Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Как сохранить Пасхальную радость... Сегодня эта тема звучит особо: сейчас никто не может с уверенностью сказать, что среди нас отсутствует уныние. «Как уныние сосуществует с Пасхальной радостью?» – вопрос вопросов. Пасхальная радость, наверно, посещает всех – если вспомнить слова Иоанна Златоуста на Пасху про всех постящихся и непостящихся, то, мне кажется, даже неверующих в эти дни касается эта удивительная радость, и не только тем, что мы постоянно говорим: «Христос Воскресе!». Но сейчас многие страдают от уныния. Именно в этом аспекте по-новому звучит тема: «Как сохранить радость Христова Воскресения в наших сердцах не только до Вознесения, но и на всю жизнь?».
– Если начинать разговор про Пасхальную радость, то нужно учитывать, что эти дни (сама ночь Пасхи, Светлая Седмица) – уникальны. Люди, которые соприкасаются с этим событием на мимолетном, бытовом уровне, тоже испытывают неизведанные для себя чувства. Нужно понимать, что Пасхальные дни уникальны, поэтому сохранить радость в полной мере мы до конца не можем.
Если же будем искусственно ее вызывать или унывать, что она из нашей жизни уходит, то будем вредить сами себе. В течение всего года Пасхальная радость для нас должна перейти в нечто другое. Уныние связано с неумением видеть в себе границы того, что мы можем удержать, достичь, и вообще границы своих возможностей при взаимодействии друг с другом и прежде всего в богообщении – вопрос здесь граничит с аскетикой, богословием, осмыслением своего места в истории человечества и Церкви.
Мы не затронем всего, только некоторые моменты, но я бы хотел акцентировать внимание слушателей на том, что уныние возникает, как правило, по двум причинам: из-за лишнего само-мнения, самолюбия и потому, что унывающий человек предается греху маловерия – он не может до конца понять, что все происходящее не только в глобальном масштабе, но и в рамках каждой минуты его личной жизни, зависит от Господа: все учитывается в Промысле Божием. Если мы сможем взглянуть на события выше границ, которые нам подкидывает нынешняя ситуация, нынешний мир, то сможем избавиться от уныния в какой-то степени.
Мы говорим, что в нашем мире достаточно причин для уныни – мы расстроены, думаем, как выжить в этих условиях: что делать, если потерял работу, когда не хватает денег, когда ребенок, который учился все время на «5», вдруг стал плохо учиться на дистанционном обучении. Уныние ли если человек размышляет о проблемах своей жизни, и они превращаются в грех уныния?
– Думаю, размышления превращаются в грех уныния, когда они не связаны с молитвой, оторваны от Откровения, Священного Писания, богообщения, от общения с братьями и сестрами: человек замыкается в себе, не видит уже границ, которые могут защищать его от воздействия страхов, присутствующих в личной жизни каждого.
Нужно выйти на духовном уровне за пределы самоизоляции, о которой сейчас говорят (здесь как раз изоляция неуместна, мы не должны изолироваться от Бога – это молитва), мы не должны изолироваться от Священного Писания, от опыта тех людей, которые являются свидетелями преодоления уныния. Мы не должны изолироваться от тех, кто прошел этот путь и может нам что-то посоветовать.
Вопрос телезрителя: «Христос Воскресе! В чем разница между унынием и критическим отношением к жизни? Почему у нас хватает радости и восторга на несколько дней? Постепенно это затихает, забывается – и до следующего года».
– Это естественно для человека. Мы опять можем обратиться к Священному Писанию и вспомнить случай, когда Господь очень близко открывал Свое Божество, Свою радость, делал так, что от человека ничего не зависело, он просто наслаждался тем, что видит Господа – например, мы можем вспомнить Преображение, когда ученики испытывали невероятное блаженство, но Господь прервал блаженство и сказал: «Да, радуйтесь, не бойтесь, но у вас есть еще много других дел».
Уникальная Пасхальная радость дается как бы в залог и как помощь, чтобы мы дальше могли ее реализовывать в насущных делах, нужных нам и ближним для спасения, чтобы мы еще больше могли испытать эту радость через год и по-настоящему подготовились к вечной радости – к встрече с Господом.
Еще аспект: мы знаем, что каждое воскресенье – это малая Пасха и что батюшка Серафим приветствовал всех всегда словами «Христос Воскресе, радость моя!». Постоянное размышление о Воскресшем Христе может быть для человека искусительным или это в любом случае радость, которая не принесет никакого духовного вреда?
– Память о Воскресшем Господе, о Воскресении Христовом должна присутствовать всегда в человеке – в этом нет никакого вреда, но мы должны отдавать себе отчет, какой ценой это было достигнуто для людей: мы должны помнить не только о событии Воскресения, но обо всех событиях – периодах личной истории Христа, человеческой истории, – без которых бы не было Воскресения. Есть дни, когда мы забываем о Воскресении, и Церковь благословляет нам думать о другом – например Страстная пятница: мы скорбим и чувствуем богооставленность, Сам Господь скрывается от нас. Иногда это полезно для человека: любой может что-то возомнить о себе, переставить местами важные вещи на своем духовном пути, а Господь таким образом врачует и дает понять, что радость Воскресения Христова зависит не только от Него, но и от духовного состояния самого человека.
Если мы будем в целом воспринимать процесс Искупления человека, процесс служения Господа, Его обещание пребывать с нами в Святых Дарах и через Откровения Святого Духа, если будем это помнить, тогда будем в безопасности от тех искушений, что называются духовной экзальтацией.
Я бы хотел привести пример – у меня есть знакомый, у которого, когда он много и подробно думал о распятии Христовом, на руках образовались стигматы, открытые раны. Тогда было удивление: как это произошло? Такая экзальтация может быть опасна или полезна для души человека?
– Я уже затронул эту тему: Господь может оставлять человека наедине с самим собой. Человек должен пережить и осознать даже отрицательный опыт, к которому он не хочет возвращаться или который не принес ему радости, удовлетворения, не подтвердился в тех дарах, что должен приносить любой опыт.
Если все сводится к тому, что человек замыкается на своих собственных переживаниях, определенных моментах того, что сделал Господь, и не переходит на уровни возрастания в познании Бога, преображения самого себя в процессе богообщения, то здесь налицо самообольщение.
Переживания всегда индивидуальны. Вполне возможно, эти моменты у конкретного человека, о которых вы сказали, принесли ему пользу на определенном духовном этапе, но мы не можем их вызывать искусственно. Я думаю, каждый из нас переживает моменты радости, скорби, но никто из нас не может гарантировать, что это повторится, когда мы захотим. Поэтому будем верить: то, что было у вашего знакомого, было просто одним из полезных этапов для его духовного возрастания.
Когда мы обращаемся к Господу, наша молитва может быть разной – каждый день нас беспокоят разные вещи. Как научиться в эти дни, когда у нас и молитва по-другому звучит, молиться в особенности о том, что больше всего волнует? Если это время радости, то о каких проблемах молиться, или я просто не должен молиться о проблемах?
– Молиться нужно обязательно непрестанно. Но молитва должна проверяться тем опытом молитвы, который нам открыт в Священном Писании и в святоотеческих творениях. Нужно сопрягать свою молитву с чтением Священного Писания, размышляя над ним и сравнивая с тем, что об этом думали святые отцы.
Вопрос телезрителя: «Пандемия остановила человека, заставила его подумать о его делах. Но вынужденное сидение дома ввергло людей в состояние безысходности, безденежья. Как сохранить Пасхальную радость?».
– Чтобы окончательно дать ответ на вопрос, для чего эта напасть к нам пришла, для какой цели, нужно время, это уже дело других поколений. Но уже сейчас можно сказать, что через пандемию Господь многое нам напоминает: например, что весь мир – больница. В обычное время мы об этом забываем. Многие ли думают, что они каждый день проходят мимо учреждений исправительного характера или больниц, где страдают, умирают люди? Может быть, некоторые всю жизнь там проводят, не знают, что происходит в нескольких метрах от них. А здесь Господь без всяких прикрас дает нам понять, что карантин начался после изгнания из рая: Господь ограничил этот мир временем, пространством и состоянием людей.
Мы переходим, образно говоря, из отделения в отделение. В какое-то время нам полезно пребывать и вне храма, в какое-то (не дай Бог, конечно) – кто-то попадает в реанимацию, кто-то проходит терапию... Если мы осознаем, что Господь участвует в том, что происходит, то успокоимся и будем искать одного: как бы нам найти полезное от Господа задание – познать волю Божию о нас самих в данной ситуации.
Воля Божия есть для каждого. Мы будем это делать с благодарностью, молитвой и через это получим радость как следствие правильного выбора воли Божией. Это невозможно сделать самому, но вместе со святыми отцами, Священным Писанием, молитвой Церкви, которая корректирует нашу молитву.
Что бы Вы посоветовали почитать людям, чтобы они с большей свободой могли ответить на вопрос: как сохранить радость Воскресения Христова и как не унывать?
– На первом месте – Священное Писание: уверен, что большинство людей так и не осилили многие Книги Священного Писания, Ветхого Завета, тоже полезного для нас как некая вершина мудрости того времени…
Можно определить для себя, что усваивается лучше – чтение или видеолекции. В интернете есть много лекций людей, которые давно исследуют, преподают те или иные дисциплины, в том числе и по святоотеческому Преданию. Сейчас много литературы по толкованиям Священного Писания – ее мы тоже можем использовать: по каждому отрывку можно посмотреть мнения отцов, которые жили в разные века, мнения исследователей из современной библеистики – это занимательно, очень полезно.
Если мы начнем со Священного Писания, святоотеческого толкования – это будет стимулировать нас искать откровения, свидетельства о Боге в том числе и в современной литературе, и в классической.
Когда мы говорим о чтении и толковании Священного Писания, мы сталкиваемся с тем, что нам заявляют: зачем нужны толкования, сам читай и все будет в порядке. Как ответить на это?
– Много примеров в самом Священном Писании, когда человек (причем даже не перед другим человеком, а перед Самим Господом) самоуверенно утверждал: «Я знаю сам, как лучше сделать». Мы можем вспомнить, например, апостола Петра, апостола Павла, который был очень ревностным в изучении Священного Писания и в толковании его. Но он был ревностен не по разуму, поэтому услышал от Господа слова: «Трудно тебе идти против рожна» – «ты не знаешь, что знания человеческого недостаточно, тебе обязательно нужна помощь Самого Господа».
Во-первых, Господь открывается нам не только во время личной молитвы, но через других более опытных людей, открывается для нас в Церкви. Во-вторых, мы сами можем ошибаться – это очевидно. Если мы ошибаемся иногда в принятии решений, в нашей семейной жизни (любой человек может это подтвердить, если честно смотрит на свою жизнь), то уж тем более можем ошибаться в пластах совершенно других планов богооткровенных словес, сохранившихся для нас по крупицам, как некое сокровище. Поэтому не сверять свою жизнь с сокровищем, которое хранит для нас Церковь, а Церковь и есть хранилище святых отцов, – это самому себе вредить и самообольщаться.
Вопрос телезрительницы: «Я хотела бы подсказать нашим гражданам рецепт от уныния, если это возможно. Апостол Павел говорит: всегда радуйтесь и непрестанно молитесь. Молитесь за народ, за страну – мы должны уповать на Господа нашего Иисуса Христа, славословить Его: только в Нем выход, победа и радость. Если мы унываем, тогда у нас дух подавлен».
Спасибо Вам большое за Ваш комментарий. Действительно, если мы говорим о молитве и о том, что нужно сверять свою духовную жизнь с неким камертоном, то, наверное, самый главный вопрос в том, что сейчас много размышлений о смерти – много людей умирает, и мы всегда можем заболеть и оказаться в этом же незавидном положении. У нас есть спасительный путь: мы можем исповедоваться и принять Тело и Кровь Христовы. Почему, на Ваш взгляд, очень мало обращений, чтобы пригласить священника домой и причаститься дома?
– Это связано с тем, что некоторые действительно пребывают в страхе, что можно заразиться, – не через Святые Дары, а через человека, а некоторые просто берегут священников. Разные причины есть.
Будем размышлять в русле того Откровения, которое читается сейчас в Церкви о Святых Дарах: в частности, читается святой апостол Иоанн Богослов – читались слова Господа, что кому Он хочет, тому дает жизнь, кого хочет – воскрешает не только в последний день, но и вообще – духовно, из мертвого человека делает живым.
Будем размышлять, что без Его вмешательства, теснейшего присутствия в нашей жизни мы не можем стать живыми на уровне духовной жизни – мы можем двигаться как живые люди, но духовно можем быть мертвыми или же не возрастать. Усвоим слова Святого Евангелия, что бывают разные времена – иногда Господь говорит: не берите сумы, обуви – сейчас Я буду вам заменять все, не заботьтесь ни о чем; бывают времена, когда Он говорит: сейчас возьмите суму и даже купите меч – или когда Он говорит: терпением вашим спасайте души ваши.
Нужно различать времена. Сейчас такое время, когда, размышляя о необходимости, ценности Святых Даров, необходимости церковной, храмовой, всеобщей молитвы, мы проведем это время в ожидании Господа, как ожидали Его люди по многу лет (бывало и такое). Тогда непременно мы перейдем на другой уровень восприятия того, что происходит в Церкви, что там главное.
Действительно, причастие Тела и Крови Христовых – основное для нашей духовной жизни, все остальное лишь помогает этому. Мы с вами сейчас чего-то лишены: как священник я не могу служить, например, Литургию с прихожанами тогда, когда хочу. Я бы хотел, чтобы братья и сестры участвовали в этой Трапезе, но, к сожалению, нам приходится служить сейчас одним. И мы находим в этом тоже некую духовную пользу, чтобы потом, когда все возобновится и будет полноценная жизнь общины, через молитвы, совместную радость, Причастие мы стали ценить драгоценность, которая у нас есть.
Вы говорили, что сейчас мы в приближении можем понять, что такое аскетика. Мы обладаем сейчас временем для чтения Священного Писания, отцов Церкви, чтобы в нас не умер практикующий христианин и когда закончится это поветрие, прийти в храм. Я надеюсь на то, что у нас будет сразу очень много прихожан – все придут с радостью! Подтвердите мою мысль или опровергните ее: сейчас для нас благодатное время, когда мы можем узнать больше о христианской вере, узнать себя, своих близких?
– Об этом говорю не я, а святой апостол: христианину все содействует ко благу – что бы ни происходило, при должном восприятии. Но можно вспомнить слова Господа, когда Он говорит: не ваше дело знать времена и сроки.
Мы надеемся, что все это скоро разрешится, молимся об этом, но все-таки Господь лучше нас все знает.
Если настроимся благодарить Господа за прожитый день, за то, что Он дает нам возможность и на следующий день что-то исправить, воздать Ему хвалу, искать Его воли, подражать Ему, тогда незаметно пройдет это время, и мы сможем потом вспоминать о нем, как вспоминали, например, о временах гонений в советское богоборческое время в начале ХХ века – люди вспоминали об этих годах и говорили: «Несмотря на все лишения, которые были, когда нас ограничивали во всем (мы не могли ходить в храм, служить, молиться вместе), тем не менее Господь нам что-то открыл такое, что компенсировало нашу обычную, привычную радость богообщения». Давайте просто предадимся в волю Божию, усилим молитву, будем надеяться на Его всемогущество, всеведение и благой Промысл о каждом из нас.
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.