это не так-то просто: церковный язык гораздо богаче, чем русский. Церковное слово бывает невозможно перевести на русский одним словом: что-нибудь да потеряешь. Это тоже надо учитывать, когда ратуешь за новый, обновленческий язык.

Вопрос телезрителя: «Вот грянула пандемия, и люди поняли, что земные блага, к которым они стремились, не самое главное в жизни. Что значит «быть современным»? Научиться терпеть и смиряться? Или это что-то другое?».

– Всегда вопрос должен быть окрашен нравственно. Вы как раз об этом и говорите. Раньше тоже были пандемии, и они косили кошмарное множество людей.

Существует русская поговорка: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Вот я сказал, что в нашей жизни появились стереотипы менять что-то каждые 5 лет – человек порой в этой гонке не успевает задуматься о вечных вещах.

То, что вы говорите, очень правильно – это вечное, то, что будет живо в любом «современном» мире (по крайней мере, должно быть всегда современным для православного христианина).

Вы напомнили, что синодальное издание в свое время было, быть может, для кого-то бомбой: как так можно? Я напоминаю, что перевод делался не за день и даже не за год – многие годы люди сидели, переводили, и все равно есть недочеты, какие-то вещи, которые хорошо бы подкорректировать. Это говорит о том, как сложно вообще все перевести.

Но почувствуйте разницу: я не за то, чтобы молиться на непонятном языке, но я и не сторонник бежать вдогонку за современным языком, который порой и опошляется, и примитивизируется. Любой филолог скажет: чем древнее язык, тем он богаче и насыщеннее. К сожалению, современные языки становятся все более примитивными. Как мы Богу должны молиться? Примитивно ли? Просто – да, но не примитивно.

Насколько вообще возможно взаимодействие консерватизма и поиска нового? Имеется в виду, должен ли быть здоровый консерватизм?

– Думаю, консерватизм обязательно должен быть: Церковь, по сути, консерватор, институт Церкви консервативен. Это, я считаю, нормально. Другое дело, не надо путать ретроградство с консерватизмом.

Нездоровый консерватизм мы как раз имеем в виду, когда говорим о Христе. Я начал с того, что Христос был несовременен. Современное Ему общество было не просто консервативно, оно было архиконсервативно – со знаком «минус». Именно поэтому общество Его не понимало: почитая Бога, молясь Ему, общество Его и отвергло. Эта опасность всегда будет существовать – это, скорее, внутреннее дело Церкви, чтобы Церковь как институт всегда наблюдала за этим: как дамоклов меч, это всегда будет висеть. Две крайности. Первая – остаться в таком состоянии, закоснеть. А другая крайность – либерализм: попытка гнаться за новыми веяниями, за которыми никогда не угонишься.

Есть такое непослушное, упрямое животное – осел. Как заставить осла идти вперед, когда он упрямится? Повесить морковку перед ним – он будет за ней бежать и не сможет ее догнать. Если Церковь будет как ишак за морковкой бегать, это тоже ничего хорошего не принесет нашей жизни.

Я не могу не затронуть еще одну тему, которая особенно важна в последние десятилетия. Были времена гонений начала ХХ века, когда храмы у нас закрывались. Но есть мнение, что сейчас особые гонения: все делается для легализации греха, чтобы христианину было как можно труднее жить. Как остаться в современном мире, при легализации греха, православным христианином?

– Очень сложный, серьезный вопрос: дьявол не дремлет.

Если уж говорить, кто гонится за современностью, так это он – дьявол всегда будет современным, в курсе веяний, новой моды, чтобы человека совратить. А за нами всегда есть право выбора. Так было и тысячелетия назад, и сейчас: «Что ты выберешь?» – это вопрос соблазна, он стар как мир. Другое дело, что формы могут быть разные. Очень важно не поддаться на новые словечки, когда за красивыми или наукообразными словами лежит банальный грех – можно сказать: детоубийство, а можно сказать: аборт (вроде бы слово нерусское, не так резко этот грех называет).

Он закамуфлирован.

– Да. Языковыми средствами камуфлируют грехи. Когда вы что-то видите или слышите, причем это может быть даже высказано благообразно, задавайте вопрос: что за этим стоит?

Очень важно в нашем мире различить, где добро, а где зло. Слова могут быть самые разные – вопрос в том, что человек подразумевает под словом: одно слово может означать как положительное, так и отрицательное, это тоже надо иметь в виду.

Вопрос телезрительницы: «В последнее время ловлю себя на мысли, что завидую безграмотным людям позапрошлого века. Они знали 3 молитвы Серафимова правила и, готовясь к Причастию, творили Иисусову молитву, а у нас столько информации, что она порой заслоняет веру в Бога. Может, я не права…».

– Мне кажется, здесь есть элемент малодушия с вашей стороны: нам часто это присуще. Нам хочется куда-то спрятаться, когда современный мир на нас давит, в том числе информацией, хочется уехать «в деревню, в глушь, в Саратов», – уйти в леса, иначе не справиться. Порой надо признать это, чтобы суметь преодолеть. Вы завидуете тем, кто знал некое Серафимово правило. На самом деле это ошибка.

Часто человек ошибочно хочет спрятаться в лесу. Помню, мальчишкой я хотел спрятаться где-то в деревне, чтобы отойти от современного мира: взять только Часослов, молитвослов и молиться, чтобы мне ничто не мешало. Приехал – и занимался только дровами, теплом, едой и прочим, и молиться было крайне тяжело технически.

Поэтому не стройте иллюзий: бывает очень сложно спрятаться туда, куда вы хотите. От себя самого не спрячешься! Более того, те, о ком вы говорите, часто знали не три молитвы – они знали гораздо больше молитв, чем мы. Один из звонивших говорил, что молитв и так много. Я уж умолчал о том вопросе, что молитв гораздо больше: кто сейчас знает, что такое Мине, Октоих? А при Серафиме Саровском народ чуть ли не наизусть знал эти книги и мог, если что, сделать замечание, если на службе что-то не так произойдет.

Болезненная тема в нашей Церкви – старообрядческий раскол. Там была фраза «за единый аз», а кто-нибудь ответьте: что такое «за единый аз»? А тогда знали не только «аз», но и «буки», и «веди», и все остальное. Молитв знали много, но могли молиться проще.

Ваш вопрос состоит в том, что нам хочется спрятаться от этого мира. Я вас понимаю, мне самому порой хочется спрятаться; глаза откроешь порой – думаешь: Боже мой, как тяжело. Но, с другой стороны, вспомните, как один из замечательных современных священнослужителей говорил: мы должны быть, как свеча, которая светит в темноте – Господь нас к этому призывал. Каждый из нас миссионер – каждый из нас должен нести свет в темноту мира.

Если вы видите проблемы вокруг, значит, Господь возлагает на вас миссионерскую задачу их решать. У каждого они могут быть свои, своего порядка. Вам Господь судил… Вы постарайтесь ваши проблемы по-христиански преодолеть – вот самое важное: не уйти куда-то, не делать из себя необразованного человека знанием трех молитв.

Господь дал вам образование – пользуйтесь им, насколько возможно. У нас есть современные технические средства, которыми вы смогли воспользоваться и дозвониться до нас. Мы можем их положить на добро. Важно, положительно или отрицательно ты будешь пользоваться теми или иными средствами связи, телевидения и так далее. Вы переживаете за свое духовное состояние и хотите стать лучше – это хорошо (когда средства связи играют безобразную роль – человек посмотрел телевизор и как будто испачкался, – это достойно сожаления).

Как я, православный христианин, должен относиться к тому, что в Церкви мне непонятно или не нравится?

– Очень интересный вопрос, и он может быть гораздо серьезнее и глобальнее, чем может показаться. Буквально недавно один церковнослужитель заострил внимание именно на нем.

Часто люди имеют о религии те представления, какие им хочется. В том же христианстве, в православии человек хочет, чтобы вера была именно в тех параметрах, какие ему хочется.

Здесь очень важно, чтобы человек не веру под себя подделывал, а себя под веру. Когда я входил в Церковь, для меня вера была неудобна – я по-человечески хотел по-другому. Но я больше ценил истину, которая находится в православии, и понял, что какие-то вещи мне надо в себе исправлять под веру, а не веру под себя. Это очень важный момент, дорогие братья и сестры.

Должен ли быть человек православной веры современным?

– Вернусь к началу: и да, и нет. С одной стороны, должен, но с другой – не в погоне за чем-то. Он должен аккумулировать все хорошее в современности, чтобы быть не ведомым, а вести за собой. А куда вести? К Богу.

Записали:
Наталья Культяева
и Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Мы прославляем Солунских братьев, которые принесли славянским народам весть о Христе Воскресшем

– Христос Воскресе!Поздравляю вас с двойным праздником – с Пасхальным воскресеньем, посвященным воспоминанию об исцелении слепого Господом и Спасителем, и с памятью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

 
Беседы с батюшкой

Священник Олег Герасимов: Можно ли спастись добрыми делами?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс