Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1060) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Главное, чему нас учит Пасха, – молитва, покаяние и неосужденное причащение Святых Христовых Таин

Протоиерей Димитрий Смирнов: Главное, чему нас учит Пасха, – молитва, покаяние и неосужденное причащение Святых Христовых Таин

№19 (1060) / 11 мая ‘20

Беседы с батюшкой

У нас продолжается Пасха: 40 дней после Воскресения Господня Церковь празднует этот великий праздник, и замечательно, что он охватывает столько дней нашей жизни. Но прошла Пасхальная неделя, и некоторые люди говорят: «Жалко. А почему Пасхальные богослужения так быстро закончились?». Как Вы думаете: если бы на все 40 дней продлить их?

– Зачем думать о каких-то странных вещах? Когда мы были маленькие, у нас была одна игра – мама называла ее: «А если бы...» – «А вот если бы я был космонавт, я бы полетел на Луну, а если бы у меня был мотоцикл, я бы ехал по берегу и в воду прямо прыгнул». И так далее, можно без конца говорить.

Дети любят такое.

– Наверное, не мы одни, но вот это «если бы» я на всю жизнь запомнил: мама своим звонким голосом очень сильно смеялась, и сейчас я как бы вижу ее, как она смеется над такими благоглупостями. Наше богослужение создавали не пирожники, не сапожники, не пожарники, не полицейские, не космонавты, а величайшие святые и величайшие умы на протяжении тысячелетия. Это все уже отшлифовано, отполировано, продумано, испробовано. Так что лучше нам погружаться в эту стихию и стараться ее освоить. Пользы будет гораздо больше, чем рассуждать, повторяя в голове чужие мечтания. По-моему, это, как сейчас говорят, неконструктивно.

Вопрос телезрителя: «У меня пожелание: пусть никогда не умирает наша страна, пусть всегда наша страна процветает, пусть всегда наша Русь будет с Богом. Пожелание батюшке Димитрию, чтобы он всегда процветал, никогда не болел, если это возможно, всегда был рядом с Богом. Желаю процветания Вашей семье. Вопрос у меня такого характера: в чем смысл жизни в глобальном понимании этого слова и в узком?».

– Насчет того, чтобы не болеть, – так не бывает, все живые существа на нашей планете болеют, это неизбежно и полезно. Святые отцы говорили так: здоровье – это Божий дар, а болезнь – дар бесценный, поэтому она очень нужная. По поводу процветания нашей страны – нет, она вместе со всем миром катится в преисподнюю, поэтому тут как-то не очень заметно глобальных тенденций, чтобы что-то изменилось: вместо чудесного русского наречия продолжается матерщина, пьянство, наркомания, бессовестное отношение к старшим, преступность.

Сейчас кто первый откликнулся на глобальное моровое поветрие? Мошенники. Начинают наживаться – встречаются с наивными людьми и их беспощадно обманывают, грабят. И чтобы после этого страна процветала? А если прибавить к этому, что женщины, которые забеременели в этот сложный период, бросились искать, где бы им сделать аборт побыстрее и подешевле?.. То есть они стремятся к самоубийству страны. И после этого процветать? Чему? Абортариям, что ли? Пивным ларькам? Чему процветать?

Правда, меня одна молодая трехлетняя мама давеча очень порадовала. Но это одна за несколько лет. Когда у нее мама спросила: «Кем ты хочешь быть?», она говорит: «Хочу быть мамой». Но из этого маленького зернышка закрома пшеницы не набьешь. Но все-таки я рад, что хотя бы живет на свете это трехлетнее зернышко. А так, конечно, Бог говорит одно, а люди хотят другого. И какое после этого процветание? Только процветание безбожия и последующая деградация до тех пор, пока эту землю не отнимут.

Я это воспринимаю без всякого уныния: это вещь закономерная, у каждого греха есть последствия, а уж последствия убийства – это всегда печать на человеке стоит, причем на всю жизнь. Кого ограбил – всегда можно вернуть деньги, в три раза больше, а если убил – ничего не сделаешь. А если невинного, а если это твоя дочка? Ничего не сделаешь, хоть на голове ходи оставшуюся жизнь: ты убийца собственной дочки.

Я рад вашей молодости, вашему оптимизму. Я тоже оптимистичный человек, но даже то испытание, которое мы со всем миром проходим, считаю попущением Божиим, чтобы люди задумались, как живут, что делают, где наш Бог. Мне кажется, это очень важно. Поэтому нам нужно больше думать не о процветании, а о покаянии, и это будет полезно для нашей души. Я считаю, что должен вам это сказать.

Действительно, если посмотреть на негатив нашей жизни, то оказывается, что все мы идем в преисподнюю. А все-таки есть же у нас и хорошие подвижки? Люди храмы заполняют, многие молятся, каются, от своего атеизма отошли и стали верующими людьми: пересмотрели свою жизнь.

– Бесспорно. Но пересмотр жизни не полный: люди, воцерковляясь, остаются одной ногой здесь, другой там – даже на Исповеди их интересует прежде всего только благополучие собственной семьи, и то на время, пока мы живы. А о том, что представляет собой жизнь после смерти, как вообще Богу послужить в этой жизни, они не думают. Люди даже не могут ответить себе на вопрос: зачем я крещу детей? Не могут ответить на вопрос: «А что ты хочешь? А что для тебя счастье?». Ну, или какой-нибудь простой вопрос: «Чему уподобим Царствие Небесное?». Пусть ответят. Выясняется, что Евангелие человек не знает.

Давеча я с одним медицинским работником беседовал, так у нее наполовину язычество в голове, а другой половиной мозга (у нас же два полушария) она считает, что глубоко верующая и вообще православный человек и службу любит (я уж не стал у нее спрашивать, что она в ней понимает). Она как перед стеной стоит, но нравится. А как это может не нравиться? И обычно такие люди говорят: я люблю, когда в церкви никого нет. То есть для них нынешняя атмосфера самая благоприятная: никого нет, я один, мечтаю о чем-то своем.

Сегодня ехали мимо нашего Сити, там написано: «Все будет хорошо». Мечтают о том, чтобы все было хорошо. Это все я могу перечислить: главное – здоровье, а второе – деньги (немного, но так, чтобы хватало). И «чтобы все было». Ну разве это христианство? Это как раз язычество: в бубен поколотил, травку какую-нибудь поджег, и духи (рогатые, с копытами) успокоились, перестали бить хвостами и вообще легли у наших ног, мурлычут. А мы еще в бубен стукнем. А где христианство?

Когда все хорошо, тогда и слава Богу.

– И сердце жиреет, оскудевает вера, даже вот такая, очень несамостоятельная. Поэтому я рад храмам – шанс появляется. Сегодня двое пришли, говорят: «Ничего не прочитал, не подготовился, а можно причаститься?». То есть человек даже немного потрудиться не в состоянии. «Ну раз уж оказался здесь, давайте заодно». Но так нельзя – все-таки это в Писании написано, это не я, окаянный, придумал… Есть и некоторые тенденции благоприятные. Каждый храм в городе – это и украшение, и красота, и богослужения в нем: сколько труда, сколько икон написано, вырезанный иконостас, певчих собрали – они поют Богу славу. Это замечательно? Замечательно. Но это слишком неглубоко, а глубоко – это молитва, покаяние и неосужденное причащение Святых Христовых Таин: это главное, чему нас Пасха учит.

Пасха – это же очень трагичный переход нашего Спасителя от земной жизни к Небесной. Вершина его земного триумфа – вход Господень в Иерусалим – через два дня чем кончается? Предательством и истязанием, ужасающей смертью…

Пасха, конечно, праздник радостный, но радуются больше куличам и красивому обряду, а надо, чтобы человек радовался о Господе. В нас должны быть те же самые чувствования, что и во Христе Иисусе, Господе нашем: мы должны в своих чувствах резонировать со Спасителем. А мы все норовим свою ниспадающую кожу приласкать... Этого, к сожалению, недостаточно.

Вопрос телезрительницы: «Христос Воскрес в новом теле, но тем не менее на Нем остались раны. Когда Он перестанет быть носителем ран?».

– Нам это неведомо, а может быть, уже произошло, ибо в этом нет нужды. Немного вас вынужден поправить: Он не в новом теле Воскрес, а в преображенном. И такого же преображения Господь ожидает от нашей души – тогда и мы совоскреснем с Ним и увидим, есть раны на Его теле или уже нет.

Вопрос: «Не могу пока понять, как любить Бога. Я, наверное, его боюсь: боюсь попасть в ад, не понять Его воли, грешить. Как разобраться, боюсь я Бога или люблю Его?».

– Начало любви – это всегда страх Божий. Под страхом Божиим мы понимаем боязнь чем-то оскорбить любимого Отца Небесного, сделать что-то не так.

Человек говорит: я боюсь греха. Но это очень правильный путь, безопасный, так и надо дальше действовать. А чтобы любовь к Богу в себе развить, надо развить любовь к тому, что является источником благодати Божией. Первое – любовь к Священному Писанию. Христос заповедал: исследуйте Писание, оно свидетельствует обо Мне. Второе – надо обязательно полюбить заповеди Божии. Это ступени, по которым человек идет в Царство Небесное.

«Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет».

– Третье – нужно полюбить молитву: это общение с Богом. И четвертое – нужно полюбить таинства Церкви. Во-первых, покаяние, ибо оно освобождает нас от греха и является вторым крещением для нас, и причастие Святых Христовых Таин, когда мы и телесно, и душевно, и духовно соединяемся со Христом Спасителем. Больше такого единения нигде нет: ни на небе, ни на земле. Апостол говорит: «Едите ли, пьете ли – все делайте во славу Божию». Поэтому надо каждый шаг нашей жизни, каждый вздох посвящать Богу.

Следующий вопрос: «Считается ли православный человек лицемером, если сам совершает грех, но в то же время запрещает другим людям его совершать?».

– А как один может что-то запретить другому? Это только под замок посадить. В правоприменительной системе попадаются такие лицемеры, мы их даже в сериалах встречаем, их там выводят на чистую воду. Как они называются? «Перевертыши» или что-то в этом роде. Когда он начинает убедительно говорить: «Ты действуешь против закона», а сам гребет лопатой совершенно из других закромов. Это, конечно, лицемерие.

Люди друг друга порой попрекают именно в нарушении заповедей.

– А люди не должны друг друга попрекать – это есть осуждение, тем более вслух: это прямое нарушение заповеди Божией. По этому поводу апостол Павел говорил: «А ты кто, осуждающий чужого раба?». Человек дерзает кого-то осуждать. Это, конечно, фарисейское лицемерие, отвратительное качество души, с которым никак не войдешь в Небесное Царство.

Как одна женщина жаловалась: «У меня муж в храм не ходит, но любит мне повторять: ты же христианка и по заповеди должна меня слушаться».

– Можно ответить: «Больше нужно слушать Бога, нежели человека» – даже если это твой супруг. Смотря к чему он призывает. Что значит «должна»? Это же не формальный подход. Еще б сказал: «Ты юридически (или по закону) должна». А у нас Россия вообще замечательная страна, и поговорки такие: «Закон – что дышло, как повернул – так и вышло». Изумительно просто.

Да, люди давно подметили.

– Много веков назад. Я нашими поговорками просто наслаждаюсь.

Следующий вопрос: «Моя старшая сестра воцерковлена уже много лет, верующий человек, однако любит приврать. Часто в разговоре обманывает людей. Мне неприятно слышать, как она врет, общение бывает в тягость, но каждый раз молчу. Сказать ей об этом? Но моего ли ума это дело? Обижу. Сестра старше меня, и мне неловко делать ей замечания, но в то же время испытываю очень большую тяжесть на душе от этого».

– Чтобы не испытывать тяжесть, нужно сказать: «Ой, извини, пожалуйста, мне надо идти». И каждый раз так делать, как соврет. И постепенно, через 250 раз, она поймет закономерность; может быть, начнет допытываться… И тогда можно согласиться ответить, но не сразу, не в первый раз.

«Что это с тобой такое? Ты все время от меня бегаешь».

– И под конец, когда уже ее любопытство превысит желание врать, ответить: «Я бы сказала, но боюсь, что ты обидишься, а я тебя люблю и не хочу с тобой отношения прерывать».

Вопрос: «Объясните, пожалуйста, как вести себя с людьми, которые изливают недовольство, раздражение, постоянно жалуются на других?».

– Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых: не надо общаться с такими людьми – только с преподобными преподобен будешь.

А если это коллектив на работе?

– Надо менять работу. Мне один покойный батюшка рассказывал. Когда у него делали обыск, гражданин из соответствующей организации понимал (он не глупый человек), что они творят неправду, и сказал: «Батюшка, извините, уж такая работа». И Господь тому батюшке на ум послал такую мысль для ответа: «Вы знаете, работу же мы выбираем». Вот и все. Миллионы молодых и сильных парней из Азии находят у нас работу, а мы боимся лишиться этого коллектива.

Вопрос: «Если никого нельзя осуждать, как реагировать на то, что тебя пытаются вовлечь в грех? Чем осуждение отличается от попытки доказать свою правоту?».

– Доказывать свою правоту – это безнадежная глупость. Почитайте Евангелие, посмотрите, как Христос доказывал Свою правоту. Выучите наизусть.

Господь сказал: Научитесь от Меня – это для многих недостижимо.

– Старайтесь хотя бы в ситуациях, абсолютно тождественных той, в которой мы оказались...

Возмущает откровенная ложь, которую говорят человеку.

– Человека, может быть, все возмущает, но реакция на это бывает гораздо хуже, чем сама ложь.

Попытка восстановить справедливость…

– Это совершенно глупая попытка: любая революционная деятельность отвратительна.

А молчание не становится ли согласием с ложью?

– Может и становится. Но ведь можно просто встать, повернуться и уйти. Или, допустим, если ты по должности обязан вмешиваться в какие-то ситуации (например, ты прокурор, не дай Бог), то тебе необходимо вмешиваться. Это другое дело.

Не все прокуроры.

– И не все мойщики окон. И даже не Деды Морозы.

Вопрос телезрительницы: «К Матроне стоят в очереди, у Пантелеимона просят исцеления… Есть даже ювелирные изделия, связанные со святыми – например башмачок Спиридона (его покупают для улучшения финансового положения). Я понимаю, что святые – достойные люди, но они творили чудеса и помогали только верой в Господа Бога. Стоит ли приобретать эти (как я считаю) амулеты или нужно просто обращаться к Богу? Я уверена, что Он не дедушка, который сидит на облаке, впереди видит, а сзади не видит. Он же везде – и понимает, что нам нужно. Моя сестра купила серебряный или золотой башмачок Спиридона, чтобы у нее все было хорошо. Я думаю (может быть, и ошибаюсь), что приобретение таких ювелирных изделий – это идолопоклонство. Понимаю, Спиридон – великий, но, мне кажется, все от Бога».

– Я полностью с вами согласен. Просто у многих людей сознание соответствует вере: оно бывает детским. Когда в руке сапожок, человек осязательно ощущает свою молитву. В этом нет ничего плохого, но вы абсолютно правильно рассуждаете.

Если мы молимся святителю Спиридону Тримифунтскому (а он великий чудотворец!), то он не может сотворить никакого чуда – его может сотворить только Бог, если святитель Спиридон помолится за нас. Мы говорим для краткости и условно: «Святитель Спиридон помог». Не он помог, а Отец Небесный. Поэтому вы совершенно правы. Я рад, что вы молодая – и такая умненькая.

Вопрос: «Объясните, пожалуйста, как стать добрее и спокойнее, перестать нервничать? Ведь в суете современного мира очень сложно не нервничать».

– Надо пить седативный чай. Пойти в аптеку или аптечный пункт, попросить: «Дайте мне седативный сбор» – очень помогает. На ночь – полстакана, и в момент, когда вы очень нервничаете, выпивать вторую половину стакана и сразу заваривать новую порцию. К этому присовокупить крестное знамение и земной поклон.

Как быть добрее?

– Например, как научиться стрелять из пистолета? Надо купить пистолет-дробовик, который выпускает по одной дробинке, мишени – и тренироваться. Взять 5–6 уроков у мастера, потом тренироваться годик-два. Постепенно пульки будут укладываться ближе к «десятке».

Так же и здесь. Каждый день, прошедший без доброго дела, надо считать пустым днем. Обязательно что-то делать. Например, заходишь на кухню – грязная посуда. Взял – за всех вымыл. Кто-то лег на кровать в сапогах – постирал простынку, постелил новую.

На подножке трамвая кто-то наступил каблуком на плюсну твоей правой стопы. Больно! Улыбнулся: «Извините, не могли бы Вы убрать ножку с моей стопы?». Не облаял: «Куда прешь?» – а потерпел. Вот опять доброе дело. И так далее: пропусти спешащего, уступи нуждающемуся.

Спасибо, батюшка, за ответы, за передачу.

– Христос Воскресе, дорогие наши слушатели и зрители!

Записали:
Елена Кузоро
и Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс